Традиции и песни

Географическое положение Мглинского района своеобразно: к северу — граница с Беларусью, Смоленской областью, западнее находится Украина. Некоторые из названных национальных влияний отразились в говоре, в народных костюмах (близких к украинским), в напевах. Но, все-таки, большей частью, песенный репертуар Мглинского района связан с древнейшей западно-русской традицией. Поэтому здесь сохранилось много календарных песен, связанных не только с праздниками, но и с трудовой деятельностью (покос, жатва). В местных песнях распространен характерный прием гукания — глиссандо голосами (чаще всего восходящее) в окончаниях песенных строк или куплетов. Подчеркивая эту характерную особенность, некоторые песни здесь называют «гуканными» или «гукальными».

Традиционные жанры исполняют и достаточно пожилые люди — хранители старины, и люди среднего поколения, много перенявшие у старших, и молодые певицы Мглинской агитбригады.

Песни календарного цикла открываются щедровками (щедровка — разновидность святочной поздравительной песни, характерная для западно-русской традиции и Украины), исполнявшимися вечером перед старым Новым годом (с 13 на 14 января), во время хождения щедрующих по избам. За пение по обычаю давали угощения или деньги. Если же ходили с «козой» (ее роль исполнял человек с вымазанным грязью лицом и «рогами» из картона), то пели специальную песню «Го-го-го, коза» (Запись № 2), произносили также шутливые стишки (например, «Мы козу привели». Запись № 1 ).

На Масленицу звучали коротенькие песенки, иногда с шутливыми «обзываниями»:

Масленица-полизуха,
Полизала весь сыр - аж сухо.

Масленица - белый сыр,
А кто не женился - сукин сын!

Более протяжённые масленичные песни исполнялись во время хороводных гуляний.

Весенний цикл песен начинается веснянками, которые обычно исполнялись на Сороки (22 марта) — в день весеннего равноденствия. Особые обряды происходили в Мглинском районе на Радоницу — 9 день (вторник) после Пасхи. Утром ходили на кладище (кладбище), поминали усопших. Возвращаясь с кладбища, водили веселые хороводы с особыми песнями (например, «Ой, мамочка, галава болит»). Тем самым как бы веселили покойников, ведь слово «радоница» (по одной из версий) означает «радость».

В Мглинском районе широко представлена традиция хороводных песен, которые не были приурочены к конкретным праздникам, а пелись весной вообще (но после Пасхи). Не случайно во время этих хороводов парни выбирали себе невест. Например, в селе Молодьково нам рассказали о хороводной игре «Царь и царевна» (Запись № 4), в которой «царь» (любой парень) выбирал себе «царевну» (девушку из хоровода). «Царевна» вставала внутрь хороводного круга и пела «царю», что у нее все болит: «и ножки, и ручки». После жалоб «царевны» «царь» брал ее на руки и выносил из круга. Такие веселые игры предваряли весенние свадьбы.

Традиционный свадебный обряд начинался с зарученья (сватовства). Накануне свадебного дня невеста собирала подруг на девичник (или вичаруху).

Здесь звучало много песен, таких, например, как «Травка-муравка». Прощающуюся с родным домом невесту нередко сравнивали с сосной, валящейся с корня. В деревне Хомяковка жениху - сироте перед свадебным днем пели драматичную песню «Ты, хмелю, хмеля» (Запись № 7).

Сама свадьба игралась два дня. В первый день жених с друзьями на лошадях отправлялся за невестой. Задорные песни в свадебном поезде звучали на всю округу (например, «Мы па улицы блукали»). Многие свадебные песни поются на один и тот же мотив — формулу. Когда же входили в хату, родственники молодых начинали шутливо дразнить друг друга, например:

А наш маладый буря бурею, а ваша маладая дура дураю.

Затем шли венчаться, а потом начинался пир, продолжавшийся и на второй день.

Среди множества лирических песен встречаются как приуроченные к трудовым процессам (покосные, жнивные) или к определенному времени года (летние, осенние), так и исполнявшиеся всегда. Поэтический язык таких песен близок к свадебным образам. В частности, во многих величальных свадебных песнях жениха и невесту сравнивают с голубем и голубкой. Однако в лирической песне «Ой, там на гаре»  скрывается более глубинная, трагическая трактовка: голубка до конца остается верна своему голубю, убитому охотником. В песне «Ой, ходил Жора» отразилась распространенная тема разлуки и тоски по милому.

Песни  и наигрыши Мглинского района

  1. Мы козу привели. Исп. Губка М., село Новая Романовка

  2. Го-го-го коза. Исп. Асташенко М. Е. , деревня Быковка

  3. Щедрую, щадрую, калядки чую.  Исп. Хвистунова Н. С. , село Старая Романовка

  4. Царь и Царевна . Исп. Ецек А. М. , Евтягина З. П. , деревня Молодьково

  5. Семеновна . Исп. Колбаса И. И. , деревня Филоновка

  6. Ты крапивица, ты стрикучая . Исп. Гришина М. С. , село Новая Романовка

  7. Ты, хмелю, хмеля Исп. Хомякова К. С. , деревня Хомяковка

  8. Покажите, люди, дорогу. Козлова А. В., город Мглин

  9. Из калотца вода льёца. Лосев В. М., село Шумарово

  10. Салавей-саловья. Исп. Дидина О. Г., Мырикова П. Г. , село Великая Дуброва

  11. Барыня. Исп. Колбаса И. И. , деревня Филоновка

По материалам   сайта http://folk.merzlyakovka.ru/exped/e99_mglin.htm