иевска€ –усь

”же к концу IX века  иевска€ –усь объедин€ла половину всех слав€нских кн€жеств:  иевское, √алицкое и ¬олынское, ѕолоцкое, “урово-ѕинское, —моленское, Ќовгородское, –остово-—уздальское, „ерниговское, ѕере€славское, —еверское, ћуромо-–€занское, “мутараканское.

¬ажным геополитическим фактором существовани€  иевской –уси €вл€етс€ посто€нна€ борьба со степными кочевниками. јвары, хозары, затем печенеги, которых вытеснили половцы.

ƒругим важным фактором €вл€етс€ то, что ƒнепр был неотъемлемой составной частью пути "из ¬ар€г в √реки". »менно этим путем оказывала свое вли€ние ¬изанти€, особенно значительное после прин€ти€ в 988г. ’ристианства

 

’арактеристика государства в IXЧX вв.

ћатериал из ¬икипедии Ч свободной энциклопедии

 иевска€ –усь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнослав€нскими, финно-угорскими и балтскими племенами, поставила их под свой контроль и вынудила платить их жителей дань  иеву. ¬ официальных документах и летописных источниках того времени государство называлось –усь, –уська€ земл€. ¬ узком смысле под ней понималась территори€ ѕере€славской земли, „ерниговской, за исключением северных и северо-восточных ее частей, и  иевской земли, за исключением ƒеревской и ƒреговической земель.

√лава государства носил титул великого кн€з€, кн€з€ русского. Ќеофициально к нему иногда могли прилагатьс€ и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь.

√осударственный аппарат включал в себ€ помимо великого кн€з€ подчиненных ему великих и светлых кн€зей, местного (например, кн€зь ћал) и вар€жского (например, –огволод) происхождени€.  н€жеска€ власть была наследственной. ѕомимо кн€зей в управлении территори€ми участвовали великокн€жеские бо€ре и Ђмужиї. Ёто были дружинники, назначавшиес€ кн€зем. Ѕо€ре командовали особыми дружинами, территориальными гарнизонами (например, ѕретич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости объедин€лись в единое войско. ѕри кн€зе также выдел€лс€ один из бо€р-воевод, который зачастую выполн€л функции реального управлени€ государством, такими воеводами при малолетних кн€зь€х были ќлег при »горе, —венельд Ч при ќльге, —в€тославе и ярополке, ƒобрын€ Ч при ¬ладимире. Ќа местном уровне кн€жеска€ власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и Ђградских старцевї.

ƒружина в период IXЧX вв. была наемной. «начительную еЄ часть составл€ли пришлые вар€ги. “акже еЄ пополн€ли выходцы из прибалтийских земель и местных племен. –азмеры ежегодной оплаты наемника оцениваютс€ историками по-разному. ∆алование выплачивалось серебром, золотом и мехами. ќбычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебр€ных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата р€довому войну составл€ла 1 северную гривну, что гораздо меньше. –улевые на корабл€х, старосты и горожане получали больше (10 гривен).  роме того, дружина кормилась за счет кн€з€. »значально это выражалось в форме столовани€, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, Ђкормлениеї, содержание дружины податным населением во врем€ полюдь€. —реди дружин, подчиненных великому кн€зю, выдел€етс€ его лична€ Ђмала€ї, или младша€, дружина, котора€ включала 400 воинов. ƒревнерусское войско включало в себ€ также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тыс€ч в каждом племени. ќбща€ численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тыс€ч человек.

 н€жеские знаки

второй половины X века

‘ормой налогов в ƒревней –уси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. „аще всего единицей налогообложени€ выступал Ђдымї, то есть дом, или семейный очаг. –азмер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. ¬ некоторых случа€х, с племени в€тичей, бралось по монете от рала (плуга). ‘ормой сбора дани было полюдье, когда кн€зь с дружиной с но€бр€ по апрель объезжал подданных. –усь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по земл€м древл€н, дреговичей, кривичей, радимичей и север€н. ќсобый округ представл€л собой Ќовгород, выплачивающий около 3000 гривен. ћаксимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составл€л 10 тыс. марок (30 или более тыс€ч гривен). —бор дани осуществл€ли дружины по несколько сотен воинов. √осподствующа€ этно-сословна€ группа населени€, котора€ называлась Ђрусьї выплачивала кн€зю дес€тую часть от своих годовых доходов.

¬ 946 году после подавлени€ восстани€ древл€н кн€гин€ ќльга провела налоговую реформу, упор€дочив сбор дани. ќна установила Ђурокиї, то есть размеры дани, и создала Ђпогостыї, крепости на пути полюдь€, в которых жили кн€жеские администраторы и куда свозилась дань. “ака€ форма сбора дани и сама дань назывались Ђповозї. ѕри уплате налога подданные получали глин€ные печати с кн€жеским знаком, что страховало их от повторного сбора. –еформа содействовала централизации великокн€жеской власти и ослаблению власти племенных кн€зей.

¬ X веке на –уси действовало обычное право, которое в источниках называетс€ Ђ«акон русскийї. ≈го нормы отражены в договорах –уси и ¬изантии, в скандинавских сагах и в Ђѕравде ярославаї. ќни касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была Ђвираї Ч штраф за убийство. «аконы гарантировали отношени€ собственности, в том числе и собственности на рабовчел€дьї).

ѕринцип наследовани€ власти в IXЧX вв. не известен, однако по летописи новые кн€зь€ были зачастую малолетними (»горь —тарый, —в€тослав »горевич, ¬ладимир I —в€тославич), что говорит о передаче власти младшим сыновь€м, но на рубеже XЧXI вв. столкнулись два принципа и борьба разгорелась между старшими и младшими членами рода. ¬ XI веке кн€жеска€ власть на –уси передавалась по Ђлествицеї, то есть не об€зательно сыну, а наиболее старшему в роду (д€д€ имел преимущество над плем€нниками).

¬ X веке сложилась более-менее унифицирована€ денежна€ система, ориентированна€ на византийскую литру и арабский дирхем. ќсновными денежными единицами были гривна, куна, ногата и резана. ќни имели серебр€ное и меховое выражение.

»сторики по-разному оценивают характер государства данного периода: Ђварварское государствої, Ђвоенна€ демократи€ї, Ђдружинный периодї, Ђнорманнский периодї, Ђвоенно-торговое государствої, Ђскладывание раннефеодальной монархииї.

  рещение –уси и еЄ расцвет

ќсновна€ стать€:  рещение –уси

ѕри кн€зе ¬ладимире —в€тославиче, правившем между 978 и 1015, официальной религией  иевского государства в 988 стало христианство. —тав киевским кн€зем, ¬ладимир столкнулс€ с возросшей печенежской угрозой. ƒл€ защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. »менно во времена ¬ладимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

¬ городах, наиболее значительными из которых нар€ду с  иевом были Ќовгород, „ернигов, ѕере€славль, –€зань, ¬ладимир ¬олынский, √алич, ѕолоцк,—уздаль,–остов, —моленск , »зборск, “муторокань, Ѕелоозеро и ѕлесков (ѕсков) развивались ремЄсла и торговл€. —оздавались пам€тники письменности (Ђѕовесть временных летї, Ќовгородский кодекс, ќстромирово евангелие, жити€ и архитектуры (ƒес€тинна€ церковь, —офийский собор в  иеве и одноименный собор в Ќовгороде). ќ высоком уровне грамотности жителей –уси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берест€ные грамоты). –усь вела торговлю с южными и западными слав€нами, —кандинавией, ¬изантией, «ападной ≈вропой, народами  авказа и —редней јзии.

ѕосле смерти ¬ладимира на –уси происходит нова€ междоусобица. —в€тополк ќка€нный в 1015 убивает своих братьев Ѕориса, √леба и —в€тослава. Ѕорис и √леб в 1071 году были причислены к лику св€тых. —ам —в€тополк оказываетс€ побеждЄн ярославом и умирает в изгнании.

ѕравление ярослава ћудрого (1019 Ч 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. ќбщественные отношени€ регулировались сборником законов Ђ–усска€ правдаї и кн€жескими уставами. ярослав ћудрый проводил активную внешнюю политику. ќн породнилс€ с множеством прав€щих династий ≈вропы, что свидетельствовало о широком международном признании –уси в европейском христианском мире. –азворачиваетс€ интенсивное каменное строительство. ¬ 1036 году ярослав наносит поражение печенегам и их набеги на –усь прекращаютс€.

ќстромирово евангелие Ч

древнейша€ русска€ книга,

принадлежавша€ новгородскому посаднику ќстромиру

 »зменени€ в государственном управлении в конце X Ч начале XII вв.

¬ ходе крещени€ –уси во всех еЄ земл€х была установлена власть сыновей ¬ладимира I и православных епископов, подчин€вшихс€ киевскому митрополиту. “еперь все кн€зь€, выступавшие вассалами киевского великого кн€з€, были только из рода рюриковичей. —кандинавские саги упоминают о ленных владени€х викингов, но они располагались на окраинах –уси и на вновь присоединенных земл€х, поэтому во времена написани€ Ђѕовести временных летї они уже казались пережитком.  н€зь€-рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимис€ племенными кн€зь€ми (¬ладимир ћономах упоминает кн€з€ в€тичей ’одоту и его сына). Ёто способствовало централизации власти.

¬ласть великого кн€з€ достигла наивысшего укреплени€ при ¬ладимире, ярославе ћудром и позднее при ¬ладимире ћономахе. ѕопытки укрепить еЄ, но менее успешно, предпринимал также »з€слав ярославич. ѕоложение династии укрепл€лось многочисленными международными династическими браками: јнны ярославны и французского корол€, ¬севолода ярославича и византийской царевны и др.

—о времени ¬ладимира или, по некоторым сведени€м, ярополка —в€тославича, дружинникам вместо денежного жаловани€ кн€зь стал раздавать земли. ≈сли изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники получали сЄла. ¬месте с сЄлами, которые становились вотчинами, даровалс€ и бо€рский титул. Ѕо€ре стали составл€ть старшую дружину, котора€ по типу €вл€лась феодальным ополчением. ћладша€ дружина (Ђотрокиї, Ђдетескиеї, Ђгридиї), находивша€с€ при кн€зе, жила за счет кормлени€ с кн€жеских сел и войны. ƒл€ охраны южных границ проводилась политика переслени€ слав€н из северных племен на юг, а также заключались договоры с союзными кочевниками, Ђчерными клобукамиї (торки и берендеи). ќт услуг наемной вар€жской дружины в основном отказались в период правлени€ ярослава ћудрого.

 
 

ѕосле ярослава ћудрого окончательно утвердилс€ Ђлествичныйї принцип наследовани€ земли в роде рюриковичей. —тарший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал  иев и становилс€ великим кн€зем, все остальные земли делились между членами рода и распредел€лись по старшинству. ¬ласть переходила от брата к брату, от д€ди Ч к плем€ннику. ¬торой в иерархии кн€зей занимал Ќовгород. ѕри смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. ѕри по€влении новых членов рода им определ€лс€ удел Ч город с землей (волость). ¬ 1097 году был закреплен принцип об€зательного выделени€ удела кн€зь€м.

«начительной частью земли со временем стала обладать церковь (Ђмонастырские вотчиныї). — 996 года население выплачивало в пользу церкви дес€тину. „исло епархий, начина€ с 4, росло.  афедра митрополита, назначаемого константинопольским патриархом, стала находитьс€ в  иеве, а при ярославе ћудром митрополит впервые был избран из числа русских св€щенников, в 1051 году им стал приближенный к ¬ладимиру и его сыну »ларион. Ѕольшим вли€нием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. ÷ентром православи€ становитс€  иево-ѕечерский монастырь.

Ѕо€ре и дружина составл€ли при кн€зе особые советы.  н€зь советовалс€ также с митрополитом, епископами и игуменами, составл€вшими церковный собор. — усложнением кн€жеской иерархии к концу XI века стали собиратьс€ кн€жеские съезды (Ђснемыї). ¬ городах действовали веча, на которые зачастую опирались бо€ре дл€ поддержки собственных политических требований (восстани€ в  иеве 1068 и 1113 года).

¬ XI Ч начале XII века сформировалс€ первый письменный свод законов Ч Ђ–усска€ ѕравдаї, который последовательно пополн€лс€ стать€ми Ђѕравды ярославаї (ок. 1015Ч1016 гг.), Ђѕравды ярославичейї (ок. 1072 г.) и Ђ”става ¬ладимира ¬севолодовичаї (ок. 1113 г.). ¬ Ђ–усской ѕравдеї отразилось усиление дифференциации населени€ (теперь размер виры зависел от социального положени€ убитого), регламентировалось положение таких категорий населени€, как чел€дь, холопы, смерды, закупы и р€довичи.

—траница из краткой редакции Ђ–усской ѕравдыї

Ђѕравда ярославаї уравн€ла в правах Ђрусиновї и Ђсловениновї. Ёто, нар€ду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своЄ единство и историческое происхождение.

— конца X века на –уси известно собственное монетное производство Ч сереб€рные и золотые монеты ¬ладимира I, —в€тополка, ярослава ћудрого и др. кн€зей.

–аспад

ќсновна€ стать€: –аспад  иевской –уси

¬о второй половине XI века –усь охватили кн€жеские усобицы. »х причинами были личные амбиции кн€зей, поддержанные младшей дружиной, и запутанность лествичного принципа наследовани€, однако центростремительные силы в развитии государства возобладали. —реди соперничающих кн€зей выделились ќлег —в€тославич и ¬ладимир ћономах. ќдной из главных проблем, которую необходимо было решать в период усобиц были набеги половцев1061 года). ѕоловцы использовались кн€зь€ми дл€ борьбы с конкурентами. Ќа Ћюбечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить кн€зей дл€ защиты от половцев, был провозглашЄн семейный (вертикальный) принцип наследовани€ земель: Ђ аждый да держит отчину своюї. “еперь сыновь€ могли наследовать лишь те владени€, которые принадлежали их отцу. Ёто позволило возвыситьс€ ¬ладимиру ћономаху, инициатору съезда и походов на половцев, и на врем€ прекратить усобицы. ќднако это открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельна€ династи€, а великий кн€зь становитс€ первым среди равных, тер€€ роль сюзерена.

¬о второй четверти XII века  иевска€ –усь распадаетс€ на самосто€тельные кн€жества. ’ронологическим началом периода раздробленности современна€ историографическа€ традици€ считает 1132 год, когда после смерти ћстислава ¬еликого, сына ¬ладимира ћономаха, власть киевского кн€з€ перестают признавать ѕолоцк (1132) и Ќовгород (1136), а сам титул становитс€ объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединени€ми –юриковичей. Ћетописец записал Ђразодралась земл€ –усска€ї.

 

 

«олотые ворота в  иеве

¬ 1169 году внук ¬ладимира ћономаха јндрей Ѕоголюбский, впервые в практике междукн€жеских усобиц, захватив  иев, не стал кн€жить в этом городе, а отдал его в удел. — этого момента  иев начинает постепенно тер€ть политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра. ѕолитический центр при јндрее Ѕоголюбском и ¬севолоде Ѕольшое √нездо перемещаетс€ во ¬ладимир, кн€зь которого также стал носить титул великого. иев, в отличие от других кн€жеств, не стал досто€нием какой-либо одной династии, а служил посто€нным €блоком раздора дл€ всех сильных кн€зей. ¬ 1204 он был вторично разграблен смоленским кн€зем –юриком –остиславичем, боровшимс€ против √алицко-¬олынского кн€з€ –омана ћстиславича. ¬ битве на реке  алке (1223 г.), в которой участвовали практически все южно-русские кн€зь€ произошло первое столкновение –уси с монголами. Ќо этот горький опыт не стал катализатором каких-либо объединительных процессов. –усские земли оставались крайне разобщЄнными, когда подверглись нашествию Ѕаты€ в 1237Ч1242 гг.. ¬ 1240 году в  иеве не было кн€з€, оборону города возглавил бо€рин ƒаниила √алицкого ƒмитр (ƒмитрий). √ород был обращен в руины и окончательно потер€л столичные функции, так как и киевский митрополит постепенно перебралс€ во ¬ладимир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ’арактер государственности русских земель

ќсновна€ стать€: –усские кн€жества

 оличество кн€жеств и земель за XIII век выросло до 50, а затем до 250.

≈динственным общерусским политическим органом оставалс€ съезд кн€зей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. ÷ерковь также сохран€ла своЄ единство во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными Ђерес€миї. ќднако позиции церкви были ослаблены усилением племенных €зыческих верований в XIIЧXIII вв. –елигиозна€ власть и Ђзабожниї (репрессии) были ослаблены.  андидатура новгородского архиепископа предлагалась вечем, известен случай изгнани€ владыки.

 

ѕолитическа€ власть из рук кн€з€ и младшей дружины перешла к усилившемус€ бо€рству. ≈сли ранее бо€ре имели дело с целым родом –юриковичей, то теперь Ч с отдельными семь€ми. ¬  иеве бо€ре поощр€ли борьбу между кн€жескими династи€ми, поддержива€ в р€де случаев дуумвират (соправление) кн€зей, и против€сь усилению пришлых кн€зей с помощью их физического устранени€ Ч обычно их отравл€ли €дом. ¬о ¬ладимиро-—уздальской земле, кн€жеска€ власть традиционно была сильной и иногда даже была склонна к деспотизму. »звестен случай, когда бо€рство ( учковичи) и младша€ дружина при поддержке церкви также физически устранили кн€з€ Ђсамовластцаї (јндре€ Ѕоголюбского) Ч он был убит собственным мечем. ¬ Ќовгородской земле, котора€ как и  иев не стала отчинной какой-либо одной династии, сохранив общерусское значение, в ходе антикн€жеского восстани€ был установлен республиканский строй Ч отныне кн€зь приглашалс€ и изгон€лс€ вечем. ¬ южнорусских земл€х городские веча играли огромную роль в политической борьбе, имелись веча и во ¬ладимирских земл€х вплоть до 1262 года, имеютс€ сведени€ о договорных началах кн€жеской власти в этот период. ¬ √алицкой земле имел место уникальный случай избрани€ кн€з€ из числа бо€рства.

 

 

—обор св. —офии

ќсновным типом войска стало феодальное ополчение, младша€ дружина оседала на земле. ƒл€ обороны использовалось городское ополчение. ¬ Ќовгороде кн€жеска€ дружина фактически была наЄмной по отношению к республике, особый полк имел владыка, горожане составл€ли Ђтыс€чуї, ополчение во главе с тыс€цким, также имелось и бо€рское ополчение. ¬ойско отдельного кн€жества не превышало размеров в 8000 человек. ќбща€ численность дружин и городского ополчени€ к 1237 году по оценкам историков составл€ла около 100 тыс. человек.

 

¬ период раздробленности сложилось несколько денежных систем. –азличают новгородскую, киевскую и Ђчерниговскуюї гривны. Ёто были слитки серебра различного размера и веса. —еверна€ гривна была ориентирована на северную марку, а южна€ Ч на византийскую литру.  уна имела серебр€ное и меховое выражение, перва€ относилась ко второй как одна к четырем. ¬ качестве денежной единицы использовались и старые шкурки, скрепленные кн€жеской пломбой (так называемые Ђкожанные деньгиї).

Ќазвание –усь сохран€лось в этот период за земл€ми в —реднем ѕоднепровье. ∆ители разных земель обычно называли себ€ по городам: новгородцы, суздальцы, кур€не и т. д. Ётническое единство осознавалось не столь €сно. ¬плоть до XIII века по данным археологии сохран€ютс€ племенные различи€ в материальной культуре, не был единым и разговорный €зык, сохран€лись регионально-племенные диалекты.

 

 

Ѕитва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 г.

“орговл€

¬ажнейшими торговыми пут€ми ƒревней –уси были:

 ѕримечани€

  1. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/612921/Ukraine/30062/Kievan-Rus#ref=ref404367

 —м. также


 Ћитература

 »сточники