О строительстве этой дороги вопрос возникал неоднократно. В 1913 году бывший член Государственной думы мглинчанин Клименко И. С. организовал группу энтузиастов, которая готова была взять подряд (концессию) на строительство железной дороги Мглин — Унеча. На эти цели государство отпускало далеко недостаточные средства. Надо было изыскать недостающие деньги на месте. Инициаторы строительства подсчитали: если обложить каждого землевладельца в уезде разовым дополнительным налогом из расчета 40 копеек с каждой десятины земли, то получится сумма, достаточная для сооружения железной дороги. Вопрос о разовом самообложении землевладельцев Клименко поставил перед гласными земства. Помещики воспротивились, гласные отклонили предложение, строительство дороги даже не началось.
В 1914 году снова встал вопрос о постройке железной дороги Мглин — Унеча. Теперь концессию взял Шимановский П. Б., который постоянно стремился использовать любые возможности в целях хозяйственного развития Мглинского уезда. С присущей ему энергией принялся он за дело. Быстро подобрал организаторов работ, открыл строительную контору — одну во Мглине, другую — в лесу, в урочище «Пличик», где у графа Капниста за 80 тысяч рублей купил 80 десятин леса. Денежные операции производились через мглинский уездный союз кредитных товариществ. В 1915 году началась в Пличике заготовка шпал для железной дороги Мглин — Унеча. Но война, хозяйственная разруха, трудности финансирования явились причиной того, что начатые работы скоро остановились. Заготовленные шпалы отвезли на железную дорогу в Унечу.
Интенсивное строительство железной дороги началось в 1929 году в более широком плане — от Унечи до Рославля. Дорогу строило государство по заранее разработанному проекту. Строительные работы производились в течение 3 лет. На разных участках трассы одновременно работали большие группы людей без машин. На волах, лошадях, вручную воздвигались насыпи, подвозился камень, сооружались опоры железнодорожных мостов.
К. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге |
От Унечи в сторону Шулаковки на расстоянии 5 км были положены рельсы, и здесь уже ходил поезд. Был выполнен большой объем земляных работ на трассе, но в 1932 году строительство дороги полностью прекратилось.
Насыпь недостроенной железной дороги через Мглин в районе д. Хорновка. Фото с дельтаплана Ломако Владимира |
Житель Мглина Деревянко П. Б., заведовавший в то время мглинской расчетной кассой, помнит, как летом 1932 года из этой кассы строители в последний раз получили около 1 млн. руб. Строители были переведены на другое, более важное дорожное строительство. Так в третий раз не осуществилось строительство железной дороги Мглин — Унеча. В настоящее время между Мглином и Унечей построена асфальтированная дорога. По ней грузовые автомашины могут перевозить любые грузы не хуже железнодорожного транспорта. И тем не менее на выборах в Советы избиратели Мглинского района всякий раз и теперь дают своим депутатам наказ — снова и снова ставить вопрос о сооружении железной дороги между Мглином и Унечей. Они не без основания полагают, что железная дорога явится важнейшим стимулом в развитии промышленности и сельского хозяйства, в благоустройстве района и дальнейшем росте культуры населения.
Протченко 3. Е. Земля Мглинская — родной край (историческая повесть).
Брянск: ГУП «Брянское обл. полиграф. объедин.», 2003. — 232 с.