Шимановский Павел Борисович
На том месте, где еще в конце XIX века возник хутор Шимановского, теперь находится небольшой старо-чешуйковский поселок с названием Шимановского. Место это и сейчас привлекает всякого, кто желает ближе познакомиться с началом классовой борьбы в нашей местности и личностью Шимановского, с именем которого она крепко связана. Только нет теперь в этом поселке ни одного человека, современника Шимановского, который не с чужих слов, а из собственных впечатлений, как участник первых революционных групп, рассказал бы о давно минувших событиях этих мест и правильно ответил бы на вопрос «Кто такой Шимановский П. Б.?»
А во Мглине, в поселке Красный Источник и других селениях есть люди, которые лично знали Шимановского либо со времени первой русской революции по совместной борьбе, либо несколько позднее. Многие из них знают и родословную Шимановского, потому крайне возмущаются, когда несведущие люди принижают его роль в классовой борьбе и даже утверждают, будто Шимановский вовсе не революционер, а крупный помещик-эксплуататор, на которого до революции «гнули спину крестьяне Старых Чешуек».
Так кто же такой П. Б. Шимановский? Отец его Шимановский Борис Афанасьевич, родом из Польши, еще в молодые годы был сослав в Сибирь за участие в борьбе с засилием русского самодержавия. Мать Александра Антоновна Косач, дочь мелкого помещика, жившего близ деревни Кугуты, что в 6 километрах от Мглина, еще девушкой была сослана в Сибирь за участие в народническом движении. В сибирской ссылке Борис Шимановский и Александра Косач вступили в брак. Имели двух детей: Антона (старший) и Павла, родившегося в 1876 году. Дети подрастали, но получить образование на месте ссылки не могли, так как школы здесь не было. Тогда родители возбудили ходатайство о возвращении семьи из сибирского поселения в европейскую часть страны, чтобы дети могли посещать школу. Мглинская волость взяла семью на поруки, и в середине 80-х годов Шимановские приехали в г. Мглин.
Дядя Александры Антоновны между Мглином и Старыми Чешуйками дал племяннице 40 десятин земли в одном куске. Здесь и поселилась семья Шимановских на постоянное жительство. Так возник хутор с одним двором. Назывался он х. Луцы, но в народе он больше известен как хутор Шимановского. Шимановский Борис Афанасьевич, по всей видимости, отошел от борьбы, несколько лет работал во Мглине поверенным и вскоре умер. Мать не примирилась с царским режимом и воспитала у детей чувство ненависти к самодержавию.
Крестьянин Старых Чешуек Ковалев Иван Климович, живший по соседству с Шимановским со времени их поселения в х. Луцы, свидетельствует, что Антон, находившийся на подозрении у мглинской жандармерии, во избежание ареста уехал в Швейцарию во время революции 1905—1907 годов. Павел оставался дома с матерью. Он окончил новозыбковское сельскохозяйственное училище, работал по своей специальности во Мглине, затем в Риге получил высшее агрономическое образование, завел на хуторе Луцы образцовое животноводческое хозяйство, но по распоряжению черниговского губернатора работы в Мглинском уезде, как и в других уездах Черниговской губернии, не получил, как политически неблагонадежный. У черниговского губернатора были основания считать Шимановского политически неблагонадежным. Мглинское жандармское управление не раз доносило в губернию о пропагандистской деятельности Шимановского еще до революции 1905—1907 годов. Но особенно энергичную деятельность развернул он в Мглинском уезде в годы первой русской революции.
Не получив работы по месту своего жительства, Шимановский устроился на службу в Петербурге агентом в норвежском коммерческом обществе «Густа Сивере». С тех пор он оказался в центре событий вскоре начавшейся революции. Получив здесь закалку и опыт классовой борьбы, он твердо стал на путь профессионала-революционера.
По делам компании «Сивере» он бывал во многих губерниях, но чаще всего наведывался в родной Мглинский уезд и не только для распространения сельскохозяйственных удобрений от норвежской фирмы. Главная цель посещения родных мест заключалась в том, чтобы создать здесь социал-демократические организации и развернуть их работу. Именно с этой целью он объезжал не раз весь уезд, беседовал с крестьянами, учителями, шахтерами, молодежью. Имея широкую информацию о развертывании в стране начавшейся первой революции, он рассказывал о надвигающихся больших переменах в жизни народа и призывал вступать в тайные социал-демократические организации.
И когда у него появились единомышленники в Дегтяревке, Нивном, Романовке, Чешуйках, Нетяговке, он организовал здесь в 1905—1906 годах социал-демократические группы, проводил ночные собрания социал-демократов вблизи своего хутора Луцы, учил конспирации, присылал литературу из Петербурга, направлял всю их работу. И когда его не было во Мглине, он продолжал держать связь с Гаврусевым Григорием, руководителем нивнянской группы, с Довбенко Григорием, руководителем нетяговской группы, с Гатцуком Семеном Андроновичем — учителем чешуйковской школы и другими социал-демократами.
Социал-демократические группы, возникшие в уезде, составляли мглинскую социал-демократическую организацию. В документах № 116 от 7 сентября 1906 года, № 132 от 22 августа 1907 года и № 135 от 8 сентября 1907 года, наряду с другими, упоминается мглинская социал-демократическая организация.
Довольно широкое развертывание антиправительственной работы в уезде не могло оставаться незамеченным местными властями. И когда в стране, в связи с поражением революции, начались правительственные расправы, репрессиям подвергались и социал-демократы Мглинского уезда.
Протченко 3. Е. Земля Мглинская — родной край (историческая повесть).
Брянск: ГУП «Брянское обл. полиграф. объедин.», 2003. — 232 с.