ГАДАНИЯ девушек под старый Новый год.
1. Платки или пояса связывали в узелок, перемешивали в тазу. Чей
платок или пояс упадёт на пол первым - та раньше и выйдет замуж.
2. Гадание на петухе. В комнате стоят девушки, перед каждой из
них - кучка зерна. В комнату впускают петуха: к чьей кучке
подойдёт - та раньше выйдет замуж.
3. Палили бумагу в тарелке в 12 часов ночи (свет выключали).
Считали, что на стене отражается будущая судьба (фигурка
человека- будущего жениха, машина и т.д.).
4. Гадание на зеркале («страшное»). В 12 часов ночи нужно пойти
за водой, причём нельзя разговаривать, смеяться, оборачиваться
назад. Набирали воду и с теми же предосторожностями возвращались
домой. Принесённую воду наливали в стакан, бросали в него
кольцо. Открывали запечку (трубу) со словами: «Черти, приходите,
судьбу приведите!». Гадающие девушки оставались в одних
рубашках. Одна из гадающих наклоняла зеркало таким образом,
чтобы в нём отражался стакан с кольцом, девушка смотрела на
кольцо и говорила: «Суженый-ряженый, выдь ко мне». В стакане
должен показаться будущий жених. После первой девушки точно так
же гадали и другие.
5. Бросали лапти через ворота: в какую сторону носом ляжет, туда
и замуж выходить.
6. Ходили на перекрёсток в 12 часов ночи, кричали: «Доля, доля,
духнись» (кричала каждая из гадающих девушек отдельно). В ответ
могли загавкать собаки (значит, девку будут обговаривать -
сплетничать о ней), или мог какой-нибудь мужик крикнуть (этот
мужик - будущий муж) и т.д.
На СОРОКИ
(22 марта) ничего не пели, пекли фигурки птиц, фигурку ягнёнка.
ПАСХА.
По избам ходят дети (до сих пор), собирают яички.
ГРЯНАЯ НЕДЕЛЯ
(шестая неделя после Пасхи) - «коварная неделя», в это время
ничего нельзя делать (в смысле - работать).
В СУББОТУ
перед ТРОИЦЕЙ
разбрасывали по домам ветки, ели кардамон (пряность).
На ТРОИЦУ
(воскресенье седьмой недели после Пасхи) в
лесу на костре жарили яичницу. Завивали венки, кидали их в воду.
Ломали берёзки, на заборе вешали ветки. Около дома на Троицу
сажали берёзу. Примета: втыкали веточку в забор, и, если она
высыхала быстро, то сено должно было сушиться хорошо.
СВАДЬБА.
Сватать приходили родственники жениха, а также он сам. Иногда
сваты говорили: «Есть у вас козочка? Мы её посмотрим». На
сватовстве присутствовала невеста .
Перед свадебным днём невеста собирала подруг («девишник»),
плакала мало, без определённых обрядовых слов.
До венчанья гуляли в 1-ый день
отдельно и у молодого, и у молодой. Когда жених приезжал, то
выкуп невесты и постели осуществлял дружко, причём на свои
деньги («на то он и дружко»). Дружку приходилось искать
невесту, так как её прятали либо в её собственном доме, либо в
доме кого-нибудь из соседей. Дружко давал подругам невесты
денег, их количество роли не играло: сколько дал - столько и
хорошо.
После венчанья пировали в доме жениха. Перед молодыми ставили
ёлочку (если маленькая) или верх ёлки (если большая), а также
каравай.
На ночь с 1-го на 2-ой день родственники невесты уходили спать в
свой дом.
2-ой день.
Молодая оставалась с утра в доме молодого, а сам он отправлялся
в дом невесты за несколькими её родственниками - родителями,
толстой сватьей (крёстной невесты), некоторыми другими. Эти
родственники, приезжающие вместе с молодым в его дом, называются
«приданьи». Перед отъездом из дома невесты в дом молодого
тёща и зять обменивались подарками.
Невесту в Быковке (в том числе в песнях) называют «молодая»,
«молодые», а жениха «молодый» .
Впрочем, эти термины типичны для Мглинского района в целом.
Обряды и гадания села Цинка
(со слов местной жительницы Татаровой Н. Н.)
Село расположено в семи километрах от
шоссе, поэтому главный транспорт здесь -лошадь с телегой (на
снимке). Говорят, что, когда-то давно, в этих местах протекала
река Цинь, в честь которой село и получило своё название.
КАЛЕНДАРЬ.
Под Новый год (14 января) до сих пор водят козу.
На РАДОНИЦУ
(9-ый день от Пасхи), после посещения кладбища, водили хороводы.
ВШЕСТЕ
- шесть недель от Пасхи. Бросали венки в воду: потонет - плохая
судьба будет, поплывёт - к счастью.
ТРОИЦА.
Сплетали венки или на берёзе, или на двух
соседних берёзах. Жарили яичницу на костре. По полу бросали явор
(аир болотный), в красный же угол
(красный (или святой) угол -
угол, где висит икона)
бросали ветки берёзы. В ночь с субботы на
воскресенье (духовая суббота) пол целиком устилали явором - для
очищения, благополучия. Также явор бросали в огонь - вечером в
воскресенье. Все старались стать на этот дым, чтобы очиститься
от духов, от болезней. После Троицы явор собирают с пола и им в
течение года настаивали воду в бане -для здоровья.
В ночь на ИВАНА КУПАЛА
(с 6 на 7 июля) - плясали вокруг костра.
Приметы:
1. Если кукушка первый раз закуковала, а лист не распустился -
будет плохой год.
2. Когда слышишь кукушку первый раз, то: а) нужно поваляться на
траве, чтобы поясница не болела; б) нужно погреметь деньгами в
ту сторону, откуда слышна кукушка, чтобы быть богатым.
СВАДЬБА.
1-ый день.
Перегораживали дорогу в трёх местах (могли стул, табуретку
поставить на пути, или же просто взяться за руки поперёк
дороги), и жених должен был её выкупить. Перегораживали и тогда,
когда жених ехал за невестой, и когда ехал уже с ней к себе
домой.
После венца ехали сначала к дому невесты, где жениховы сватцы
(сваты) выкупали постель и косу. Молодых связывали красным
поясом (вязаным) и пели песню со словами:
Оглянулась мати:
Не вся семья в хате.
Затем ехали к молодому (на пир).
2-ой день.
С утра в дом молодой приезжал
один муж, собирал её родственников молодой и вез к себе.
Невеста же (уже жена) в это время с коромыслом и ведрами шла за
водой. Набирала воду, а в «засаде» около колодца прятались бабы,
которые просили выкуп и выливали оба ведра на невесту.
Заставляли ещё набрать воды и требовали: «Давай нам выпить»
(подразумевая водку или самогон). Одна из баб несла закуску.
На 2-ой день свадебных песен не пели, а «пели всякие».
О костюме
Местные жительницы славятся своим рукоделием. Почти в каждом
доме можно увидеть разные виды вышивки и шитья, старинные
костюмы, бережно хранимые в сундуках. Всякая мастерица не
упускает возможности похвастаться собственными изделиями, с
удовольствием показывая любую вещь.
Женский праздничный костюм Мглинского района состоит из «вышиванной»
рубахи (обычно с яркой вышивкой «гладью» или «крестиком»
на рукавах), красной юбки с одной (для незамужней) или двумя
(для замужней) атласными полосами на подоле, фартука (с такими
же полосами) и «цветастого» платка.
В повседневном костюме (чаще черного
цвета) необходимый элемент ансамбля - ко безрукавка с
вертикальными атласными полосами (на снимке слева).