На главную

 

Внутренний строй Левобережной Малороссии в XVII веке



К концу XVII века военная организация, существовавшая у казаков еще до Богдана Хмельницкого, была перенесена на гражданское общество. Во главе ее стоял гетман, носивший титул Гетмана Войска Запорожского и выбиравшийся из казаков малороссийских или запорожских пожизненно на генеральной раде. По идее своей рада эта должна была являться собранием всего народа; но она никогда не имела этого характера; равно как никогда не получала определенной организации. Состав ее, место, время созвания, поводы, по которым она созывалась, были случайны. О времени созвания рады иногда оповещают заранее, а иногда случайный состав казачества в походе, как, например, при выборе Мазепы, составляет раду. Большей частью на раду собираются одни казаки, но иногда в ней участвует и поспольство, главным образом, впрочем, жители городов, мещане.

Такая рада называлась черной: она выбрала, например, Брюховецкого. Правильной подачи голосов не было. Верх получала обыкновенно наиболее сильная часть старшины. Самым существенным правом рады было избрание гетмана вольными голосами; но в действительности оно совершалось обыкновенно под сильным влиянием московского воеводы. Гетману принадлежала власть военная и гражданская. Он считался главным предводителем войска; при соблюдении известных условий, указанных договорными пунктами с Москвой, он мог сноситься с иностранными государствами и вообще являлся официальным представителем Малороссии. Управлял гетман при помощи генеральной войсковой канцелярии, а в некоторых случаях советовался, кроме генеральной старшины, и с полковниками, которых он созывал в известные периоды на раду. Но и рада полковников часто оставалась мертвой буквой, если гетман пользовался авторитетом в стране и поддержкой Москвы и ладил с генеральной старшиной.

В таких случаях все внутреннее управление: административное, финансовое и даже судебное фактически лежало целиком в руках гетмана, издававшего универсалы по различным отраслям управления. Мало-помалу он стал присваивать себе право назначения на уряды до полковника и даже, в некоторые периоды, до генеральной старшины включительно; он раздавал и отбирал местности, устанавливал нормы гражданских отношений между отдельными лицами и экономическими группами. В финансовых делах, с совета, а иногда и без совета генеральной старшины, он вводил и отменял налоги. В отсутствие гетмана его заменяло, по его же назначению, лицо из высшей старшины, носившее титул наказного гетмана. Возле гетмана стояла так называемая генеральная старшина, к которой принадлежали генеральные обозный, судья, писарь, есаул, хорунжий и бунчужный (неизвестно в точности, все ли время существовала эта последняя должность).

Генеральный обозный заведовал артиллерией, генеральный судья - генеральным судом, генеральный есаул - войском в мирное время, генеральный хорунжий - войсковым знаменем, генеральный бунчужный - бунчуком как атрибутом гетманской власти. При гетмане для административных дел состояла генеральная войсковая канцелярия, в состав которой входила, в качестве членов, генеральная старшина. Делопроизводством в ней заведовал генеральный писарь. Высшая старшина выбиралась на раде; обыкновенно - в одно время с гетманом; но так как подобные рады были не часты, то назначение генеральной старшины без рады также, несомненно, имело место, причем, вероятно, гетман играл решающую роль. При гетмане, в качестве чиновников особых поручений, состоял особый разряд бунчуковых товарищей, по преимуществу из сыновей знатной старшины. Возведение в это звание зависело всецело от усмотрения гетмана. В административном отношении Левобережная Малороссия делилась на девять полков, с 1663 г. - на десять. Полковое управление было организовано по образцу центрального.

Во главе полка стоял полковник. По пунктам 1659 г. гетман без рады и совета старшин не мог выбирать полковников, но практика во многом отступала от этого принципа. Власть полковника в своем полку была обширна. Он был предводителем полка в военное время; ему принадлежало административное управление полком; как и гетман, он имел право раздавать местности в пределах своего полка. В отсутствии полковника его замещал наказный полковник, обыкновенно из полковой старшины. В известное время полковники съезжались на раду к гетману. Возле полковника в полку стояла полковая старшина: полковые обозные, судья, писарь, есаул и хорунжий. Все вместе они составляли полковую канцелярию, при посредстве которой полковник управлял полком. Полковая старшина должна была быть выбранной полчанами, но и это правило нарушалось, и выборная полковая старшина заменялась нередко, особенно к концу XVII века, назначенной.

При полковниках находились, в качестве чиновников особых поручений, значковые товарищи. В это звание жаловались дети полковой старшины. Кроме того, существовали еще войсковые товарищи, стоявшие выше значковых. Полки делились на сотни, во главе которых стояли выбранные из жителей сотники. Значение выборного начала здесь часто парализовалось тем, что сотники выбирались из одной и той же фамилии; полковники также стремились захватить назначение сотников в свои руки. При сотнике находилась выборная сотенная старшина: атаман, писарь, есаул и хорунжий, составлявшие вместе сотенный уряд. Сотни делились на курени, во главе которых стояли куренные атаманы. Над посполитыми в селах начальствовали войты, выбранные громадой или назначенные державцей имения. Организация малорусского суда еще не вполне выяснена. Д.П. Миллер и А.М. Лазаревский устанавливают для Малороссии следующие виды судов: суд сельский, особый у казаков и особый и поспольства, суд сотенный, совместный для обоих сословий, затем суд полковой и наконец генеральный. В решениях сотенного суда встречается участие громады - "старинных, зацных людей".

Суд полковой действовал, по-видимому, совместно с членами магистрата или ратуши и часто являлся первой инстанцией. В составе полкового суда находились всегда и "зацные персоны". А.М. Лазаревский думает, что это были свидетели, а не судьи. Генеральный суд в XVII веке редко действовал как апелляционная инстанция. Случалось, что гетман сам судил и полагал резолюции, на основании сведений, собранных через особо командированных для этого лиц. Некоторые дела, особенно если они касались важных лиц, разбирались не генеральным, а особо составленным для этого судом.

Об устройстве и управлении городов в Малороссии см. Права польско-литовских городов

 и Магдебургское право в Левобережной Малороссии.

 

Источник:Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.)  


 

 

 

 

 

 

 

На главную