На главную

 

 Права польско-литовских городов, пользовавшихся Магдебургским правом

Магдебургское право (нем. Magdeburger Recht) — одна из наиболее известных систем городского права. Магдебургское право сложилось в XIII в. в немецком городе Магдебург как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена.

Источники Магдебургского права — «Саксонское зерцало» (сборник германского феодального права) и устав города Магдебурга — обычно определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.

В XIII — XVIII вв. распространилось в Польше и Великом Княжестве Литовском. В Великом Княжестве Литовском (в основном территория современных Белоруссии, Литвы, Украины и России)

 

 Ратуша Магдебурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В грамотах польских королей, которыми даровалось магдебургское П. отдельными городам, говорилось, что король отменяет "все иные П. польские, литовские и русские и все иные обычаи, которые были бы несогласны с П. немецким магдебургским".

Город освобождался от судов и власти воевод, панов, старост, судей и подсудков, наместников и других урядников; горожане не обязаны были отвечать перед ними, в чем бы и кто бы на них не жаловался. В городах устанавливался свой собственный суд. Жители городов были освобождены от обязанности нести воинскую повинность, являться на посполитое рушение; они обязаны были поставлять только обоз для войска. Города получают право владеть поземельной собственностью, тогда как раньше этим правом пользовалось только шляхетство.

На практике не все города пользовались в одинаковой степени этими правами; некоторые из них вступали в разные отношения экономической и полицейской зависимости от старостинского уряда, и корыстные действия старост бывали очень тяжелы для городов. "Хотя форма муниципального управления, — говорит проф. М. Ф. Владимирский-Буданов, — принесена была в Польшу, Литву и Русь готовой, сложившись окончательно в Силезии, хотя история городового устройства в Польше чрезвычайно бедна движением, тем не менее, можно открыть в ней три последовательные ступени:

1) при самом начале власть войта не принадлежит городской общине;

2) потом, по усвоении городской общине власти войта, она управляется замкнутой радой;

3) власть рады ограничивается представительными общинными учреждениями".

Но такой исторический путь проходили не все города вместе, а каждый город отдельно: один начал его в XIV веке, другой — в XVIII в.

Войтовская власть составляла существеннейшую и важнейшую часть муниципального управления. Все живущие в городе должны были повиноваться во всем войту; ему же принадлежала власть судебная, хотя приговоров он не мог постановлять без совещания с присяжными. Ввиду того, что государственные должности в Польше, в том числе и войтовство, могли отчуждаться посредством дара или купли, многие богатые города воспользовались этим и рано скупили войтовство; все права войта перешли, таким образом, к городской общине.

В тех городах, которым это удалось, на первый план выступает рада. Рада в польских и литовско-русских городах не имела того значения, как в городах силезских, и не была строго разграничена от лавы, т. е. коллегии присяжных (лавников). Обыкновенно та и другая разумелись под именем магистрата, причем лаве поручалась судебная власть, раде — заведование текущими делами и управление городом.

Члены лавы, лавники, заседали в суде, исследовали дело и постановляли приговор. Число лавников было неодинаково: в Магдебурге — 12 вместе с войтом, по числу 11 апостолов (кроме Иуды), в других городах — 7, 6 и даже 3 человека. Они избирались сначала общиной пожизненно и приносили присягу; потом, по мере выбытия членов, лава дополняла уже сама себя.

Было несколько родов муниципального суда на всем пространстве, где действовало магдебургское П.:

 1) суд великий бургробский,

2) солтысский,

3) выложоный 

4) поточный, или potrzebny.

Кроме того, различались еще гостинный суд и "горячее право", т. е. суд над преступником, пойманным на месте преступления.

Первые три рода судов действовали в известные определенные сроки, все прочие — по требованию необходимости. Во всех судах присяжными бывали одни и те же городские лавники.

Рада первоначально состояла из бурмистров и коллегии радцев, избираемых войтом из представленных ему общиной кандидатов. Она заботилась об увеличении общественного добра, смотрела, чтобы не было дороговизны в пище и питье, карала перекупней, если бы они, вопреки распоряжениям рады, начинали продажу ранее определенного срока, имела надзор за пекарями, ржечниками и шинкарями, за верностью мер и весов, обязана была не допускать раздоров в городе, оборонять вдов и сирот, не дозволять азартных игр.

Постановленное в ратуше, с ведома и позволения старших из поспольства, все горожане обязаны были исполнять под страхом наказания. Радцы обязаны были ежегодно отдавать отчет во всех городских суммах пред старшими из поспольства. Когда городское общество приобретало войтовство, всеми выгодами этого пользовалась рада. К ней переходило назначение председателей ее — бурмистров; прежде они назначались из радцев старостой и войтом. Число бурмистров было 4, 6 и более; правили они по очереди. В конце концов рада совершенно уничтожила выбор бурмистров и установила председательство своих членов по очереди.

Рада усвоила себе право выбирать своих сочленов на место выбывающих, а также лавников; городская община потеряла даже право представлять кандидатов, чем она пользовалась при войтах. Рада издает далее городские постановления — вилькёры, которые имели такую же обязательную силу, как и государственные законы. "Во всех городах Речи Посполитой, — по словам проф. М. Ф. Владимирского-Буданова, — рада подавляет общественную самодеятельность, корыстно сосредоточивая власть и богатство городское в руках своих членов, и в большей части городов Литвы и Руси стремится к подавлению русской национальности и православной веры".

 Первоначально обе национальности в раде пользовались равноправностью, и жалованные грамоты русским городам на магдебургское П. приказывали непременно составлять раду города из двух национальностей; но мало-помалу национальность польская вытесняла в некоторых городах русскую и нередко принимала меры, оскорблявшие религиозное чувство православной части городского населения. Злоупотребления эти вели иногда к учреждению в городе нескольких рад,

В некоторых (немногих) городах были учреждены особые коллегии для поспольства, из 7, 20, 30, большей частью 40 представителей, которые от числа членов получали названия септемвират, вигинтовират, квадрагинтовират. Коллегия эта получила законодательную власть, собиралась в известные времена года, имела своего регента и посылала своего посла на сейм. С радой она вела постоянные споры, внося еще большую путаницу в муниципальное устройство города. В конце концов правительство решилось в 1776 г. уничтожить в Литве магдебургское право во всех городах, кроме 11 больших и старейших (Вильны, Лиды, Трок, Ковна, Новогрудка, Волковыска, Пинска, Мозыря, Минска, Брест-Литовска и Гродна).

 

Ср. Ф. В. Тарановский, "Обзор памятников магдебургского П. западно-русских городов литовской эпохи" (Варшава, 1897); Röpell, "Ueber die Verbreitung des Magdeburger Statdrechtes" (в "Abh. d. phil. Gesellschaft in Breslau"); Alfred Halban, "Zur Geschichte des deutschen Rechtes in Podolien, Wolhynien und der Ukraine" (B., 1896); M. Ф. Владимирский-Буданов, "Немецкое П. в Польше и Литве" (в "Ж. M. H. Пр." 1868 г.); В. Б. Антонович, "Монография" (т. I); А. Ф. Кистяковский, "П., по которым судится малорусский народ" (предисловие). Польская и немецкая литература по магдебургскому П. указана в сочинениях Кистяковского и Ф. В. Тарановского.
Н. Василенко.

 

Источник:

Википедия

Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.)  

 

 

На главную