Смоленская икона Божией Матери - чтимая в
православной церкви икона Богородицы. Относится к иконописному типу
Одигитрия. Богородица, предстает в этом своем образе как
Путеводительница человека, идущего к Богу. Она представлена
фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На своей левой руке
Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на него как на
Спасителя. Сам Младенец одну руку протягивает к Матери, а в другой
держит свернутый свиток - Его учение. К характерным особенностям
Одигитрии относят очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына.
Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию,
написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила.
После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся
в Иерусалим; в V веке царица Евдокия, жена императора Феодосия,
перенесла его в Царьград, во Влахернский храм. Оттуда будущая
Смоленская икона в 11 веке попала на Русь. Возможно, икона стала в
1046 году родительским благословением для дочери византийского
императора Константина Девятого Мономаха Анны, которую выдали замуж
за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.
Однако, существует историческое свидетельство о том, что
царьградская икона, была уничтожена турками, делившими её
драгоценный оклад, во время осады Константинополя в 1453 году.
Поэтому большинство исследователей склоняется к тому, что
привезенная в 11 веке на Русь икона является списком с древнего
константинопольского образа.
После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в
лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха –
полководца, писателя (автора знаменитого «Поучения») и
храмостроителя. В 1095 году он перенес икону из Чернигова (первого
своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм
Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была
поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться
Смоленской – по имени города, хранительницей которого оставалась в
течение почти девяти веков.
Храм Успения Пресвятой
Богородицы в Смоленске.
|
В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя,
стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне
обратились к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо:
Богородица через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное
спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда
воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас:
«Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в
нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына
и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама
Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий
поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в
неравном бою. Он был погребен в соборной церкви Смоленска и вскоре
причислен к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины
перед чудотворным образом Одигитрии совершалось особое
благодарственное молебствие.
В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность,
попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь
литовского князя Витовта Софию выдали замуж за князя московского
Василия Дмитриевича (сына князя Димитрия Донского), и Одигитрия
стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в
Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат.
Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, но в 1456
году в Москву прибыл представитель смолян - епископ Смоленский
Михаил - и бил челом о возвращении святыни. Великий князь Василий
Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел
«отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный
список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону
торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины
Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был
отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной
отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в
Благовещенский собор Московского Кремля. В этот день 28 июля (10
августа) совершается празднование Смоленской Одигитрии. В Москве
было принято совершать крестный ход из Кремля, по Пречистенке и
Девичьему полю в Новодевичий монастырь, который был основан в 1525
году великим князем Василием III на том самом месте, где в 1456 году
москвичи провожали чудотворную икону.
Новодевичий монастырь
в Москве.
Основан в 1525 году великим князем
Василием III
|
Икона «Богоматерь
Смоленская». Тихон Филатьев. 1668 г.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.
|
В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и
после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал. Чудотворная
Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки
захватили и Москву, то в Ярославль, где она находилась до изгнания
поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в
царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная
икона Одигитрии вернулась в Смоленск.
Снова в Москве Смоленская Одигитрия появилась во время Отечественной
войны 1812 года. 26 августа, в день Бородинского сражения,
Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили
вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых
в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. Когда русские войска
оставили Москву, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако, уже
24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор
Смоленска.
До начала Великой Отечественной войны Смоленская икона Одигитрии
пребывала на своем историческом месте - в Успенском соборе
Смоленска, который не был разорен и после закрытия в 1929 году.
Последние достоверные известия о иконе Смоленской Божьей Матери
относятся к 1941 году, когда город оккупировали фашисты. Два года
спустя, Смоленск был освобожден советскими войсками, но иконы в
соборе не оказалось.
Сейчас в Успенском соборе Смоленска на почетном месте находится
список Смоленской иконы Божией Матери.
Чтимый список
Одигитрии Смоленской в Успенском соборе Смоленска.
|
Икона «Богоматерь
Одигитрия Смоленская» (из местного ряда иконостаса
Смоленского собора) |
Один из самых почитаемых списков иконы в Москве
находится в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском
монастыре.
Московский
Новоспасский монастырь.
|
Эта икона была подарена обители инокиней Марфой,
матерью царя Михаила Федоровича (16 век). Перед иконой молятся о
сохранении помощи в пути.
Чтимый список с
Одигитрии Смоленской в Московском Новоспасском
монастыре. Дар инокини Марфы
|
Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,
грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души:
Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от
множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину
надежду имамы.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное,
ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы,
но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на
молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно,
Богородице, чтущих тя.
Списки Одигитриии Смоленской
Смоленская икона
Божией Матери. Дионисий, 1482 год
|
Богоматерь
Одигитрия Смоленская со святыми. Новгородская школа.
1565 год
|
Одигитрия Смоленская с
клеймами. 16 век.
Центральный музей
древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева,
Москва
|
Одигитрия Смоленская.
XVIII в.
Великоустюжский
историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
|
Одигитрия Смоленская. XVв.
Государственный Владимиро-Суздальский
историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
|
Одигитрия Смоленская.
XVI в.
Кирилло-Белозерский
историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
|
Одигитрия Смоленская.
XVII в.
Пермская
государственная художественная галерея |
Одигитрия Смоленская.
XVIв.
Пермская
государственная художественная галерея
|
Одигитрия Смоленская.
XVI в. Сольвычегодский
историко-художественный музей
|
Одигитрия Смоленская Мглинская
Одно из наиболее полных описаний Чудотворной иконы
Одигитрия Мглинская представлено в книге Картины церковной
жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории.
Киев, 1911: