Летописные  источники о радимичах

 

О происхождении названия радимичи точных сведении нет,  но в летописи сказано: были два брата в лесах Радим и Вятко. Вятко пришел с родом своим и поселился на р. Ока, и от него и  прозвалися вятичи, а Радим сел на р. Сож, и от него прозвалися радимичи. Далее из летописи мы узнаем, что радимичи жили в лесах. «Радимичи, Вятичи и Север один обычай имяху живяху в лесе. Якоже и всякий зверь», — сообщает летописец.

Однако радимичи, хотя и жили в лесах, по сообщению летописца, но уже имели довольно развитое хозяйство. Основным занятием их было пашенное земледелие наряду с охотой, скотоводством, рыболовством, бортничеством.

На пашне применяли силу рабочего скота и «рало» (первый плуг, подрезавший и переворачивавший землю). Сеяли просо, коноплю, ячмень, рожь. Урожай убирали железным серпом, зерно размалывали каменными жерновами. Все это подтверждается результатами научных исследований радимичских захоронений, произведенных на обширной территории вне пределов Мглинского района. Известно также, что в середине IX в. радимичи платили дань хазарам от «рала», что киевский князь Олег освободил их от этой дани. Случилось это так. В 884 году Олег пошел на северян, освободил их от хазарской дани и подчинил Киеву, а в следующем году послал сказать радимичам: «Комо дань даете, они же реша Козаром и реце им Олег не дайте Козаром, но мне дайте».

Без сопротивления подчинились радимичи Олегу, вошли в состав Киевской Руси и с этих пор стали дань платить киевскому князю. Спустя много лет, радимичи, по-видимому, перестали посылать дань Киеву, и летописец сообщает, что в 984 году киевский князь Владимир ходил войной на них. Впереди себя он отряд послал под руководством воеводы Волчий Хвост. Воевода разбил радимичей на р. Песчане и обратил их в бегство. Тогда-то и стали говорить в насмешку: «Песчаньци Волъчыя Хвоста бегают», а радимичи с тех пор — «Платят дань Руси и повоз везут и до сего дне».

Любопытный обычай брака был у радимичей. Либо заранее договаривались, либо молодые люди, собравшись из разных селений в языческие праздники на игрища, сговаривались, и тут умыканье жен происходило. Описывая языческие обычаи брака радимичей, вятичей, северян, кривичей, летописец сообщает, что они «на бесовских игрищах», умыкаху жены собе, с нею же кто свещащася».

Обычай похищать жен так укоренился у раннеславянских племен, что даже много времени спустя, после принятия христианства он не канул в Лету, и в иных местах долго брак не считался действительным, если жених не похищал невесту с ее согласия. Помимо умыкания, славяне-язычники покупали жен себе, имели по 2—3 жены и считали их своими рабынями. Жены в бою были рядом с мужьями, отличались такой преданностью, что хотели служить им и в потустороннем мире. Известный историк Н. М. Карамзин, ссылаясь на летописцев средних веков, пишет, что славянки не хотели переживать своих мужей. Когда умирал муж, они добровольно сжигались на костре вместе с трупом мужа, и этот варварский обычай, как думают многие, был уничтожен лишь с принятием христианства. Н. М. Карамзин приводит и другие жестокие обычаи славян-язычников. «Славяне-язычники, — пишет он, — стыдились забывать обиду. Мать готовила детей быть воинами и врагами тех, кто оскорбил их ближних. И не только преступник-убийца, но и весь род его подлежал истреблению от рук детей убитого, которые требовали крови за кровь. Всякая мать имела право умертвить новорожденную дочь, если семья становилась слишком многочисленной, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству. Дети имели право умертвить родителей, обремененных старостью и болезнями, тягостных для семьи и бесполезных роду-племени. Вместе с этим дети не считали себя извергами, но славились почтением к родителям и пеклись об их благополучии».

Примечательны и обряды захоронения умерших у восточных славян в древности. У радимичей, северян и вятичей обряд захоронения умерших летописец отписывает так: «...и аще кто умряше Творяху тризно над ним, и по сем творяху кладу велику и възложахуть и на кладу мертвеца, сожжьаху и посем собравше кости, вложаху в судину малу и поставяху на столпе на путех еже творять Вятичи и ныне».

Распространенным считается мнение, что радимичи, как и другие родственные им племена, под влиянием христианизации оставили древний обычай трупосожжения и перешли к трупоположению.

На территории Мглинского района в урочище Сосонки в одном разрытом захоронении обнаружились недогоревшие останки костей вместе с обуглившимися зернами проса, но рядом в других могильниках встречались лишь целые костяки без признаков кремации. В могильниках же возле х. Клинок находили лишь хорошо сохранившиеся костяки без признаков трупосожжения. Почему древние славяне вначале сжигали умерших, а позднее перешли к трупоположению без гробов, затем в гробах, вопрос до сих пор остается нерешенным. Перемену в обычае захоронения умерших, может быть, следует объяснить теми величайшими изменениями в жизни людей, которые были вызваны найденным способом получения человеком огня путем трения сухих кусков дерева и развитием земледелия. Когда человек своим разумом дошел, как самому огонь добывать, — это явилось таким великим событием, что огонь стал предметом поклонения многих поколений, и поэтому, возможно, сжигали умерших, чтобы отдать их отцу-огню. Когда же земледелие получило такое развитие, что земля стала матерью-кормилицей у восточных славян, они, возможно, отказались от кремации и стали отдавать умерших земле-кормилице, опуская мертвых в лоно ее. Такое объяснение имеет определенную степень вероятности, но остается еще только предположением.

Летописи же ничего не сообщают о перемене в обычаях захоронения умерших, а к концу XII в. вообще перестают писать об отдельных раннеславянских племенах, которые уже давно слились в единую древнерусскую народность в составе единой Киевской Руси.

Так о радимичах летопись упоминает в последний раз в 1169 году. Известно, однако, далее, что когда раздроблялась Киевская Русь на отдельные земле-княжества и на ее территории из единой древнерусской народности постепенно складывались русские, украинцы и белорусы, радимичи участвовали в формировании белорусской народности и в своей основной части вошли в ее состав. Радимичи, жившие в пределах Мглинского района, слились со своими соседями северянами, жившими к югу и востоку, и вместе с ними вошли в состав Черниговского княжества. А на бывших землях их по берегам Ипути, Воронусы и других рек росло население, возникали новые селища и укрепленные поселения. Из ранних укрепленных поселений на территории района нам известны Мглин и Ормино.