Уважаемые посетители страницы «Мглинский уезд.
Села и их жители».
Автор
страницы – Екатерина Александровна Чеплянская,
начинает серию статей по истории сел бывшего Мглинского уезда.
С 1990 по
2008 г. Е.А.Чеплянская работала научным сотрудником отдела археологии и
истории материальной культуры Брянского областного краеведческого
музея. С июня 2008 года выступает как самостоятельный исследователь.
Разработка
мглинских сел является частью общей темы автора под названием:
«Изучение истории населенных пунктов юго-западной части Брянской
области». Все предлагаемые статьи разрабатываются на основе
археологических, архивных и полевых источников.
Автор
постоянно работает с архивными документами, в том числе, и с
переписными материалами, дающими «живое» представление о жителях сел, их
социальной принадлежности, а также о распространенности тех или иных
фамилий и их своеобразии. Немалое значение имеет и полевая работа,
подразумевающая общение с сельским населением, изучение местности,
диалектов, микротопонимики и т.д. Подобное комплексное исследование сел
в неразрывной связи с их населением и дает основной материал для
настоящих статей.
Е.А.Чеплянская будет благодарна читателям за критику, дополнения или
замечания, касающиеся истории сел Мглинского уезда. Также автор
Мглинской странички ответит всем заинтересованным читателям на их
вопросы или просьбы, связанные с созданием статей, разысканием предков и
составлением родословных.
Все
обращения можно адресовать лично автору страницы – Екатерине
Александровне Чеплянской по адресу:
chep905@mail.ru или по тел.:
8-909-242-36-09
P.S.
Е.А.Чеплянская выражает большую благодарность Виталию Черенцову за
приглашение на Мглинский сайт.
|
Е.А.Чеплянская
Мглинский уезд. Села и их жители
Содержание
Великая Дуброва
Гапоновка
Дегтяревка
Доманичи
Кипти
Красногорки
Крутояр (Крутой Яр
Лопазна (Лопазня)
Нивное
Новые Чешуйки (Большое Заречье)
Симонтовка
(Есимонтовка)
Старые Чешуйки (Малое Заречье)
Чопово
Шумарово
Великая Дуброва
Село
расположено в 14-ти км.
к юго-западу от
г.Мглина, при р. Олешинке.
Великая Дуброва была
поселена не позднее 16
века. В 1619 году, после
заключения между Россией
и Польшей Деулинского
перемирия, село, в числе
других, попало под
власть поляков и более
30-ти лет находилось во
владении Троцкого
воеводы Николая
Абрамовича.
С
началом антипольского
освободительного
восстания и в течение
последующих десятилетий,
значительное количество
жителей села записалось
в казаки. С образованием
Стародубского полка,
село вошло в состав
Мглинской сотни. Уже к
1723 году казацкое
население Великой
Дубровы составляло 37
дворов, входивших в
Высокский казацкий
курень, возглавляемый в
1731 году атаманом
Тимофеем Лишнем. Однако,
со временем, многие
казацкие семьи обеднели,
попав в подсоседки к
владельцам или более
состоятельным
родственникам. Это
привело к тому, что к
1781 году количество
сельских казаков
уменьшилось вдвое, а
численность крестьян,
наоборот, возросла.
Также,
в конце 17-го - 18
веках, в Великой Дуброве
жили и стрельцы,
занимавшиеся промыслом
птицы для гетманского
стола. В конце 1780-х
годов они были
переведены в разряд
казенных крестьян.
Крестьянское население
села, составлявшее после
освобождения от поляков
около 20-ти дворов, было
приписано к Мглинской
ратуше. Однако, в 1730
году гетман Д.Апостол
изъял крестьянские дворы
из ведения ратуши,
передав их сыновьям
войскового товарища
Василия Осиповича Лишня
- Тимофею, Денису и
Мартину. С этого времени
Лишины на долгое время
стали основными
владельцами
великодубровских
крестьян, а их
наследственную линию в
селе продолжил Тимофей
Лишень. В 1720-х годах
он занимал уряды
наказного мглинского
сотника и городового
атамана, а в 1756 году
получил звание
войскового товарища. От
Тимофея Васильевича
великодубровская
собственность перешла к
его старшему сыну
Федору.
Начав
службу в 1736 году
значковым товарищем
Стародубского полка, к
1746 году Федор Лишин
получил должность
полкового комиссара при
Астраханском драгунском
полку, а в 1757 году
стал войсковым
товарищем. Федор
Тимофеевич жил в селе
Нивное и вместе с женой
Аленой Григорьевной имел
пятерых сыновей, двое из
которых унаследовали его
собственность в Великой
Дуброве. Согласно
переписи 1781 года,
Федору Тимофеевичу и его
сыновьям, полковому
есаулу Михаилу и
поручику Степану Лишиным,
раздельно принадлежало
около 70-ти
великодубровских дворов.
К
началу 19 века поручик
Степан Федорович Лишин
построил в селе
собственную усадьбу,
перешедшую впоследствии
вместе с другим
наследством к детям –
Петру, Павлу и Илье.
Двое из сыновей, Павел и
Илья, выбрали
гражданскую стезю, а
Петр Степанович сделал
военную карьеру, окончив
службу в звании
генерал-майора. Его
сыновья также стали
военными: Александр
дослужился до гвардии
поручика, а Николай -
до подпрапорщика. После
отставки, братья
возвратились в Великую
Дуброву, поселившись в
дедовской усадьбе.
Наряду
с прямыми наследниками
Степана Лишина,
дубровскими помещиками
являлись также и его
племянники: поручик Яков
Михайлович и корнет
Василий Петрович,
передавший в 1850-х
годах свою долю
собственности в селе
сыновьям Андрею и Петру.
Свою
усадьбу в Великой
Дуброве имели и
родственники Лишиных -
помещики Покорские. Во
второй половине 18 века
войсковой товарищ Данила
Григорьевич Покорский,
женился на Евдокии
Прокоповне Лишневой,
внучке Тимофея Лишня. В
приданое за женой
Д.Покорский получил
около 18-ти крестьянских
дворов, наследниками
которых в начале 19
века стали его дети:
Марфа и Яков. Марфа
Даниловна вышла замуж
за Ивана Романовича,
получив двойную фамилию
Покорская-Романовичева.
Ее брат, Яков, имевший
звание поручика, к 1816
году уже умер, оставив
наследство в Великой
Дуброве жене Марии и
дочери Евдокии.
Также,
небольшое количество
дворов в селе имел
коллежский секретарь
Матвей Иванович
Скаржинский, а в 1850-х
годах в Великой Дуброве
поселился полковник
Филипп Степанович
Павловский с женой
Агриппиной Симоновной.
Казацкое население села
к середине 19 века
увеличилось до 24-х
дворов. Согласно
переписи 1850 года,
сельские казаки были
приписаны к Шевердинской
казачьей волости.
В 1683
году в Великой Дуброве
была возведена
деревянная Васильевская
церковь, к строительству
которой,
предположительно, имел
отношение войсковой
товарищ Василий Осипович
Лишин. В 1747 году,
правнук Василия,
полковой есаул Михаил
Федорович Лишин, перенёс
здание церкви на другое
место, где отстроил его
заново. В 1842 году
Васильевская церковь
была вновь возобновлена.
Во второй половине 19
века приходскими
священниками в храме
служили Николай
Бурневский, Александр
Козловский и Иоанн
Коренев, переведенный в
Великую Дуброву из
Орловской епархии в 1900
году.
В 1896
году при церкви была
открыта
церковно-приходская
школа, в которой Закон
Божий преподавал
священник Александр
Гаврилович
Козловский, а всем
остальным предметам
детей обучал мещанин
Кирилл Иванович
Нечитуренко.
С
середины 19 века Великая
Дуброва формировалась
как село с
крестьянско-казацким
населением, численность
которого к 1866 году
достигла 835 человек
(120 дворов).
Фамилии казаков с.
Великая Дуброва в
первой половине 19 века
Анищенок
Бухарь
Довбыгеев
|
Ельцов
Жарина
Карпов
|
Корж
Кривенок
Лащенок
|
Мигаль
Рыжаков
Хлебников
|
|
Фамилии казенных крестьян с.
Великая Дуброва в первой половине 19 века:
Прохоренко
|
Прохоренок
|
Сиротинский |
Забродин |
|
Фамилии владельческих
крестьян с. Великая
Дуброва в первой
половине 19 века:
Аврамов
Алексеев
Андрейчик
Антипов
Белосорочка
Белосорочкин
Бобов
Бобров
Булин
Бут
Бученок
Буян
Волчков
Волчок
Ворновский
Геращенок
Глушенок
Голод
Горбач
Горбачев
Горощенок
Гречук |
Давыдов
Давыдюнков
Дворецкий
Дузый
Дыбин
Дыдин
Дызик
Емельянов
Железка
Зидик
Зубец
Ишуков
Кавтун
Кавтунов
Калиников
Калинников
Капер
Кастырка
Кашликов
Кезин
Кобов
Коваленок
|
Ковтунов
Козлов
Колотка
Колотков
Колтунов
Кондратов
Кудин
Кудинов
Кузей
Кузьмин
Кулик
Кумак
Куцый
Лавров
Лежняк
Ляхов
Ляченок
Мазкий
Малин
Мельников
Минкин
Напреенок
|
Натыкан
Новиков
Парвин
Печенок
Поводырев
Подшивайлов
Пудин
Разгон
Рогач
Савостин
Севрук
Севруков
Севрюк
Солдатов
Степанков
Талагай
Тимофеев
Фролов
Цетков
Чарнабуй
Черепков
Чернобур
|
Швец
Шевченок
Шелег
Шелегов
Шендрик
Шилин
Шинкарев
Шислов
Шкелев
Шкобич
Школин
Шкурат
Шкуратов
Шкут
Шлеменок
Шмышков
Шумейка |
Гапоновка
д. Гапоновка. Зима
2010
Фото Андрея Тимошенко |
Деревня расположена в 10-ти км. к
северо-северо-западу от г.Мглина, на правом берегу р.Судынки.
Первоначально Гапоновка была хутором,
поселенным, предположительно, во второй четверти 19 века
казаками Гапоновыми.
В 1850 году в Гапоновке находилось всего 4
двора казаков Гапоновых и Тимошенков, приписаных к
Старо-Чешуйковской казацкой волости. Но так как семьи были
большими, общая численность населения хутора составляла
более 60-ти человек.
Жители Гапоновки имели приход в
Воскресенской церкви с.Новые Чешуйки.
Ближайшая к Гапоновке
школа грамоты находилась в д.Косары.
Во второй половине 19 века Гапоновка
приобрела статус деревни, а все население было причислено к
Мглинской волости.
Дегтяревка
Село находится в 24-х км. к
северо-западу от г.Мглина, на правом берегу р.Ипуть.
Дегтяревка была поселена в 1703 году
братьями Афанасием и Алексеем Есимонтовскими на землях,
купленных у шумаровских жителей. На р.Осинке братья
поставили мельницу и плотину, а в 1706 году гетман
И.Мазепа закрепил за ними права на дегтяревские
владения.
Афанасий Иванович Есимонтовский умер в
1736 году, а его долю в селе унаследовала вдова Марфа
Федоровна. Вскоре после смерти мужа, вместе с деверем
Алексеем Есимонтовским, она построила в селе
Петропавловскую церковь.
В дальнейшем, владельцами Дегтяревки
стали наследники Алексея Ивановича по линии его сына
Степана - Иван, Степан и Алексей. Один из братьев,
Степан Степанович, отдал часть своих крестьян зятю
Семену Карповичу Ноздре, в приданое за дочерью Еленой.
В начале 19 века сын Алексея
Степановича Есимонтовского – Николай, выкупил у своей
сестры Анастасии Ольшанской 17 дегтяревских дворов и
владел ими около 20 лет. Впоследствии собственность
Николая Алексеевича унаследовал его сын Григорий
Николаевич Есимонтовский.
За время своего существования,
деревянный храм не раз перестраивался, в том числе, и в
1867 году. Во второй половине 19 века здесь служили
священники: Александр Крупицкий, Михаил Булгаков, Михаил
Затворницкий, Федор Феодосьев и Семен Семеновский.
Петропавловская церковь в Дегтяревке на берегу
Ипути.
Фото начала
XX столетия.
Фотография
представлена
потомком
Лишиных из
Москвы
Лишиным
Борисом
Николаевичем |
В 1904 году действительный статский
советник Иван Григорьевич Есимонтовский с дворянином
Николаем Соханским и наиболее активными прихожанами
Петропавловской церкви, получили архипастырскую
благодарность за труды и пожертвования по украшению
приходского храма и устройству церковной школы грамоты в
д.Жастково.
В начале 20 века в Дегтяревке
действовало народное училище, в котором Закон Божий
преподавал священник Семен Семеновский.
С момента своего возникновения,
Дегтяревка формировалась как село с крестьянским
населением, численность которого к 1860-му году
составила более 400 человек (около 60 дворов).
Фамилии крестьян
с.Дегтяревка в
первой половине 19 века:
Барсук
Васильев
Гончар
Ионинок
Калуга
|
Кизя
Коваль
Костяный
Краснобай
Купреев
|
Погарский
Полусьмак
Полусмаков
Радейцов
Самонека
|
Семенцов
Семенченок
Силин
Соловей
|
Телебух
Тищенок
Ткач
Шуршила
|
Доманичи
Село расположено в 9 км к
северо-северо-западу от г. Почеп, при р. Доманке (Думанке).
Освоение территории, на которой
находятся современные Доманичи, началось еще на рубеже I
тыс.лет до н.э. – I тыс.лет. н.э., о чем свидетельствует
городище, расположенное на мысу правобережной террасы
р.Доманки в урочище Городец. Во время археологических
разведок 1950 – 70-х годов, здесь были обнаружены
глиняные грузила, пряслица и посуда, относящиеся к
юхновской культуре раннего железного века.
Впоследствии, на этой территории
жизнь возобновилась в эпоху Древней Руси, о чем говорит
курганный могильник, обнаруженный археологом Федором
Михайловичем Заверняевым во время экспедиции по Судости
в 1955 году.
Современные Доманичи были поселены
казаками не позже начала 17 века. Одно из наиболее
ранних письменных упоминаний о селе относится к 1652
году, когда Северщина находилась еще под властью
поляков. В этом году поручик Христофор Крупский нанял
двух доманицких казаков – Королькевича и Корозу, для
охраны Почепского замка, выделив им на содержание коней
«по две уволоки» земли (ок.35 гектар).
С образованием в 1663 году
Стародубского полка, Доманичи вошли в состав 1-й
Почепской сотни.
Согласно переписи 1723 года, в селе
насчитывалось 34 казацких двора, а к 1781 году их
количество увеличилось почти вдвое. До начала 19 века
крестьян в Доманичах не было.
В 18 веке в селе поселился полковой
хорунжий Михаил Яковлевич Старосельский. Он построил в
Доманичах усадебный дом, где жил со своей женой
Екатериной Ефимовной, в девичестве Карновичевой, и
детьми: Евдокией 1-й (р.1733 г.), Софьей (р.1735 г.),
Денисом (р.1742 г.), Анной (р.1744 г.), Марфой (р.1748
г.), Евдокией 2-й (р.1750 г.), Ефимом (р.1752 г.) и
Кириллом (р.1754 г.).
Все сыновья М.Я.Старосельского выбрали
военную карьеру. Старший сын Денис, служил в
Лейб-гвардии Преображенском полку. К 30-ти годам, в чине
прапорщика, он вышел в отставку, женился на Екатерине
Филипповне Щигловской и переселился в д.Гущино
Почепского уезда. Второй сын, Ефим состоял на службе
войсковым товарищем, а Кирилл служил в Лейб-гвардии
Семеновском полку.
К началу 1770-х годов все дочери
Старосельского были уже замужем и жили отдельно от
родителей.
Михаил Яковлевич Старосельский был
помещиком «средней руки». В последней четверти 18 века
за ним числилось несколько хат в десяти селах Почепского
уезда, в т.ч., в дд.Коренево, Супрягино, Демьяново,
Гущино и др., но в самих Доманичах собственных крестьян
Старосельский не имел.
Крестьянские дворы в селе появились у
одного из его потомков – Петра Старосельского. Но в
начале 19 века он умер, оставив наследство в Доманичах
своим детям. Согласно переписи 1816 года, старший сын
Петра – Александр Петрович Старосельский, со своими
малолетними братьями и сестрами, имел в селе около 10
дворов крестьян. Впоследствии, эти дворы перешли к его
наследникам.
Но основное население Доманич
составляли казаки, численность которых к середине 19
века достигла 112-ти дворов. В 1850 году они входили в
Долбежовское сельское общество Почепской волости,
старшиной которого являлся казак Петр Иванов сын Дубина.
После отмены крепостного права село
вошло в состав Алексеевской волости.
В 1717 году, на средства казака Петра
Королькевича, в селе был возведен храм Рождества
Пресвятой Богородицы.
В начале 1860-х годов при церкви
начала работать школа, в которой Закон Божий преподавал
приходской священник Даниил Гораин. В 1861 году, за
особое усердие в обучении детей, он получил
архипастырскую благодарность, а в 1865 году, при его
участии, обветшавшая Рождество-Богородицкая церковь,
была отстроена заново. В 1882 году Д. Гораин умер и на
священническое место в Доманичах был назначен Николай
Бутырский. Однако, прослужив всего два года, он был
переведен в с.Кузнецы Суражского уезда, а доманицким
священником в стал Роман Киселевич, перемещенный из
с.Деремны Мглинского уезда.
В 1886 году при Рождество-Богородицкой
церкви было избрано попечительство, председателем
которого стал казак Трифон Иванович Глаз-Критский, а его
членами – казаки Михаил Григорьевич Королькевич, Вукол
Феодосович Кулешов, Ксенофонт Малахович Горин, Карп
Хрисанфович Снытка, Николай Маркович Михальченко, Гордий
Васильевич Киселев, Иов Лазаревич Глаз; крестьяне Феодор
Стефанович Казачков, Палладий Сафронович Лазаренок.
Через 3 года председателем
попечительства был переизбран казак Прокопий
Михальченко.
В 1909 году приходским священником
Рождества-Богородицкой церкви стал Павел Комиссаров,
переведенный в Доманичи из Рязанской губернии.
В конце 1890-х годов в Доманичах была
построена земская школа.
С установлением Советской власти
Доманичи вошли в состав Почепского уезда,
организованного в 1918 году. В это же время в селе была
организована школа 1-й ступени, а также, изба-читальня с
библиотекой и сельский клуб им. Демьяна Бедного.
На протяжении своего развития,
Доманичи сформировались, преимущественно, как казацкое
село.
Фамилии крестьян с.Доманичи в первой
половине 19 века:
Гречишка, Дементьев, Козачков,
Кондрашонок, Локашов, Медведь, Шашка.
|
Фамилии казаков с.Доманичи в первой половине 19
века:
Бардашевич, Белицкий,
Варсеев-Михалченок, Глаз, Глаз-Бардук-Крицкий,
Глаз-Крицкий, Горин, Грибачев, Грудина, Евлашка,
Женжера, Игнатченок, Каритька, Кашанский, Клубков,
Королькевич, Крицкий, Кулешов, Люсый, Макура,
Медведев, Михалченок, Новиков, Полежаевский,
Политика, Потапенко, Пряха-Михалченок, Пузыревский,
Рудницкий, Сащенок, Снытка, Спичаков, Судиловский,
Талановский, Форина, Шестаков, Шкряба, Шугуров,
Щигарцов, Щур, Янов.
|
Кипти
Деревня расположена в 9 км. к северо-востоку от
г.Мглина, при р.Войловке.
Кипти появились на территории Мглинской сотни
Стародубского полка не позднее начала 18 века, как небольшое
казацкое поселение.
Со временем, часть казаков записалась в стрельцы,
главной обязанностью которых являлась добыча и доставка дичи к
столам полковников и гетманов. Близость деревни к значительным
лесным массивам открывала большие возможности для стрелецкого
промысла.
Таким образом, ко второй половине 18 века в деревне
проживали только казаки и стрельцы, насчитывая в каждой группе по 8
дворов.
С ликвидацией в 1781 году Стародубского полка, казаки
сохранили свой статус, а стрельцы были переведены в разряд казенных
крестьян.
В конце 18-го – первой половине 19 вв. в Киптях
появились первые помещики. Одним из них являлся коллежский асессор
Федор Дудицкий-Лишин, переселивший в деревню часть своих крестьян.
В 1827 году он передал 12 крестьянских дворов сыну, полковнику
Николаю Федоровичу Дудицкому-Лишину.
Один двор в Киптях имела шумаровская помещица
Наталья Михайловна Ждановичева-Ясенская.
Казацкое население деревни в 19 веке не увеличилось
и продолжало насчитывать около восьми дворов. Согласно переписи 1850
года, сельские казаки числились в составе Шуморовской казацкой
волости.
Также, в 19 веке, сохранили свою численность и
казенные крестьяне, бывшие стрельцы.
В 1866 году в Киптях проживало 243 жителя (32
двора).
Фамилии казаков д. Кипти в первой
половине 19 века:
Дороготовцов
Подольный
|
Пузан
Пузанов
|
Семенников
Татаров |
|
|
Фамилии казенных крестьян д. Кипти
в первой половине 19 века:
Козловский |
Чуприк
|
Чуприка |
Чуприков |
|
Фамилии владельческих крестьян в первой
половине 19 века:
Бураков
Горб
Горбанов
|
Горбов
Злыднев
Ляхов
|
Маков
Мамаев
Мельник
|
Пантелеев
Парченок
Повтаруха
|
Подольный
Раков
Туренок
|
Красногорки
Красногорки. ул. Ольховая
Фото Андрея Тимошенко |
Деревня расположена в 9 километрах к
северо-северо-западу от Мглина, на правом берегу
р.Судынки.
История Красногорок началась в начале
18 века, когда мглинский сотник Михаил Турковский скупил
у чешуйковских жителей луговые угодья в урочище «Красные
горки», расположенном у р.Судынки. Здесь он устроил
водяную мельницу и рудню, при которых поселил своих
крестьян. В 1720 году гетман Иван Скоропадский закрепил
за М.Турковским владельческие права на новое поселение.
Красногорки.
р. Судынка
Фото Андрея Тимошенко |
В начале 1730-х годов, Красногорки
унаследовал старший сын Михаила Турковского – Максим.
Также как и отец, он служил в генеральной войсковой
канцелярии, а в 1733 году занимал уряд мглинского
сотника. Максим был дважды женат. Первый брак с Марией
Григорьевной Жоравко, был бездетным. В браке со второй
женой, Анной Григорьевной Кулябкой, родилась дочь Марфа.
После смерти Максима Турковского в начале 1750-х годов,
Красногорки были разделены между его вдовой,
А.Г.Кулябкой и младшей сестрой, также вдовой,
Александрой Михайловной Губчиц.
Впоследствии, все имения Максима
Турковского, в т.ч., и Красногорки, перешли к его дочери
Марфе Максимовне и ее мужу – Василию Андреевичу
Дунину-Борковскому. В их семье родилось двое детей –
Максим и Софья. Старший сын потомства не оставил.
Поэтому все владения перешли к сестре Софье Васильевне,
в замужестве, Леонтович.
Красногорки.
Зима 2009
Фото Андрея Тимошенко |
В 1801 году она продала часть имений,
в том числе, и Красногорки, мужу своей тетки Александры
Андреевны Борковской - Степану Артемьевичу Лашкевичу.
Согласно переписи 1811 года, в деревне ему принадлежало
13 крестьянских дворов. Наследники С.А.Лашкевича владели
деревней до отмены крепостного права в 1861 году.
Во второй половине 19 века население
Красногорки входили в состав Мглинской волости.
Жители Красногорок являлись
прихожанами Воскресенской церкви с.Новые Чешуйки, а
ближайшая к деревне школа грамоты, построенная в 1895
году, находилась в д. Косары.
Фамилии крестьян
д.Красногорки в
первой половине 19 века:
Авсеенок
Бабак
|
Ванюг
Романенок
|
Сноп
Терещенок
|
Тиримов(?)
Фомин
|
Щербин
|
Крутояр (Крутой Яр)
Деревня Крутояр расположена в 28 км к
северо-востоку от райцентра Сураж, на правом берегу
р.Ипуть.
Крутояр был основан предположительно, в
начале 18 века владельцами Свенцицкими на территории
Мглинской сотни Стародубского полка, как гута.
В последней четверти 18 века поселение
имело название «Крутой Ровок» и принадлежало значковому
товарищу Петру Свенцицкому. Согласно переписи 1782 года,
в его владении находилось 25 крестьянских дворов,
унаследованных впоследствии сыном, коллежским
канцеляристом Григорием Петровичем Свенцицким.
К моменту переписи 1811 года
Г.П.Свенцицкий умер, а принадлежавшие ему крестьянские
дворы в Крутояре перешли к сыну Василию и родной сестре
Рахилье Петровне Свенцицкой-Солодковской, переселившей
часть своих крестьян из Крутояра в д. Новые Чешуйки.
К ревизии 1816 года владельцем
крутояровской усадьбы и 8-ми крестьянских дворов стал
сын Василия Григорьевича Свенцицкого – Василий
Васильевич. Известно, что в браке с Еленой Матвеевной,
он имел сыновей: Николая, Илью и Василия.
В 1849 году наследники крутояровских
Свенцицких утратили дворянство, записавшись в казацкое
сословие.
В начале 19 века в Крутояре поселился
губернский секретарь Дмитрий Васильевич Златковский со
своей женой Марией Григорьевной. В 1831 году он умер,
предварительно отписав свою собственность в Крутояре
жене и единственной дочери Любови, получившей в
наследство 17 крестьянских дворов. В 1825 году Любовь
Дмитриевна Златковская обвенчалась в
Рождество-Бородицкой церкви с помещиком с.Нивное,
отставным майором Петром Федоровичем Лишиным. Молодая
семья осталась жить в крутояровском имении, где у них
родились дочери-близнецы Параскева и Александра, дочь
Софья, а также, сыновья Николай и Дмитрий.
В 19 веке жили в Крутояре и помещики
Солодковские.
Во второй половине 19 века деревня вошла
в состав Нивнянской волости.
Жители Крутояра в разное время являлись
прихожанами Рождество-Богородицкой церкви с.Нивное и
Петропавловской церкви с.Дегтярёвки.
В 1895 году в Крутояре открылась школа
грамоты, где Закон Божий преподавал священник с.Нивное
Михаил Гораин, а все остальные предметы – учитель
Георгий Александрович Крыжановский, закончивший народное
училище.
В 1919 году в деревне уже работала
советская школа первой ступени.
С момента своего основания Крутояр
формировался, преимущественно, как деревня с
крестьянским населением.
Фамилии крестьян д.Крутояр:
Барсук, Богоченок, Бормотка,
Бормоткин, Василенок, Васильев, Гапонов, Гололоб,
Гребенников, Гребешков, Дубан, Дюбанов, Дюбенок,
Ефимов, Казута, Касьяненок, Коноплин, Кошейлин,
Лапик, Лисак, Лисан, Лисица, Мамкин, Мисник,
Радченок, Рябый, Савченок, Салинков, Соловей,
Соловьев, Тереня, Фищов, Хляхта, Шарабара, Шляхта.
|
Фамилии казаков с.Нивное:
Свенцицкий (с 1849 г.)
|
Лопазна (Лопазня)
Село Лопазна располагается на дороге Мглин –
Сураж, при р.Лопазенке, в 14 км. к западу от г.Мглина и в 16 км. к
востоку от г.Суража.
Село основано не позднее 16 века.
При поляках (1618 – 1654 гг.) Лопазна входила в
число сел Мглинской округи, принадлежавших крупному польскому
землевладельцу Николаю Абрамовичу.
После образования в 1663 году Стародубского полка,
село было причислено к Мглинской сотне Стародубского полка. В это
время население Лопазны состояло из крестьян и служилых людей –
казаков и стрельцов.
Казаки составляли почти половину всех жителей
села. Значительное увеличение казацкого населения произошло во время
антипольского восстания (1648 – 1654 гг.), когда жители Лопазны,
боясь попасть в крепостную зависимость, стали активно записываться в
казаки. К 1723 году в селе насчитывалось уже 36 казацких дворов, а к
1781 году это количество увеличилось до 48. Вместе с тем, на
протяжении 18 века, некоторые казацкие хозяйства приходили в упадок,
что способствовало появлению так называемых «подсоседков» и «бездворных».
На месте все спорные дела казаков решали сельские сотенные атаманы.
В 1782 году в Лопазне эту должность занимали выходцы из рода
Рознатовских: Савва Дмитриевич, Петр Дмитриевич, Иван Дмитриевич и
Максим Константинович Рознатовские.
К началу 18 века из лопазненских казаков
выделились «стрельцы» – служилые люди, занимавшиеся промыслом зверя
и птицы для нужд гетмана. К 1781 году в селе насчитывалось уже 30
дворов стрельцов.
Крестьянское население Лопазны с середины 17 века
было приписано к обслуживанию Мглинской ратуши. Но в 1716 году
гетман Иван Скоропадский вывел часть лопазненских дворов из
ратушного подчинения, пожаловав их мглинскому сотнику Максиму
Лаврентьевичу Бороздне. После смерти М.Л.Бороздны в 1722 году, около
30-ти крестьянских дворов было оставлено за его потомками в «вечное»
владение.
Другие ратушные дворы выкупили крупные мглинские
землевладельцы: Есимонтовские, Лишины и Чернявские.
С ликвидацией Стародубского полка в 1781 году,
лопазненские крестьяне были окончательно закрепощены, стрельцы
переведены в разряд государственных крестьян и только казаки
сохранились как сословие.
В первой половине 19 века крестьянские дворы были
разделены между многочисленными лопазненскими помещиками.
Наиболее крупным из них являлся Василий Васильевич
Чернявский. В 1816 году он имел в селе усадьбу и 14 крестьянских
дворов, перешедших впоследствии к Александру Евграфовичу Чернявскому.
Другим владельцем был подпоручик Тимофей Данилович
Коровкевич, живший в Лопазне вместе со своей семьей.
Также, в числе лопазненских помещиков числился и
капитан Осип Таболин, поселившийся в селе со своей семьей – женой
Анной и детьми Иваном, Андреем, Ольгой и Софьей. Впоследствии, Ольга
и Софья, выйдя замуж, получили в приданное по нескольку крестьянских
дворов.
К помещикам, имевшим в Лопазне дворы, относились
и подпоручик Кузьма Иосифович Сапранцов с женой Феклой Саввичной;
братья Иван и Алексей Феодоричевы; помещик и священник Василий
Иеремеевич Шаповалов; Дудицкие-Лишины, Бороздны, Носакины и другие.
Значительную часть жителей села составляли также
казенные крестьяне, насчитывавшие в первой трети 19 века около 40
дворов.
Казаки в первой половине 19 века продолжали играть
важную роль в жизни Лопазны. К 1850-му году в селе существовало 60
казацких дворов, причисленных к Шевердинской казачьей волости.
После отмены крепостного права все население
Лопазны вошло в состав Костеничской волости. В 1860-х годах в селе
находилась почтовая станция.
Еще в 1739 году в Лопазне упоминается церковь
архангела Михаила. Но ко второй половине 18 века деревянное здание
храма сильно обветшало, что привело к строительству в 1781 году
новой церкви, которая впоследствии перестраивалась в 1838 и 1855
годах. В 1860-х – нач.1900-х годов в Михайловской церкви
священниками служили Ефрем и Иоанн Гораины, а также Иоанн
Богдановский. В начале 1860-х годов в Лопазне действовала сельская
школа. В конце 1890-х годов в селе была открыта земская школа.
С середины 17 века Лопазна формировалась как село
с крестьянско-казацким населением, численность которого к 1866 году
достигла 1345 человек (161 двор).
В процессе развития села, в Лопазне оформились
т.н. «концы»: «Гора», «Ольховка», «Гришановка», «Дубиновка», «Жариновка»,
«Петрихин ров».
В
настоящее время село входит в Суражский район Брянской области.
Фамилии казаков с. Лопазны в
первой половине 19 века:
Гавриленок
Гришечка
Дубина
Дунаев
Дыньков |
Ельцов
Жарина
Знаменок
Зуев
Костюченок
|
Мерзловский
Николаенок
Поволяка
Рознатовский
Рижаков
|
Сапранцов
Сипатый
Такунов
Требенок
Уласов
|
Усенок
Харченок
Цыбульщенок
Юрский |
Фамилии казенных крестьян с.
Лопазны в первой половине 19 века:
Бередицкий
Бубненок
Верташка
Верташь |
Вертишка
Вертишь
Дубина
Емельянов |
Ефимов
Козлов
Лащенок
Лукомский |
Нестеренок
Сёмченок
Сидоренок
Сильченок |
Солуян
Шаповальенков
Шепуванов |
Фамилии владельческих крестьян
с.Лопазны в первой половине 19 века:
Белоножка
Брягинин
Бургута
Вавицкий
Вердей
Веремьев
Ветер
Гавриленков
Гавриленок
Калмыков
Карнейченков
|
Клименков
Коленька
Коротень
Кравчонок
Кунин
Новиков
Нокин
Левченко
Левченок
Маслюков
Мельянцов |
Мисенок
Мороз
Москаленков
Озерский
Пантюков
Парфененков
Парфенов
Патюков
Петрусенок
Пивка
Пивченков |
Пивченок
Полубенька
Прилепов
Ращина
Савченок
Садоха
Свинтицкий
Серпиков
Серпин
Синенков
Слутка
|
Суржик
Тимошенков
Тимошонок
Тюканкин
Федоренок
Хаврун
Хохол
Цыбилов
Чиженок
Ширай
Шкет
|
Нивное
Нивное
Фото Виктора Зайцева |
С.Нивное расположено на правом
берегу реки Нивлянки (пр. притоке р.Ипуть), в 22
км. к северо-западу от бывшего уездного г.
Мглина. Ландшафт села и его окрестностей
отличают супесчаные почвы с преобладанием
мелколиственных и хвойных пород деревьев.
Первые люди пришли в эти места
еще в эпоху неолита (4 тыс. лет. до н.э.). На
правом берегу Нивлянки они основали поселение,
где жили в полуземлянках, пользуясь орудиями
труда из кости, дерева и кремня, а также лепной
глиняной посудой. Позднее, жизнь возродилась
здесь в период Древней Руси, о чем
свидетельствует курганный могильник и поселения
11 – 13 веков, обнаруженные археологами во время
разведок 1950 – 70-х годов.
В период пребывания Поипутья в
составе Великого Княжества Литовского (14 – 15
вв.), сведения о Нивном еще не встречаются.
Одно из наиболее ранних
упоминаний о селе относится к концу февраля 1664
года, когда польский король Ян Казимир, при
движении с Украины на Могилев, «ишол в угомонище
Слеще, межи Дрокова и Нивного». Об этом событии
говорит надпись на древней иконе Богоматери
Одигитрии, образ которой, по преданию, был
обретен недалеко от места сражения польского
короля с русскими войсками под предводительством
князя Ивана Борятинского. В ходе боя, поляки
были разбиты, а сам Казимир спасся бегством.
Икона Богоматери Одигитрии была перенесена в
Успенскую церковь г. Мглина.
Образ чудотворной иконы Мглинской
Богоматери.
Из книги
Картины церковной
жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории. Киев.1911.
|
В первой четверти 18 века
Нивное имело статус деревни Мглинской сотни
Стародубского полка, в которой насчитывалось
немногим более 30-ти дворов. Соседство сотни с
польской границей оказало влияние и на
формирование местного населения, состоявшего, в
значительной степени, из служилых людей –
казаков, стрельцов и бобровников.
Казаки села составляли
наиболее высокий процент среди служилого
населения, занимая около 25 дворов. В 1782 году
в Нивном существовал казацкий курень, в состав
которого входили казаки Нового и Старого Дрокова,
а также, д.Красной. Атаманом куреня был избран
Федор Семенов сын Лобач.
Как правило, выходцами из
казаков являлись стрельцы и бобровники, главным
занятием которых являлась поставка дичи и мехов
для малороссийского гетмана. Эта деятельность
обеспечивала им привилегированное положение
среди других жителей села.
Крестьянское население во вт.
пол. 17 – первой трети 18 вв. было причислено к
Мглинской ратуше и несло повинности, как в
пользу города, так и в войсковую казну.
Нивное
Фото Виктора Зайцева |
Однако, в 1730 году у
нивнянских крестьян появились свои владельцы.
Ими стали сыновья казака с.Высокого Василия
Иосифовича Лишня – атаман куреня Высоцкого
Тимофей, и его братья - Денис и мглинский
сотенный хорунжий Мартин. За заслуги отца и
деда, Лишни получили от гетмана Апостола
Универсал «на купленные грунты с поселенными
людьми» в Нивном и других селах Мглинской сотни.
При разделе собственности между братьями, дворы
с Нивном достались Тимофею Васильевичу. В 1757
году он составил завещание («запис»), по
которому с.Нивное с мельницей отходило сыну
Андрею.
Андрей Тимофеевич родился в
1713 году. В 1736 году он начал службу войсковым
канцеляристом в Генеральной войсковой
канцелярии, где несколько лет занимался
систематизацией и приведением в порядок
войскового архива. В дальнейшем, его служба была
отмечена участием в различных архивных и
следственных комиссиях как при Генеральной, так
и при Стародубской полковой канцеляриях. В 1763
году он вышел в отставку.
В браке с Анастасией
Андреевной Рубец, Андрей Тимофеевич имел пятерых
детей: Михаила, Ивана, Федора, Марину и Татьяну.
Карьера всех его сыновей также была связана с
канцелярской и судебной деятельностью, в т.ч., в
уездном Суражском и Мглинском поветовом судах. В
1770-х годах они унаследовали от отца более
60-ти крестьянских дворов в Нивном. Но к 1799
году старший сын Михаил умер, не оставив
потомства, что привело к разделу его владений
между другими родственниками. Часть крестьянских
дворов в селе отошла к его родным братьям Ивану
и Федору, а часть – к двоюродному брату Ивану
Прокофьевичу Лишню.
Иван Андреевич Лишин построил
в Нивном усадьбу, где жил со своей женой
Евдокией Петровной (ур.Юркевичевой) и
детьми: Лукой, Степаном и Федором. В 1805 году
он отписал свое имение старшему сыну Луке.
Федор Андреевич также имел в
селе усадьбу, хозяйкой в которой была его жена
Прасковья Владимировна, урожденная Губчиц. В
семье Федора Лишня родилось пятеро детей -
Григорий, Николай, Петр, Владимир и Андрей.
В отличие от отца и деда,
сыновья Ивана и Федора Лишней выбрали военную
карьеру.
После отставки, в свое имение
возвратился подполковник Лука Иванович Лишень.
Он родился в Нивном в 1777 году. Будучи
записанным в 11-летнем возрасте фурьером в
Измайловский полк, он прошел путь от подпоручика
до подполковника. Лука Иванович поселился в
родительском имении, где жил до второй половины
1840-х годов, имея во владении около 50-ти
крестьянских дворов. Он воспитывал сына Николая
и «питомицу» Юлию, которую в 1836 году отдал
замуж за канцеляриста Мглинского духовного
правления Михаила Ивановича Козловского. В 1846
году Лука Лишень составил дарственную запись, по
которой вся собственность в Нивном переходила к
его сыну Николаю, имевшему звание подпоручика. В
1850-х годах Николай умер, отписав свое имение и
крестьян дочери Вере, в замужестве Надеиной.
Федор Андреевич Лишень завещал
нивнянское наследство сыновьям - Петру, Николаю,
Андрею и Владимиру. Все они были военными.
В 1825 г. майор Петр Федорович
Дудицкий-Лишень, обвенчался с помещицей
д.Крутояр Любовью Дмитриевной Златковской и
перебрался в имение жены.
Николай Федорович вышел в
отставку в звании генерал-майора, а Андрей
Федорович – в звании генерал-лейтенанта. Их
младший брат, Владимир Федорович, дослужился до
звания майора, но рано умер, не оставив
потомства, что повлекло за собой раздел его
владений между братьями.
Таким образом, ко времени
отмены крепостного права в 1861 году, Лишины
являлись основными владельцами нивнянских
крестьян.
Центр с. Нивное
Фото Виктора Зайцева |
Однако, кроме них, в селе были
и другие собственники.
В 1760 году в Нивном
упоминается священник Свенцицкий, продавший
часть своих угодий мглинским владельцам
Есимонтовским, расширявшим границы
с.Высокоселища. Линию Свенцицких в селе
продолжили его потомки - дворяне Петр Иванович и
Василий Ивановичи Свенцицкие (Свентицкие). Петр
Иванович имел сына Якова, служившего в 1840-х
годах стихарным пономарем в церкви Рождества
Пресвятой Богородицы. После смерти отца в 1834
году, Яков Петрович жил в родительской усадьбе с
женой Евпраксией Федоровной и детьми.
Предположительно, в конце 18 –
нач.19 вв. в селе обосновался отставной корнет
Иван Моисеевич Жилеев (Жилей). Он имел четырех
сыновей: Афанасия, Михаила, Никифора и Ирадиона.
По сохранившимся документам
известно, что в 1820 – 40-х годах все сыновья
Ивана Жилея жили в Нивном и имели свои семьи.
Афанасий Иванович в 1820-30-х годах был
губернским секретарем. В браке с женой Анной
Иосифовной, он имел детей: Матрону, Наталью (ум.
в 1842 г.), Анастасию, Дмитрия и Ивана.
У Михаила Ивановича была жена
Анна Петровна, дочь Пелагея, и сыновья – Михаил,
Петр и Тимофей.
Никифор Иванович в 1820-40-х
годах был женат на Александре Никитичне и имел
дочерей - Евдокию, Татьяну, Варвару и
Александру.
Ирадион Иванович жил в Нивном
с женой Анастасией Лукиничной и дочерями
Ефросинией и Параскевой.
Сам Иван Моисеевич Жилеев умер
в Нивном в 1827 г.
Потомки Свенцицких и Жилеевых
продолжали жить в селе и после Октябрьской
революции.
Также, в 19 веке в Нивном
проживали дворяне Свидерские.
Усадебная церковь
Лишиных в с. Нивное
Фото Виктора Зайцева |
В 1729 году жители села, «вси
единостайне казаки, стрельцы, бобровники и
посполитые люде, умыслили в своем селе Нивном,
по благословению архиерейском, построить церковь
Божию». В 1731 году епископ Черниговский Ирадион
Жураковский дал благословение на строительство
церкви Рождества Пресвятой Богородицы и в скором
времени деревянный храм был возведен. Первым
священником стал Матвей Васильевич Гутниченко.
Впоследствии, в церкви служил священник
Свенцицкий.
В первой половине 19 века
долгое время священником Нивного был Даниил
Григорьевич Ромаскевич, живший в селе с женой
Анной Яковлевной и детьми.
В 1870-90-х годах в
Рождество-Богородицкой церкви служил священник
Михаил Гораин, а позднее – Николай Россинский,
преподававший в конце 1890-х годов Закон Божий в
Нивнянском народном училище.
Церковь
Рождества Пресвятой
Богородицы
Фото Виктора Зайцева |
В 1898 году в селе было
построено каменное здание Рождество-Богородичной
церкви с красивейшим иконостасом.
Иконостас
церкви
Рождества
Богородицы села Нивное.
Фото 1904 г.
Фотография
представлена
потомком
Лишиных из
Луганской
области Дудиным
Александром
Ивановичем
|
В 1890-х годах в селе
открылась земская школа.
В пореволюционное время
священником Нивного был Игнат Макарович Маклюс,
лишенный в 1924 году избирательных прав.
В Советское время в Нивном
были организованы школы I-й и II-й ступеней.
С образованием в 1929 году
Суражского района, Нивное вошло в его состав.
В начале 1930-х годов в селе
появилось несколько колхозов – «Коллективный
труд», «Красная Нива», «Луч социализма», «Заря»,
и «Роза».
На протяжении своего
существования, Нивное формировалось как
крестьянско-казацкое село, со своими особенными
названиями улиц – «концов»: Шаховня, Поповка,
Струженская, Луковщина, Ростаньки, Киргизия,
Чистая Лужа.
Фамилии крестьян с.Нивное:
Авчинников, Андросенок, Ашитка,
Бабаков, Батенок, Беленин (Беляник?), Бородецкий,
Васильчиков, Вилюгин, Вихор, Володченок, Ворона,
Воронин, Гончар, Гончаренок, Горелька, Дьяков,
Дьяченок, Емельянцов, Ефимов, Жигальский, Иванцов,
Иванченок, Игнатьев, Игнатьков, Каргач, Карпеченок,
Капуста, Капустин, Колыга, Конон, Кононов, Коргачев,
Косьянов, Кубышка, Кузюков, Лавренок, Лавров,
Лагутенок, Лащенко, Лисеенок, Литвин, Локтенок,
Ляхов, Мозохин, Мозоха, Мозохин, Маковка,
Максименок, Маликов, Мамон, Маховка, Меженный,
Михальков, Мельянцев, Напреенок, Невелека, Нечай,
Нечаев, Новик, Новиков, Парамонов, Пивень, Пилипенок,
Постоялка, Прилепин, Прудников, Рыжий, Сапрунов,
Сапунов, Селедец, Селедцов, Сикун, Синенок, Синий,
Слепченок, Сницаренок, Стариков, Телюков, Теснок,
Фролов, Цыганков, Чечка, Шарабурка, Школа.
|
Фамилии казенных крестьян с.Нивное (бывших стрельцов):
Автушенок, Ашитка, Гаврюсев,
Денисенок (Ашитка), Евдокименок, Каплун, Капустин,
Козин, Комель, Комлев, Мовчан, Мовчанов, Мазоха,
Маланушенок, Маликов, Малютка, Прилепка , Симаненок,
Шатопка (Козин).
|
Фамилии казенных крестьян с.Нивное (бывших бобровников):
Козинков, Козенок, Козин
|
Фамилии казаков с.Нивное:
Алейников, Белик, Беликов,
Володченок, Гаврюсев, Дюбанов, Задон, Знаменок,
Ицков, Кацков, Кондратов, Кузюков, Лейба, Лейбин,
Лейченок, Лобач, Лобачев, Максименок, Папченок,
Потемкин, Рожков, Рухлянок, Салуян, Филипенок.
|
Архивные источники:
ГАБО.
Ф.549, оп.2, д.1, д.237. Ревизская сказка
казаков с.Нивное. 1782 г.
ГАБО.
Ф.415, оп.2, д.51. Ревизские сказки казаков и
казенных крестьян
Мглинского уезда. 1850 г.
ГАБО.
Ф.415, оп.2, д.103. Ревизские сказки крестьян
Мглинского уезда. 1858 г.
ГАБО.
Ф.296, оп.1, д.60. Метрические
книги церкви Рождества Пресвятой
Богородицы с.Нивное.
1825 – 1837.
ГАБО.
Ф.296, оп.1, д.61.Метрические
книги церкви Рождества Пресвятой
Богородицы с.Нивное.
1842 – 1844.
ГАБО.
Ф.296, оп.1, д.62.Метрические
книги церкви Рождества Пресвятой
Богородицы с.Нивное.
1895 – 1897.
Ф.1020., оп1, д.36. Мглинский уездный отдел
народного образования.
Ф.1013,
оп.1, д.589. Списки лиц, лишенных избирательных
прав по Нивлянской волости. 1927 г.
Ф.1920,
оп.2, д.111. План закрепления землепользований
на 1934 г.
Литература:
А.М.Лазаревский. Описание старой Малороссии. Том
первый. Полк Стародубский. Киев. 1888.
Историко-статистическое описание Черниговской
епархии. Книга седьмая. Чернигов. 1873.
Труды
Черниговской губернской архивной комиссии.
Вып.седьмой. Чернигов. 1908.
Черниговские епархиальные известия, 1876, № 18.
Черниговские епархиальные известия, 1878, № 9.
Черниговские епархиальные известия, 1899, № 23.
Картины
церковной жизни Черниговской Епархии из IX
вековой ее истории. Киев.1911.
В.Л.Модзалевский. Малороссийский родословник.
Том третий. Киев. 1912.
Археологическая карта России. Брянская область.
М., 1993.
Н.Ф.Заболотный. Школы, гимназии, лицеи России и
Брянской области. Брянск. 2002.
Новые Чешуйки (Большое Заречье)
Село расположено в 6-ти км. к северу от г.Мглина, при Студеном-Ручье,
левом притоке р.Судынки.
Новые Чешуйки были поселены братьями Афанасием и Алексеем
Есимонтовскими на землях, полученных их отцом Иваном Есимонтовским
по листу полковника М.Миклашевского и закрепленных за ним в 1704
году универсалом гетмана Мазепы.
Первоначально село называлось слободкой Большое Заречье или просто
Заречье.
Население слободы формировалось из крестьян, основную часть которых
составляли бывшие казаки, попавшие по различным причинам в
зависимость к Есимонтовским. Однако, на новом месте, многим из
разказаченных крестьян удалось возвратиться в казацкое сословие,
получив звание «нововписных» казаков. В результате, из 30
крестьянских дворов, принадлежавших Есимонтовским в 1720-х годах, к
1781 году у них осталось лишь 6, а остальные 24 двора стали
казацкими.
Со временем, численность сельских казаков продолжала увеличиваться и
к 1850 году превысила 50 дворов. Казацкое население села входило в
состав Старо-Чешуйковской казацкой волости.
В
начале 19 века единственным помещиком Новых Чешуйках был Григорий
Ефремович Солодковский. Его родные братья, Афанасий и Иван, владели
крестьянскими дворами в соседних Старых Чешуйках. В браке с Рахильей
Петровной Свенцицкой, Григорий имел трех сыновей Кирилла, Малахия и
Фрола. Все они выбрали гражданскую карьеру: Кирилл и Фрол имели чин
губернских секретарей, а Малахий – титулярного советника. В 1840-х
годах братья унаследовали около десяти крестьянских дворов,
принадлежавших отцу в Новых Чешуйках и владели ими до отмены
крепостного права.
Во второй половине 19 века в селе уже существовала Воскресенская
церковь, в которой служил священником Григорий Крещановский, а
псаломщиком – Фаддей Дамиловский. В 1877 году Г.Крещановский был
утвержден членом благочиннического совета 1-го Мглинского округа, а
в 1883 году стал председателем попечительского совета, избранного
при церкви на 5 лет. В 1884 году Г.Крещановский был переведен в
Успенскую церковь г.Мглина.
В
последующие годы священником в Воскресенской церкви служил Максим
Барзилович. В 1895 году он стал законоучителем в школе грамоты села
Косары, расположенного в пяти километрах от Новых Чешуек.
Фаддей Дамиловский, служивший псаломщиком несколько десятилетий, был
уволен за штат только в 1904 году. Предположительно, в это же время
церковь сгорела. А в 1906 году на старом месте было возведено новое
здание Воскресенского храма.
С
первой четверти 18 века Новые Чешуйки формировались как село с
казацко-крестьянским населением, численность которого к 1866 году
достигла 569 человек (65 дворов).
Фамилии
казаков с. Новые Чешуйки в первой половине 19 века:
Авраменок
Антоненок
Бартасов
Веремьев
Генин
|
Заяц
Исачков
Кабан
Кондрат
Кондратов
|
Лисков
Лошаков
Луценок
Луцов
Лысков |
Макаренок
Мандруев
Матвиевский
Матычонок
Мельяненок
|
Михеенок
Протченок
Тращановский
Чудомех |
Фамилии крестьян с.Новые Чешуйки в
первой половине 19 века:
Баран
Баранов
Барсук
Богданов
|
Гапонов
Змейко
Змейков
Коноплин
|
Лапик
Литвяк
Литвяков
Мисник |
Салинков
Сиводеденко
Степыка
Шведов |
Шиш
Шиш-Баранов |
Симонтовка
(Есимонтовка)
Село расположено в 5 км. к юго-западу от от г.
Мглин, при ручье Ясенке.
Симонтовка была поселена во второй четверти 17
века шляхтичем, почепским «державцей» Александром Есимонтом.
Во время антипольского восстания, население
Симонтовки разделилось на две части: почти половина жителей села
записалась в казаки, а вторая половина осталась в крестьянском
сословии.
С образованием Стародубского полка село вошло в
состав Мглинской сотни.
После освобождения от поляков, крестьянские дворы,
находившиеся во владении А.Есимонта, были приписаны к Мглинской
ратуше.
В начале 1710-х годов гетман И.Скоропадский вывел
симонтовских крестьян из ведения ведения ратуши, отдав войсковому
товарищу Алексею Есимонтовскому. В 1713 году полковник Лукьян
Жоравко закрепил за А.Есимонтовским его владение. В это же время,
несколько дворов осадил в селе и старший брат Алексея – Афанасий.
Дед братьев Есимонтовских, Федор, был
состоятельным жителем с.Симонтовки и еще при поляках осадил на своей
земле несколько бобылей. В 1669 году Федор значился уже мглинским
казаком. Его сын, Иван – отец Алексея и Афанасия, сумел добиться
должности мглинского сотника и на этом уряде стал активно скупать
земли в Мглинской округе. Были расширены земельные владения и в
самой Симонтовке, прежде всего, за счет скупли земель у местных
казаков.
Таким образом, от деда и отца братьям досталось
внушительное наследство, которое они активно наращивали. Однако,
своей собственностью в Симонтовке братья владели раздельно: в 1723
году Афанасию принадлежало в селе 11, а Алексею – 7 дворов грунтовых
крестьян.
Во второй половине 18 века крестьянские дворы
оказались во владении полкового писаря Романовского и прапорщика
Семена Маковского.
В первой половине 19 века судьба симонтовких
крестьян была связана с помещиками Маковскими и их наследниками. От
Семена Маковского крестьянские дворы перешли к одному из его
сыновей, титулярному советнику, Фаддею Маковскому.
К 1850-м годам симонтовским владельцем стал
наследник Маковских – Феодот Ильич Соханский, в собственности
которого значилось около 30-ти крестьянских дворов.
Значительную часть сельского населения составляли
казаки. В первой трети 18 века в Симонтовке числилось около 15
казацких дворов, приписанных к Шевердинскому куреню, атаманом
которого являлся Иван Игнатов. К 1781 году численность казацких
дворов в селе возросла до 41, а к 1850-му году – до 71 двора. В
первой половине 19 века симонтовкие казаки были приписаны к
Шевердинской казачьей волости.
В 1862 году в Симонтовке была возобновлена
Христо-Рождественская церковь, известная по документам с первой
четверти 18 века. Основание же храма связывается с именем
Есимонтовских. На протяжении 18 – 19 -го веков в церкви служили
священники Герасим Андреев, Иоанн Пискунов, Павел Гораин, Иосиф
Левицкий и Яков Лобановский. В 1897 году в селе открылась
церковно-приходская школа, в которой Закон Божий преподавал
священник Георгий Диесперов, а остальные предметы – казак Николай
Павлов, исполнявший обязанности учителя.
С середины 17 века Симонтовка формировалась как
село с казацко-крестьянским населением, численность которого к 1866
году составила 682 человека (83 двора).
Фамилии казаков с.Симонтовка в
первой половине 19 века:
Алейников
Амельков
Волков
Голованов
Грак
Граков |
Гришуков
Зайцов
Заяц
Карзунов
Кистченок
Клетченок
|
Клюев
Коротченок
Летяга
Мигалев
Панушка
Петраченок
|
Понасюга
Понасюгин
Поставень
Поставнев
Пушенок
Ребекин
|
Сапичов
Шваров
Яковцов
|
Фамилии крестьян с.Симонтовка в
первой половине 19 века:
Анисименок
Анощенок
Баханец
Гулаков
Гуль
Гуля
Гунька
Железняков |
Зезюля
Кашлик
Коваль
Козлов
Корелка
Корсак
Кривошей
Кудепов |
Кудинов
Куриленок
Кусанов
Кусаносов
Кученок
Лосев
Малыга
Мещонок |
Митченок
Мытченок
Однобурец
Палицкий
Пищенок
Проворный
Свириденко
Свиридов
|
Свиридоненок
Тищенок
Тупица
Чеботарь
Шалыга
Яковенок
Яковин |
Старые Чешуйки (Малое Заречье)
Старые Чешуйки расположены в 4-х км. к северу от г.Мглина, на
р.Судынке.
Деревня была поселена не позднее первой половины 17 века и
называлась также Малым Заречьем.
При польском владении Северщиной, Чешуйки
принадлежали Николаю Абрамовичу.
После освобождения от поляков и образования в 1663
году Стародубского полка, деревня вошла в состав Мглинской сотни.
На протяжении второй половины 17-го – первой
половины 18 века, местные жители, стремясь избежать крепостной
зависимости, активно записывались в казаки. Это привело к тому, что
Чешуйки стали формироваться преимущественно, как казацкое село. Уже
в 1723 году здесь насчитывалось 37 дворов казаков, входивших в
чешуйковский казацкий курень, атаманом которого в 1731 году являлся
Максим Дорохов.
Жители деревни, оставшиеся в крестьянском
сословии, после поляков были приписаны к обслуживанию уряда
мглинских сотников, которые стремились перевести ранговых крестьян в
личное владение. Так поступил и Иван Федорович Есимонтовский,
находившийся на этом уряде с 1680 по 1681 годы. Воспользовавшись
своей должностью, он присвоил часть урядных крестьянских дворов. В
начале 1700-х годов сыновья Ивана Есимонтовского – Афанасий и
Алексей, добились у полковника Михаила Миклашевского подтверждения
своих прав на отцовские владения в Чешуйках, а в 1704 году эти права
закрепил универсал гетмана Мазепы.
Другой сотник, Иван Ракушка-Романовский,
занимавший этот уряд с 1688 по 1705 годы и приходившийся зятем Ивану
Есимонтовскому, также приписал себе 12 крестьянских дворов. После
смерти И.Ракушки Романовского чешуйковские дворы перешли к его зятю,
мглинскому сотнику, Михаилу Турковскому. Вдобавок к полученному
наследству, М.Турковский задумал устроить на р.Судынке водяную
мельницу и рудню, для чего скупил у местных жителей луговые угодья в
урочище «Красные Горки», расположенном у реки. В 1720 году все его
приобретения были узаконены гетманским универсалом И.Скоропадского.
В течение последующих десяти лет М.Турковский
построил в Красных Горках рудню и мельницу, переведя на их
обслуживание своих крестьян.
В 1732 году он отписал всю собственность в
Чешуйках, в т.ч., и часть владений в Красных Горках, сыну Максиму.
Так же, как и отец, Максим Михайлович посвятил свою жизнь военной
карьере. Он служил в генеральной войсковой канцелярии, получил
звание знатного бунчукового товарища, а в 1733 году занял пост
мглинского сотника. В браке с Анной Григорьевной Кулябкой, Максим
имел дочь Марфу, которой и завещал впоследствии все свои имения. На
Марфе Максимовне фамильная линия Турковских закончилась, а их
владения с середины 18-го века стали делиться между дальними
родственниками и их потомками.
В первой трети 18 века в зависимость к чешуковским
владельцам попало и немало обедневших казаков, переведенных по
разным причинам на положение крестьян. В дальнейшем, значительное
количество «разказаченных» крестьян было переселено Есимонтовскими в
Большое Заречье.
В нач.19 века в деревне появились новые владельцы,
среди которых упоминались: титулярный советник Иван Доляка и
протоирей Иоаким Чачко.
Наибольшее же количество крестьян принадлежало
сыновьям сотенного атамана Ефрема Артемьевича Солодковского –
унтер-офицеру Афанасию и коллежскому регистратору Ивану Солодковским.
Их наследники владели чешуйковскими дворами до отмены крепостного
права.
Казацкое население деревни к началу 19 века
продолжало расти, и к моменту переписи 1811 года составило уже 50
дворов. В это время в Чешуйках продолжал существовать казацкий
курень, возглавляемый атаманом Архипом Веремьевым.
К середине 19 века деревня стала центром
Старо-Чешуйковской казачьей волости, старшиной в которой в 1850 году
являлся казак Александр Пацапанов.
Жители деревни являлись прихожанами Воскресенской
церкви села Новые Чешуйки.
С середины 17 века Чешуйки формировались как
деревня с казацко-крестьянским населением, численность которого к
1866 году достигла 348 человек (36 дворов).
Фамилии казаков д.Старые Чешуйки в
первой половине 19 в.:
Анисенок
Антоненков
Антоненок
Ахременок
Веремьев
Вертаголов
Дорохов
Ельцов
Ерков
|
Заяц
Зеньков
Казюков
Карташенок
Ковалев
Коваль
Комкин
Коростелев
Кравцов
|
Кривцов
Кузьков
Лашаков
Лексуев
Ломаков
Мандруев
Матвиевский
Мельяненок
Николаенок
Охременок
|
Пацапай
Пожарский
Пугачев
Пугачевский
Пукаев
Слабухин
Смоленок
Сноп
Снопенок
|
Соловей
Соловьев
Тарасенок
Тимошенок
Цирик
Шепет
Шепетев
Шмотенок
Юрков |
Фамилии крестьян д.Старые Чешуйки
в первой половине 19 в.:
Барсук
Богданов
Быков
Григорьев |
Довженков
Зарецкий
Змейко
Клещ |
Корольков
Кривоший
Лапик
Лобза |
Новиков
Пастухов
Правиков |
Тужик
Швед
|
Чопово
Село расположено в 9 км. к
северо-западу от г. Почеп.
Чопово появилось на территории
Почепской сотни Стародубского полка как казацкое
поселение не позднее 17 века. В 1723 году здесь
насчитывалось уже 15 дворов казаков, а к 1780-м годам
население села увеличилось до 24-х дворов.
В первой половине 19 века Чопово стало
центром казацкой волости, к которой были приписаны
казаки 13-ти близлежащих сел, в т.ч., Старопочепья,
Дадоровки, Рагозино, Пашково и других. Согласно переписи
1811 года, волостным соцким был Стефан Лавринов сын
Михнин.
К середине 19 века Чопово продолжало
оставаться казацким волостным центром, во главе которого
в 1850 году находился сельский старшина Харитон
Федотович Терешенок, а общая численность казаков
превысила в селе 30 дворов.
Вместе с тем, с первой четверти 18
века в селе появился и свой владелец – Илья Пугачевский,
происходивший из местных казаков. В дальнейшем,
основными владельцами немногочисленных крестьянских
дворов, стали его потомки. Во второй половине 18 века
собственность Пугачевских унаследовал Тимофей
Пугачевский, владевший вместе с женой Екатериной
(урожденной Старосельской) двумя крестьянскими дворами.
В 1816 году эти дворы перешли к их сыновьям – Ивану и
Константину Пугачевским.
Старший сын Тимофея – Иван
Пугачевский, служил военным и вышел в отставку в звании
штабс-ротмистра. В Чопово он построил усадьбу, где жил
вместе со своей семьей. К 1850 году И.Пугачевский умер,
предварительно отписав свое наследство жене Прасковье
Михайловне.
В начале 19 века своих крестьян в селе
поселил и мглинский помещик Ефим Коровкевич, передавший
впоследствии свою собственность сыну Ефиму.
В целом, к середине 19 века
численность крестьянского населения в Чопово составляла
не более 13-ти дворов.
Во второй половине 19 века жители села
были приписаны к Васьковичской волости Мглинского уезда.
Жители села являлись прихожанами
Иоанно-Богословской церкви, деревянное здание которой
полностью перестраивалось в 1843 году. По сохранившимся
документам известно, что во второй половине 19 – нач.20
века в храме служили священники Иоанн Кибальчич и
Антонин Ливанов. В 1894 году при церкви открылась школа
грамоты, в которой Закон Божий преподавал священник
Иоанн Кибальчич, а другие предметы – дочь священника,
Антонина Семенова, окончившая женское приходское
училище.
С момента своего основания Чопово
формировалось как казацкое село.
Фамилии крестьян с.Чопово в
первой половине 19 века:
Ковалев, Коростелев Кравченков,
Новиков, Поляков, Поршаков, Потворов, Чачила, Чечик,
Шаройкин, Шаройка
|
Фамилии казаков
с.Чопово в первой половине 19 века:
Алейников,
Богдановский, Василевский, Каврюков, Королев,
Кузмин, Кулеш, Кулешов, Купчин, Купчинский,
Листратов, Михна, Михнин, Портянка, Пугачевский,
Саваринка, Тамилин, Чаицкий, Шавлицкий (Шаврицкий).
|
Шумарово
Общий вид с.
Шумарово.
Фото с дельтаплана
Ломако Владимира
|
Село расположено в 6-ти км. к северо-востоку от
г.Мглина, на левом берегу р.Воронусы.
Предположительно, Шумарово было поселено не позднее
16 века. В период польского владения Северщиной (1619 – 1654) село
находилось под властью Троцкого воеводы Николая Абрамовича. После
изгнания поляков и образования в 1663 году Стародубского полка,
Шумарово вошло в состав Мглинской сотни.
Однако еще во время национально-освободительной войны
против поляков и в последующие несколько десятилетий почти все
жители села записались в казаки. Основной привилегией казацкого
населения была личная свобода, а главной обязанностью – военная
служба. К 1723 году в селе насчитывалось уже 22 казацких двора, а в
начале 1730-х годов в Шумарово существовал казацкий курень,
возглавляемый атаманом Василём Лосевым. К 1781 году количество
сельских казаков превысило уже 30 дворов.
В то же время, благодаря близости села к лесу, на
протяжении второй половины 17-го - первой половины 18 веков, из
казацкой среды постепенно выделилась еще одна категория служилых
людей, получившая название стрельцов. Их основным занятием была
добыча и доставка дичи ко дворам полковника и гетмана, а позднее, и
к царскому двору. Промысел стрельцов позволял им пользоваться
многими привилегиями, в том числе, и возможностью, охотиться во всех
лесах, независимо от воли их владельцев. Стрельцы входили в свои
общины и подчинялись только полковникам и гетманам. К последней
четверти 18 века шумаровские стрельцы по своей численности не
уступали сельским казакам, насчитывая около 30-ти дворов.
Крестьянское население села, по отношению к казакам и
стрельцам, находилось в абсолютном меньшинстве, составляя всего 4 –
5 дворов. С 1670-х годов шумаровские крестьяне были приписаны к
Мглинской ратуше, а впоследствии стали нести повинности на
гетманский уряд.
С ликвидацией в 1781 году Стародубского полка,
казаки как сословие сохранились, а стрельцы и ранговые крестьяне
были переведены в разряд казенных крестьян.
В конце 18-го – первой половине 19 века в Шуморово
появились владельцы, поселившие здесь своих крестьян. Наиболее
состоятельной помещицей была дворянка Наталья Михайловна
Ждановичева-Ясенская. В 1816 году ей принадлежало семь крестьянских
дворов, перешедших впоследствии к ее детям - Антону и Марии.
Остальные шуморовские владельцы имели от 1 до 3-х дворов.
К ним относились:
коллежские регистраторы Гаврила Гаврилович Палевич,
Михаил Дмитриевич Шмаков,
а также, коллежский асессор Петр Ширай.
В числе сельских помещиков был и священник Алексей
Козминский. В 1850-х годах свою усадьбу в Шумарово имела дворянка
Александра Петровна Рябчевская.
Шумарово
Фото Владимира Ломако |
Казенные крестьяне, большую часть из которых
составляли бывшие стрельцы, в 19 веке насчитывали более 30-ти
дворов.
Казацкое население Шумарово в 19 веке продолжало
расти: если в 1811 году в селе насчитывалось более 40 дворов
казаков, то к середине века эта цифра увеличилась вдвое. Высокий
процент казацкого населения позволил селу стать центром Шуморовской
казацкой волости, во главе которой в 1850 году стоял старшина
сельского казацкого общества Никита Фомич Маюров. В 1870-х годах
шумаровский казак, рядовой Емельян Сидорович Патыка, в составе 118
пехотного Шуйского полка, воевал с турками на Балканах. В августе
1877 года он пропал без вести.
В 1889 году в Шумарово была возобновлена Георгиевская
церковь, известная по документам с 1810 года. Во второй половине 19
века долгое время в храме служил священник Гавриил Федорович
Кибальчич. В 1881 году за усердную службу он был награжден
камилавкой и в этом году получил должность настоятеля
Шуморово-Вормино-Осколковского прихода. В 1883 году Г.Кибальчич
умер. В 1900 году церковь вновь отстраивалась, а священник Иоанн
Никольский, председатель попечительства Лев Рыжинский и церковный
староста Анисим Сапоненко получили пастырское благословение на
устройство храма. В 1884 году при церкви открылась
церковно-приходская школа.
С середины 17 века Шумарово формировалось как село с
казацко-крестьянским населением, численность которого к 1866 году
достигла 920 человек (142 двора).
Фамилии казаков с.Шумарово в
первой половине 19 века:
Белахон
Белохонов
Бондарь
Борода
Востраев
Габанков
Голубов
Довбенченок
Екимович
Елец |
Жоров
Каношенок
Клименок
Королев
Кортавенок
Куцавей
Ломака
Ломаков
Лосев
Лось
|
Матаха
Маюров
Миловский
Мысенок
Нижник
Патыка
Плющов
Помилоцкий
Рослый
Рыжанок
|
Рыжий
Рыжинский
Сапоненок
Светоха
Свидерский
Святоха
Смоляков
Тапеха
Твердовский
Цапенок
|
Чемодур
Черный
Шарпан
Шейка
Шейкин
Щербак |
Фамилии казенных крестьян в первой
половине 19 века:
Белов
Ворона
Гамков
Дедопенька
Дидапенок
|
Ермак
Ковбаса
Кулак
Кулаченок
Курашка
|
Лапетов
Лемешов
Лисеец
Лисейцов
Никеенок |
Новик
Новиков
Петригин
Тупатилов
|
Хохлов
Шираев |
Фамилии владельческих крестьян в первой
половине 19 века:
Бадюта
Витковский
Вобля
|
Головкин
Ковалев
Котенок
|
Кужелев
Кушелев
Прокуда
|
|
|
|
Продолжение
следует . . .
|