Обсуждая в предыдущей главе возможные пути
экспансии скандинавов в России, мы намеренно отложили до
настоящего момента общее рассмотрение так называемой "варяжско-русской
проблемы", которая играла важную роль в русской историографии и
о которой существует чрезвычайно обширная библиография. Мы
сделали это нарочно, поскольку посчитали необходимым привести
некоторые данные, весьма важные для решения этого вопроса, а
также и потому, что наши сведения о скандинавах в России,
относящиеся к периоду восьмого века, до некоторой степени смутны
и скудны. Только начиная с девятого века мы располагаем более
определенными сведениями о скандинавах в южной части России.
Теперь, когда мы находимся в преддверии девятого века, нельзя
дольше откладывать детальное обсуждение варяжско-русской
проблемы.
Давайте обратимся к оценке результатов
"сражения" "норманистов" с "антинорманистами", столь знаменитого
в русской историографии. За библиографией и исчерпывающим эту
проблему очерком мы направим читателя к превосходным
исследованиям В.А. Moшинa [46].
Говоря в общем, не может быть сомнения,
что в девятом и десятом веках под именем "русские" (русь, рось)
чаще всего подразумевались скандинавы. Чтобы это
продемонстрировать, достаточно будет упомянуть только три
случая:
1. Согласно "Вертинским анналам",
несколько "русских" прибыли вместе с византийскими посланниками
к императору Людовику в 839 г.; согласно их собственным
утверждениям, они были шведами по происхождению
[47].
2. В договоре между князем Олегом и
Византийской империей 911 г. внесены имена "русских"
посланников; большинство из них явно скандинавы
[48].
3. Константин Багрянородный вносит в свою
книгу De Administrando Imperii (написанную в 945 г.) названия
днепровских порогов как на славянском, так и на "русском".
Большинство "русских" названий обнаруживают скандинавское
происхождение [49].
Следовательно, неоспоримым является то,
что в девятом и десятом веках название "русь" употреблялось по
отношению к скандинавам. А если так, то вся полемика между
норманистами и антинорманистами основана на недоразумении со
стороны части последних, и все их усилия, в лучшем случае, можно
назвать донкихотством. Но, несмотря на это, ценность вклада
антинорманистов в изучение древней Руси нельзя отрицать. Именно
антинорманисты первыми привлекли внимание исследователей русской
истории к факту экспансии руси на юг задолго до появления Рюрика
в Новгороде в 862 г., согласно традиционной дате. Таким образом,
первоначальная упрощенная теория первых норманистов, согласно
которой вся история скандинавов в России должна была начинаться
с Рюрика и из Новгорода, была разрушена. И кроме того, вся
аргументация первых норманистов была построена на той посылке,
что само название "русь" распространялось с севера на юг и никак
иначе. Чтобы доказать это, нужно было бы доказать сначала, что
племя русов возникло где-то в Скандинавии и оттуда пришло в
Новгород. В таком случае, это название должно быть упомянуто в
скандинавских источниках. А никакого племени русов не было
известно в Скандинавии и не упоминается в скандинавских сагах. В
последних название Руси (Rysaland) относится к уже
организованному русскому государству одиннадцатого-двенадцатого
веков, но даже в этом значении оно употреблялось редко,
поскольку обычно Русь называлась Gardariki, "царство замков".
Единственная зацепка, которую норманисты
могли обнаружить в Швеции в поддержку своего тезиса, - это
название одной из шведских провинций, Рослаген. Однако, это
название провинции, а не племени; более того, спорно, что это
название было ввезено в Швецию скандинавами, возвращавшимися из
русских походов, как это было с названием Ас-Град, относящемся к
городу на Западной Двине [50].
Понимая несостоятельность рослагенского аргумента, А.А. Куник,
один из ведущих норманистов, добросовестный и неутомимый
исследователь этого вопроса переместил свое внимание на шведское
слово rodsen ("гребцы") которым называли жителей прибрежной
части Рослагена [51]. Он
предположил, что это слово, rodsen (Rodsi), а в финском
произношении - ruotsi, породило название "русь". Некоторые
исследователи-лингвисты поддержали эту теорию
[52]. Однако вызывает споры,
возможна ли в соответствии с законами лингвистики такая
трансмутация ruotsi в Rus. Однако, если даже филолог будет
удовлетворен такой интерпретацией происхождения названия "русь",
то историк - нет. Возможно ли в действительности, что
скандинавы, пришедшие на Русь, взяли себе имя в той форме
которая была искажена финнами, встретившимися им на пути? Кроме
того, упомянутое название "Rodsi" само по себе гипотетично
[53]. К тому же, как это было вполне
убедительно показано первые скандинавы проникали на Русь не по
невскому пути, а по западно-двинскому, и первые коренные жители,
которых они встречали, были, несомненно, литовцы, а не финны. И
наконец, если название "русь" произошло от искаженного финского
ruotsi, то как нам объяснить, что это название (в форме "рось",
Rvz), было известно византийцам
задолго до прихода варягов в Новгород
[54] ?
Мы уже говорили в предшествующих главах о
многих случаях раннего употребления названия "русь", или "рось"
в Южной Руси. Вряд ли можно отрицать, что оно существовало там,
по крайней мере с четвертого века. В качестве резюме наших
предыдущих доводов следует сказать, что само название изначально
было связано с одним из аланских кланов - светлыми асами (рухс-асами).
Не позднее начала девятого века название присвоили себе шведские
воины, установившие контроль над донской и азовской
территориями. Эти руссифицированные шведы вскоре стали известны
как "русь" в Византии и на Ближнем и Среднем Востоке. Как мы
увидим впоследствии [55], в связи с
приходом князя Рюрика в Новгород (около 856 г.) была предпринята
попытка, так сказать, "пересадить" название "русь" с юга на
север и связать его происхождение с кланом Рюрика. Но эта новая
теория была продиктована политическими соображениями, и ни в
коем случае не распространяется на подоснову древней русской
истории.
-
Примечания
[46]
Мошин, "Начало"; Мошин, "Вопрос"
[47]
MGH, Scriptores, I, 434.
[48]
Хрестоматия, I, 1; ср. Cross, p. 151.
[49]
De Adm., 9. О интерпретации названия см. Мошин, Начало,
ее. 36-37; Thomsen, Origin, pp. 54 66.
[50]
См. 3, выше.
[51]
Kunik, Berufung, I, 165 167
[52]
Шахматов, Судьбы, с. 50.
[53]
См.: A. Pogodin, "Les Rodsi- un peupic imaginaire", RES,
17 (1937), 71 80.
[54]
См. Гл. VI, 8.
[55]
См. Гл. VIII, 3.
|
|