|
Пропаганда народничества
Тяжелые условия существования трудящихся в городе и в деревнях, растущее недовольство экономическим и политическим засилием местных помещиков, поиски путей к лучшей жизни создавали в Мглинском уезде благодатную почву для распространения социальных идей. Вначале это были народнические идеи, которые безраздельно господствовали в России до появления в 1883 году первой русской марксистской организации — группы «Освобождение труда». Плехановская группа «Освобождение труда» успешно начала идейную войну с народничеством, но окончательный идейный разгром народникам нанес В. И. Ленин в самом конце 90-х годов.
Не сразу отжившие взгляды народников уступили свое место революционной теории марксистов. Для этого потребовались годы дальнейшей борьбы. Поэтому пропаганда народнических представлений о путях преобразования России на социалистический лад продолжалась и в конце XIX и даже в начале XX века в разных местах страны.
В Мглинском уезде пропаганду народнических взглядов проводили достаточно образованные молодые люди: студенты, гимназисты, учителя, воспитанные еще на идеях революционного народничества 70-х годов. Первыми пропагандистами народничества здесь были Белохвастова Е. М., Кибальчич В. Ф., Лагутенко Ф. С., Суницин. Все они — жители Мглина.
|
В селах уезда народнические взгляды распространяли Таринчик из Луговки. Юлия Круковская из Басевки, что вблизи Хорновки, Гатцук Семен Андронович — учитель Ново-Чешуйковской школы, Роза — акушерка из Нивного.
Пропагандисты бывали в крестьянских хатах, в квартирах рабочих, кустарей, ремесленников, хорошо знали их нужды и настроения. В частных беседах им приходилось отвечать на многочисленные вопросы о самоуправстве властей, о тяжести налогов, о политическом бесправии, о помещичьем землепользовании, о дальнейшей жизни. Занимались они и сбором средств для оказания материальной помощи упавшим в крайнюю нужду, расходовали свои деньги на благотворительные цели, помогали устраивать детей в школы, сами обучали неграмотных.
Помимо работы с отдельными людьми, проводилась работа с небольшими группами проверенных людей на конспиративных квартирах. На таких собраниях первые пропагандисты социализма в Мглинском уезде призывали трудящихся не платить государственных налогов, не выполнять царских законов, требовать земли, бороться с самодержавием. Они говорили: раньше всего надо свергнуть самодержавие, и тогда помещичья земля достанется сельским общинам, а частные предприятия — рабочим общинам. В таких общинах виделся им социализм, путь к равной и справедливой жизни их.
И. Е. Репин. Сходка |
У нас нет данных утверждать, что девизом их были лозунги Французской революции о свободе, равенстве и братстве, но на памятнике Юлии Иосифовны Круковской, установленном в 1913 году на мглинском кладбище, есть слова: ...дорогой моей страдалице Юленьке, боровшейся за братство, равенство, свободу и независимость всех наций и сословий без различия положений и состояний.
|
Пропаганда такого социализма вначале не выходила за рамки благих пожеланий. Но среди этих социалистов были и сторонники решительных действий, стоявших на позициях политического террора. Из местных народников за политический террор высказывалась и Брешко-Брешковская, но ее жизнь и политическая конспиративная деятельность проходила за пределами Мглинского уезда. Поэтому здесь долгие годы никто достоверно не знал политической биографии Брешко-Брешковской, а это давало почву для распространения о ней всевозможных слухов, часто не соответствующих истине.
Протченко 3. Е. Земля Мглинская — родной край (историческая повесть).
Брянск: ГУП «Брянское обл. полиграф. объедин.», 2003. — 232 с.