На главную

 

    Село Разрытое

 

 

 

Село Разрытое возникло небольшим восточнославянским поселением в истоке реки Воронусы еще до нашествия монголо-татар на Киевскую Русь. Старинные литературные источники свидетельствуют, что Разрытое претерпело много бед от княжеских неурядиц и монголо-татарского разорения в период феодальной раздробленности Киевской Руси.

Фото Виктора Зайцева

 

 

 

Село Разрытое было владением графов Гудовичей. Сын Андрея Гудовича Василий в 1781 году в Разрытом имел 28 дворов и 35 хат. В Разрытом была построена деревянная церковь. На ее месте теперь в разоренном виде стоит каменная Михайловская церковь, построенная в 1834 году.

 

Фото Виктора Зайцева

 

 

 

Из книги Я. Соколова Седая Брянская старина

           В книге Архiеп. Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Черниговской епархiи" Кн. VII. - Черниговъ, 1873-1874 о селе Разрытое  сообщается:

Текст приведен по изданию: Историко-статистическое описание Мглинского и Суражского уездов архиеп. Филарета/ Под общей ред. О.Р.Вязьмитина,  Белые Берега: Группа компаний "Десяточка" (издательство Белобережье), 2009. - 100 с.  

***

 

Разрытое получило известность не своим названием, а своим монастырем. В своем имении, в селе Разрытом, княгиня Александра Васильевна Голицына (в девичестве графиня Гудович), уже будучи вдовой князя генерал-адъютанта Голицына, в июле 1901 года на свои средства основала женскую общину с разрешения Священного Синода, который в апреле 1904 года общину обратил в монастырь. Л. И. Денисов в книге «Православные монастыри Российской империи» (Москва, 1908 год) сообщает: «Разрытовский Троицко-Покровский женский монастырь при селе Разрытом, в 15 верстах от уездного города Мглина, основан в 1901 году».

 

Фото Виктора Зайцева

 

А. В. Голицына пожертвовала для монастыря 5 тысяч рублей и много земли с лесом, пашнями и другими угодьями, на которых трудились сестры-монахини. А жили они в общежитии, при котором была школа для сирот-девочек. Кроме общежития, на обширной монастырской усадьбе был построен каменный храм, вблизи которого похоронен отец учредительницы монастыря граф Гудович. В 1907 году в монастыре числились: игуменья, монахини и послушницы — всего 80 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игуменья Святотроицкого Покровского женского монастыря Архелая.

Фото 1914 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насельница  Святотроицкого Покровского женского монастыря Татиана.

Фото 1905 г.

 

В дальнейшем число обитателей монастыря продолжало возрастать и ко времени его ликвидации увеличилось вдвое, Среди них было много больных, увечных, престарелых, нетрудоспособных людей, нуждающихся в милосердии. И все-таки уже в 1918 году против монастыря и его обитателей начались местные самоуправные противозаконные действия.

 

Фото Виктора Зайцева

 

 

 

В Брянском архиве хранится протокол № 15 от 27 июня 1918 года, в котором записано, что в Разрытое командируются члены совета «для выяснения вопросов, о самочинных реквизициях в разрытсвском монастыре». Весной 1919 года в селе Разрытое началась эпидемия сыпного тифа. А 9 апреля сюда из Мглина командируются фельдшер Пивачев и медсестра О. Ф. Зайцева для борьбы с тифом и организации фельдшерского пункта. 15 апреля 1919 года мглинский медико-санитарный отдел возбудил ходатайство перед уисполкомом в такой редакции: «Ввиду тесноты и неприспособленности нынешнего помещения под детский приют на 65, а возможно, и большее число детей в будущем перевести детский приют в село Разрытое в монастырские здания, т. к. там разворачивается и фельдшерский пункт (документ хранится в Брянском архиве).

Произвол по отношению к монастырю продолжался и в следующие годы. 12 июля 1921 года было послано письмо председателю Гомельского губернского исполкома (тогда Мглинский уезд числился уже за Гомельской губернией), а копия его была послана председателю ВЦИК М. И. Калинину. В этом письме члены унечского церковного совета Святой николаевской церкви, тесно связанные с разрытовской монастырской общиной, писали, что общину разорили. А в ней числилось 160 человек, третья часть которых больные, увечные, нетрудоспособные люди были выброшены из монастыря и теперь «скитаются по разным хатам».

В ответ на полученное письмо М. И. Калинин в телеграмме от 21 июня 1921 года сделал следующее распоряжение Гомельскому губисполкому: «Предлагаю до рассмотрения дела о выселении религиозной общины в числе 160 человек, находящихся в с. Разрытое Романовской волости, предоставить им помещение для жилья. В этот день (21 июля 1921 года) за личной подписью Михаила Ивановича Калинина была послана телеграмма в Гомельскую губернскую рабоче-крестьянскую инспекцию, в которой «предложено в срочном порядке произвести строжайшее расследование и привлечение виновных к ответственности». (Обе телеграммы хранятся в Гомельском архиве).

Гомельская Губчека приступила к расследованию, но монастыря уже не было.Монахини выехали из Разрытого либо к своим родным, либо к знакомым людям в разные города и села. Имущество монастыря разошлось по рукам крестьян-соседей. Иконы из келий и монастырской церкви были разобраны. Некоторые из них еще хранятся в крестьянских домах.

 

Успенская церковь

Фото Елены Махлиной

 

Монастырская церковь теперь в полуразрушенном состоянии. Но она вошла в охранную зону и находится под наблюдением мглинского районного общества охраны памятников истории и культуры. Усадьба монастырская находится в полном запустении, но уцелевшие здесь яблони все еще расцветают весной, напоминая людям об угасшей жизни Троицко-Покровского женского монастыря.

 

Часовня

Фото Виктора Зайцева

 

 

 

В настоящее время с. Разрытое приходит в запустение, там проживает всего несколько десятков человек.