ОТДЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ... |
3.1 ОБ ОЖИВШЕМ ПОКОЙНИКЕ...Проходя по Мглинскому кладбищу после одних похорон, кладбищенский сторож услыхал из-под земли около одной могилы стоны. Ясное дело, стало жутко, всякое бывало, но что б такое...Продрожав в сторожке ночь, утром прямиком – родственникам похороненной. Со страхом стали раскапывать могилу, и что же: похороненная девушка лежала в гробу лицом вниз! Был вердикт: девушку схоронили в летаргическом сне, посчитав её мёртвой. Тогда вскрытие не производили, и таких случаев было много. Недаром Н.В. Гоголь, страдавший определённой фобией, боясь быть похороненным живым, наказывал перед похоронами сделать вскрытие. Было ли это сделано- не знаю. Жуть, да и только, аж мороз по коже..
3.2 О СТАЛИНЕ, ГИТЛЕРЕ И О ЛЮБВИ....Хотя я и был тихим и послушным, но однажды на перемене получил в лоб камнем от одноклассника, просто был не очень вёрткий, не успел увернуться. Да так получил, что моя учительница Ульяна Иосифовна Чёрная еле довела до больницы, благо та была недалеко. Там сразу на стол, почистили, зашили, и я некоторое время пробыл в больнице. В палате со мной были все взрослые мужики и парни. Немного поправившись, я стал давать «концерты» из песен послевоенного репертуара: про Сталина, Гитлера , и о любви... Про Сталина некоторые, видимо, помнят, ну, например: -Сталин –наша слава боевая, Сталин –наша юность и полёт, С песнями, борясь и побеждая, наш народ за Сталиным идёт...и т.д. А вот про Гитлера вряд ли кто знает, тогда слушайте: -Сидит Гитлер на лугу и ест собачью он ногу, -Ешь ты, ешь ты, гадина,- вот ещё собачина! А ещё такая припевка: -Сидит Гитлер на заборе- плетёт лапти языком, Что бы вшивая команда не ходила босиком! Ну, а про любовь-это, конечно,-«На позицию девушка провожала бойца...» Песни мои вызывали восторг у благодарной больничной публики - время -то послевоенное, и всё по теме... Однажды ночью - шум, гам, а утром сестрички шушукались: привозили одного военного, так что вы думаете с ним? –обожрался, ставили клизму. А время – то послевоенное - полуголодное.. Вот как случается иногда... В один из дней парня на костылях – срочно на выписку! В чём дело ? А в том, что молодой паренёк влюбился в молоденькую медсестричку, о чём сразу доложили жене (ну, что за народ?). Ясное дело – парень сразу из больного превратился в здорового. А если это была любовь? Вот такие истории случились в больнице мглинской...
3.3 О МАМАЕ И ПРОВАЛИВШЕМСЯ ГОРОДЕ...Прибежали мы гурьбой из городища, а дома оказалась и наша бабушка, она приехала из Новозыбкова погостить. -Ой, мои внучики! Да какие ж вы все загорелые, ну прямо как негритята! А почему ж ноги грязные? -Так мы ж, баушка, купаться ходили, а не мыться! -Баушка, а баушка, а почему городище называют городищем? -Как это почему? Да потому, что там город был! -Ну, да, город? -Вот и ну да! Моя прародительница рассказывала моей бабушке, а та нам, что давно было это. Говорят, когда окружил Мамай город и предложил всем сдаться в полон, но люди не схотели этого и стали молиться приговаривая: -Лучше нам провалиться, чем сдаться ворогу! Ну так и случилось - весь город вместе с людьми и провалился, да провалился вместе с церковью! -Ну, как это, баушка, с церковью, с маковкой, что ли? -Да, с маковкой. А знаете, где церковь стояла? А там, где сейчас ваша прорва, в которой вы купаетесь. -Ну не может быть! -Не верите, так проверьте. -А как, баушка? -Очень просто- сходите ночью, непременно ночью, к прорве , приложите ухо к бережку, и вы услышите звон колоколов этой самой церкви. -Ну, нет, баушка, ночью даже за 1000 рублей не пойдём- там же рядом кладбище, а вдруг по ночам мертвецы из могил вылезают? Так дело ваше, я тоже туда сама не ходила... А на том месте, где был город, сейчас поля и луга и течёт река Судынка, а назвали её так потому, что по ней в те времена корабли ходили . От автора: страшная история, я бы тоже не пошёл к прорве ночью даже за 1000 долларов: а вдруг, действительно, там покойники ходят с косами или без них.. Вот какие истории знали наши бабушки, спросите их, пока они живы, они ещё и не такое расскажут...
3.4 О ТРУДОДНЯХ- ПАЛОЧКАХ,ТАРАСЕ- БУЛЬБЕ И «ГРЕЦКОЙ» КАШЕ...В послевоенные годы по чуть-чуть стала налаживаться жизнь, почти постоянно производилось снижение цен. Когда по радио объявляли о том, что будет передано важное правительственное сообщение, все дома льнули к «тарелкам», а на площади - к столбу с репродуктором. Эти сообщения и были, в основном, о снижении цен, но были и другие... Я даже убегал с урока к этому столбу: а вдруг - снижение... Но всё равно жизнь была тяжела как в городе , так и в деревне. В нашей школе учились ребята и из ближних деревень и сёл. Они немножко рассказывали об их нелёгкой и не очень сытой жизни: у кого на завтрак была яичница с салом, тот считался богатым человеком. А родители наших деревенских сверстников работали в колхозах за «палочки», т.е.практически бесплатно: бригадир за выход на работу по его наряду ставил в тетрадке просто палочку, да, да, обыкновенную палочку. В конце сельхозгода производился подсчёт этих палочек, и у кого их нехватало до нормы, к тем применялись админмеры. А в отдельных случаях даже отрезалась земля по самые окна хаты. За труды тяжкие в хорошие годы выдавали за эти палочки и натурпродукты, как-то: зерно, овощи и т.д., а во времена Хрущёва стали платить и деньгами даже. У колхозников долгое время не было паспортов, и народ мог выехать из деревни только по вербовке в другие регионы, и тогда он получал паспорт. Поэтому молодёжь всякими путями искала возможность покинуть свои родные и такие не родные места. Получалось почти как крепостное право, а то и хуже. И результат был от этой системы налицо: сельское хозяйство разваливалось. Как – то с нам заехал из Новозыбкова дядя Игнат. Побывав на своей родине в д.Чешуйки и увидев тамошнее состояние колхоза, в беседе с отцом (за рюмкой, конечно) выразился так: -С .И., посмотрел я на эту разруху и скажу словами Тараса Бульбы : -Я тебя породил, я бы тебя и убил бы .! Дядя Игнат в молодые годы, будучи комсомольцем, организовывал в своей деревне колхозы. В те трудные полуголодные годы люди частенько вспоминали дореволюционную жизнь, может быть и не очень богатую, но сытую. В этой связи в памяти стоят слова одной нашей соседки тёти Маши: -Вот когда я работала у хозяина, то уж «грецкой» каши могла есть отпуза («грецкая»-значит –гречневая, так тётя Маша называла эту вкусную кашу). Власти как до войны так и после неё боролись со своими вредителями. Вот вам пример на этих соседях: брат этой тёти Маши- Денис- какое – то время в колхозе был пчеловодом, а пчелы возьми и погибни в один из годов, так этому дяде Денису «пришили» вредительство и осудили. Но наш народ – не промах: промышлял чем мог, и воровством тоже. Такой смешной случай расскажу - обхохочетесь: пропала у хозяина корова, кормилица ведь, сами понимаете. Стала искать милиция по следам, а следов – то коровьих и нету! Оказалось—воры обули коровёнку в лапти и увели. Правда, нашли этих „изобретателей” и осудили. А главным в этом деле оказался один из наших соседей, которого мы так и не увидели, хотя случай этот был ещё до войны....Вот такие были времена, как выражается телеведущий В.В.Познер....
3.5 НЕ ТИПИЧНАЯ УСАДЬБА...Эти соседи, ну как соседи - просто недалеко жили друг от друга и были знакомы с давних времён. Их усадьба с одной стороны граничила с базарной площадью, а с другой - со стадионом. У них было два дома-один с улицы, а второй – в глубине сада. Нам всегда было интересно: а что там, в зарослях? Забор же закрывал видимость, но кое-что просматривалось: дорожки, клумбы множество цветов- ну настоящая барская усадьба, да и только, что было не типично для нашего города, так как в основном земля занималась «полезными» культурами. А ещё там всегда были собаки, что отбивала у ребят охоту поближе «познакомиться» с сортами красивых яблок в том саду. Владела этой усадьбой интеллигентная семья потомственных врачей. Глава семьи - старый фельдшер, в очках, был так похож на А.П.Чехова и его героев. Дочь их тоже стала врачом. Она, кстати, зашивала мне лоб после травмы, да и постоянно помогала по медпроблемам нашей семье.
3.6 БЫТ И НРАВЫ ГОРОДА М....Всего города М.- это, пожалуй, громко сказано, даже для всей ул. Первомайской- и то громковато. Быт и нравы, может быть, одной семьи- это будет правдивее.... От улицы, ох этой улицы, родители нас оберегали, вернее, от её дурного влияния. Видимо, было от чего оберегать, так как в то послевоенное время шпанистой пацанвы было предостаточно на каждой улице. Но нас всё равно тянуло на улицу - ведь там же общение со своими сверстниками! Мать и отец только и приговаривали: -Что вам там на этой улице мёдом намазано, что ли? А «тлетворного» влияния этой самой улицы было хоть отбавляй. Наш родственник дальний – дядя Женя (Он работал на мэтэесе, т.е. на машино–тракторной станции), приходивший за трёшкой: «до получки, С .И.!», как-то отца спрашивает: -С.И., а что ты со своими делаешь, ни хулиганов, ни двоечников у тебя нет? Отец только ухмылялся на такой вопрос. У этого дяди Жени было много детей, и почти все хулиганистые и двоечники. Мама наша смеялась: наверно ремнём весь ум выбит! А нравы и быт? Минимум информации на улицу о том, что делается дома, даже что готовится. Хотя по запаху из трубы все знали кто и что готовит. А что готовили? На завтрак, конечно, бутербродов, как сейчас, не было. А был или суп или пюре из картошки с капустой, огурцами, а на пюре накладывался жареный лук с салом, когда оно было. На обед, обычно, - борщ да каша. Ужин мог быть тоже из картошки, а летом –это парное молоко с печёными яблоками или просто тюря – молоко с накрошенным туда хлебом. Кто не пробовал – рискните, не пожалеете! Какая мебель в доме? А разная, какая осталась с довоенных времён: тут были и столы с резными ножками, изъеденные жучком, и «венские» стулья, и был ещё раритет от бабушки- лавка из липового дерева толщиной этак сантиметров десять и деревянное корыто для стирки белья ( почему то назывался этот предмет-«ночёвки», откуда это слово?) Эта лавка особенно нужна был, когда много народу собиралось. В спальне стоял комод, это что сейчас опять модно, а также железная кровать с шариками на спинках. Посуда тоже была разных времён. После войны умельцы делали из алюминия миски, ложки, расчёски ( какой-то период были в ходу и деревянные ложки). Алюминий брали из остатков бомб, их плавили, заливали в глиняные формы(опоки) расплав - и предмет готов! А ещё были в хозяйстве утюг на углях и деревянное ребристое приспособление для первичной разглажки большого белья. Не принято было ходить мужикам ходить по воду- не царское это дело! Мать просит отца сходить к колодцу за водой, а он в ответ: -Буду я там с бабами стоять! Правда, «порядок» этот поменялся, когда маме уже было тяжело носить воду даже из колонки. Интересно, как за глаза называли хозяек по женской линии ( наверно, так же и сейчас): Кривоносиха, Повториха, Нетбаиха, Кондратиха и т. д. Когда кто-то кому-то передавал привет, то говорилось: -Он Вам кланялся... Зимой, когда не было электричества, - все около стола, где стоит керосиновая лампа с подгоревшим бумажным абажуром (а лампы, знаете, были разных стандартов: 7-ми и 10-ти линейные, не подумайте, что всё тогда было так просто!). Кто готовит уроки, отец читает советские газеты (других-то нет - это из Булгакова), топится лежанка, где жарим кукурузу... Точь-в-точь как в песне : печка топится, лампа горит... Часто отцу приходилось и сапожничать для семьи: подшить валенки, набить набойки – это всё делал он сам, а в молодости даже сам себе шил хромовые сапоги, и я, глядя на его работу, немножко изучил отдельные операции, так что если кому нужно подшить валенки, милости просим, дратву ещё умею делать и шилом работать тоже... Отец часто тренировал меня диктантами, за которые я получал и двойки. Ну не мог я ставить знаки препинания, как Тургенев или Гоголь! Кстати, недавно в одной умной статье прочитал, что наши классики всё ж таки злоупотребляли этими самыми знаками препинания, а я отдувался за них, обидно..., даже сейчас. Память тренировалась на таких заданиях по литературе как заучивание наизусть лирических отступлений из произведений Гоголя, как-то: «Русь-тройка», «Чуден Днепр при тихой погоде ..» и т.д. Но мне больше нравилась поэма Лермонтова «Мцыри». Особенно будоражил вот этот фрагмент:
У нас был толстенный томик Лермонтова с его рисунками к поэмам и повестям. Недавно смотрели фильмы по мотивам его повестей «Герой нашего времени» - чудесные бесхитростные рассказы о кавказском периоде его жизни, а через некоторое время по радио читали эти же самые повести, можно слушать и слушать... Иногда заходил на огонёк троюродный брат Славка, и уже с порога, хитро улыбаясь и здороваясь, заранее предрекал : -А вот эту задачку Вам, дядя Сеня, не решить!- Это он принёс ту арифметическую задачу отцу, что сам не в силах одолеть. Отец улыбался и произносил : -Приходи утром.... А утром этот Славка нёс решенную задачу в класс, там признавали, что ответ верный, а способ решения не стандартный. Да, эти задачки были что надо, это не то что с иксом и игреком.. Отец был большой мастак по таким задачам, а иксы и игреки он не воспринимал... Кстати, этот Славка потом уехал на целину «механизатором широкого профиля», а оттуда в армию на флот в Бухту Провидения. Как я ему завидовал тогда...- одно название уже будоражило воображение.... Мне оставалось только слушать по радио, как там –на целине, и петь песню (один раз даже со сцены!):
( По- моему, это была песня ныне забытого композитора Радыгина). Искал в четырёх песенниках, но не нашел этой песни, когда-то очень популярной... Тогда был такой порыв у молодёжи на эту Хрущевскую целинную идею, равной которой был только уже Брежневский БАМ... У соседей напротив, зимой, открыв дверь и зайдя вместе с облаком пара в хатёнку, можно было застать картину, аналогичную той, что я описал по нашему дому: хлопцы в одежонке сидят за книгами около лампы, сам хозяин -дядя Тима- с дратвой в зубах, шилом и валенком в руках сидит на скамеечке и чинит этот самый ходовой товар перед коптилкой (это очередной заказ), тётя Маша выглядывает с печи и приветствует приходящих... Эта семья, несмотря на бедность, всегда была не против прихода к ребятам их друзей. Какие отмечались праздники и как ? Особых торжеств не было. Новый год и рождество проходили спокойно без застолий. Помнится только, что на рождество варилась кутья с компотом или киселём из сухофруктов. Ёлку ставили, но не всегда. На Пасху пеклись куличи, их называли пасхой, а такую как сейчас – из творога - не делали. Яйца красили и бились ими. Были такие жулики, делавшие яйца из дерева или налитые воском; эти изобретатели много выигрывали таким путём, но когда их разоблачали, то им доставалось за подделку... На Троицу (у нас называли этот день - на Духа (т.е. - Бог, Сын и Дух святой, как я это понимаю) домой приносили не берёзки, а такую траву – пищёлки, которой устилали полы в доме. Эта трава росла в городище на заболоченных местах, а как она правильно называется – точно не знаю(кажется, аир). Дух же от этой травы стоял в доме необыкновенный!
На Спаса (19 августа) у нас всегда была ярмарка. В этот день к нам приезжали гости, и мама пекла пироги с маком и с яблоками - рулеты, которые я до сих пор люблю. Какие дарились подарки? А из чего было дарить? Честно, не помню, что я получал в день рождения. А вот запомнилось, что младшему брату знакомые из деревни подарили маленькие лапти, которые он, конечно, не носил, но они долго ещё висели у нас в доме. Жаль, что не сохранились как память о тех временах...
Освящение яблок на Спаса. Фото Ломако Владимира, 2008 г. Были всякие случаи, в том числе и трагические: так в одной из деревень на свадьбе ученик нашей школы убил вилкой парня. Вся школа была в шоке: только и говорили об этой трагедии. Из школы дали парню хорошую характеристику, но всё равно был суд и дали виновному большой срок. После войны было много случаев трагических с детьми из-за игр с боеприпасами, так двоюродный брат наших соседских детей остался слепым, бросив гость потронов в печку... Хорошая примета того времени - взаимопомощь, называвшаяся у нас толокой (это украинское или белорусское слово?) Я был участником одной такой толоки: у нашей учительницы отец нанялся штукатурить дом изнутри. Хозяин собрал всех близких родственников и соседей, и работа пошла: народ рыл глину на огороде, носили воду, резали солому, месили глину ногами, а потом - вёдрами в дом к мастеру. Отец по набитой дранке штукатурил стены, глины уходило уйма, и работа эта была не из лёгких. После работы хозяин выставлял угощение в виде выпивки и закуски, и никаких оплат, за исключением труда мастера. Не могу не вспомнить с благодарностью наших родственников по маминой линии, которые в трудные моменты нашей жизни всегда были готовы нам помочь пережить тяжкие времена. Это тоже одна из хороших примет того времени... Нас в семье было много- много, и каждый старший « воспитывал» младшего, и маленький звал старшего «няней».Так и росли, помогая друг другу, пока не разлетелись в разные стороны... По выходным дням иногда ходили с отцом в близлежащие деревни на «халтуру» - ложить печи. Торговались, конечно, как же без этого! А разговор происходил примерно такой: -Так, дядьк, много просите за эту работу! Сёлита урожай неважный был, поймите нас! (сёлита –в этом году -белор.?) Ну точно, как в той поговорке: -Овёс нынче дорог, хозяин!.... Сразу же договаривались: чьи харчи... Кормили хозяева тем, что и сами ели: картошка, молоко, простокваша, когда и сало. Расплачивались за работу как деньгами, так и зерном. А из чего ложились печи? В основном из кирпича – сырца, который готовил сам хозяин, благо что глина в наших краях –на каждом огороде, только копни - и вот она....Обожжённый кирпич шёл только на под, трубу и свод в русской печке, это был большой дефицит... Печки же устраивались прямо на фундаментах из дубков и обязательно с подпечьем, там зимой держали даже курочек- такие были морозы... Ложились в то время в основном русские печи, но бывали заказы на вариант Печь – теплушка №2. Этот вариант предусматривал пропуск горячих газов не сразу в трубу, а этому газу нужно было пройти ещё низом, подогрев нижнюю часть печки, которая в обычном варианте оставалось холодной.. Помогая как-то отцу в устройстве фундамента под частный дом (халтурка, конечно), я получил строительный урок: с отцом работал напарником старый мастер, и он перед разбивкой осей фундамента и говорит : -А сейчас мы проверим «дигнали!» - т.е.диагонали. И когда я стал строить дачу и теплицы на ней, то начинал фундамент с этих самых «дигналей», как же без них, ведь всё будет кривое, так как по закону геометрии у прямоугольника будут прямые углы только при одинаковых диагоналях... Ещё об одном явлении тех времён - это приживалки, жившие на нашей улице,- Милка и Зинка, их так и звали, даже фамилию мало кто знал. О них, может быть, и не стоило говорить, но как продукт того времени, это даже показательно. Остались одни (главу семьи посадили за кражу коровы, обутую в лапти), неграмотные, без работы, держали небольшой огородик, имели хатёнку-развалюху. Но не в силах одолеть проблем с ремонтом, продали её, и стали скитаться по чужим хатам с такими же горемыками, как и они. Ходили по домам, разнося новости и сплетни, а их за эти сведения подкармливали, понимая, что в соседнем доме они наговорят на только что их кормивших. Ну своеобразный интернет тех времён! А Зинка – та самая, кто навёл бывших детдомовцев на богатую квартиру. Эта Зинка пыталась отдать дочку в школу, но той хватило только на один урок: показала классу попу и была такова... 3.7 СТРАШНАЯ ЦЫГАНКА ГАННА...До войны и после недалеко от города жили полуоседлые цыгане. С нашей семьёй дружила цыганка Ганна, старая-престарая, да такая страшная, что мы просто боялись её. Мама её всегда чем-нибудь угощала, а она гадала на картах. Однажды, когда приехали к нам наши двоюродные сестрички, Ганна угадала имя жениха одной из сестёр,... но замуж эта сестричка вышла почему-то за другого. А подружка этой Ганны –Глаша - всё ж таки обманула маму: получив деньги за бурки, так их и не принесла, на что Ганна возмущалась. Цыганка – она и есть цыганка, что с неё возьмёшь! Вот такая цыганская история... 3.8 О РУСАЛКЕ И РЫБАКЕ....Моя мама была замечательной рассказчицей и придумщицей всяких историй. Когда она училась в Новгород-Северском епархиальном училище (перед революцией),то всех своих подружек занимала страшными сказками, рассказывая их на ночь глядя. Какие это были сказки, мама не успела нам все рассказать, но одна из них могла быть и такая, которая касалась судьбы её отца –заядлого рыбака.
Итак....-сказка о русалке и рыбаке....
Пошёл однажды отец на рыбалку на р. Воронусу, что около д. Чешуйки. Но в этот день ничего не ловилось, даже пескарь не попадался, не говоря о чём –то более крупном. День был явно невезучий. Что делать? Сел он на бережку, пожевал хлебца, запивая водичкой, взятой из криницы, и стал любоваться природой и слушать её. А дело было весной, всё цветёт, кувшинки уже плавают на воде, и в болотцах сплошной гомон- это у лягушек свадьбы! И вдруг, из воды выплывает русалка, ну точь-в точь как в сказке: с хвостом и руками, но голова - красивой девицы. Высунулась из воды и смеётся: -Ну что, парень, не ловится рыбка, а? И не поймаешь ничего! -Как это, не поймаю? Всегда ловил, а теперь как же? -Да вот так! Пойдём со мной, я тебе что-то покажу. У отца вроде и испуг прошёл, подал ей руку и шагнул в воду, откуда только и смелость взялась. Опустились на дно и пошли, а там на дне чего только нет: и деревья, и травы, и водоросли, и какие-то гнёзда. А русалка идёт и, показывая всё, приговаривает: -Это всё моё, это всё моё... А отец про себя думает: а говорили-де, что у этих самых русалок – какие-то под водой несметные сокровища, а где ж они? Долго они шли, а куда идут отец спросить боится: вдруг вода попадёт в рот, а русалка этого не боится, она ведь водяной человек. Наконец подошли они к большому омуту, ну как прорва, а там - видимо-невидимо всяческие рыбы : щука метровая, сом метра полтора длиной, весь покрытый мхом, а на его одном плавнике – перстень золотой блестит, а других всяких рыб и не перечислить! Загорелись у отца глаза – он такого ещё не видал! А русалка смотрит со стороны и улыбается хитро: -Вот, парень, это богатство может быть твоим, но ты тогда должен на мне жениться! Задумался отец, а было о чём: дома жена и трое детей, да и как это я буду под водой жить? -Нет, - говорит, - я не согласен на такое! -Ну ты ещё об этом пожалеешь! - зло просипела русалка и такую скорчила рожу, что отцу стало плохо, его бросило в жар и пот, он страшно испугался , закричал и .......проснулся. Оказывается, отец, любуясь природой, задремал на солнышке, и, заснув, увидел вот такой сон. Придя домой, отец рассказал сон жене, а она возьми и скажи: -Правильно сделал, что не пожадничал на ту рыбу, нужно довольствоваться тем, что Бог даёт... P.S. Русалка не зря угрожала—отец мамы, простудившись на зимней рыбалке, рано умер...
А какие интересные приёмы использовали наши бабушки, чтобы нас как-то уберечь от всяких бед, вот послушайте:
-Наташа, ты куда это собралась? - спрашивает мама её, наша бабушка. -Как куда?- по ягоды, все уже носят давно, а мы ещё ни разу не сходили. Ой, я так люблю ягоды с молоком.! Мам! Ну можно мы сходим ? А с кем это ты собралась? Как с кем ? С Зиночкой да Оксанкой. -А что Ванечку не берёте? -А он на рыбалку ушёл. -А куда ж вы собрались? -Ну я не знаю, может в Петьково или в городище. -А вот послушай, Наташечка, какая история случилась с твоим дедом в этом самом лесу под Петьковым.
3.9 СКАЗКА ПРО ЛЕШЕГО....-Это было аккурат под Духов день, надумал дед веников заготовить на зиму, ох и любил же он парится! Говорят, что в это время ну самые хорошие веники. Пошёл в лес, нарезал этих самых веников и собрался уже было выходить из леса, а тут как назло тучи наехали, и не поймёт он в какую сторону – то идти. Ходит, ходит, а всё никак на дорогу не выйти. Вдруг видит пень перед ним стоит такой трухлявый –трухлявый, и этот пень вроде как усмехается, хихикает; испугался дед и быстрее от этого места бежать. Бегал –бегал, а дороги всё нет и нет, и он, как оказалось, опять пришёл к старому месту. Смотрит, а на этом месте стоит огромная кочка и, как ему показалось, с хитрыми глазами и тоже ухмыляется. Да сколько же это будет продолжаться?- в сердцах воскликнул дед. Тут опять кто-то хихикнул. И тут до него дошло : он же, набрав лесного богатства, забыл сказать спасибо хозяину леса - ЛЕШЕМУ! А тому его учил ещё его дедушка. Тогда дед поклонился на все четыре стороны и сказал : -Спасибо тебе, хозяин леса, за хорошие веники! И тут сразу выглянуло солнышко, дед вышел на дорогу, нашёл свои веники и пошёл домой... -Ой, мам, ну Вы такого наговорите, ну ладно мы в Петьково не пойдём, а сходим в городище... Мама только в ответ улыбнулась про себя: -Вот коза –козой, а всё ж таки прислушалась: в Петьково не поведёт.. Ох и заводатор ж она у меня... -Наташа, а ты знаешь, сколько леших в лесу? -Нет, мам, а сколько? -Есть леший –лесовик, леший –ягодник, леший-грибник, леший-птичник, леший-зверушник, ой да их всех и не перечислить, ну как–нибудь ещё расскажу про них, этих леших. А теперь беги, да не съешьте все ягоды, оставьте Ванюшке хоть чуть-чуть.. -Ладно, мам, оставим...-это было слышно уже с улицы... P.S. Вы поняли, что родителей раньше на ВЫ называли? И это было правильно!
3.10 СКАЗКА ПРО ДОБРОГО ДОМОВОГО....А через несколько дней Наташа, т.е. моя мама, приходит к своей маме , т.е. нашей бабушке и просит: -Мам, а мам, Вы обещали мне рассказать про других леших, мне страшно и в то же время интересно. Расскажите! -Да ну их к лешему этих леших! Я тебе лучше расскажу про домовых, они интереснее. Вот слушай: Как отец твой умер, мы переехали к моему брату Александру, ну то есть туда, где мы и сейчас живём, в Нахаёвке. А у него, сама знаешь, какое хозяйство: и скотина, и огород и поля с житом. Так вот однажды не успели всё вовремя убрать, а пошли дожди.А где сушить снопы ? В овине, конечно , а там, помнишь, какая огромная печь. Вот на ней всё и сушили. А топили печь чем ?- соломой. И один раз дядя Александр и просит меня : -Сходи, Аннушка, в овин да посмотри, что-то дым из трубы уж больно густой идёт, там у нас сегодня Матрёна- наша племяшка командует. -Прихожу я в овин, это ж здесь недалеко, а там никого не видать, но огонь в печке горит, а на печке снопы как-то сами странно шевелятся, одни падают вниз уже сухие, а на печь кто-то бросает сырые, да и в печку подбрасывается кем-то солома да сразу помногу (наверно, потому и дым большой?) Походила, походила, а самой-то страшновато, зашла за печку, а там наша Матрёна спит себе сладким сном. Услышала она мои шаги, проснулась, протёрла глаза и говорит: -Вот, Аннушка, я немножко отдохнула, о то совсем выбилась из сил с этой соломой да снопами. -А кто ж за тебя тут работал, ведь печка горела, снопы ворошились? -Как кто? Знамо дело –домовой! Я, когда устала, и сон меня сморил, возьми и скажи : ну хоть бы кто помог! Да и заснула, а он –то домовой, видать, услыхал это.. А чего ты, Аннушка, так испугалась, это ж не впервой; с ними, домовыми, надоть ласково поговорить, и они помогуть –этому меня учил дед Фадей (царство ему небесное!) А знаешь, Аннушка, какие домовые –то бывают, это тоже дед мне сказывал: запечники, чердачники и сараюшники. Вот мне помогал, видать, запечник.. -Что мне оставалось делать? –пошла домой и рассказала всё Александру, а он, улыбаясь, только и молвил : -Ну, Матрёна, прямо молодец да и только, она не только к себе жениха хорошего приручила, да ещё в добавок и домового работящего.... -Вот, Наташечка, какие чудеса происходят у нас .. -Ну, а мне и не страшно, если домовые такие хорошие, то чего их бояться, правда, мам? -Правда, правда, моя козочка, ну беги поиграйся да посмотри за Ксаночкой да Ванюшкой.., ну одна ты всё ж таки к овину не ходи... А где ж Зиночка? -А она всё книжки читает... -Вот любопытная, всё она хочет знать, и про леших и про домовых, такая уж порода...
3.11 О СТАЛИНЕ МУДРОМ, РОДНОМ И ЛЮБИМОМ...5-е марта, день смерти Сталина. ОН –«Вождь и учитель всех времён и народов»- тогда, а потом - диктатор и палач своего народа. Что мы, дети, о сути всего происходившего в те времена знали? Да почти ничего. Знали, что была война, и мы в ней победили благодаря тов. Сталину. После войны по чуть-чуть стала улучшаться жизнь: отменили карточки, постоянно снижались цены. О репрессиях ничего наши детские уши не слышали, а может быть, нас оберегали родители от всех сведений по этим делам. Хотя один из репрессированных был нашим соседом. А тогда просто говорили: человека посадили, а за что, ни кто не знал. А этого человека после прихода в город наших посадили за сотрудничество с немцами. Как потом оказалось посадили ошибочно; после смерти Сталина сосед пришел с отмороженными ногами. Вспоминается (это уже во времена Хрущева) сцена разговора этого соседа с отцом. Разговор происходил через забор: -Добрый день, Никитич! -Добрый день, Иванович! -Какие новости? -Да вот вчера приглашали, сообщили, что полностью реабилитирован. -Тогда поздравляю! Вообще, с этой семьёй, и когда сидел хозяин и после, мало кто общался- такие были времена, что чего-то все подспудно боялись...
Из каких источников мы могли получить сведения, что жизнь может быть другой? Из газет или радио? Рядом с нами диссидентов не было и «вражеских» голосов послушать было негде. Так и жили в ожидании лучших времён... Да, моя старшая сестра, учившаяся в Новозыбкове, тайно от мамы поехала с подружкой на похороны Вождя. После приезда сестра прислала целую тетрадь с описанием их приключений в Москве. Запомнились мне только слова из этого письма:- -Мы со слезами на глазах вошли в Колонный зал Дома Союзов и увидели: в гробу лежал ОН.
3.12 О КОСИМУСАХ И СИМУСАХ...Выше я писал о репрессированном соседе. Но были и другие очень хорошие почитаемые в городе соседи. Они оба из партизан, он- из «окруженцев», она-из комсомольцев, встретились в партизанском отряде, где у них родился первый ребёнок. После освобождения города кадров на командные должности не было, и ставили туда бывших военных и партизан, негодных к дальнейшей военной службе. Были здесь разные люди: и грамотные и не очень, толковые и дураки. Пишу о наших соседях, не осуждая их в чём-то, мы дружили с их детьми –нашими сверстниками. Пишу о них и о нас как о явлениях той прошедшей жизни. За боевые заслуги эти люди получили награды и хотя и небольшие, но руководящие должности.Так было во все времена: правители награждали своих ратников, чем могли- должностями, поместьями, крепостными, и это было правильно. Эти соседи держали прислугу- девицу из деревни, которая смотрела за детьми и за живностью ( кстати, была эта девица очень доброй: за мешок травы для хозяйкиной коровы приносила кувшинчик молочка, это когда у нас не было коровы). Власти пытались как-то подучивать этот малограмотный аппарат. Мама рассказала один забавный диалог с этой женщиной, прибывшей с курсов из Брянска: -Н.М., вот была я на курсах; ну на кой ляд мне эти косимусы и симусы?- Речь шла, как вы поняли, о тригонометрических функциях КОСИНУС и СИНУС. В нашей семье мы и сейчас помним эти страшные слова. Но что было, то было... Сам же хозяин, приходя к отцу, за рюмкой часто рассказывал о партизанском житье-бытье, пока его не забирала от нас его хозяйка. Вот один запомнившийся эпизод из серии его рассказов. -Прибились к нашему отряду какие-то люди в солдатской форме, но командиру они чем-то не понравились, он заподозрил в них то ли дезертиров, то ли провакаторов.Что тут долго думать? К стенке их, то есть к дереву(в лесу, ведь), и весь разговор, время то военное! А я и говорю : -Командир, а как будем расстреливать, очередями или одиночными? Это я специально задал вопрос, чтобы оттянуть время.. Командир опешил: -Ты к чему это? -А к тому, что они не похожи на дезертиров, давайте их испытаем в бою. На том и порешили, и люди были спасены... Партизанское движение хорошо описано в книгах -«Хинельские походы» и «От Путивля до Карпат», а знаменитые командиры партизанских отрядов в тех местах это: Медведев, Фёдоров и Ковпак. (Моя двоюродная сестра, работая в с. Нивное преподавателем, вместе с мужем - бывшим партизаном - собрали большой материал о партизанском движении и истории родного края. Где он теперь этот материал, может быть кто знает?).
Этот сосед был прост, как правда. Одажды за рюмкой (ну куда же без неё!) он и говорит отцу: -А что, С.И., неплохо быть партейным: тебе и работа, и дровец, и покос.. А мы тем временем с отцом ездили с тачкой за город окашивать травы для нашей козы с обочин дорог и на болотах ... Ну что добавить после такого определения формулы власти? Добавить ну просто нечего! Формула на все века и на все строи и формации: ты у власти -значит тебе и положено ну хоть на чуть-чуть больше благ! Я в настоящий момент проживаю в одной из стран Евросоюза. И что Вы думаете, какой у нас образ мыслей? А таков: победившая на выборах партия всеми силами старается отдать денежные должности своим. Доходим до обсурда: директоров школ и зав .больницами пытаемся менять на «своих», они-де будут лучше учить и лечить.
Что-то надоело это мне это грязное дело-политика. А лучше о ней, об этой политике сказали персонажи из кинофильма «Свадьба в Малиновке» : -Власть переменилась - скидывай сапоги! -Белые придуть - грабють, красные придуть... Интересно, как это в те суровые времена цензура пропустила такую крамолу7
Вот такие были быт и нравы в городе М., да и всё, что писалось в моих воспоминаниях можно отнести к быту и нравам нашего города- нашей «малой» РОДИНЫ.
ПослесловиеДля чего я писал всё это? Я писал это для будущего сценариста или режисёра, который сделает фильм с названием «Мглинская сага». Так что предлагаю, пока не поздно, всем землякам: давайте на наш сайт воспоминания своих предков, ещё место есть в будущем сценарии... Многие воспримут этот мой совет, как шутку, но как знать... Всё, что здесь описано, имеет отношение к семьям наших предков и родственников, проживавшим на территории Брянской области в разные времена под такими фамилиями: Монченко, Домиловские, Черенцовы, Ицковы, Веремьевы, а в третьем поколении это уже новые : Воронцовы, Бритенковы, Азбукины, Мосины, Полонские, Пеньковские, Рубаны, живущие в разных городах и странах бывшего Советского Союза. Фамилии четвёртого поколения я уже и не знаю, и не это главное ... Всем посетителям сайта спасибо за оказанное внимание истории города ...
А Пимен закончил бы всё это словами: -Закончен труд, завещанный мне Богом..
P.S.Прошу грамотного и дотошного читателя за возможные в тексте ошибки извинить: школу –то я окончил 52 года тому назад, да и правила, наверно, тоже изменились...
|