На главную

 

 

Виталий Черенцов

Фото-путешествие по маршруту:

 Таллин – Москва – Брянск -   Мглин

3. По следам предков

3. 1. Поиски села Ишово

 

На следующий день после обеда мы выехали из Брянска на поиски этого села. По карте искомое место вроде бы и не так далеко, но нашли его не сразу. То мы его проедем, то не доедем. Решили спросить местных, а как же иначе…

Подъехали к картофельному полю, где с трудом можно было рассмотреть ботву в густой траве.  Две женщины и мужчина собирают картошку  распаханную, видимо, трактором…

-Бог в помощь! Как урожай?

-Спасибо,  ничего.

Я рассказал, кто мы и что ищем…Женщина, которая постарше, со следами  частых выпивок на лице, и молодичка с приятным улыбчивым лицом включились в разговор. Мужчина, невесёлого вида, только вставлял некоторые слова, поддакивая женщинам...

 

Поле... русское картофельное поле, и на нём бывшие жители села Ишово.  Их предки, конечно же,  знали нашего деда и бабушку. Это они рассказали нам про старуху "дьячиху".

 

 

-Так  мы сами ишовские, но теперь живём в Воробейне. А вы вернитесь назад и возле автобусной остановки по дорожке пойдёте,  и там несколько домов, в одном из них живёт старуха по прозвищу «дьячиха», это, говорят,  у неё кто-то служил в дьяках. Может она что расскажет. Да,  ещё: у дороги увидите памятник женщине, погибшей на этом месте…

(Ну, почти как:  «Остановка – «У  погибшей женщины»).

 

 

На автобусной остановке " Село Ишово" - Алла,  я и сестра Аня

 

 

То же с  Анатолием и  с Аллой

Слева - река Пёс, справа - памятник погибшей женщине, а если спустиься вниз, а затем подняться наверх - там и была Николаевская церковь, и там мы брали интевью у весёлого мужика и глухой бабки.

Поехали обратно,  автобусную остановку мы не заметили, так как указателя не было, как не было указателя о селе Ишово. Остановились, увидев дома недалеко от дороги. Я зашёл в первый двор -  никого; где-то брехнула собака, но не появилась, оглядываю сад и огород. Вся земля под яблонями устлана гниющими яблоками, на огороде гарбузы и свёкла.  Снизу от речки появился мужчина с ведром, видимо, там находится колодец или криница. Поздоровавшись, рассказал  ему  что ищем…

-Так это на той стороне речки. Да, там живёт один мужик и глухая бабка…

Спросил для вежливости, как живётся здесь…

- Не живём, а выживаем. Кругом одни старики, вот их обихаживаем…

Переехали обратно мост через речку с интересным названием -  Пёс.

Река Пёс...   и кто придумал такое название?

 

 

 

Это тот самый памятник погибшей женщине.

Кто она? Мы так в спешке не узнали...

 

 

 

 

Нашли автобусную остановку – лавочку у куста со сломанными ветками, недалеко – памятник погибшей… Рядом дорожка вниз, по ней ехать на машине не рискнули: там колея только что для трактора или телеги. С волнением пошли с Аней по дорожке, вот и первая  хата, залаяла собачонка, сидевшая на цепи,  никто не выходит. Огляделись: рядом с домом на столбе телефон, перед домом липы и большая поляна, вокруг которой несколько хат.  А вот из хаты вышел, слегка покачиваясь, мужчина.

Поздоровавшись, мы  рассказали о цели нашего визита…

-Так церковь эта вот тут и была, нет её, да и фундамент после войны разобрали. А липы эти - церковные, они стояли они вдоль ограды.  Стояли здесь и кресты, видать, кто-то был похоронен, а один крест отсюда перенесён на кладбище, он и сейчас там стоит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вот этот, видимо,  тот крест, о котором нам пытались рассказать мужичок и бабуля. Крест перенесён от церкви на чью-то могилу на местном кладбище.

 

Вон там живёт бабка, правда, глухая совсем, может она что скажет. А вон и она…

Действительно, из хаты, что  поодаль,  появилась бабуля с клюкой. Подошли к ней. Мужик, пошатываясь, стал кричать бабке на ухо.  Она что-то, видимо, поняла и подтвердила:

-Да, вон тут церковь была.

Вот это место, где стояла церковь, сохранились только липы.

 

 

Никого из Черенцовых бабуля не помнила и ничего толком не смогла рассказать. Да и как тут  вспомнишь: ведь прошло более 100 лет. На том и расстались со старушкой,  поблагодарив  её за «участие» в разговоре.  Наш весёлый гид рассказал: здесь недалеко была школа, он пошёл в неё в 48-м году, занимались в две смены, а сейчас осталось несколько домов, большая часть из которых стоят заколоченными.

Интервью дают нам  весёлый мужичок и глухая старушка "дьячиха".  

 

 

Из интервью с "дьячихой" выяснилось: её фамилия (или её мужа?) Цытович ( или Цитович).  Из справки от  Екатерины Чеплянской: в 1909 году умер псаломщик Николаевской церкви села Ишово Иоан Цытович, и на его место был назначен наш дед Черенцов Иван Васильевич. Из истории Ильинской церкви местечка Почеп: в этой церкви долгое время при храме служил дьячок Григорий Цытович. 

Сведения  из Черниговских Епархиальных Известий:  в 1885 году в церкви села Ишово служил Цитович Никифор (уже "ы" заменена на "и"). Какая связь этой старушки с этими фамилиями - можно только предполагать. Но то, что кто-то из её родичей из церковнослужителей - это точно. Обидно, что все эти сведения об этих фамилиях я получил от Е. А. Чеплянской уже по возвращению из поездки во Мглин. А ведь многое стало  бы значительно яснее...

 

Уходя с этого места, ещё раз мы  с Аней огляделись вокруг,  запоминая  места, где жили предки: холмы, перелески, речка…  Просто не верится, что мы побывали в тех местах, по которым ходили  наш отец, бабушка с дедушкой, здесь они растили детей и жили, видимо, теми же заботами, которыми живут и сейчас все родители. Зашли на кладбище, расположенное у дороги. На нём почти все новые захоронения. Правда, старинный кованый крест мы нашли, он стоит над чьей-то могилой, возможно, на этом кладбище покоятся и наши предки…  царство им небесное…Я, будучи в волнении, забыл,  что у меня  кроме камеры есть и фотоаппарат, так и остались не заснятыми эти места. Вспомнил об этом уже на автобусной остановке, где и сделал вот эти два снимка. Речку Пёс с моста снял на видео. Речка маленькая, но мы заметили там всё же рыбаков, удивших с моста. Думается, что   именно на этой речушке отцу его мамой (она была заядлой рыбачкой!) была привита страсть к рыбной ловле… и я представил:  мой отец  с удочкой, сделанной их орешника, стоит на бережку этой речушки и ждёт первую поклёвку…

 Пикник у обочины... поминаем наших предков.( Анатолий, Алла и Аня)

 

 

3.2.  На родине предков  - в Новых Чешуйках

Планом было предусмотрена поездка в Новые Чешуйки, где согласно и домашней легенде и архивным данным, жила и служила в Воскресенской церкви псаломщиками целая династия Дамиловских: прапрадед Самуил, прадед Фаддей и дед Моисей по маминой линии.  Здесь же родилась  наша мама,  две её  сестры и брат.  И  Семёныч везёт нас  туда. Село это недалеко от города. На подъезде к нему – поля, где картошка уже убрана, а гарбузы (прошу не путать с арбузами,  гарбузы – это, по-мглински и по-украински - тыквы) ещё красуются, да так, как будто они  специально разлеглись на солнышке для любования… 

 Поля с гарбузами перед Новыми Чешуйками...видно, что этот овощ в почёте в мглинском крае; не только в сёлах, но в самом городе для него отводятся большие участки...

 

 

Деревенский пейзаж с гарбузами....Вообще- то он заслуживает кисти художника...

 

Останавливаемся. Дальше не проехать: разбитая колея с грязью и водой, рядом  ещё две таких же разъезженных, одна другой «лучше».

-Вот это место, здесь была Воскресенская церковь, где служили ваши предки. Видимо, здесь же были и могилы служителей, - рассказывает  Семёныч –  наша «энциклопедия на ногах», - а теперь на этом месте школа, а липы эти, возможно, ещё церковные.

На этом месте когда-то была Воскресенская церковь, где служили  псаломщиками наши предки; здесь они и жили в домах при церкви;  возможно, здесь и были похоронены. Сейчас здесь школа.

 

 

Перед школой – старый-старый сад. Мы пробуем яблоки, они хороши. Видать, старинные сорта. А может эти яблони высаживали наши предки?

 Тот самый сад на церковной земле. Яблоки очень вкусные... 

 

 

Маленькое  «нелирическое»  отступление, или как я регистрировался на родине.

По российским законам иностранное лицо, прибывшее в Россию на срок более трёх суток, должно зарегистрировать. Как и где это нужно сделать, я и Семёныч не знали. Поехали в милицию, расположенную по дороге к кладбищу. Вошли в здание. На проходной молодой человек с автоматом, покинув пост,  проводил меня наверх, и, выяснив у начальства, что мне нужно, сказал: «обратитесь в паспортный стол». При выходе я обратил внимание на железобетонные блоки, разложенные зигзагом на въездной дорожке. Правда, зигзаг этот был уже во внутреннем  дворике. Что толку – то от него? А в калитку мы ведь вошли просто так.   И это называется борьба с терроризмом… Едем в паспортный стол.  Семёныч рассказывает майору, что мы хотим (коридор в этом «столе» просто в ужасном состоянии!)

- А вы  кто, «лбг»?

Я недоумеваю…

-Вы лицо без гражданства? – поясняет майор.

-Сколько дней будете у нас? – это вопрос ко мне, - а, пять, тогда заплатите в банке 10 рублей, и обратно к нам. Полчаса в очереди в банке, и на руках у меня квитанция. Заходим на регистрацию. Там сидит девушка среди железных шкафов, порядка тут не видно… Подаю свои бумажки.  Что-то записывается в нескольких книгах…

-Ваш паспорт? – это девушка обращается к Семёнычу.

-Ой, так я его не взял… Девушка, лично  зная Семёныча, находит у себя его  паспортные данные. Благодарим, а на прощание  Семёныч  угощает её  корнем аира: «дескать, помогает от простуды».  Девушка, улыбаясь, принимает «взятку».

  

3.3. Нахаёка – здесь тоже жили наши далёкие предки

 

Выезжаем из городища, время до захода солнца  ещё есть, и наш гид везёт нас  через Жигловку на Нахаёвку. Там, судя по исторической справке от Екатерины Чеплянской, жил род Монченков. Так и указывалось место жительства – «Нахаёвка». Да и совсем недавно (до войны и после неё) там проживала бабушка наша Анна Михайловна, девичья фамилия которой Монченко, а по мужу – Дамиловская.

 На этих землях жили наши предки из рода Монченков

 

Семёныч повёз такой дорогой, по которой впору ездить на танке.  И мне показалось, что после этой поездки в машине что-то сломалось, но Сергей нам не стал говорить.

 Вот она какая Нахаёвка  теперешняя, а какая она была, когда наши предки там поселились? 

 

Едем по Нахаёвке, с Семёнычем все здороваются, что-то спрашивают, и с сожалением относятся к его сообщению, что он уже не председатель совета ветеранов.  Подошла одна знакомая Семёныча и попросила сфотографировать и оказать влияние на власть по ремонту  уличной колонки,  которая представляла собой  шланг с вентилем, лежащим на покрышке.  

Семёныча здесь все знают. Эта красивая и улыбающаяся женщина жалуется Семёнычу на никудышную колонку.  Предки этой женщины знали, конечно, наших предков, это точно...

 

Оказывается: здесь же на Нахаёвке проживали  да и сейчас живут некоторые из рода Ицковых. А прародительница рода Ицковых имела фамилию Нахаёва. Подъезжаем к окраине улицы, Сергей останавливает машину и показывает:

-Вот здесь, да, точно здесь на этом месте мог быть дом вашей бабушки, а чуть дальше, видите вдалеке – дом Чекунцов, это прозвище такое, а фамилия их тоже Нахаёвы….

Спускаемся чуть ниже по Нахаёвской улице.

-Здесь давайте остановимся, - предлагает Семёныч. 

-Видите: заросли внизу, это - так называемая Гривка.  До революции около Нахаёвской прорвы, или ещё её называют Кончанской,  была плотина, и на образовавшемся перед плотиной  озере получился островок, его и стали называть Гривкой; там проходили гулянья горожан, переправлявшихся туда на лодках. А уже  после 14-го года гулянья перенесли в горсад, плотину разрушили, спустили воду, и на этих местах получились луга для сенокоса.

"Гривка"  - место городских гуляний в дореволюционное время 

 

Теперь же, как говорится,  всё возвратилось «на круги своя»… Да, и я вспомнил: мама часто в разговорах с бабушкой и сёстрами упоминала это название – «Гривка» (видимо, этот островок был похож на лошадиную гриву). Нам это слово тогда ничего не говорило, так как нас с этим местом не познакомили. Видите:  на фото, там,  вдалеке, за Гривкой,  виднеются кладбищенские деревья… Семёныч везёт нас дальше…

Остановка.  Выходим из машины, спускаемся   по косогору немного вниз:

-Видите,  внизу вода – это и есть Нахаёвская прорва. Вот на этом месте когда-то и была плотина и мельницы,  частично даже видны ещё остатки  дамбы, - поясняет нам наш гид Семёныч.

Нахаёвская (Кончанская) прорва. Частично сохранилась дамба, на которй стояли мельницы.

 

 

 Извиняюсь, что снимки получился не очень: солнце клонилось к закату, и поэтому  кадры по освещённости своей  резко  меняются.

 Да, побывали мы с Аней даже там, где и в детстве не пришлось бывать, и души наши наполнились чем-то приятным… Хотя, нет: ведь помню чуть-чуть, что  бывал я в бабушкином доме, он мне запомнился таким большим,  а вот  окрестностей не запомнил, давно это было…

Возвращаемся по улицам Щорса, Горького, Первомайской, Кирова, Ленина и  домой - на Володарский переулок… Вот такие названия,  все – с революционным содержанием. Похоже, что у городских властей фантазии было маловато… а могли ведь назвать  и так,  как в песне: «…пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени…». Ан,  видать, нельзя было, по-иному: были такие времена…

 

3.4. На хуторе Шимановского

 

-А не съездить ли нам сегодня и на хутор Шимановского?

Предложение принимается, хотя и время позднее. У Семёныча там пропадают яблоки, из которых будет делаться вино, нужно успеть. 

А об этом хуторе я в детстве от мамы слышал вот  такую легенду:  наш дед Моисей был страстным рыбаком и, проверяя зимой нерета  на озере, провалился в запорошенную  прорубь. И нет бы зайти ему на хутор Шимановского и обогреться там, так не зашёл, а пошёл домой – в Новые Чешуйки. А когда пришёл, то разрезали  одежду прямо  на нём. Ничего хорошего ожидать уже нельзя было: умер  дедушка наш от воспаления лёгких, оставив нашу бабушку в 32 года вдовой с четырьмя детьми на руках. Вот такая грустная история…

Видите:  какие места здесь красивые! Настоящая среднерусская возвышенность  с холмами, лесами и перелесками, что отлично  видно на этих фото. 

Прекрасные виды в окрестностях хутора, они так и просятся на полотно...

 

 

 От имения Шимановского ничего не осталось, растёт только полынь-трава,  вот на этой поляне и были строения этого владельца, безвременно погибшего при мятеже. 

На этом месте когда-то стояло имение Шимановского

 

 

На хуторе несколько домов, все жители знают Семёныча. Это его стараниями здесь появился водопровод с колонками на улице. А то ранее ходили по воду за тридевять земель… Кто такой Шимановский -  видно из прилагаемой справки. А хутор теперь можно  смело переименовать в хутор Шимановского-Ицкова. Это потому, что хозяйство у Семёныча здесь довольно внушительное (сад, огород, виноградник и почти полгектара земли) и сделано им здесь благое дело для людей.

 Будет у Семёныча много доброго вина...

 

 

Насобирали  несколько мешков яблок, уже стемнело, когда мы  возвратились в город.

         

На главную