На главную

 

 

 


 

Казанские иконы Богоматери  

Велико для верующей России значение чудотворной Казанской иконы, которая пользуется в русских православных семьях беспримерным почитанием. Во имя этой иконы и для хранения ее воздвигнут в северной столице один из великолепнейших в России соборов. Большей частью этой именно иконой благословляют молодых к венцу, и, озаряемый в детских мирным сиянием неугасимой лампады кроткий лик Богоматери с любовью смотрит на подрастающих детей. В Москве Казанский собор стоит на исторической Красной площади, против Кремлевских стен, в двух десятках шагов от Иверской часовни, в виду возвышающегося на площади памятника, с которого Минин указывает Пожарскому на Кремль. Он стоит незыблемым воспоминанием милости Богоматери к Русской земле в одну из ужаснейших годин.

Казанский поход царя Ивана Васильевича Грозного походил на крестный ход. Казалось, целью было скорее привести ко Христу новое стадо, чем покорить новое царство московскому царю. Казань пала в день Покрова Богоматери. Взрыв стены и башен Казани раздался тогда, когда во время обедни в походной царской церкви дьякон возглашал прошение ектении:

«О еже покорити и пособити под нозе его всякого врага и супостата». Вступив на следующий день в Казань, царь немедленно заложил собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же царь определил место для построения и других храмов, а в следующем году была учреждена в Казани епархия и прислан первый Казанский епископ святой Гурий.

При ревностном распространителе света Христова епископе Гурии и его преемнике святителе Германе утверждение веры в Казани шло успешно, но потом магометанство оказало сильное сопротивление. В эту именно пору для укрепления православия Богоматери и угодно было прославить Свою икону.

В 1579 году, после страшного пожара, превратившего в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города, магометане заговорили, что русский Бог немилостив к русским и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечает летописец, — стала притчею и поруганием». Тогда Господь и явил милосердие Свое.

Один стрелец собирался ставить на месте пожарища себе новый дом. Девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Богоматерь и приказала поведать архиепископу и городским начальникам, чтоб они извлекли из недр земли Ее икону, причем Богоматерь во сне указала и место, где на пепелище сгоревшего дома скрыта икона. Девочка рассказала о сне матери, но та не придала никакого значения словам дочери. Видение повторилось, но мать и на этот раз не обратила внимания на повеление Богоматери, передаваемое устами ребенка. Наконец, в третий раз девочка увидела во сне саму икону, от которой послышался грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». Девочка проснулась потрясенная и перепуганная и стала звать мать и громко требовать от нее исполнить приказание Царицы Небесной. Тогда, наконец, та согласилась и отвела дочь к воеводам и к архиепископу Иеремии. Но никто из них не поверил словам девочки.

8 июля, вернувшись после бесплодных хождений, мать взяла в полдень заступ и стала сама рыть по указанию дочери. Помогали ей и другие. Но икона не появлялась. Тогда стала рыть Матрона, и около того места, где была в доме печь, скоро было найдено заветное сокровище. Увидели икону Богоматери, обернутую в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не попорченный, точно икона была только что написана. Присутствовавшие при обретении иконы немедленно разнесли о том весть по всему городу. Когда узнали о событии городские власти, все собрались к дому стрельца; архиепископ Казанский с духовенством совершил к месту явления крестный ход, и икона была торжественно перенесена в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем ее был священник Гермоген, впоследствии митрополит Казанский и затем патриарх всея Руси, погибший в смутное время за православие. Он и описал событие явления иконы. У Николы Тульского было совершено торжественное молебствие, и затем икону понесли в Благовещенский собор. По дороге совершилось первое чудо: прозрел Иосиф, который был слеп в продолжение трех лет. Затем в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последующие времена было замечено, что от Казанской иконы особенно много исцелений подается людям, страдающим глазами.

Вскоре архиепископ и воеводы послали царю в Москву подробное донесение об обретении иконы с точным ее списком. Царь велел на месте явления строить женский монастырь для сорока инокинь и в нем хранить икону. Отроковица Матрона со своей матерью первыми приняли в новом монастыре пострижение. Кроме первоначальной церкви, была вскоре воздвигнута новая, каменная, с трапезой; на содержание обители было дано сто душ. В 1594 году был заложен и в следующем же освящен митрополитом Гермогеном новый обширный собор Успения Богоматери. Штат инокинь тогда же увеличен до 64 человек; принесены были обители богатые вклады утварью, иконами, ризами; образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

Новые великолепные украшения возложены на икону императрицей Екатериной. При ней же решено построить взамен простоявшего двести лет и обветшавшего храма другой. Он заложен в 1798 году на отпущенные по повелению Екатерины 25 тысяч рублей и освящен в 1808 году.

Ум человека верующего невольно поражается одним обстоятельством. Явление Казанской иконы знаменовало собой торжество русских над магометанством. И все время, пока заветная святыня красовалась в Казани, мы считали себя с востока спокойными. В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев забрались в соборный храм Казанского монастыря и, ограбив его, унесли с собой и чудотворную Казанскую икону. Грабители найдены. Но икона пропала бесследно. И тогда-то постигли нас поражения на востоке. Относительно судьбы подлинной Казанской иконы существует два мнения.

Одни полагают, что подлинная икона хранилась в Москве и перенесена сюда по благочестивому желанию царей, но без огласки, чтобы не огорчать казанских жителей. Русские цари любили сосредоточивать в Москве святыни всех мест. Мог также привести с собой эту икону из Казани Гермоген, при переходе на патриаршую кафедру. При перенесении столицы в Петербург, говорят сторонники этого мнения, именно эта икона была в числе других святынь перенесена в новую столицу, следовательно, в Петербургском Казанском соборе находится подлинная Казанская икона. Другие утверждают, что подлинная Казанская икона находилась в ополчении Пожарского и, прибыв в Москву, осталась в построенном для нее Пожарским на Красной Площади соборе. Размеры этой иконы значительно меньше и пропавшей в Казани, и пребывающей в Петербурге.

Как бы то ни было, все три иконы явились великими источниками благодати Богоматери. Петербургская Казанская икона является заветнейшей и любимейшей святыней Петербурга. Перед ней всегда стоят богомольцы, и многие деловые петербуржцы с живым религиозным чувством всякий день приходят на поклонение иконе, как бы при множестве занятий урывая минуту, чтоб зайти с приветом к Матери своей.

В Казанском соборе отдыхает мертвенным сном от бессмертного исторического подвига своего Кутузов. Когда в 1812 году, внимая гласу народа, требовавшему поставить его во главе русских армий, Александр I назначил Кутузова главнокомандующим, последний перед отъездом в армию заезжал молиться в Казанский собор. Народ выпряг лошадей из его кареты и взывал: «Прогони французов!» На Кутузова, отличавшегося всегда набожностью, после молебна была возложена Казанская икона. Богоматерь не отвергла возложенного на Нее старым полководцем упования, и фельдмаршал, окруженный незаходимой славой, вернулся во гробе на покой в тот же Казанский собор.

Есть и другая память от этого времени — литой из серебра великолепный иконостас. Серебро это отбито казаками у французов из награбленной ими в московских церквях добычи и принесено в дар Казанскому собору. Под чудотворной иконой золотыми буквами выделяется краткая, но выразительная подпись: «Усердное приношение Донского войска».

Что-то чудное веет под высочайшими сводами Казанского собора меж величественных гранитных столбов с прикрепленными к ним знаменами, символами былых побед. Как московская — Иверская, так и петербургская — Казанская икона стоит в средоточии шумной и бойкой столичной жизни. Там, за стенами — мир и его дела. А здесь — вечность, тихая, задумчивая вечность. Постояв хоть несколько минут в этой задумчивой тишине, уже чувствуешь, как дальше стал от житейского мира и ближе к миру вечных, непреходящих явлений. А там, перед иконой, теплятся свечи, зажженные со страстными мольбами, и от земли подымается к Богоматери зов: «Заступница усердная »...

Происхождение иконы в Московском Казанском соборе таково. Она была послана из Казани князю Пожарскому, шедшему на освобождение Москвы с дружинами северных городов. Русские бойцы усерд но молились Богоматери, прося помочь им выручить столицу. Поляки заперлись в Китай-городе, окружающем Кремль узким кольцом. В Кремле томился у поляков в плену греческий архиепископ Арсений. Ему явился преподобный Сергий Радонежский и объявил, что молитвами Богоматери царствующий град избавляется от врагов. Весть об этом явлении дошла до русских и одушевила их. 22 октября они выбили поляков из Китай-города, а затем поляки сами сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русской рати с заветными московскими святынями, а впереди русских дружин шла Казанская икона.

В память этого события и установлено 22 октября празднование Казанской иконе, — сперва в Москве, а с 1649 года — по всей России.

 

Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон

 

Монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь

Автор фото Павел

Расположен в южной части поселка, на возвышенном берегу Площанского озера. Основан в 16 в. как мужская пустынь.

 Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду) и были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. И сегодня все здесь как будто дышит древней Русью. Кажется, вот-вот заклубится над безбрежными полями пыль, засверкают доспехи, появятся развевающиеся на ветру хоругви - вихрем пронесется княжеская конница.

Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.

И пока бились за землю русскую князья и бояре то с татарами, то с литвою, в дебрях лесов, невидимые миру, совершали свой безмолвный подвиг пустынники, молясь за всех и за вся. По преданию, пустынь на сем месте существовала с незапамятных времен, что весьма вероятно, так как место это было труднодоступно и могло служить надежным прибежищем монахам во времена лихолетья.

Вот как описана пустынь в небольшой книжке о ней, вышедшей в 1855 году:"Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни".

После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий".

Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. "Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни,
разоренной поляками". Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.

Церковь Сошествия Святого Духа

Автор фото Пивовар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырь начал потихоньку отстраиваться, знал он периоды внешнего расцвета и упадка. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт. Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св.Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.

 Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик преподобного Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин), будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов), написавший здесь \"Сад во время зимы\". Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.

После 1917 года здесь была организована коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери.

Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.

Источник: http://www.ploschan.debryansk.ru/history.htm