На главную

 

 

О мглинских эсерах

 

 

 

Левыми эсерами в Мглинском уезде стали называть местных социал-демократов, группировавшихся вокруг Шимановского. Здесь никто не отзывается о них как о противниках Советской власти, но об их политических взглядах говорят по-разному, чаще из-за незнания их деятельности в революционные годы. Кто же такие мглинские эсеры? Вот что рассказывает по этому вопросу Довбенко Г.Г., который сам «ходил» в эсерах, ближе многих других знал Шимановского со времени первой русской революции и до дня его гибели.

 

«Всех нас, занимавшихся политикой, в городе и селах уезда просто называли демократами. Вербовал нас в демократы, организовывал в группы и направлял  нашу работу  Шимановский П.Б. Ни членства, ни программы у нас не было. Мы добивались свержения самодержавия, установления демократической власти в стране, безвозмездного отчуждения помещичьих, монастырских, церковных земель и раздела их между крестьянами в зависимости от мощности хозяйства и числа душ в семье. Считали, что Шимановский хорошо знал нелегальные работы Ленина, имел непосредственную связь с петроградскими большевиками, а после Октябрьской революции все больше находился под влиянием личности Ленина и его идей.

Незадолго до выборов в Учредительное собрание (выборы состоялись в ноябре 1917 года), когда партия эсеров раскололась, Шимановский собрал всех социал-демократов своей группы и объявил нас левыми эсерами. Как и раньше не было у нас ни членских билетов, ни своей партийной организации, по- прежнему вместе с большевиками укрепляли Советы, строили новую жизнь в своем уезде».

 

 

 

До Февральской революции и в начале деятельности Временного правительства Шимановский еще стоял на эсеровских позициях, высказывался не за национализацию, а за муниципализацию земли, не за мир, а за продолжение войны. Но под влиянием Ленина, под влиянием первых декретов Советского правительства он становится сторонником национализации земли, высказывается за заключение мира с Германией. Человек большой эрудиции, крупный оратор, на многочисленных митингах и собраниях с первых дней Октябрьской революции Шимановский выступает с именем Ленина, убедительно подтверждая свои высказывания выдержками из речей Ильича о мире, о земле, о Советской власти.

 

 

Он все больше убеждается в правильности ленинских идей о путях преобразования страны на социалистический лад, отходит от эсеровских взглядов, поняв, что они не выражают воли трудового народа, которому он служил с первых дней своей политической деятельности. Поэтому еще до выборов в Учредительное собрание послал Довбенко Григория в Чернигов уведомить губернский комитет эсеров о том, что мглинская группа левых эсеров откалывается и при выборах в Учредительное собрание будет агитировать и голосовать за кандидатов большевистской партии. Так оно и было. Вместе с большевиками мглинские эсеры агитировали и голосовали за кандидатов, записанных в большевистском списке № 9. Именно в это время, говорит работник земской управы Кондратцев А.К., Шимановский на собрании в земстве заявил: «Нам, эсерам, надо идти вместе с большевиками, надо переходить в большевики».

Все, кто работал с ним, кто знал его близко, утверждают, что после Октября Шимановский имел большевистские убеждения и не успел стать членом большевистской партии лишь потому, что в годы революции слишком коротка была его жизнь, которая прошла без остатка в огне революционной борьбы. Человек твердой воли, решительных действий, неиссякаемой энергии, он выполнял ленинские указания по организации и укреплению Советской власти на местах, не имел разногласий с укомом партии, работал совместно с большевиками, которые доверяли ему как председателю уисполкома и поддерживали его деятельность. Позднее часть мглинских эсеров вступила в партию, другие остались беспартийными, участвовали в организации колхозов, работали в советских учреждениях. Но в действительности между эсерами и большевиками были разногласия и непримиримая идейная борьба. Борьба происходила из-за влияния в деревне и в самом укоме партии, где после победы Октябрьской революции некоторое время были и левые эсеры.

Находясь под идейным влиянием Брешко-Брешковской, мглинские эсеры тепло называли ее «бабушкой русской революции», рассказывали в деревнях, что она борется с самодержавием за наделение крестьян помещичьей землей. Крестьяне верили эсерам. Шли за ними после свержения самодержавия и в первое время после победы социалистической революции в большинстве своем еще поддерживали их. Поэтому в трудных условиях мглинским большевикам приходилось вести борьбу с мелко-буржуазным влиянием эсеров и создавать коммунистические организации в деревне.

4 января 1919 года на I черниговской губернской конференции КП(б)У мглинский большевик Элькинд К. Д. доложил, что в уезде тяжело было создавать партийные организации, так как крестьяне находились под идейным влиянием Брешковской. Однако с помощью комбедов, говорил т. Элькинд, удалось провести расслоение деревни и в большинстве волостей организовать волостные партийные ячейки в некоторых деревнях и селах. В это время в городской партийной организации уже насчитывалось 46 человек. Касаясь вопроса о борьбе с эсерами, т. Элькинд сказал: «Местная, довольно слабая ячейка, разогнала первый крестьянский съезд и созвала новый, который тоже имел очень большой процент эсеров. По сей день в уездном комитете партии находятся левые эсеры. На последнем съезде эсеры уже успехом не пользовались. [1]

В борьбе с эсерами создавались и крепли большевистские организации в Мглинском уезде. Большевистское влияние было направляющим в местных органах власти сразу после победы в стране Октябрьской революции, а к концу 1919 года не только влияние, но и самих эсеров в органах власти уже не было в городе и в сельской местности.

[1] См. «Борьба трудящихся Черниговщины за власть Советов (1917— 1919 гг.» — Документ 206, с. 245).


 

  Протченко 3. Е.  Земля Мглинская — родной край (историческая повесть).

 Брянск: ГУП «Брянское обл. полиграф. объедин.», 2003. — 232 с.

 

 

 

 

На главную