|
Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение. Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах. Как замужняя женщина. Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей). Другая важная деталь одеяния Богородицы — поручи (нарукавники). Поручи — деталь облачения священников; на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в ее лице — всей Церкви) — Первосвященнику Христу. На челе и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Слова. Существует пять основных типов изображений Божией Матери: это "Молящаяся", "Путеводительница", "Умиление", "Всемилостивая" и "Заступница". |
Иконы Пресвятой
Богородицы
1. "Молящаяся" ("Оранта", "Панагия",
"Знамение")
в верхней части алтаря.
2. "Путеводительница" ("Одигитрия")
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке. На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери. Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери "Умиление" находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.
Из икон этого типа в России наиболее известны — "Державная" и "Всецарица".
5. "Заступница" ("Агиосортисса")
Источник: http://ortlib.narod.ru/dmaria/
|
Брянский Кафедральный Собор в честь Живоначальной Троицы
Чудотворные иконы Божией матери на Брянской земле |
Балыкинская
в храме во имя Святителя Николая с. Балыкино Погарского
района Казанская в Площанской пустыни в монастыре Казанская Богородицкая Площанская пустынь Севского района Молченская в Севском Кресто-Воздвиженском монастыре Суражская (Новодворская) в Спасо-Преображенском монастыре г. Новгород-Северска Споручница грешных в Николо-Одрином монастыре Карачевского района Свенская в Свенском монастыре г. Брянска (в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее) Смоленская Мглинская в Успенском Соборе г. Мглина (предположительно) Смоленская Чубковичская в храме в честь зачатия Праведной Анной Пресвятой Богородицы с. Чубковичи Стародубского района Троеручица Бело-Бережская в Бело-Бережской пустыни Брянского района Трубчевская в Троице-Скановом монастыре Пензенской области Челнская в храме в честь Сретения Господня г. Трубчевска |
Иерусалимская икона Божией Матери
История: Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании. В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, то святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник исчез и и сейчас храниться в гробнице Пресвятой Богородицы в Иерусалиме (in the Tomb of the Virgin Mary in Jerusalem). Старец Паисий Святогорец (Эзнепидис) именно про эту икону говорил что она более всего имеет портретное сходство с Богородицей.
|
|