До Февральской
революции и в
начале
деятельности
Временного
правительства
Шимановский еще
стоял на
эсеровских
позициях,
высказывался не
за
национализацию,
а за
муниципализацию
земли, не за
мир, а за
продолжение
войны. Но под
влиянием Ленина,
под влиянием
первых декретов
Советского
правительства он
становится
сторонником
национализации
земли,
высказывается за
заключение мира
с Германией.
Человек большой
эрудиции,
крупный оратор,
на
многочисленных
митингах и
собраниях с
первых дней
Октябрьской
революции
Шимановский
выступает с
именем Ленина,
убедительно
подтверждая свои
высказывания
выдержками из
речей Ильича о
мире, о земле, о
Советской
власти.
Он все больше
убеждается в
правильности
ленинских идей о
путях
преобразования
страны на
социалистический
лад, отходит от
эсеровских
взглядов, поняв,
что они не
выражают воли
трудового
народа, которому
он служил с
первых дней
своей
политической
деятельности.
Поэтому еще до
выборов в
Учредительное
собрание послал
Довбенко
Григория в
Чернигов
уведомить
губернский
комитет эсеров о
том, что
мглинская группа
левых эсеров
откалывается и
при выборах в
Учредительное
собрание будет
агитировать и
голосовать за
кандидатов
большевистской
партии. Так оно
и было. Вместе с
большевиками
мглинские эсеры
агитировали и
голосовали за
кандидатов,
записанных в
большевистском
списке № 9.
Именно в это
время, говорит
работник земской
управы
Кондратцев А.К.,
Шимановский на
собрании в
земстве заявил:
«Нам, эсерам,
надо идти вместе
с большевиками,
надо переходить
в большевики».
Все, кто работал
с ним, кто знал
его близко,
утверждают, что
после Октября
Шимановский имел
большевистские
убеждения и не
успел стать
членом
большевистской
партии лишь
потому, что в
годы революции
слишком коротка
была его жизнь,
которая прошла
без остатка в
огне
революционной
борьбы. Человек
твердой воли,
решительных
действий,
неиссякаемой
энергии, он
выполнял
ленинские
указания по
организации и
укреплению
Советской власти
на местах, не
имел разногласий
с укомом партии,
работал
совместно с
большевиками,
которые доверяли
ему как
председателю
уисполкома и
поддерживали его
деятельность.
Позднее часть
мглинских эсеров
вступила в
партию, другие
остались
беспартийными,
участвовали в
организации
колхозов,
работали в
советских
учреждениях. Но
в
действительности
между эсерами и
большевиками
были разногласия
и непримиримая
идейная борьба.
Борьба
происходила
из-за влияния в
деревне и в
самом укоме
партии, где
после победы
Октябрьской
революции
некоторое время
были и левые
эсеры.
Находясь под
идейным влиянием
Брешко-Брешковской,
мглинские эсеры
тепло называли
ее «бабушкой
русской
революции»,
рассказывали в
деревнях, что
она борется с
самодержавием за
наделение
крестьян
помещичьей
землей.
Крестьяне верили
эсерам. Шли за
ними после
свержения
самодержавия и в
первое время
после победы
социалистической
революции в
большинстве
своем еще
поддерживали их.
Поэтому в
трудных условиях
мглинским
большевикам
приходилось
вести борьбу с
мелко-буржуазным
влиянием эсеров
и создавать
коммунистические
организации в
деревне.
4 января 1919
года на I
черниговской
губернской
конференции
КП(б)У мглинский
большевик
Элькинд К. Д.
доложил, что в
уезде тяжело
было создавать
партийные
организации, так
как крестьяне
находились под
идейным влиянием
Брешковской.
Однако с помощью
комбедов,
говорил т.
Элькинд, удалось
провести
расслоение
деревни и в
большинстве
волостей
организовать
волостные
партийные ячейки
в некоторых
деревнях и селах.
В это время в
городской
партийной
организации уже
насчитывалось 46
человек. Касаясь
вопроса о борьбе
с эсерами, т.
Элькинд сказал:
«Местная,
довольно слабая
ячейка,
разогнала первый
крестьянский
съезд и созвала
новый, который
тоже имел очень
большой процент
эсеров. По сей
день в уездном
комитете партии
находятся левые
эсеры. На
последнем съезде
эсеры уже
успехом не
пользовались.
[1]
В борьбе с
эсерами
создавались и
крепли
большевистские
организации в
Мглинском уезде.
Большевистское
влияние было
направляющим в
местных органах
власти сразу
после победы в
стране
Октябрьской
революции, а к
концу 1919 года
не только
влияние, но и
самих эсеров в
органах власти
уже не было в
городе и в
сельской
местности.