На главную

 

 

Черенцов Виталий Семёнович

В «Мглинских зарисовках» и новеллах, которые размещены на сайте ранее, кое-что мне удалось рассказать о тех ушедших временах. Думал, что больше ничего не вспомнится. Но, оказывается, в памяти на «полочках» лежат ещё многие эпизоды жизни, стоит только покопаться, и они всплывают на поверхность. Вот с ними-то, этими эпизодами, я и хочу поделиться с Вами, мои дорогие земляки. Не судите строго – я ведь не писатель…

                                                                                                                             В.Черенцов

Эпизоды  жизни 

 

Старик сидел на завалинке и вспоминал отдельные эпизоды уходящего в прошлое житья-бытья…А в этих  воспоминаниях были и любовь, и смерти, и обиды. 

                                                                                                                                                                                                                                     

 

1.О любви

                                                                              …любви все возрасты покорны…

                                                                                                                             (А. Пушкин)

1.1.Первая учительница.

Мальчику было всего ничего – лет так 9-10, и он первый раз по-детски влюбился ... в свою первую учительницу. В неё (он так считал) нельзя было не влюбиться,  она такая красивая: черноволосая, гибкая, стройная. Каждый день проходила она  мимо его дома, это была её дорога в школу. Шла она лёгкой походкой, размахивая в такт шагу правой рукой, а в левой руке у неё был  портфель с их школьными тетрадками. По времени её прохода можно было сверять часы, что мальчик и делал. Сразу за ней он тоже спешил в школу. На уроках мальчишка смотрел на свою учительницу во все глаза,  и ему казалось, что так вот (судя по разговорам сверстников)  и влюбляются, хотя ещё и не знал  что это такое -  любовь, как и не понимал до конца своих чувств, боясь признаться даже самому себе в чём-то сокровенном. Знала ли она, его первая учительница, что в неё влюбляются её ученики? Наверно, знала. Ведь первых учителей любят и помнят, особенно если они добры и, конечно же, красивы. Возникшие у мальчишки чувства были так сильны и навязчивы, что он долго хранил платочек своей учительницы, которым она заткнула в прямом смысле этого слова его рану в голове, полученную на школьной перемене при баловстве с ребятами. Запах лёгких духов, исходивший с этого платочка, долго ещё стоял в его воспоминаниях. Мальчик знал наглядно мужа своей «возлюбленной», и никак не мог он смириться с тем, что она такая красивая, а он (муж её) – ну просто никакой! Этот маленький хлопчик удивлялся: как вот такие красивые женщины выбирают ну не таких, как нужно (по его понятию) мужчин. Это ему было  совсем не понятно. Этот малец тогда ещё не знал, что браки, оказывается, совершаются на небесах!

Начальная школа была закончена. И его любимая учительница стала учить новую поросль, и там, наверно, в неё кто-то влюбился. Ну, по-другому это просто не могло и быть…

1.2. Бескорыстный друг.

Мальчик взрослел, но по-прежнему был не особенно общителен, и потому близких друзей у него не было. А вот когда родители приобрели чёрненького щеночка-дворняжку, названного Пираткой, вот тогда мальчик и этот «дворянин» стали настоящими друзьями, как говорится – не-разлей-вода. Они ждали друг друга: мальчишка, идя домой из школы, а щенок, поджидая  во дворе прихода хозяина. Первым делом Пиратка проверял карманы хозяина, но там, кроме хлебных крошек, ничего для него не находилось… А как хозяин и щенок играли на лугу, что был почти рядом! (Нужно было только пройти межами вдоль соседских огородов и постараться не затоптать чужие грядки). Хозяин валялся на травке где посуше, а пёс, искупавшись в лужице, подбегал к хозяину и обдавал его брызгами, стряхивая с себя воду. А потом начиналась погоня друг за другом: кто кого! Это была настоящая бескорыстная любовь между человеком и животным…

1.3. Мальчик и «фитюличка».

Мальчишка постепенно превращался в юношу, угловатого и ничем не примечательного… В начале одного школьного года пришла на урок истории молоденькая учительница и, широко улыбаясь,  приветливо поздоровалась с классом. В неё сразу все влюбились, в том числе и наш герой. Она резко отличалась от других учителей: уже пожилых и в большинстве своём хмурых, видимо, отягощенных жизненными проблемами. А у этой недавней студентки всё было всегда прекрасно! Она только-только окончила институт и жила с родителями, причём довольно обеспеченными, поэтому заботы бытия ещё не успели на  неё навалиться, и это сказывалось на её поведении – всегда она бывала в прекрасном настроении! Это нравилось ученикам, и её урок всегда ждали, даже и не выучив его. Она приходила  в летнее время на урок в крепдешиновом платье, а на шее был неизменно  повязан газовый  шарфик, и от неё всегда приятно пахло духами. Мальчик-юноша уже успел полюбить эту «фитюличку» с открытой белоснежной улыбкой, понимая уже чуть больше, чем это было во время его первой любви. Вряд ли догадывалась Она о том, что кто-то из этих таких плохонько одетых, не совсем  чисто умытых и, простите, не совсем приятно пахнущих, посмеет в неё влюбиться. Иногда юноше казалось, что Она что-то понимает в его внимательных взглядах, и как ему опять-таки казалось, что в отдельные моменты она строго-строго смотрит на него, и тогда он опускал глаза и краснел…

**************************************************************************************

1.4. Девочка с этой же улицы.

В 9-10 классах у этого  юноши - «угрюмщика» (он сам себя так именовал) появилось мнение (и откуда оно?), что ему нравится девочка с его улицы; она училась в параллельном классе. Он стал присматриваться к ней  на школьном дворе на переменах, разглядывал её через забор своей усадьбы, когда она проходила мимо его дома, и стал «влюблять» себя в неё. Ему уже многое в ней нравилось: как она улыбается, как разговаривает, чуть шепелявя, как она ездит на велосипеде  с бидоном в город за квасом. У неё была такая привычка: периодически поправлять на коленках развевающееся платьице на полном велосипедном ходу. Это тоже ему почему-то очень и очень нравилось.  В эти моменты он до слёз жалел, что у него не было велика, а так бы…Он ждал её возвращения из города с квасом и смотрел ей вслед через щель в заборе, а потом,  выйдя за калитку. Ему казалось – он влюбился!  Но его одолевал страх даже перед одной мыслью о возможном с ней разговоре. Эта боязнь возникала у него периодически, когда он осматривал свои ботинки и одежонку, и ему становилось стыдно и жалко за свой вид. Летними вечерами, когда отец, вернувшись с работы, брал его с собой на косьбу травы по обочинам ближайших загородных дорог, юноше было не по себе: там он мог встретить Её.  Ему хотелось побыстрее проехать с  этой скрипучей самодельной тачкой мимо её дома и скрыться. И в эти моменты он ругал своих коз, эту тачку и успокаивался, когда её дома уже и не было видно. На выпускной школьный вечер он также не пошёл из-за боязни показаться перед ней без достойной одежды и обуви. Так и разъехались они, ни разу не встретившись и не поговорив. А что Она? А Она просто не замечала его и никогда не узнала, что кто-то в неё был  так  влюблён.

**************************************************************************************

1.5.Настоящая любовь.

Вдали от родного дома у юноши-студента долго не было никаких чувств ни к одной из сокурсниц, хотя кругом были девушки разного достоинства. Некоторые были в таких нарядах и такой внешности, что сразу было видно бедному студенту: „не по Сеньке шапка“. Эти «мадонны» доставались более разбитным ребятам, выходцам из больших городов и понимавшим, как нужно обращаться с таким «товаром». Но вот появилась Она, ничем не примечательная, но простая, откровенная и весёлая. Что и в какой момент их сблизило – сейчас по прошествии многих лет он уже и не мог вспомнить. Ведь она такая говорливая и открытая, а он был по-прежнему «угрюмщиком». Может быть,  это произошло потому, что эта девушка была так похожа на ту учительницу – «фитюличку» -  из его школы? Продолжительные стоянки на кухне общежития (это было самое укромное при выключенном свете место) и прогулки по весеннему южному городу сделали своё дело – они поженились, так как пришла, как они поняли, настоящая любовь!

 

 

1.6.Три  любви.

В этой молодой семье вскоре появился маленький, и вся Его и Её любовь переключилась на него, крохотного и беззащитного.  Крошка росла, и вот её уже можно было брать с собой в небольшие путешествия. И отца этой крошки появилась уже три любви: жена, сынок и …рыбалка. Это, видимо, проснулись гены дедовские и отцовские – они были страстными рыболовами – любителями. Ах, какие это были дни и ночи, проводимые по выходным дням на речках и заливах! 500 окуней,  – это нужно было видеть эту массу в лодке, а затем ощущать рыбный и можжевеловый запах, идущий от бездонной бочки, где коптилось это в недавнем времени «стадо». А жареный на угольях молоденький щурёнок? Он до сих пор (а прошло уже лет этак около 40) помнит этот  вкус!  Это были  для него, отца, незабываемые моменты любви к природе, к своей жене, ребёнку и друзьям.

 

1.7. Ура! Ещё мальчик!

В семье нашего героя вот-вот должен был появиться ещё один маленький. Старший смотрел на растущий животик своей мамы и что-то, наверно, обдумывал про себя. А когда мама пошла в роддом, и родился мальчик, он послал ей трогательную записку с возгласом:

-Ура! Мальчик! - и сам дал ему имя. Он уже любил его, ещё и не видя. Когда приходилось ему качать своего братика перед сном, он напевал «колыбельную» - «…в траве сидел кузнечик…». Он старший любил своего младшенького любовью брата… Так и росли два братца – старший и младший, и их отец уже любил маму своих детей, самих детей, а рыбалку пришлось, к сожалению, забросить из-за нагрянувшего повышения по службе…Но это уже совсем другая история и не  по этой теме.

*********************************************************************************************

1.8. Жена, два сына и «дачурка».

Лет несколько спустя, когда младшему было уже лет 11, у отца семейства появилась новая любовь – дача! Наверно, всколыхнулись гены уже других -  крестьянских  - предков. Чертовски хотелось копать, сажать и сеять всё подряд, что и делалось с охотой и любовью, хотя порой было и нелегко как физически, так и материально. Но как приятно было оказаться под крышей своего, хотя и недостроенного дома, в котором не было ещё ни окон, ни дверей!             Дети и жена принимали посильное участие во всех работах, которых тут было полным-полно. А время у хозяина на любовь к своим ближним оставалось, конечно, но уже не так много… -  что ж, стройка есть стройка…

**************************************************************************************

1.9. Особая любовь.

Время шло своим чередом, и у старшего сына появилась доченька – нежное  женское существо, это не то, что „мужики“. Все её любили, и она всех и каждого в отдельности и постоянно признавалась в этом бабушкам, дедушкам, маме и папе. А особенная любовь у неё была к своему дядьке, он же по совместительству ещё и крёстный: сядет возле него (а он только просыпается), гладит и приговаривает:

-Мой, крёстный, мой…

А крёстный только буркнет что-то в ответ и всё. Дед же теперь не понимал, кого он больше любит: жену, детей или внучку. Сейчас эта девочка стала уже девушкой, и она, по-видимому, слушает чьи-то признания в любви. Всё пошло по новому кругу…

**************************************************************************************

1.10. Последняя любовь деда.

У нашей девушки недавно, ну как недавно – лет 5 назад, появилась сестричка, вторая  дедова внучка. Она также, как и старшая, всех любит и всем признаётся в этом. Особая любовь у неё – к папе, который изредка встречается с меньшенькой, так как работает вдалеке от родного дома. Видимо, это природное: женский пол должен тянуться к мужскому полу и наоборот. Глядя на своих маленьких потомков, теперь дважды дед уже точно понял: внуков он любит больше всего…

***********************************************************************************

1.11. Мама, я любил тебя!

 

Как-то дед вспомнил разговор взрослых…  На  чей-нибудь вопрос в детстве:

-Кого ты больше любишь? -  он неизменно отвечал, –

-Маму!

Но, естественно, дед сам не помнит, говорил ли он сам своей маме слова любви, как это делают теперь его внучки своей маме, и теперь, на склоне лет, рассматривая фото своей мамы в её 30-ти летнем возрасте, говорил ей про себя:

-Мама, я любил тебя! Извини, что я этих слов не сказал тебе, когда ты была жива. И ещё: очень и очень жаль, что не увидел я тебя в красивой одежде, в туфельках на высоком каблучке, в крепдешиновом платье и не было у тебя даже простых духов. Почему-то мне хотелось тебя видеть в такой же одежде, какая была у моих любимых учительниц. Но и в той простой одежде, что на старинном фото – ты всё равно такая красивая и гордая, и если бы я был на месте отца, то тоже в тебя влюбился бы…

 Глядя на это фото, вспоминаются деду и слова старого еврея-фотографа, который после войны предлагал его маме сделать увеличенное фото с этого старинного снимка:

- Смотрите, смотрите:  какая Вы здесь красавица! – восклицал этот седой старик, разглядывая  лицо мамы через увеличительную  лупу. Тогда даже на такую « роскошь», как сделать увеличенное фото, у его мамы не было денег. Теперь по прошествии более 80-ти лет её сын, ставший дедом, сделал увеличенное фото своей мамы для себя и своих потомков…

Мглин-Гомель-Таллин.  1945-2009г.