Обряды, гадания и костюмы

Обряды и гадания деревни Быковка
(со слов местной жительницы Асташенко М. Е.)

КАЛЕНДАРЬ. Основные обряды и гадания в СВЯТКИ происходили под старый Новый год (с 13 на 14 января). Ходили по домам, пели поздравительные песни - щедровали. Щедрующих угощали салом, хлебом, колбасой. Водили козу: делали красивые рога из соломы с блестящими нитками, деревенскую шубку выворачивали наизнанку. В козу наряжали мужика или бабу.

Дети в Быковке водят козу и до сих пор, поют песенку «Го-го-го, коза».

ГАДАНИЯ девушек под старый Новый год.
1. Платки или пояса связывали в узелок, перемешивали в тазу. Чей платок или пояс упадёт на пол первым - та раньше и выйдет замуж.
2. Гадание на петухе. В комнате стоят девушки, перед каждой из них - кучка зерна. В комнату впускают петуха: к чьей кучке подойдёт - та раньше выйдет замуж.
3. Палили бумагу в тарелке в 12 часов ночи (свет выключали). Считали, что на стене отражается будущая судьба (фигурка человека- будущего жениха, машина и т.д.).
4. Гадание на зеркале («страшное»). В 12 часов ночи нужно пойти за водой, причём нельзя разговаривать, смеяться, оборачиваться назад. Набирали воду и с теми же предосторожностями возвращались домой. Принесённую воду наливали в стакан, бросали в него кольцо. Открывали запечку (трубу) со словами: «Черти, приходите, судьбу приведите!». Гадающие девушки оставались в одних рубашках. Одна из гадающих наклоняла зеркало таким образом, чтобы в нём отражался стакан с кольцом, девушка смотрела на кольцо и говорила: «Суженый-ряженый, выдь ко мне». В стакане должен показаться будущий жених. После первой девушки точно так же гадали и другие.
5. Бросали лапти через ворота: в какую сторону носом ляжет, туда и замуж выходить.
6. Ходили на перекрёсток в 12 часов ночи, кричали: «Доля, доля, духнись» (кричала каждая из гадающих девушек отдельно). В ответ могли загавкать собаки (значит, девку будут обговаривать - сплетничать о ней), или мог какой-нибудь мужик крикнуть (этот мужик - будущий муж) и т.д.


На
СОРОКИ (22 марта) ничего не пели, пекли фигурки птиц, фигурку ягнёнка.


ПАСХА. По избам ходят дети (до сих пор), собирают яички.


ГРЯНАЯ НЕДЕЛЯ (шестая неделя после Пасхи) - «коварная неделя», в это время ничего нельзя делать (в смысле - работать).


В
СУББОТУ перед ТРОИЦЕЙ разбрасывали по домам ветки, ели кардамон (пряность).


На
ТРОИЦУ (воскресенье седьмой недели после Пасхи) в лесу на костре жарили яичницу. Завивали венки, кидали их в воду.
Ломали берёзки, на заборе вешали ветки. Около дома на Троицу сажали берёзу. Примета: втыкали веточку в забор, и, если она высыхала быстро, то сено должно было сушиться хорошо.


СВАДЬБА.
Сватать приходили родственники жениха, а также он сам. Иногда сваты говорили: «Есть у вас козочка? Мы её посмотрим». На сватовстве присутствовала невеста .
Перед свадебным днём невеста собирала подруг («девишник»), плакала мало, без определённых обрядовых слов.
До венчанья гуляли в
1-ый день отдельно и у молодого, и у молодой. Когда жених приезжал, то выкуп невесты и постели осуществлял дружко, причём на свои деньги («на то он и дружко»). Дружку приходилось искать невесту, так как её прятали либо в её собственном доме, либо в доме кого-нибудь из соседей. Дружко давал подругам невесты денег, их количество роли не играло: сколько дал - столько и хорошо.
После венчанья пировали в доме жениха. Перед молодыми ставили ёлочку (если маленькая) или верх ёлки (если большая), а также каравай.
На ночь с 1-го на 2-ой день родственники невесты уходили спать в свой дом.
2-ой день. Молодая оставалась с утра в доме молодого, а сам он отправлялся в дом невесты за несколькими её родственниками - родителями, толстой сватьей (крёстной невесты), некоторыми другими. Эти родственники, приезжающие вместе с молодым в его дом, называются «приданьи». Перед отъездом из дома невесты в дом молодого тёща и зять обменивались подарками.
Невесту в Быковке (в том числе в песнях) называют «молодая», «молодые», а жениха «молодый» .
Впрочем, эти термины типичны для Мглинского района в целом.
 

Обряды и гадания села Цинка
(со слов местной жительницы Татаровой Н. Н.)
 

Село расположено в семи километрах от шоссе, поэтому главный транспорт здесь -лошадь с телегой (на снимке). Говорят, что, когда-то давно, в этих местах протекала река Цинь, в честь которой село и получило своё название.


КАЛЕНДАРЬ. Под Новый год (14 января) до сих пор водят козу.
На
РАДОНИЦУ (9-ый день от Пасхи), после посещения кладбища, водили хороводы.
ВШЕСТЕ - шесть недель от Пасхи. Бросали венки в воду: потонет - плохая судьба будет, поплывёт - к счастью.
ТРОИЦА. Сплетали венки или на берёзе, или на двух соседних берёзах. Жарили яичницу на костре. По полу бросали явор (аир болотный), в красный же угол 
 (красный (или святой) угол - угол, где висит икона) бросали ветки берёзы. В ночь с субботы на воскресенье (духовая суббота) пол целиком устилали явором - для очищения, благополучия. Также явор бросали в огонь - вечером в воскресенье. Все старались стать на этот дым, чтобы очиститься от духов, от болезней. После Троицы явор собирают с пола и им в течение года настаивали воду в бане -для здоровья.
В ночь на
ИВАНА КУПАЛА (с 6 на 7 июля) - плясали вокруг костра. Приметы:
1. Если кукушка первый раз закуковала, а лист не распустился - будет плохой год.
2. Когда слышишь кукушку первый раз, то: а) нужно поваляться на траве, чтобы поясница не болела; б) нужно погреметь деньгами в ту сторону, откуда слышна кукушка, чтобы быть богатым.
СВАДЬБА. 1-ый день. Перегораживали дорогу в трёх местах (могли стул, табуретку поставить на пути, или же просто взяться за руки поперёк дороги), и жених должен был её выкупить. Перегораживали и тогда, когда жених ехал за невестой, и когда ехал уже с ней к себе домой.
После венца ехали сначала к дому невесты, где жениховы сватцы (сваты) выкупали постель и косу. Молодых связывали красным поясом (вязаным) и пели песню со словами:

Оглянулась мати:

Не вся семья в хате.


Затем ехали к молодому (на пир).
2-ой день. С утра в дом молодой приезжал один муж, собирал её родственников молодой и вез к себе.
Невеста же (уже жена) в это время с коромыслом и ведрами шла за водой. Набирала воду, а в «засаде» около колодца прятались бабы, которые просили выкуп и выливали оба ведра на невесту. Заставляли ещё набрать воды и требовали: «Давай нам выпить» (подразумевая водку или самогон). Одна из баб несла закуску.
На 2-ой день свадебных песен не пели, а «пели всякие».

 

О костюме


Местные жительницы славятся своим рукоделием. Почти в каждом доме можно увидеть разные виды вышивки и шитья, старинные костюмы, бережно хранимые в сундуках. Всякая мастерица не упускает возможности похвастаться собственными изделиями, с удовольствием показывая любую вещь.
Женский праздничный костюм Мглинского района состоит из «вышиванной» рубахи (обычно с яркой вышивкой «гладью» или «крестиком» на рукавах), красной юбки с одной (для незамужней) или двумя (для замужней) атласными полосами на подоле, фартука (с такими же полосами) и «цветастого» платка.

В повседневном костюме (чаще черного цвета) необходимый элемент ансамбля - ко безрукавка с вертикальными атласными полосами (на снимке слева).


 

 

 

 

 

Анастасия Макаровна Литвинова             Участницы ансамбля из села Высокое 

из села Луговец

 

По материалам книги  Покажите, люди, дорогу. Песни и обряды Брянской области в расшифровках студентов и выпускников АМК при МГК. Редакторы-составители Иванова Е. В., Корзун К. В.  - М., 2005.