На главную

 

 



 

Икона «Споручница грешных»

Название этой иконы принадлежит к числу трогательнейших среди наименований икон Богоматери. Поручительница за грешных! Какая глубочайшая мысль заключена в этих словах!.. Люди согрешили. Люди праведным судом Божиим признаны достойными наказания, гибели. Но есть за них в высоком небе неусыпающая Ходатаица: Богоматерь борется за их спасение. Она выискивает способы привести человека к покаянию. Когда человек и не думает еще об исправлении, Она поручается Богу, что человек исправится... И что победит: человеческое ли ожесточение, или милующая и ведущая людей ко спасению благодать Богоматери? Изображение иконы Богоматери Споручницы грешных таково: Богоматерь изображена по пояс, левой рукой Она держит Божественного Младенца, Который обеими ручками Своими сжимает правую руку Богоматери, как это обыкновенно делается при заключении сделок. В четырех углах иконы написано: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну; Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну, да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечно чрез Меня испросят». Сколько утешения, сколько счастливых обещаний для верующих в этих словах, что Христос «дал руце», то есть торжественно заверил Свою Мать, что всегда будет внимать мольбам Ее!

Происхождение иконы неизвестно. Полагают, что мысль об изображении иконы Споручницы подали слова одного из акафистов Богоматери: «Радуйся, руце Твои в поручении о нас Богу приносящая!» Появилась икона в Орловской епархии, в Николаевском-Одрине монастыре. Долго икона эта оставалась без внимания. Она стояла в часовне за монастырскими воротами среда других старых икон и от времени так почернела, и столько на нее насело пыли, что изображение было еле видно, а надписи и совсем нельзя было разобрать.

Летом 1844 года явилась в Одрин монастырь купеческая жена Почепина с двухлетним сыном. Мальчик этот был подвержен ужаснейшим припадкам, и врачи не могли оказать ему никакой помощи. Почепина просила отслужить ей молебен пред иконой Споручницы, находящейся в часовне, — и мальчик получил мгновенное исцеление. Затем совершились другие чудеса. Икона стала почитаться чудотворной.

Икона была омыта, причем обнаружилась знаменательная на ней надпись, затем торжественно перенесена из часовни в церковь.

Скоро в городе Карачеве и в Орле появилась холера. К иконе Споручнице грешных в Одрин монастырь стекались не только здоровые, но и заболевшие. Несмотря на страшную заразительность болезни, никто из приходивших не умирал. Орловские жители пожелали принести икону к себе, и тогда холера в Орле совершенно прекратилась. Недавно в Одрине монастыре в честь иконы воздвигнут каменный трехпрестольный храм.

 

Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон

 

 

 

 

Николо-Одринский  монастырь (с. Одрино)

 

Карачевский Одрин мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Впервые в документах Одрин монастырь упоминается в государственной грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда инокиней Евпраксией, которая была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря.

За свою почти семивековую историю обитель претерпела множество всяческих бед и напастей: грозное литовское разорение Орловского края, нападения скрывавшихся в лесах разбойников, тяжелую эпоху реформ Петра I и Екатерины II. В начале XVIII века монастырь превращается в центр усердного паломничества.

Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705-1720 гг.) За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" со звонницей и Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви). Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Однако в 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал.

Молва о строгой жизни братии привлекала сюда людей всякого сословия. Бывали случаи, когда за советом к Одринским старцам приходили даже из дальних стран.

Перед революцией Одрина пустынь переживала один из самых цветущих периодов своей истории. По свидетельствам современников, огромная площадь монастыря напоминала роскошный сад с множеством аллей, палисадников, газонов, посреди которого величественно возвышался соборный пятипрестольный храм во имя Святителя Николая.

Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.). До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных".


Церковь иконы Божией Матери "Споручница грешных"

Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.

В 1922 году на территории монастыря была размещена детская колония, чуть позже - военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева.

В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм. (1930 г.).

До наших дней сохранилось лишь два строения середины 19-го века — игуменский дом и братский корпус. Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны здесь был детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 г. детский дом закрыли. Некоторое время здесь находилась база отдыха швейной фабрики. Но за 10-12 лет до открытия монастыря здания опустели и были на грани разрушения.

В апреле 1995 года на момент возрождения обители как женской из 92 построек осталось только 2 полуразрушенных здания: игуменский дом и бывший братский корпус. Но унылый вид заброшенной территории не смутил настоятельницу монастыря игуменью Мариам и первых насельниц. Деятельно принялись они за восстановительные работы.

За пять лет сделано немало: возведены святые врата, звонница, отремонтирован братский корпус, начато строительство ограды и реставрация игуменского дома. Возросла и община, ныне она составляет уже около тридцати сестер. Большую помощь в их духовном становлении оказывают монахи Оптиной пустыни.

В настоящий момент в стенах обители живет чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных". До своего прославления она была монастырской собственностью и долго не обращала на себя никакого внимания. Но в 1843 году Царица Небесная Благоволила открыть чудесные свойства Своего образа в сновидениях многим местным жителям. С той поры изливается от него Благодатная сила, подавая всем с верою прибегающим исцеления Болезней душевных и телесных- Празднование в честь иконы "Споручницы грешных" определено Православной Церковью два раза в год - 20 марта и 11 июня.

Кроме "Споручницы грешных" в Одрине находились еще две святыни: образ Святителя Николая, превосходивший по древности саму обитель и образ Божией Матери "Утоли моя печали". К великому прискорбию обе иконы утрачены. Однако, насельницы монастыря не теряют надежды однажды обрести Их.

Сведения взяты из статьи "Монастыри и храмы Брянской епархии" опубликованной в "Брянском Православном Календаре. 2005 год от Рождества Христова» (Издание Брянского Епархиального Управления)