3. О смерти…

 

«… у смерти всё своё - особое…» -

(И. Бунин, из рассказа «Ландо»)

3.1.Смерть учителя.

Мальчик рос в большой семье, в которой (слава богу!) никто из близких  пока не умирал, и что такое смерть – ему было неведомо. В семье о смерти разговоров не велось, по крайней мере, в его присутствии. А может при нём и вспоминали о том, что кто-то и когда-то умер, но он на это не обращал внимания. Первым покойником, которого он увидел – это был старый-престарый учитель из их школы. Почему-то мальчик оказался на кладбище в день похорон: то ли из любопытства, то ли учительница обязала быть там, он этого не помнит. Тогда его поразила  сначала какая-то гнетущая тишина внизу,  а потом враз  разразившиеся  крики ворон и грачей. Почему там селятся эти птицы? Видимо, их там мало кто беспокоит, да и что-то перепадает из съестного… Но однажды он услышал  и такую версию об этих птицах: это-де  не успокоившиеся души  умерших в виде птиц там селятся. Эта версия для него даже в детском возрасте показалась не совсем убедительной, так как в семье и в школе религиозные толкования каких-либо событий не поддерживались. Об прошедших похоронах мальчишка вскоре позабыл: детство своей беспечностью берёт всегда верх над грустными эпизодами, тем более, что Это случилось у кого-то, а не в его семье…

**************************************************************************************

3.2. Жуткая процедура.

Несколько лет спустя (это, помнится, было студёной зимой) пришёл от соседей слух: умерла старушка – соседкина мать, они жили почти напротив. Какой-то страх пришёл с этим известием, хотя мальчик эту старушку почти и не знал: она не вылезала из своего дома, который врос в землю почти по самые окна. Домашние стали это событие  обсуждать, и было произнесено страшное: ближайшие соседи уверяли, что мать свою дочка уморила-де голодом. Любопытство взяло верх над страхом, и вместе с друзьями мальчик пошёл к этому дому. Стали заглядывать в окна, и в одном, свободном от инея, увидели картину, о которой они слышали, но никогда не видели: покойницу обмывали. Она (покойница) была посажена на лавку, и две старушки, придерживая её за плечи, обмывали  тело тряпками, с которых текла вода прямо на пол.  При этой «процедуре» голова и груди усопшей болтались из стороны в сторону, а старушки разговаривали между собой  и посмеивались: « …ну что качаешься, не можешь посидеть спокойно?» - так запросто обращались они к своей недавней подружке. Видимо для них эта «работа» была привычным делом.  Увидев такое зрелище, хлопцы моментом отпрянули от окна и разбежались по домам. Долго ещё эта сцена стояла в памяти мальца, да и сейчас по истечении уже многих лет эта жуткая, но необходимая процедура, нет-нет и возникала в голове, напоминая как бы: вот так заканчивается земной путь  каждого…

**************************************************************************************

3.3.Мальчик и смерть.

В один из летних дней   во двор с улицы донеслись звуки траурной музыки. Это хоронили умершего маленького ребёнка. О том, что он умер, знали уже все на улице и обсуждали это событие с  разных сторон. Родители умершего  были в разводе и жили в разных местах, а когда сынок заболел, то были при нём. И вот теперь их маленького  не стало…  Процессия медленно двигалась по улице, впереди её за гробом шли муж и жена, взявшись за руки. Смерть сына их снова объединила. Люди, стоявшие у калиток своих домов, провожая процессию, конечно, сопереживали и сочувствовали горю родителей, но в то же время слышался тихий ропот осуждения: «… нужно было умереть сыночку, чтоб быть вместе… где они раньше были… вот бог их и наказал…». А мальчик, проводив процессию, думал и задавал себе вопрос:  «…повезли, закопают, а что же дальше будет с умершим?» Но ответа у самого не находилось, а задать такой вопрос взрослым он не решался. Был бы жив тот, кого сегодня схоронили, если бы родители были вместе? – такой вопрос также, как и у взрослых, возникал у ребёнка.

Горестное событие на их улице  мальчиком вскоре забылось – его затмили детские повседневные  маленькие радости…

**************************************************************************************

3.4.Смерть дружка.

В одном из эпизодов о любви (см. текст выше) рассказывалось о дружбе мальчика и щенка по кличке Пиратка.  Оба  они были довольны этой дружбой, а когда пёс по вечерам получал «вольную», то его восторгу вообще не было предела, но к утру он всегда аккуратно возвращался домой. Но в один из летних дней утром его дома не обнаружили, звали, звали ( он хорошо откликался на свист хозяина), но всё безрезультатно…Вспомнили его любимое место – клочок поля рядом с территорией лесозавода, это совсем рядом - за соседской усадьбой, что напротив. В овсяном поле нашли Пиратку, лежащего на помятом овсе, он тихо повизгивал и жалобно смотрел на пришедших. На спине у него было видно пятно запёкшейся крови. Родители помогли мальчику отнести раненого дружка домой, где он вскоре и умер. Слёзы у хозяина лились ручьём, и он долго ещё не мог прийти в себя. Даже будучи взрослым, он не помнил случая, что бы когда-то так  плакал, если не считать момента прощания с умершей мамой. Своего друга хозяин схоронил сам, выкопав могилку на краю огорода, возле угла соседской бани, и долго ещё  приносил какие-нибудь цветочки на могилку и ложил их  рядом с деревянным крестиком. И каждый раз, приезжая уже взрослым домой и проходя около этой старой баньки, бывший хозяин вспоминал своего верного и бескорыстного дружка…

Кто же лишил мальчика друга? А всё свершилось очень и очень просто: сторож лесозавода, увидев пса на овсяном поле, выполнил свои обязанности по охране – выстрелил по «вредителю» и…

Потом, правда, этот «страж» госсобственности  очень извинялся перед родителями: он-де не знал, чёй это пёсик, и даже предлагал взамен маленького щеночка, родившегося среди брёвен лесозавода. Но это предложение было отвергнуто…

**************************************************************************************  

3.5.Птичку жалко.

 Местный птицелов – Пашка так удачно развил в те далёкие послевоенные годы свою деятельность по отлову  и сбыту певчих птиц, что заразил этой «болезнью» многих своих сверстников. Не знаю, как сейчас, но тогда пернатых всяких пород было у нас предостаточно: и щеглы, и зяблики, и синицы, да всяких других птиц. Синиц же вообще была тьма -  тьмущая. И мальчишка, соблазнившись идеей иметь дома хоть какую-либо птичку, решил также попробовать своё умение в этом промысле. Так как особых приспособлений у него не было,  то он конопляную головку насадил на палку, привязал к ней силок из конского волоса и выставил вечером в смородинных кустах. Утром первой вышла сестра во двор и увидела висящую на силке  синичку. Её лапка зацепилась за петлю силка, и птичка  болталась головкой вниз.  Взяв её в руки, сестра поняла, что она мертва -  просто замёрзла, так как по ночам уже случались первые заморозки. Прибежала в дом и сразу к брату:

-Что ты наделал! Иди и посмотри!

Мальчик был ошарашен таким ходом событий, он не  желал этого и, рассматривая бездыханное тельце этой крошечной птички, понял: никогда больше  не будет заниматься этим …

**************************************************************************************

3.6.А зачем люди рождаются?

Мальчик вырос, стал отцом. Дети подарили ему внуков. Однажды внучка, разговаривая с бабушкой, вдруг спрашивает:

-А зачем, бабушка, люди рождаются, если они всё равно умрут?

 Этот вопрос последовал от внучки, когда она подслушала разговор взрослых  о том, что кто-то где-то умер. И, действительно, зачем?

Как-то в  телепередаче под названием «разговор ни о чём» корреспондентка задала деревенской бабуле, стоявшую  в фуфайке и резиновых сапогах посреди своих грядок, точно такой же вопрос. А ответ был очень и очень мудрым и простым:

-Э, милая, это только там известно, - сказала, улыбнувшись, бабушка, показывая на небо. Что ж, мудрее не скажешь…

Мглин – Таллин, 1945 – 2009г.