На главную

 

 


 

О строительстве этой дороги вопрос возникал неоднократно. В 1913 году бывший член Государственной думы мглинчанин Клименко И. С. организовал группу энтузиастов, которая готова была взять подряд (концессию) на строительство железной дороги Мглин — Унеча. На эти цели государство отпускало далеко недостаточные средства. Надо было изыскать недостающие деньги на месте. Инициаторы строительства подсчитали: если обложить каждого землевладельца в уезде разовым дополнительным налогом из расчета 40 копеек с каждой десятины земли, то получится сумма, достаточная для сооружения железной дороги. Вопрос о разовом самообложении землевладельцев Клименко поставил перед гласными земства. Помещики воспротивились, гласные отклонили предложение, строительство дороги даже не началось.

В 1914 году снова встал вопрос о постройке железной дороги Мглин — Унеча. Теперь концессию взял Шимановский П. Б., который постоянно стремился использовать любые возможности в целях хозяйственного развития Мглинского уезда. С присущей ему энергией принялся он за дело. Быстро подобрал организаторов работ, открыл строительную контору — одну во Мглине, другую — в лесу, в урочище «Пличик», где у графа Капниста за 80 тысяч рублей купил 80 десятин леса. Денежные операции производились через мглинский уездный союз кредитных товариществ. В 1915 году началась в Пличике заготовка шпал для железной дороги Мглин — Унеча. Но война, хозяйственная разруха, трудности финансирования явились причиной того, что начатые работы скоро остановились. Заготовленные шпалы отвезли на железную дорогу в Унечу.

Интенсивное строительство железной дороги началось в 1929 году в более широком плане — от Унечи до Рославля. Дорогу строило государство по заранее разработанному проекту. Строительные работы производились в течение 3 лет. На разных участках трассы одновременно работали большие группы людей без машин. На волах, лошадях, вручную воздвигались насыпи, подвозился камень, сооружались опоры железнодорожных мостов.

К. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге

 

 

От Унечи в сторону Шулаковки на расстоянии 5 км были положены рельсы, и здесь уже ходил поезд. Был выполнен большой объем земляных работ на трассе, но в 1932 году строительство дороги полностью прекратилось.

Насыпь  недостроенной железной дороги через Мглин в районе д. Хорновка.

Фото с дельтаплана Ломако Владимира

 

Житель Мглина Деревянко П. Б., заведовавший в то время мглинской расчетной кассой, помнит, как летом 1932 года из этой кассы строители в последний раз получили около 1 млн. руб. Строители были переведены на другое, более важное дорожное строительство. Так в третий раз не осуществилось строительство железной дороги Мглин — Унеча. В настоящее время между Мглином и Унечей построена асфальтированная дорога. По ней грузовые автомашины могут перевозить любые грузы не хуже железнодорожного транспорта. И тем не менее на выборах в Советы избиратели Мглинского района всякий раз и теперь дают своим депутатам наказ — снова и снова ставить вопрос о сооружении железной дороги между Мглином и Унечей. Они не без основания полагают, что железная дорога явится важнейшим стимулом в развитии промышленности и сельского хозяйства, в благоустройстве района и дальнейшем росте культуры населения.


 

   Протченко 3. Е.  Земля Мглинская — родной край (историческая повесть).

 Брянск: ГУП «Брянское обл. полиграф. объедин.», 2003. — 232 с.

 

 

На главную