На главную


 

Икона Молченская

Икона Божией Матери Молченская хранится в Богородице-Рождественской Софрониевой мужской общежительной пустыни, которая находится в 150 верстах от города Курска и в двадцати верстах от г. Путивля, на горах, примыкающих к большому болоту «Молче». Об обстоятельствах явления этой иконы предание рассказывает следующее.

Около шестисот лет тому назад, в начале XIV века, из опустошенных татарами киевских пределов пришли сюда два инока и поселились в пещере на «Чудной» горе. Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, перед которым и совершали свои молитвы. После смерти иноков их предали погребению в устроенной ими пещере. Это место скоро позабылось и очень долго оставалось совершенно никому неизвестным, так как оно было пустынное и дикое, заросшее дремучими лесами, по которым бродили только бортники, отыскивая пчелиные улья для добывания меда. Но в княжение Василия Дмитриевича (1389—1425 гг.) и при митрополите Киприане Богоматери было благоугодно прославить это дикое место явлением Своего чудотворного образа.

В 1405 году один из бортников, бродя по лесу, зашел на Чудную гору и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние. Внимательно осмотревшись, он увидел на ветвях липового дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы».

Бортник поспешил в Путивль и там рассказал гражданам города о случившемся. Духовенство в сопровождении городских властей и множества народа тотчас же отправилось на указанное бортником место явления св. иконы, и все увидели ее стоящей на дереве и окруженной небесным светом. С радостными слезами благоговейно поклонились ей и совершили молебное пение; многие тут же получили исцеление.

Благочестивые путивльские граждане воздвигли здесь временную небольшую часовню, в которой и была сначала поставлена явленная чудотворная икона. Весть о явленной иконе и чудесах от нее достигла до великого князя и митрополита. С их разрешения и содействия на этом месте была воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь.

В Смутное время эта обитель подверглась разорению, и игумен ее Пафнутий с братией принуждены были перейти в город Путивль, в новопостроенный там монастырь, который получил название Большого Молченского. Иноки вместе с собой взяли сюда и святую Молченскую икону.

Когда в этой обители случился большой пожар, чудотворный образ исчез неизвестно куда. На месте первоначального явления иконы в Софрониевой пустыни Сохраняется доныне точный список с нее, принесенный сюда в 1635 году при строителе Софрониевой пустыни Серапионе от сумского атамана Лукиана Константинова. Помещается эта икона в иконостасе над царскими вратами и при пении акафистов спускается на шелковых шнурахвниз для лобызания верующими.

Эта икона отличается необыкновенно величественной живописью. Богоматерь изображена в короне; на правой руке Ее Богомладенец, а в левой лествица. Перед Ней изображен молящийся человек. Празднование в честь этой иконы совершается два раза в год: 18 сентября — в день ее явления и 24 апреля — в день перенесения ее из Путивля в Софрониеву пустынь.

 

Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон

 

 

Севский Кресто-Воздвиженский монастырь

Церковь Воздвижения

Автор фото Василий Шелёмин

Находится в Замарицкой части города на холме левого берега р. Марица, в бывш. Пушкарной слободе и является доминантой этого района. Деревянный храм известен здесь с 1628 г., упомянут он также в описи 1646 г.; в 1696 и 1729-31 гг. сооружался заново с приделами великомученика Георгия и апостола Иуды.

Между 1802 и 1808 гг. вместо него построено нынешнее каменное здание (на первом плане оно показано деревянным, на втором уже каменным). Интересный памятник архитектуры Севска периода зрелого классицизма, с рядом деталей, свойственных более раннему этапу развития этого стиля. Кирпичное и оштукатуренное здание вытянуто по продольной оси. По типу принадлежит к бесстолпным од-нокупольным храмам с трехчастным построением.

Прямоугольные в плане алтарь и трапезная с закругленными углами примыкают к повышенному кубическому объему центральной части, увенчанному широким барабаном с восемью окнами и сферическим куполом. Соединенная коротким переходом с трапезной стройная колокольня из трех четвериков с арочными проемами и коротким шпилем является вертикальной доминантой всей объемной композиции. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют четырех-колонные портики тосканского ордера с высокими крутыми фронтонами,. украшающие боковые стороны куба, и меньший портик с двумя парами колонн в центре восточной стены алтаря.

Из других элементов декора интересны рустовка закругленных углов трапезной и алтаря, плоские пилястры в широких простенках барабана и рамочные наличники окон в духе раннего классицизма: с "ушами" и своеобразными зубчатыми сандриками или прямоугольными нишами в завершении (барабан). Лишь проемы внутри портика имеют арочное обрамление.

Ярусы колокольни украшают парные полуколонны (нижний) или пилястры (верхние), упрощенные антаблементы и фронтоны. Ее арочные проемы обрамлены архивольтами на импостах и с замковыми камнями. В интерьере господствует центральное помещение храма со срезанными углами и барабаном на парусах, завершенным куполом; алтарь перекрыт цилиндрическим сводом с лотком с востока и распалубками над окнами, а трапезная имеет плоское перекрытие, опирающееся на два столба.

У нижнего яруса колокольни — вспарушен-ный свод, у перехода и внутристенной лестницы в северной стене — коробовый. Роспись масляными красками темно-красных, серовато-синих и разбеленных охристых тонов выполнена в кон. 19 в. в духе позднего академизма; поновлена в 1973 г. В куполе традиционно написана Новозаветная Троица, между окнами барабана - отдельные фигуры апостолов, под ними - евангельские сцены, на парусах - евангелисты, в алтаре - изображения святых в медальонах.

Сборные иконостасы - главный трехъярусный и придельный одноярусный - выполнены в кон. 19 - нач. 20 в. в русском стиле, иконы - в 19-20 вв. Основными элементами их декора являются арочные обрамления икон с витыми колонками деисусного чина, крестами, церковными атрибутами (в основном объеме), килевидные завершения на иконах и царских вратах (в приделе). В интерьере храма сохранилась деревянная скульптура "Христос в темнице" 19 в.

 

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М. Наука 1997