На главную

 

 

 

Прислушайтесь — ...со всех сторон огромной родины нашей, с Дона и Урала, с Волги и Днепра, растет стон, поднимается ропот — это начальный рев морской волны, которая закипает, чреватая бурями, после страшно утомительного штиля. В народ! к народу! — вот ваше место, изгнанники науки...

И.Герцен

 

 

Пропаганда народничества

 

Тяжелые условия существования трудящихся в городе и в деревнях, растущее недовольство экономическим и политическим засилием местных помещиков, поиски путей к лучшей жизни создавали в Мглинском уезде благодатную почву для распространения социальных идей. Вначале это были народнические идеи, которые безраздельно господствовали в России до появления в 1883 году первой русской марксистской организации — группы «Освобождение труда». Плехановская группа «Освобождение труда» успешно начала идейную войну с народничеством, но окончательный идейный разгром народникам нанес В. И. Ленин в самом конце 90-х годов.

Не сразу отжившие взгляды народников уступили свое место революционной теории марксистов. Для этого потребовались годы дальнейшей борьбы. Поэтому пропаганда народнических представлений о путях преобразования России на социалистический лад продолжалась и в конце XIX и даже в начале XX века в разных местах страны.

В Мглинском уезде пропаганду народнических взглядов проводили достаточно образованные молодые люди: студенты, гимназисты, учителя, воспитанные еще на идеях революционного народничества 70-х годов. Первыми пропагандистами народничества здесь были Белохвастова Е. М., Кибальчич В. Ф., Лагутенко Ф. С., Суницин. Все они — жители Мглина.

О Суницыне его современник, мглинчанин Иван Филипович Бабаков, позднее учитель, рассказывал, что мглинская жандармерия числила Суницына преступником. Ему разрешалось находиться вне своего дома только под шалью, накинутой на плечи.

Из архива Протченко З. Е.

В селах уезда народнические взгляды распространяли Таринчик из Луговки. Юлия Круковская из Басевки, что вблизи  Хорновки, Гатцук Семен Андронович — учитель Ново-Чешуйковской школы, Роза — акушерка из Нивного.

Пропагандисты бывали в крестьянских хатах, в квартирах рабочих, кустарей, ремесленников, хорошо знали их нужды и настроения. В частных беседах им приходилось отвечать на многочисленные вопросы о самоуправстве властей, о тяжести налогов, о политическом бесправии, о помещичьем землепользовании, о дальнейшей жизни. Занимались они и сбором средств для оказания материальной помощи упавшим в крайнюю нужду, расходовали свои деньги на благотворительные цели, помогали устраивать детей в школы, сами обучали неграмотных.

Помимо работы с отдельными людьми, проводилась работа с небольшими группами проверенных людей на конспиративных квартирах. На таких собраниях первые пропагандисты социализма в Мглинском уезде призывали трудящихся не платить государственных налогов, не выполнять царских законов, требовать земли, бороться с самодержавием. Они говорили: раньше всего надо свергнуть самодержавие, и тогда помещичья земля достанется сельским общинам, а частные предприятия — рабочим общинам. В таких общинах виделся им социализм, путь к равной и справедливой жизни их.

И. Е. Репин. Сходка

 

У нас нет данных утверждать, что девизом их были лозунги Французской революции о свободе, равенстве и братстве, но на памятнике Юлии Иосифовны Круковской, установленном в 1913 году на мглинском кладбище, есть слова: ...дорогой моей страдалице Юленьке, боровшейся за братство, равенство, свободу и независимость всех наций и сословий без различия положений и состояний.

Круковская Юлия Иосифовна

Родилась в 1850 г.  Дворянка Черниговской губернии, дочь коллежского ассесора, смотрителя училищ. Окончила гимназию. До 1875 г. жила у отца. Переехав в Киев, поступила помощницей  надзирательницы  в приют для рабочих, которым заведовала ее двоюродная сестра Елена Косач.

Находилась в тесных контактах с кружками народников Дейча и Стефановича. Арестована в конце 1877 г. После пересмотра дела Сенатом приговорена 17 января 1881 г. к каторжным работам на 13 лет и 8 месяцев. в 1885 году выпущена в вольную команду. В августе 1890 г. вышла на поселение. Поселена была в Чите. Умерла в Забайкальской обл.

Из архива Протченко З. Е.

Пропаганда такого социализма вначале не выходила за рамки благих пожеланий. Но среди этих социалистов были и сторонники решительных действий, стоявших на позициях политического террора. Из местных народников за политический террор высказывалась и Брешко-Брешковская, но ее жизнь и политическая конспиративная деятельность проходила за пределами Мглинского уезда. Поэтому здесь долгие годы никто достоверно не знал политической биографии Брешко-Брешковской, а это давало почву для распространения о ней всевозможных слухов, часто не соответствующих истине.

   Протченко 3. Е.  Земля Мглинская — родной край (историческая повесть).

 Брянск: ГУП «Брянское обл. полиграф. объедин.», 2003. — 232 с.

 

 

На главную