На главную

Собор Успения Пресвятой Богородицы
 

Фото Сергея  Ломако. Апрель 2009

 


История Успенского Собора

История собора в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Мглин ведет свое начало с XVII века. Первоначально на его месте был построен деревянный одно-Престольный храм в честь Успения Божией Матери. Антиминс для этого храма освятил Архиепископ Феодосий в 1693 году. Дальнейших сведений об этом храме не сохранилось, но в записях 1767 года сообщается, что на этом месте стоит трех-Престольная деревянная церковь Успения Божией Матери. Приделы освящены во имя Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы.

   В книге Архiеп. Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Черниговской епархiи" Кн. VII. - Черниговъ, 1873-1874 о Мглине и его церквях  сообщается:

Текст приведен по изданию: Историко-статистическое описание Мглинского и Суражского уездов архиеп. Филарета/ Под общей ред. О.Р.Вязьмитина,  Белые Берега: Группа компаний "Десяточка" (издательство Белобережье), 2009. - 100 с.  

В память об избавлении города от разграбления наполеоновскими войсками и в знак благодарности Господу за спасение мглинчане решили построить всем миром Успенский собор. Строился он на пожертвования, которые исчислялись полушками, копейками, рублями, десятками, сотнями. Самое крупное пожертвование на строительство храма внес коллежский асессор Григорий Лишин — инициатор народной стройки. Он вложил 10 тысяч рублей ассигнациями и почти столько же — векселями. На эти средства и началось строительство собора.

Григорий Фёдорович Лишин, род. 1750г.; в службе с 17.11. 1765г. в Ростовском карабинерном полку; затем переведён в Мариупольский легкоконный полк; был в походах: 1768г. – в Польше; 1769 и 1770гг. – при  штурме и взятии Бендер, Кафы и Перекопской линии; с 1770г. – прапорщик; в 1771-1773гг. – в Крыму; в 1774-1775гг. – на Кубани в трёх сражениях и многих стычках; в 1775г. употреблён в Оренбургскую экспедицию в отражённых партиях в самом Оренбурге, Саратове и Астрахани; с 1776г. – вновь в Крыму «при разгоне татарских толп и при заключении мира» до 1784г.; с 1784г. – секунд-майор при отставке; дворянский заседатель 7-го класса в Новгород-Северском верхнем земском Суде и в Приказе общественного призрения в течение 6 лет; с 1793г. – директор экономии Екатеринославской (Новгород-северской) губернии с чином 6 класса; «по сей должности занимался восстановлением обветшалых и пришедших в недействие казённых мельниц и других статей и о умножении казённого дохода открыл многие статьи, с которых казна не получала дохода, и тем умножил на знатную сумму казённую прибыль и привёл в порядок запущенные предместниками дела»; за эту службу произведён в чин коллежского ассесора со старшинством с 1784г.; с 1797г. – причислен к Герольдии; коллежский ассесор, житель Мглинского повета (1804-1816); по записи отца 1785г. получил селитьбу в с. Высоком с подданными и муж. 7, жен. 11 душ подданных в сл. Ельне муж. 49, жен. 31, с. Шевердах муж. 7, жен. 12 (1795); за ним при с. Высоком муж. 41, жен. 37 душ (1816); 1.11. 1804г. своё имение в с. Лопазне и дер. Шевердах, всего муж. 128,жен. 115 душ, отдал своему племяннику Павлу Степановичу Лишню, так как сам не имел детей в это время; умер в 1824г.  

Строился он 15 лет. К осени 1825 года работы все еще не были завершены. Поэтому в этом же году, когда император Александр I проездом из Санкт-Петербурга в Таганрог остановился на два дня во Мглине, жители обратились к нему с прошением:

«Всеподданнейшие Вашего Императорского Величества города Мглина жители, движимы будучи сердечными чувствами благодарности в Православной Греко-Российской Вере, через ревнителей своих в глазах целого света прославившей любезное Отечество наше и чудесным образом от неприятельского нашествия в 1812 году избавившей град сей, в знак достопамятного события оного, с общего согласия постановили на месте существовавшей ветхой деревянной церкви построить с Божией Помощью и усердием дателей новую каменную трех-Престольную церковь.

Благонамеренную такую цель восприняв в заложении храма в 1815 году, благое начало положили, приобретя себе помощника и доброго строителя в коллежском асессоре Григории Яншине, который по временам делал значительные пособия. Но впоследствии возникли, как горы, неудобства. Выстроенная вчерне, почти с куполами, церковь осталась недоконченною, пособия Г. Яншина со смертию его прекратились, а граждане, как от смутных обстоятельств 1812 года, так и от ежегодных неурожаев не оправились. Благоволи, Государь, явить на окончание храма Высочайшую милость...»

Царь обещал помочь. Но из этой поездки императору не суждено было вернуться в Санкт-Петербург живым. В ноябре он умер в Таганроге. И все же прошение мглинчан не осталось без внимания. В 1827 году из кабинета царя было прислано во Мглин пять тысяч рублей ассигнациями на завершение строительства Успенского собора и приобретение колоколов для него.


Осенью 1830 года подошли к завершению отделочные работы. Были сняты наружные и внутренние строительные леса. И Успенский собор, обнесенный кирпичной стеною, предстал взору людей во всем величии. В 1830 году, 23 октября храм был торжественно освящен, и в нем начались Богослужения.

После установления советского режима в 1929 году были сброшены Кресты с куполов, а также колокола с южной колокольни. Церковное имущество, спасая от уничтожения, разобрали по домам верующие. В тридцатые годы прошлого века были разобраны обе колокольни и кирпичная церковная ограда, собор потерял свой изначальный вид.

Первозданный вид Успенского собора и церкви Варвары

Фото представлено Александром Болозя

 

Главное здание собора не подвергалось разрушению. Поэтому в 1943 году, после наспех проведенного ремонта, без особых затруднений в соборе возобновились Богослужения.
В 1957 году, при содействии мглинских строительных организаций и по инициативе А.С. Барзиловича соборную усадьбу обнесли изгородью из штакетника. Но Богослужения Совершались недолго. 14 ноября 1961 года вновь началось разрушение собора.
18 октября 1988 года было принято решение о передаче здания Успенского собора Православной общине. Первое Богослужение состоялось в храме 14 октября 1989 года, в день Праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

 Дионисий. Статья  "Действующие храмы Брянской епархии",  опубликованная в "Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова"

(Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)

 

Из главы 9 книги З. Е. Протченко "Земля Мглинская -родной край"

Успенский собор  до сей поры молчаливо хранит страницы своей истории, в их числе и связанные с Отечественной войной 1812 года, которая содержит мотивы, побудившие мглинчан построить в своем городе такое сооружение. Уже в начальный период военных действий 1812 года в трехдневных боях за Смоленск императору Франции удалось сломить сопротивление русского арьергарда и двинуть лавину своих войск вглубь России. Крупные силы французов, захватив Рославль, по рославльскому большаку двигались в сторону Мглина. Их разъезды скоро показались вблизи Католино и Молодькова. Мглинчан охватил ужас, так как перед врагом не было заслона русских войск. Мглин оставался беззащитным городом. Но в это время французские войска, двигавшиеся на Мглин, получили приказ Наполеона немедленно повернуть в сторону Москвы, к месту, где уже назревала Бородинская битва. Так, не дойдя 15-— 20 км до Мглина, французские войска взяли другое направление, и Мглин был спасен от вражеского нападения.

В память об этом событии и в знак благодарности Богу за спасение мглинчане с общего согласия решили построить «всем миром» Успенский собор. Строился он на народные пожертвования, которые исчислялись рублями, десятками, сотнями. Самые крупные средства из личных сбережений вложил в строительство храма коллежский асессор Григорий Лишин — инициатор народной стройки, он вложил 10 тысяч рублей ассигнациями и почти столько же векселями. На эти средства и началось строительство Успенского собора. Строился он 15 лет, с 1815 по 1830 годы, при постоянной нехватке денежных средств, так как мирские пожертвования были незначительны в виду бедности населения, а Григорий Лишин скоро умер, и его пожертвования прекратились. И хотя многие мглинчане, особенно мастера кирпичной кладки, в строительство храма вкладывали свой бескорыстный труд, стройка шла медленно. К осени 1825 года все еще оставалась неоконченной. Поэтому в сентябре 1825 года, когда император Александр I проездом из Петербурга в Таганрог остановился на два дня во Мглине, мглинчане обратились к нему с письмом-просьбой такого содержания:

«Всеподданнейшие Вашего Императорского Величества гор. Мглина жители, движимы будучи сердечными чувствами благодарности в православной Греко-российской вере, через ревнителей своих в глаза целого света прославившей любезное Отечество наше и чудесным образом от неприятельского в 1812 году нашествия избавившей град сей, в знак достопамятного события оного, с общего согласия постановили, на место существовавшей ветхой деревянной построить с Божией помощью и усердием дателей новую каменную трехпрестольную церковь. Благонамеренная такая цель, восприняв в заложении храма в 1815 году благое начало, приобрела было себе помощника и доброго строителя в коллежском асессоре Григории Лишине, который по временам делал значительные пособия. Но впоследствии возникли, как горы, неудобства. Выстроенная вчерне почти с куполами, церковь осталась недоконченною, пособия Г. Лишина со смертью его прекратились, а граждане как от смутных обстоятельств 1812 года, так и от ежегодных неурожаев не оправились. Благоволи, Государь, явить на окончание храма Высочайшую милость».

Царь обещал помочь. Но из этой поездки императору не суждено было вернуться в Санкт-Петербург. В ноябре он умер в Таганроге. Не  вернулась в столицу и его жена Елизавета Алексеевна. На обратном пути из Таганрога в Санкт-Петербург она скончалась 4 мая (по ст. стилю) 1826 года. И все же просьба мглинчан не осталась без внимания. В 1827 году из кабинета царя было прислано во Мглин 5 тысяч рублей ассигнациями на завершение строительства Успенского собора и приобретения колоколов. Это тоже далеко не достаточно. Снова собирали деньги с местного населения, снова шли «мирские» пожертвования, мглинские умельцы продолжали вносить свой бескорыстный труд в общее дело.

Осенью 1830 года подошли к завершению отделочные работы. Были сняты наружные и внутренние леса, и Успенский собор, обнесенный кирпичной стеною, предстал взору людей в своем величии, венчая собою центр и лицо Мглина. В 1830 году (23 октября по старому стилю) храм был освящен, и началось в нем богослужение.

С этого времени и вплоть до коллективизации соборная церковь оставалась действующей, находилась под присмотром и, по мере надобности, мглинские мастера производили текущий ремонт. Известный во Мглине мастер по железной кровле В. Я. Лашенко рассказывал, что в последний раз храм ремонтировали в 1914 году, когда он чинил и красил железную крышу на соборе, а 15 лет спустя наступил мрачный период в его истории. В 1929 году были сброшены кресты и колокола с южной колокольни (на северной колокольне их не было о самого начала), церковное имущество разобрали верующие. В тридцатые годы были разобраны обе колокольни (южная и северная) и кирпичная церковная ограда. Собор потерял свой изначальный вид. Главное здание собора не подвергалось разборке, уцелело от разрушения в 1929 году и в последующие 30-е годы. Поэтому в 1943 году после наспех проведенного ремонта без особых затруднений в соборе возобновилось богослужение.

Изображение  Успенского собора Мглина, переданное   в дар Мглинскому краеведческому музею Деревянко Юрием и Коваленко Людмилой в 1985 году.

Фото Непомнящей Ларисы

В это время на всех куполах собора были установлены дубовые кресты, частично собрано церковное имущество, восстановлен алтарь. Из новороманской церкви привезли четыре иконы письма В. Л. Боровиковского и церковную дверь с памятной надписью, в которой содержится обращение мглинчан к царю с просьбой оказать помощь в строительстве Успенского собора. Сейчас дверь с этой надписью хранится в экспонатах, собранных для мглинского краеведческого музея.

В 1957 году при содействии мглинских строительных организаций и инициативе А. С. Барзиловича усадьбу храма обнесли изгородью из штакетника, однако богослужение в соборе продолжалось уже недолго.

14 ноября 1961 года священник Успенского собора (отец Николай) закрыл церковь, замкнул главный церковный вход и сдал ключи Мглинскому райисполкому. Собор остался под замком с открытыми окнами и боковыми дверьми без присмотра и без хозяина. Правда, у главного входа в храм прикрепили дощечку с надписью: «Памятник архитектуры XIX века охраняется законом». Но это, разумеется, никакого значения не имело. С этого времени снова началось его разрушение. В 1972 году на главном куполе собора ветер сорвал несколько листов кровельного железа. Залатать крышу на бесхозном здании никто не решался. Портились деревянные конструкции, на главном куполе падали кирпичи с карнизов, обваливалась наружная и внутренняя штукатурка. На глазах мглинчан погибала роспись храма. В.1977 году рухнули прогнившие хоры. Их было три, начинались они под алтарем, вели к выходу из храма в разных направлениях.

Это все происходило вскоре после того, как в 1976 году было принято решение Брянского облисполкома о реставрации Успенского собора. Уже готовились проекты реставрации, производились обмеры здания. Наконец проект реставрации собора составил ведущий архитектор московского института «Спецреставрация» А. Г. Азаров. В марте 1978 года брянская областная мастерская «Реставрация» приступила к работам. По сметной документации они вместе с материалами оценивались в 270 тысяч рублей. Особенно много потребовалось строительных материалов, так как собор имеет 25 метров высоты, его внутренний объем составляет 6500 куб. метров. Только на кровлю главного купола потребовалось 175 квадратных метров цинкового листа и по 55 квадратных метров на каждый малый купол.

За 1978 год были сооружены наружные леса, сделана новая железная кровля и трое рабочих вручную 28—29 декабря двумя канатами подтянули наверх и установили кресты на всех пяти куполах. Кресты изготовлены в брянской мастерской «Реставрация» из железных труб и покрыты золотой фольгой. Стоимость всех крестов 8350 рублей.

В сентябре 1981 года наружные работы в храме были закончены и сняты леса. Далее брянская областная мастерская «Реставрация» должна была приступить к внутреннему ремонту собора. Но в 1982 году из-за недостатка средств были сделаны лишь внутренние леса и незначительные штукатурные работы. Осенью этого же 1982 года мастера прекратили ремонтно-восстановительные работы и выехали из Мглина. Тогда мглинчане решили сами отремонтировать собор и обратились за помощью в райисполком. Идя навстречу пожеланиям населения, 18 октября 1988 года он принял решение передать здание Успенского собора православному религиозному обществу для проведения его ремонта за счет средств общества и после завершения работ разрешил проводить религиозные обряды в здании собора. Решение райисполкома о возвращении Успенского собора «на круги своя» население нашего района встретило с чувством глубокой благодарности. В храме возобновилось богослужение. В праздничные дни сюда пошли прихожане. А в рабочее время возобновились ремонтно-отделочные работы. Сейчас они практически закончены. Но вместе с этим священник отец Василий занялся и новым строительством. Благодаря его энергии и старанию на соборной усадьбе в нынешнем году построено небольшое кирпичное здание для крещения новорожденных. Таким образом жизнь собора продолжается. По утрам, в дни богослужения, звон его колоколов висит над древним городом, призывая мирян на службу.

 

Архитектура  Собора                                                                                                                                                                  

Один из значительных в области памятников позднего классицизма с торжественно строгими и подчеркнуто монументальными архитектурными формами. Фундаменты бутовые, стены и своды кирпичные, снаружи и внутри оштукатуренные. Большой крестово-купольный четырехстолпный и пятиглавый храм соборного типа. Пространственная композиция отличается четкостью и лаконизмом: массивный квадратный в плане объем имеет в центре боковых и западного фасадов крупные четырехколонные входные портики с фронтонами, на восточном им соответствует слабый ризалит. Объем венчают тяжелые цилиндрические барабаны на низких четырехгранных основаниях со ступенчатыми аттиками и пологими куполами; они завершены небольшими глухими цилиндрами глав с яблоками и крестами. При этом большой центральный барабан господствует над меньшими угловыми, что еще более подчеркивает массивность завершения.

Композицию первоначально обогащали две трехъярусные колокольни, стоявшие по сторонам западного фасада и соединявшиеся с ним узкими перемычками на уровне карниза. Фасадный декор собора классически строг и лаконичен. Обработка стен (за исключением портиков и ризалита) горизонтальным рустом создает ощущение мощи, которое усиливают и сами портики - с массивными тосканскими колоннами на постаментах, широким антаблементом, квадратными нишами во фризе и модульонами в карнизе. Расположенные по сторонам портиков прямоугольные, лишенные наличников окна с сандриками помещены в большие плоские ниши. Их верхние полукруглые части решены как проемы второго света и отделены тягой, обходящей все фасады. Завершенные карнизами барабаны прорезаны арочными (центральный) и круглыми (боковые) проемами. К западному портику ведет широкая лестница.

Просторный интерьер собора разделен четырьмя мощными пилонами с арками между ними и стенами на девять пространственных ячеек. Более высокая и светлая центральная часть завершена барабаном с куполом, опирающимся на подпружные арки с парусами. Над угловыми ячейками поставлены меньшие купола на своеобразных дополнительных арках и парусах, благодаря чему эти ячейки также приобретают вертикализм. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с перпендикулярными их осям распалубками над под-пружными арками.

В восточных угловых ячейках расположены приделы: Благовещения (южный) и Архангела Михаила (северный); над западной ячейкой устроены деревянные хоры с лестницей. Гладкие, окрашенные масляной краской стены имеют штукатурные карнизы простых профилей. В центральной части сохранились настенные росписи 2-й пол. 19 в., выполненные масляной краской по штукатурке: в куполе потемневшее изображение Саваофа, фигуры апостолов между окнами и полуфигуры евангелистов на парусах.

 

Иконостас  Собора 

В классицистическом резном иконостасе собора были копии икон В.Л. Боровиковского из церкви Покрова в усадьбе Новая Романовка.

Иконостас Успенского Собора

Фото Сергея  Ломако. Апрель 2009


Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1997

 

Иконы   Собора 

Чудотворная икона Богоматерь Одигитрия Мглинская

Фото Сергея  Ломако. Апрель 2009

 

 

Иконы Успенского Собора

Фото Сергея  Ломако. Апрель 2009