На главную

 

 

 

 

По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме.

В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви после литургии 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал чудеса, совершившиеся во время крестного хода от иконы Божией Матери.

Ныне Новодворская икона Богоматери находится в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северске Черниговской епархии.

Особо чтимый список с Новодворского образа находится в Каменском Успенском женском монастыре в Новозыбковском уезде Черниговской губернии. Эта обитель основана была в 1687 году иеромонахом Ионой Волховским. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) дал в благословение новоустроенному монастырю свою келейную Новодворскую икону Божией Матери. Образ по желанию святителя был списан с иконы св. митрополита Петра. В настоящее время Новодворская икона Богоматери считается главной святыней Каменской обители. На поклонение ей сюда стекается множество богомольцев не только из окрестных местностей и всей губернии, но и из других городов и селений. И благодать Божия, почивающая на Каменской обители, благоволила прославить Новодворский образ знамением особого заступления Владычицы и Ее благоволения к этому монастырю.

В 1889 году, 26 июня, над Каменским монастырем разразилась сильная гроза, сопровождавшаяся оглушительными раскатами грома и ослепительным блеском молнии. Удар молнии разразился с особенной силой над куполом Успенской церкви этой обители. Высокая вершина храма мгновенно была объята пламенем. В храме же в это время совершался акафист перед чудотворной Новодворской иконой. Когда последовал удар грома, все присутствовавшие в церкви были поражены необычайным происшествием. Огненное пламя молнии спустилось по цепи паникадила с вершины храма, затем направилось к помещающейся над царскими вратами иконе Успения Богоматери. Образ был превращен силой удара в щепы. От царских врат удар молнии направился к Новодворской иконе Богоматери. Стоявший перед образом священник осыпан был огненными искрами, а покрывало перед образом совершенно сожжено огнем. И здесь-то обнаружилось особенное благоволение Владычицы к Своему пречистому образу. Последний, к удивлению всех присутствовавших, нисколько не был поврежден ни ударом, ни пламенем.

Затем удар, как бы оттолкнутый невидимой силой от образа, направился в массивную толстую стену храма и устремился из храма с такой силой, что стоявшие в храме, придя в себя от изумления, увидели в стене громадную пробоину от взрыва молнии. Пожар в куполе между тем продолжался. Инокини обители в беспомощном отчаянии и с великим плачем смотрели на то, как огненная стихия распространяется все больше и больше. Значительная высота купола не давала возможное™ применить что-либо для защиты церкви от пламени. Но Божественное благоволение и небесный покров Владычицы спасли обитель от бедствия. Точно по мановению какой-то невидимой руки, раздувавшей пламя ветер стих, наступила тишина, и огонь начал понемногу уменьшаться, пока совершенно не угас. Все бывшие при этом чудесном событии во всем происшедшем увидели явное знамение покровительства Пресвятой Богородицы.

В воспоминание этого события в Каменском монастыре ежегодно 26 июня, т. е. на третий день после храмового праздника, совершается крестный ход вокруг обители с Новодворской иконой Богоматери.

Другой особо чтимый список Новодворского образа имеется в Киевском Златоверхом Михайловском монастыре. Икона помещается здесь в соборном храме на столпе, за правым клиросом.


Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон
 

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенская обитель была основана в 1033 г. князем Мстиславом Тмутараканским и относится к древнейшим миссионерским центрам Киевской Руси. Именно здесь получали благословение на свои дела князья удельного Новгород-Северского княжества, в которое в древности входили Брянск, Курск, другие крупные города, и территория которого простиралась почти до самой Москвы. В XII в. на подворье монастыря был возведен первый каменный Спасский собор. Предание гласит, что именно он был отправной точкой знаменитого похода «на землю Половецкую за землю Русскую» Новгород-Северского князя Игоря – главного героя «Слова о полку Игореве». В это же время начинает формироваться уникальная хозяйственная система монастыря. После монголо-татарского нашествия и упадка городов лишь в XVI в. Спасо-Преображенский монастырь появляется на летописных страницах. В тяжелые времена чужеземного гнета обитель не прекратила своего существования, сохранила подаренные князьями земли и даже приумножила их за счет покровительства православных литовских правителей Северщины. В первой половине XVII в. регион захватили поляки и попытались в Спасском монастыре устроить центр окатоличивания населения, но освободительное движение Богдана Хмельницкого в 1648 г. предопределило конец планам Польского Королевства. При поддержке местного населения казачество освободило регион от чужеземцев.Настоящий расцвет монастырской жизни начинается во второй половине XVII в., когда в 1657 г. на пастырское служение в Чернигово-Северские земли приходит архиепископ Лазарь (Баранович). Новгород-Северский монастырь становится кафедральным, и до последних своих дней преосвященный Лазарь вспоминает его как свою наилучшую и милую сердцу резиденцию. За годы его управления здесь открылась первая на Левобережной Украине типография, начала действовать славяно-греко-латинская школа, ставшая основой знаменитого Черниговского коллегиума.

В 70-е годы казацкая община требует переезда Лазаря Барановича в Чернигов, а Новгород-Северский монастырь остается на попечении архимандрита Михаила (Лежайского) – авторитетного религиозного и культурного деятеля, одного из четырех кандидатов на Киевскую митрополию в конце XVII в. Это он заканчивает масштабное строительство, развернутое Лазарем Барановичем в монастыре – каменные стены и башни, трапезную Петропавловскую церковь, корпус келий и пр.
Следующим игуменом обители (1699-1702 г.) становится святитель Димитрий Туптало, прославленный Господом проповедник и духовный писатель, который закончил здесь написание третьего тома «Житий святых» и начал работу над «Мартирологом». Отсюда великий святой был призван для архиерейского служения на Ростовскую кафедру. Вошли в историю и два монаха монастыря – Макарий и Сильвестр, совершившие в 1704-1705 гг. пешее путешествие в Иерусалим и оставившие исторической науке интереснейшие путевые заметки. С 1785 г. монастырь становится кафедрой отдельной Новгород-Северской и Глуховской епархии, созданной по указу Екатерины II. Обитель занимает ведущее место в исторически сформированном Северском регионе. В этот период в монастыре возводятся Ильинский храм и величественный Спасо-Преображенский кафедральный собор на месте утраченной Преображенской церкви XI в. Собор построен по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги (ему также принадлежит проектирование Академии наук, Эрмитажного театра, Смольного института в Санкт-Петербурге, Триумфальной арки в Новгород-Северске) и освящен в 1795 г. В связи с открытием епархии начала действовать и Новгород-Северская духовная семинария. К сожалению, обозначившийся расцвет в жизни монастыря прекратился со смертью Екатерины II. Указом Павла I были упразднены большинство административных реформ и преобразований покойной императрицы, в числе которых и новообразованная Новгород-Северская епархия.

На протяжении XIX в. в монастыре действовало духовное училище, открытое на основе расформированной семинарии. В 90-х годах XIX в. здесь было создано братство святого Димитрия Ростовского, главной задачей которого стала просветительская деятельность: внебогослужебные проповеди, лекции, беседы, распространение духовной литературы. Одновременно начинает действовать благотворительная братская школа для сирот. На протяжении многих веков своего существования монастырь играл видную роль в духовной и административной жизни Северщины и прилегающих регионов. Если взять летописный период истории обители XVI – XIX веков, то нельзя не заметить постоянного к ней внимания, отразившегося в текстах многих жалованных грамот, как московских монархов (Василия III, Ивана Грозного, Алексея Михайловича и др.), так и почти каждого из гетманов Левобережной Украины. Один из них – Демьян Многогрешный – булаву на гетманство получил именно в этом монастыре. С историей Спасо-Преображенского монастыря связаны имена многих значительных личностей. Интересен факт, что в конце XVI века здесь нашел свое последнее прибежище перед отъездом в Литву Лжедмитрий I, самозванец Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына Ивана Грозного. Покидая монастырь, он даже оставил архимандриту Захарию записку: «Я царевич Димитрий, сын Иоанна, и не забуду твоей ласки, когда сойду на престол отца моего…». Статистический отчет начала XX в. отмечал, что во главе обители по-прежнему находится архимандрит, монахов насчитывается 13, послушников 25. Революционные события 1917 г. варварски перечеркнули многовековые традиции монастыря.

Литература советского периода, указывая дату закрытия монастыря, называет 1918 г., но фактически еще до середины 1923 г. теплилась лампада братской жизни. После ликвидации местные власти долго не могли решить, кому передать разгромленный монастырь. Деятельность новых «хозяев», а точнее их бесхозяйственность вела к быстрому разрушению некогда величественного ансамбля архитектурных памятников, уничтожению монастырского кладбища, на котором покоились многие политические и культурные деятели нашего Отечества, начиная от Новгород-Северского князя Олега Святославича (ум. в 1179 г.). Разрушение святыни происходило на глазах всего города, и местная интеллигенция, заручившись поддержкой губернского музея в 1929 г., с целью сохранения уникального архитектурного комплекса, добилась образования на территории монастыря одного из первых в Украине государственного историко-архитектурного заповедника. События Великой отечественной войны отразились на истории монастыря особыми бедствиями. В первые же дни оккупации фашисты устроили на святом месте концлагерь для советских военнопленных. В 1943 г., когда к Новгород-Северскому приблизилась освободительная волна, вражеские силы превратили монастырскую гору в один из основных форпостов обороны. В разные эпохи крепостные стены монастыря видели войска и литовцев, и поляков, и шведов, но наибольшую беду монастырю принесли немецкие войска. Во время штурма города в ходе боевых действий пострадали практически все сооружения обители. После войны территориальными собственниками монастыря стали специнтернат и различные организации хозяйственного характера, а с 1985 г. филиал Черниговского архитектурного заповедника. В 1990 г. здесь был создан и расположен музей книги «Слово о полку Игореве», экспозиционно посвященный всемирно известному памятнику древне-русской литературы и описанным в нем событиям. На протяжении 50 – 90-х годов неоднократно предпринимались попытки реставрировать комплекс, но ни разу дело не было доведено до конца. В 1997 и 1998 годах благодаря поддержке Президента Украины Л.Д. Кучмы были отреставрированы стены и башни монастыря, возрожден прежний внешний облик Спасо-Преображенского собора, проведено благоустройство территории. 1999г. стал судьбоносным в жизни обители. После длительного перерыва в ее древних стенах вновь зазвучала живая молитва за Северский край, Украину и весь Православный мир. Старинный мужской монастырь был передан Церкви. Его настоятелем, по утверждению Священного Синода Украинской Православной Церкви, был назначен игумен Гавриил (Рыбальченко). Летом 2003г. в канун празднования 970-летия монашеской обители и 330-летия первой на Левобережной Украине Новгород-Северской типографии, под патронатом Леонида Кучмы здесь начато, динамично продолжающееся ныне, полное восстановление всеукраинской и всеправославной святыни.

Материал с сайта http://www.gorobey.com.ua/travel/ukraine/novgorod/718.html