1. Рождение
У каждого населенного пункта свои истоки. Они — начало его истории,
начало жизни деревни. История Голяковки типична для каждого сельского
поселения района. Но она не только его жизнь, а еще в большей мере жизнь
и судьба ее народа. Это его прошлое и настоящее, интерес к которому
сейчас необычно велик.
И только жалко сознавать, что могут затеряться истоки наших отчих
мест, как уже канули в Лету многие деревеньки российские. Поэтому,
публикуя эти исследования, так и хочется сказать: время, не приведи к
тому судьбу поселений, взлелеявших нас. .
Осенью 1990 года деревне Голяковка исполнилось 296 лет. Вначале
казалось, что Голяковка ничем не примечательная, потому не верилось, Что
у нее есть своя история, насыщенная событиями, достойными того,
чтобы сохраниться в памяти людей, ее населяющих.
Ёе начальная история связывается с мглинской сотней и Стародубским
полком. Сведения о ней начинаются с конца XVII века, когда прошло 40 лет
с той поры, как Мглинская земля была освобождена от польско-литовских
захватчиков, и на ней уже размещалась сотня украинских казаков,
входившая в состав Стародубского полка. Мглинщина и Стародубщина в то
время являлись территорией Украины, потому Стародубский полк, наряду с
другими такими же украинскими полками, входил в Войско запорожское и
подчинялся гетману Украины.
Полки Войска запорожского делились на сотни, а сотни на десятки и
рассредотачивались по территории Украины. Каждый полковник на территории
своего полка распоряжался землей, населением, казаками: в его руках была
военная, административная и судебная власть.
Как и другие, стародубский полковник по своему усмотрению раздавал
казакам за воинские заслуги пустующие земли в каждой сотне своего полка.
Раздавал он незаселенные земли и Мглинским казакам, вследствие чего в
XVII—XVIII веках на Мглинской земле появились хутора, слободы, другие
казачьи поселения, в том числе и Голяковка. Возникла она в 1694 году
хутором.
В листе полковника Стародубского полка Михаила Маклашевского от 17
октября 1694 года сказано, что в хуторе Голяковка посажены на жительство
Апанас и Григорий, сыновья знатного казака Голяко. Так осенью 1694 года
начиналась Голяковка казачьим хутором. Основали ее два брата Апанас и
Григорий Голяко, от фамилии которых и получила свое название Голяковка.
В 1704 году гетман Мазепа подписал универсал (указ для всенародного
сведения), в котором сообщается, что в хуторе Голяковка при речке
Ржавице (чаще пишется река Ржавец) числится два казачьих двора, из них
один бесхатный.
Гетманский указ не только подтверждает факт существования Голяковки,
но и уточняет ее географическое местоположение при реке Ржавице. Здесь
уместно пояснить, что река Ржавец получила такое название от того, что в
ее истоке вода, соприкасаясь с железной рудой, приобретает, ржавый
(рыжий) цвет.
Примечательно, что нетяговский поселок Семеновский, возникший в 1928
году, часто называют пос. Ржавец. Это от того, что находится он при реке
Ржавец и как раз в том месте, где куски болотной руды выступают наружу,
и отсюда вниз по течению реки плывут маслянисто-ржавые пятна воды.
Вниз по реке Ржавец, между поселком, Семеновским и деревней
Хоружовкой (несколько ближе к Хоружовке), есть глубокий водоем с местным
названием Рыжая прорва. Прорва — глубокое место, чаще всего на реке
около водяной мельницы, образованное падающей водой на лопасти рабочего
колеса. Если внимательно осмотреть местность вокруг Рыжей прорвы, легко
можно заметить плотину (земляная насыпь) на топком месте, некогда
перегораживавшую реку Ржавец.
Есть основание полагать, что здесь в ХVIII веке — начале XIX века
работала водяная мельница, на которой мололи зерно голяковцы, хоружовцы
и жители хутора Поверненский, находившегося вблизи Рыжей прорвы, а затем
исчезнувшего из памяти людей. Только зря водоем у бывшей мельницы до сих
пор называют Рыжая прорва: вода здесь не рыжая, а светлая, чистая,
пригодная для питья. Но вернемся к Голяковке и заметим, что наряду с ее
основателями в документах того времени упомянут Иван Голяко, писарь
мглинской сотни. Ему принадлежала слобода Хорновка и хутор казаков
Парфенков, от прозвища которых хутор, а затем деревня Парфеновка
получила свое название.
В округе Голяковки не только знатные казаки Голяки имели
землевладения за воинскую службу, рядовые казаки из мглинской сотни тоже
получали здесь землю в поместное землепользование. Поэтому Голяковка,
возникшая небольшим хуторком, с течением времени разрослась по обоим
берегам реки Ржавец и стала деревней с казацким населением. В составе
своей мглинской сотни и своего Стародубского полка голяковские казаки
числились в Войске запорожском, жили на территории Украины, считались
украинскими казаками. Но по своему генетическому происхождению
относились к великорусской народности. Да и по образу жизни, быту, языку
были не украинцами, а русскими.
Голяковские казаки несли караульную службу в городе Мглине. По
требованию своего сотника являлись в город в сотенное управление. В 1708
году совместно с мглинчанами отбивали атаки шведов, явившихся от
Костенич штурмовать мглинскую земляную крепость, участвовали во всех
дальнейших делах своей сотни. Такая жизнь (освободительная борьба в
совокупности с оседлостью) постепенно превращала воинов в крестьян.
2. Казаки становятся
крестьянами
И знатные, и рядовые казаки за воинскую службу получали
землю бесплатно. Только Голяки, как знатные казаки, получили
больше пахотной земли и лучшие сенокосные угодья. Позднее
они были причислены к привилегированному дворянскому
сословию.
Пользуясь дворянскими привилегиями, Голяки безнаказанно
захватили выпасы по реке Ржавец в центре деревни,
принадлежащие до этого всем ее жителям.
В 1783 году украинские казацкие полки были преобразованы
в регулярные по образцу полков русской армии. С этого
времени рядовые украинские казаки лишились своих прежних
казацких прав и привилегий, стали крестьянами и уже мало чем
отличались от государственных крестьян того времени.
Как и государственные крестьяне, казаки теперь должны
были платить налоги в государственную казну, выполнять ряд
государственных повинностей. Но крепостными не стали,
барщины не отбывали, оброка не платили, по-прежнему
назывались казаками и числились в своем казацком сословии
вплоть До Октябрьской революции, когда декретом ЦИК от 23
ноября 1917 года в стране было упразднено деление людей на
сословия. Голяковские дворяне так и не стали
панами-помещиками на протяжении всего дореволюционного
периода.
Они, как и рядовые голяковские казаки, стали крестьянами,
занимались земледелием, но оставались дворянами и удерживали
за собой землю, полученную за казацкую службу и прихваченную
общинную, вплоть до ликвидации сословий и частной
собственности на землю.
До первой мировой войны в Голяковке на душу населения
приходилось в среднем менее 0,5 гектара всей земли: пахоты,
сенокоса, леса.
Песчаная почва, плохо удобренная и обработанная,
постоянно давала скудные урожаи. Своего хлеба крестьянской
семье хватало только на полгода, до Рождества, как говорили
тогда, а затем его надо было покупать.
В конце XIX — начале XX века лишь 5—б семей в деревне
могли прокормиться со своего хозяйства, не прибегая к
заработку на стороне. Все другие семьи, состоявшие обычно из
8—9 и более душ, вынуждены были искать заработок. Отцы таких
семейств постоянно оставались в своем хозяйстве, но в зимнее
время подрабатывали у лесопромышленников: рубили лес,
подвозили древесину к Ипути на пристань, распиливали бревна.
А молодежь, главным образом юноши уезжали из семей на
заработки в шахты Донбасса, в Ялту, в степные районы Украины
на уборку урожая. Там их застала первая мировая война.
Теперь они спешили домой, вместе с другими односельчанами
призывались в армию и отправлялись на фронты начавшейся
войны с Германией. Среди уходивших на войну первой
мобилизации был и Федор Протченко, отец троих детей.
Мобилизационное предписание ему принесли прямо на сенокос,
когда он вилами вершил себе стожок сена. Узнав о
случившемся, мобилизованный с гневом бросил вилы на землю,
спустился вниз и молча ушел домой. Стожок так и остался
стоять незавершенным.
На второй день соседи вершили его стожок, а он прощался с
семьей и уходил на войну. Вернулся Ф. И. Протченко уже в
1918 году с двумя георгиевскими крестами.
И все-таки в 1914—1915 годах война мало затрагивала
привычную деловую жизнь деревни. В эти годы ходили по дворам
и собирали теплую одежду для фронтовиков, да взяли двух
лошадей и несколько коров для нужд армии. А трудовой настрой
оставался столь же высоким, как и в мирное время.
Семьи трудились, и при ощутимой нехватке рабочих рук все
же справлялись с хозяйством. Если в той или иной солдатской
семье возникала неуправка, на помощь незамедлительно
приходила знаменитая русская толока, дружная, веселая,
бескорыстная.
Война шла своим чередом, трудовая жизнь своим. Но вот в
начале зимы 1916 года в деревне начали распространяться
тревожные слухи о приближении фронта. Подтверждения не
пришлось долго ждать. Во второй половине декабря 1916 года
гурты коров, эвакуированных из западных прифронтовых
губерний, заполнили дорогу Нивное—Луговец—Голяковка—Нетя-
говка—Мглин. Скот следовало пригнать на зимовку в Курскую
губернию, но от истощения и рано наступивших холодов коровы
падали на дороге, дальше идти не могли и остановились на
прокорм в Мглинском уезде. Тогда многим односельчанам
пришлось раскрывать крыши для корма эвакуированного скота.
Коровы остались здесь и на следующий год.
В начале января 1918 года с Западного фронта по дороге
Нивное—Луговец—Голяковка—Косары—Мглин—Разрытое и далее к
железной дороге проследовали два корниловских полка.
Корниловцы захватили участок железной дороги от Почепа до
Унечи и на станциях Жудилово и Рассуха начали погрузку в
вагоны лошадей, оружия, людей, чтобы таким способом в полной
боевой готовности перебраться на Дон.
Во время погрузки войска в вагоны на станции Жудилово в
Рассуху срочно прибыли Н. И. Подвойский с отрядом брянских
красногвардейцев и К. Я. Штырхунов (уроженец Цинки) с
отрядом мглинских красногвардейцев и разоружили корниловцев.
В таких эпизодах только и видели мирные жители Мглинского
уезда первую мировую войну, вернее они ее не видели. С
фронтов войны 1914—1918 годов из жителей Голяковки не
вернулись 3 человека. А вернувшимся домой в массе своей не
пришлось заняться мирным трудом. Империалистическая война
окончилась, начиналась война гражданская.
3. Гражданская война
Уже в самом начале гражданской войны добровольцами ушли
на фронт из Голяковки Емельяненко Еремей Федорович и
Протченко
Яков Моисеевич в возрасте 17—18 лет. А в 1919 го- ДУ в самой
Голяковке была организована военная подготовка односельчан
призывного возраста. Из них набралась учебная Рота. Строевые
занятия с военнообязанными проводил Емельяненко Андрей
Архипович, вернувшийся из царской армии унтер-офицером.
Командовал ротой Протченко Юрий Александрович, окончивший в
1915 году юнкерское училище. Он вел тактические занятия и
стрелковую подготовку. Винтовки для занятий были привезены
из Мглина.
Голяковка в это время стала пунктом военной подготовки
допризывников перед отправкой их в Красную Армию. Из
учебного пункта голяковцы являлись во Мглин в военкомат и
отсюда уходили на гражданскую войну.
В годы гражданской войны Голяковка оказывала помощь
Красной Армии гужевым транспортом, строевыми лошадьми,
теплой одеждой, продовольствием. Это в то время, когда сама
деревня остро нуждалась в продовольствии, а в домах вечерами
вместо керосина горела лучина. Но военные действия как и в
первую мировую войну не коснулись Голяковки. В гражданскую
войну погибли 3 человека из Голяковки. Среди них был и
Протченко Петр Сергеевич, юношеского возраста, ушедший на
войну сразу после окончания мглинского городского училища.
4. Мирные годы
Семьи погибших на фронтах империалистической, гражданской
войн тяжело переживали потери, но на общий настрой деревни
это не оказывало удручающего влияния. И не только потому,
что потери в людях были небольшие, но главным образом
потому, что высокий революционный подъем тогда охватил всех.
С окончанием гражданской войны наступил мирный созидательный
период в жизни голяковцев, трудный, но полный духовного и
трудового подъема.
Выпасы, ранее захваченные дворянами, сразу же после
Октября стали общим достоянием деревни. Затем голяковцы
получили прибавку к своим сенокосам на лугу, изъятого у
местного помещика П. И. Саханского.
В это же время начались интенсивные разработки лесных
порубов. Почти каждая семья ходила на порубы выкорчевывать
пни, сжигать хворост, рыхлить почву для посева. На делянках
сеяли просо и получали хорошие урожаи. В деревне не стало
голодающих семей.
Кроме проса, сеяли многие другие культуры, в том числе и
яровую рожь, о которой до революции голяковцы не имели
представления. По-прежнему уделялось большое внимание
посевам конопли, так как продажа пеньки оставалась
единственным источником доходов. По переработке семян
конопли в деревне периодически работали две кустарные
маслобойни. Уже в первые годы после гражданской войны в
деревне практически не стало бедняков. После уплаты
необременительного продналога каждой семье оставался годовой
запас продовольствия.
Вместо ветхих избушек многие семьи срубили себе добротные
дома. Вместо лучины в них теперь зажглись керосиновые лампы.
Это был период наивысшего трудового и морального подъема в
Голяковке еще и потому, что деревня была многолюдной.
При полном отсутствии механизации семьи выбивались из
сил, но исправно вели свое хозяйство. А вечерами после
работы и в праздничные будни молодежь всей деревней
собиралась на игрища. Задорно играла гармоника и бил
барабан, индивидуальные и групповые танцы сменяли друг
друга. И песни в обоих концах деревни, революционные и
старинные народные, следовали одна за другой.
Деревня работала зло и веселилась буйно, красиво, без
вина и водки, а по внутреннему подъему духа. Торжественно
справлялись свадьбы с венчанием, музыкой, свадебными
песнями, другими старинными русскими обрядами. С особым
размахом отмечался годовой праздник.
5. Новогодний праздник
Годовой праздник в Голяковке — Новый год. Отмечался он 1
января ежегодно и всегда по старому стилю. В этот день даже
из отдаленных мест собирались в Голяковку гости, званые и
незваные. Знали, что праздник будет веселый, где можно
других посмотреть и себя показать. Начинался он с обеда и в
приподнятом настроении.
Если кто опаздывал к началу торжества, тому наливали
большую штрафную чарку и подбадривали «штрафника» словами из
стихотворения А. В. Кольцова:
«Горе есть — не горюй,
Дело есть — работай;
А под случай попал —
На здоровье гуляй!»
Застолье шумное и многолюдное в каждом доме продолжалось
дотемна.
Вечером, хозяева и пожилые гости при керосиновых лампах
рассаживались поиграть в карты. Играли так, лишь бы весело
провести праздничный вечер. Но бывали и азартные картеж ные
игры, только не на деньги, а на баранки. Однако и в такой
игре проигравшие не впадали в уныние, так как баранки,
многократно побывавшие в потных руках игроков, есть было
невозможно. Игра в карты продолжалась допоздна. Затем
«картежники» оставляли это занятие и вторую половину ночи
ватагами бродили по деревне и пели.
Молодежь эту ночь проводила на игрищах. На таких гулянках
не было ни водки, ни угощения. Здесь только танцевали, да
неистовствовал барабан, заглушая гармонику, чтобы лихих
танцоров вызвать на танцевальный круг. Тогда наступал момент
наивысшего взлета духа на гульбище. Тут уж и зрители, до
отказа заполнившие хату, не могли удержать себя, начинали
водить плечами в такт барабану и топтаться на месте, кто в
ботинках, кто в сапогах, но большинство в лаптях.
С рассветом гулянка заканчивалась. Молодежь расходилась
на отдых. Деревню медленно охватывала вялая усталость и
тишина.
Только хозяева все еще продолжали суетиться, готовясь к
завтраку и проводам гостей. Завтрак, однако, продолжался
недолго. Гости спешили домой, где всегда было много
неотложных дел. А хозяева, изможденные бессонной ночью и
буйством гостей, спешили на отдых.
Предстоял новый год труда, напряженного и радостного, в
котором люди видели смысл своей жизни.
6. Переселение
Вскоре после гражданской войны семьям бывших
красноармейцев разрешалось на льготных условиях переселяться
на свободные земли, отличавшиеся высоким плодородием.
Возможность переселиться на лучшие земли заинтересовала
многих крестьян, в том числе и голяковцев. Организаторами
переселения в Голяковке стали Сергей Ефимович Протченко,
Голя- ко Михаил Саркисович, получившие удостоверения на
право заниматься переселением. Об этом стало известно далеко
за пределами Голяковки. Из Мглинского и Суражского районов
группами и в одиночку приходили в Голяковку к уполномоченным
люди и записывались в число переселенцев. Прежде чем
переселиться, некоторые из записавшихся в 1925 году съездили
на Дон посмотреть место переселения.
Бывшие коннозаводские степи, находившиеся между станицами
Кагальницкой и Мечетинской, теперь Ростовской области,
понравились моим землякам своим черноземом. В 1926 году
переселенцы из Мглинского и Суражского районов в двух
эшелонах с лошадьми, коровами, со своими разобранными
деревянными постройками и домашним скарбом прибыли на новое
место жительства. Здесь они организовали 4 поселения, из них
одно назвали Сергеевка, другое — Михайловка в память
организаторов переселения. Из Голяковки на Дон переселились
7 дворов. Но и такая убыль населения удручающе подействовала
на общий настрой Голяковки. Деревня как-то сникла, притихла,
осиротела. Так тягостно действует убыль населения из
деревни. Однако через 2 года земли переселенцев вошли в
зерносовхоз «Гигант». И почти все селяне вернулись на старое
местожительства. Вернулись и голяковские переселенцы и
приняли деятельное участие в организации колхоза «Красный
Октябрь».
7. Колхоз «Красный
Октябрь»
Организован в 1930 году. Помимо Голяковки в него вошли
деревня Хомяковка, хутор Авраменков (Тонконоговка) и поселок
Ельники, возникший в том же 1930 году из четырех дворов
голяковских переселенцев и 6 дворов, перенесенных сюда из
Косенков. Первым председателем колхоза стал Радунцев Денис.
Обобществили лошадей, сельхозинвентарь и с этим имуществом
начали свою новую жизнь голяковцы. Колхоз небольшой, рабочей
силы много, работали дружно, наладили конную молотилку, но
больше молотили цепами высушенный в гумнах урожай. Расчеты
производились по трудодням, натурой. Кроме конной молотилки и
ручной веялки, никаких других механизмов в колхозе не было. Все
работы выполнялись лошадиной силой и ручным трудом. Тем не
менее, колхоз не только успешно справлялся со всеми
сельскохозяйственными работами, но многое делал своими силами и
по строительству. Бригада плотников под руководством С. Е.
Протченко построила зернохранилище, помещение для лошадей,
колхозный клуб, деревянный мост через реку Ржавец. Возникла идея
перегородить речку и устроить озерцо. За осуществление этой идеи
колхозники взялись дружно. За один летний сезон сделали плотину,
подняли дорожное полотно, и к осени засверкало чистое озерцо в
Центре деревни. Затем колхозники решили построить свою водяную
мельницу на озере и уже заготавливали лесоматериал Для этой
цели. Люди трудились, колхоз рос, укреплялся организационно,
оплата трудодня натурой повышалась, материальное благосостояние
медленно, но неуклонно улучшалось. Но наступил 1941 год. Пришло
лето, пришла война.
8. Годы Отечественной войны
Уже в начале августа 1941 года Голяковка жила в состоянии
тревоги и неопределенности. Ее жители, работая на лугу, часто
посматривали на западную сторону, откуда доносились глухие
разрывы бомб и снарядов. Чувствовалось приближение фронта, но
люди не верили, не хотели верить, что немцы придут сюда. Они
копнили сено и подбадривали друг друга кем-то высказанным
соображением о том, что враг будет остановлен по ту сторону
Ипути. В то же время эвакуация колхозного скота несколько раз
назначалась, а потом откладывалась. Назначались и откладывались
сроки мобилизации людей призывного возраста. Наконец 12—14
августа угнали колхозный скот в тыл, успели взять в армию
несколько человек. Но многие еще оставались дома, когда 16
августа 1941 года колонна немецко-фашист- ских войск от Нивного
и Луговца через Голяковку, Косары лавиной двинулась на Мглин.
Наши самолеты встретили их на восточной окраине Голяковки,
нанесли бомбовый удар. В дальнейшем же немцы двигались
беспрепятственно, так как наших войск здесь не было. На мощных
грузовиках, обтянутых брезентом, немцы, опьяненные своими
первыми успехами, ехали с песнями, не заботясь о своей
безопасности. За автомашинами ломовые лошади тянули пушки, ехала
польская и венгерская кавалерия, грабившая у населения зерно для
лошадей. За ними тянулись австрийские пехотинцы, измотанные
бесконечным походом на восток. На коротких привалах они то и
дело спрашивали у местных жителей, скоро ли будет Москва.
Одурманенные геббельсовской пропагандой, они полагали, что с
достижением Москвы война закончится. Более недели, каждый день с
утра до ночи, двигались вражеские войска через Голяковку в
сторону Мглина и Брянска. Уже эти передовые вражеские части
показали себя квалифицированными грабителями. Они выискивали
спрятанное зерно и отбирали его у колхозников, сбили замки на
колхозном амбаре и увезли с собой все колхозное зерно.
Еще не было никаких известий о партизанах, а голяковцы
уверяли себя, что немцам тут не быть, и вели подсчет вражеских
частей, проходивших через Голяковку, полагая, что такие сведения
пригодятся. Первые партизаны в Голяковке появились зимой
1941—1942 годов. Это была разведгруппа Иосифа Лаврентьевича
Шепетя, уроженца Старых Чешуек, проживающего теперь в Брянске. В
этой группе был и Виктор Ефимович Разинкевич, проживающий и
сейчас в своей родной Парфеновке. В разведгруппе Шепетя были и
другие партизаны из местных жителей: из Кокатов, Голяковки,
других деревень. С этого же времени Го- ляковка становится
пунктом партизанской явки, местом, куда стекались сведения
агентурных разведчиков с оккупированного Мглинского района, а
также из Суража, Унечи, Клинцов. Пользуясь разведданными группы
Шепетя, партизаны-подрывники увереннее проходили по
оккупированной земле со стороны Унечи к полотну железной дороги.
Но деятельности партизан вредил полицейский стан, образовавшийся
в Луговце. Зимой 1942 года он был разгромлен партизанами.
Бургомистр был убит, полицейские разбежались, никакой активности
больше не проявляли, но кличка «полицай» за ними сохранилась
пожизненно.
С уничтожением полицейского стана партизанам-подрывни- кам
стало безопаснее передвигаться от Кокатов через Голяков- ку,
Кадецк, Костеничи к железной дороге. Проводниками у них были
пожилые голяковцы, хорошо знавшие местность и текущую
обстановку.
Весна 1942 года ознаменовалась массовым уходом голяковцев в
партизаны. Немцы-каратели причислили Голяковку к партизанской
зоне и с июня этого года больше сюда не показывались. Перестали
ездить в Голяковку и немцы-«заготовители» за свиньями и
коровами, не ходили больше по дворам и не выпрашивали яйца. В
это время разведгруппа Шепетя, пополненная голяков- скими
партизанами, значительно расширила сферу своей деятельности. В
ее состав вошли Протченко Александр, Никифоров Леонид и другие.
Через родственников и надежных знакомых во многих деревнях и в
Южном лесничестве были завербованы новые агентурные разведчики,
связанные с голяковскими. С директором Южного лесничества
Поляриновым Иваном Васильевичем установил личную связь
партизан-разведчик Леонид Яковлевич Никифоров и получил от него
ценные разведданные.
С весны 1943 года группа Шепетя считает Голяковку не только
важным пунктом связи, но и наиболее безопасным местом, где можно
поупражняться в меткой стрельбе из автомата. Но надвигалась
весенне-летняя блокада 1943 года. 19 мая 1943 года крупная часть
карателей, двигавшаяся от Кадецка в сторону клетнянских лесов, в
тумане раннего утра вступила в Голяковку. Разведка сработала
точно, и группа Шепетя своевременно успела из деревни уйти в
лес, не увязываясь в бой с карателями. Блокада клетнянских лесов
продолжалась 22 дня. Прошло 2 дня после снятия блокады, и
разведгруппа Шепетя снова прибыла в Голяковку. А еще через 2
дня, 14 июня, по каналам агентурной разведки в Голяковке была
получена карта-схема Клинцов с указанием важнейших вражеских
объектов в городе и в районе Клинцовского железнодорожного
вокзала. 16 июня Шепеть через линию фронта переправил донесение
на Большую землю. Через 3 дня, в ночь с 19 на 20 июня, наша
авиация уже бомбила вражеские объекты в Клинцах. 19 июня в
десятом часу вечера, когда только что начались сумерки, го-
ляковцы увидели наш первый самолет, направлявшийся в сторону
Клинцов. За ним в промежутках 5—7 минут туда же летели наши
другие самолеты с бомбовым грузом. Во время бомбежки Клинцы
освещались висячими фонарями-ракетами. Уже светало, когда
последний самолет от Клинцов благополучно возвращался на свою
базу.
С этого времени Голяковка жила надеждою на скорое
освобождение. 5 июля 1943 года многие голяковцы услышали
приглушенный гул далекого боя. Разрывы бомб и снарядов слышались
с такой частотой, с какой ведет огонь танковый пулемет. Но никто
здесь еще не знал, что началась знаменитая битва на
Орловско-Курской дуге.
Гул боя медленно и неуклонно нарастал в течение августа —
начала сентября. Затем как будто все стихло. А 21 сентября из
Голяковки хорошо было видно, как наши 4 штурмовика бомбили
дорогу Мглин—Симонтовка—Лопазна—Сураж, по которой сплошной
массой отступали вражеские колонны из Мгли- на на запад по одной
этой дороге.
22 сентября в 10 часов утра в Голяковку пришли наши войсковые
связисты, тянувшие проволочную связь к Луговцу и далее к Нивному.
Вслед за связистами крупные силы наших войск двигались от
Нетяговки и Косаров, занимали Голяковку, Луговец, вышли на луг к
Ипути и завязали бой за Нивное, укрепленное немцами заранее. В
ходе двухдневного боя Нив ное было освобождено. Война отходила
на запад в сторону А меля. Мобилизованные голяковцы через 2—3
дня были на правлены туда же в Гомель. С Отечественной войны
1941 — 1945 годов не вернулись в Голяковку 32 человека,
вернувшиеся ранеными — умерли дома.
9. После войны
Начиная с военного времени, численность населения деревни
неуклонно пошла на убыль, и она постепенно теряет свою былую
многолюдность и свою индивидуальность. В послевоенные годы ее
колхоз «Красный Октябрь» ликвидируется и в 1954 году
причисляется к совхозу «Беловодка». В 1966 году Голяковка входит
в совхоз «Краснокосаровский». Здесь она числится голяковской
бригадой луговецкого отделения, в которой на 1 января 1984 года
учтено всего 119 душ, из них трудоспособных — 49 человек. Так
обезлюдила Голяковка в минувшую войну, особенно в послевоенные
годы, когда молодежь из деревни устремилась в город, а с ними и
их родители. И если перед войной 1941—1945 годов в Голяковке
было 70 жилых дворов, то по состоянию на 1 января 1984 года их
осталось 48. Из этого числа в 15 дворах живут по 1 человеку, в
16 — по 2, в 8 — по 3, в 4 — по 5 и только в двух дворах живут
8—9 человек, напоминая довоенную численность домочадцев.
Причиной убыли населения деревни была и остается минувшая война.
И когда бываешь в родном уголке, всякий раз ощущаешь мрачную
тишину и безысходную грусть. И видишь сникшие домики, из которых
люди ушли на войну и не вернулись, оставив в своих семьях
грустные воспоминания навсегда. И всякий раз сами собой
всплывают в памяти грустные слова Н. А. Некрасова, обращенные к
матери погибших воинов:
«Им не забыть своих детей,
Погибших на
кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших
ветвей».
Таков моральный ущерб, который нанесла война, невосполнимый и
незабываемый. Деревня обезлюдела. Но не только издержками войны
следует объяснять запустение современной деревни. Это следствие
многих социально-экономических сдвигов в Деревнях, которые
произошли в послевоенное время и продолжаются по сей день. Жизнь
продолжается уже в новых матери- ^ьных и духовных условиях
послевоенного времени. Голяков- "ы продолжают трудиться в своем
совхозе на полях и сенокосах, своем домашнем хозяйстве и на
животноводческой ферме.
Выехавшие из деревни продолжают работать в разных местах,
либо уже вышли на заслуженный отдых. Так, Протченко Петр
Климентьевич, проработавший более 50 лет агрономом, ряд лет был
заместителем министра земледелия УССР, теперь на пенсии, живет в
Киеве, но не теряет связи с родной деревушкой. Не теряет связи с
земляками, бывает в родной Голяковке и академик Иван Федорович
Протченко, работающий в Москве. На его визитной карточке
значится: «Протченко Иван Федорович — академик АПН СССР, доктор
филологических наук, профессор, главный ученый секретарь
Президиума Академии наук СССР».
Полковник авиации Иван Григорьевич Протченко служит и живет в
Челябинске, наведывается в Голяковку к своей матери. И все, кто
по тем или иным причинам покинул родную Голяковку, стремятся
побывать дома, побыть в том уголке земли, где прошла их
неповторимая и незабываемая пора детства. Такова сила земного
притяжения в том месте, где человек родился, где впервые
воспринимал окружающий мир и оставил частицу своего бытия.
Источник: Протченко З. Е., Земля Мглинская —
родной край (историческая повесть). —Брянск: ГУП
"Брянское обл. полиграфическое объединение", 2003. — 232 с.