Материал с сайта ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ
http://web.archive.org/web/20030603164756/rus-hist.on.ufanet.ru/main_w.htm
История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность. Знаменитый древнегреческий историк и путешественник Геродот (V век до н.э.), первым из ученых мужей Средиземноморья побывал в северном Причерноморье и писал о скифах, в том числе и оседлых, земледельческих. "Скифы-пахари Геродота, - считает немецкий филолог и полиглот К.Г.Менгес (1908-1983), - могли быть славянами, поскольку скифы в согласии с типичными чертами, какие им приписываются, были настоящие кочевники степей, а не оседлые земледельцы".
Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I-II векам н.э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне р.Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II-V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. Кстати, устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни наших предков в значительной степени опровергается результатами современных археологических исследований.
В IV веке образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же - дулебы и бужане).
Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских
племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в "Повести временных лет",
рассказывает о полянском князе Кие, основателе Киева (приблизительно V век).
Поляне первые среди восточных славян стали использовать название "Русь", о
происхождении которого существует несколько версий. Известия о руссах
(россах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI века. О
занятиях, обычаях и нравах руссов много писали византийские и арабские
путешественники и историки.
Примечание 1
Одно из глубочайших заблуждений, идущее от первого русского историка Нестора, очевидца возвеличения Киевской руси, но ограниченного в своих знаниях о древности, состоит в том, что славяне появились на Днепре в V веке н.э. во главе с Кием. И гипотеза о расселении славян с Балкан - не более чем гипотеза. Наши отдаленные предки всегда жили на Днепре, они были автохонами, то есть коренными жителями приволжских и причерноморских степей и прилегающих районов Европы.На Киевских холмах археологи находят целые клады римских монет I-III веков нашей эры - видимо, предки полян производили излишки собственных товаров для международной торговли. А Геродот, посетивший южнорусскую степь еще в V веке до н.э., писал о северных районах, где у "множества огромных рек" жили так называемые скифы-пахари, "которые сеют хлеб не для собственных нужд, а на продажу". Милоградская культура Среднего Поднепровья (VII-II вв. до н.э.), более поздние зарубинецкая черняховская, несли в себе немало элементов, доказывающих их славянскую принадлежность.
Вопрос о происхождении славян требует дальнейшего более подробного рассмотрения.
К VII-VIII векам славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории по Днепру и его притокам, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей они строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.
Ильменские словене - одно из восточнославянских племен - построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена (См. Демин В.Н. "Загадки русских летописей" (глава 1-я)).
Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури Стрибог. Покровителем стада - "скотьим богом" считался Велес. Славяне воздвигали деревянные изваяния своих богов на открытых местах посреди "капищ". Умилостивить "идолов" можно было жертвами. Каждый род чтил щура, мистического предка, основателя рода. (Отсюда и "пращур" и "чур меня", древнейшая из известных молитв-заклинаний.) Священными почитались рощи, озера и реки, населенные лешими, водяными и русалками. Ни храмов, ни жрецов у славян не было.
Хазары создали яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов от Китая до Византии. Крупнейшим фактом в истории хазар было образование на территории каганата богатых городов, ставших важными центрами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиатским миром. В союзе с Византией хазары вели длительную войну с Арабским халифатом. Будучи разгромлены арабами, они были вынуждены уйти в предгорья Кавказа, а каган и его двор принять ислам. В VII-IX вв. общение с Византией привело к быстрому распространению в Хазарии христианства, основательно потеснившего ислам. Византийские мастера в IX в. построили на Дону для хазар каменную крепость Саркел (Белая Вежа). В пределах каганата образовалось семь христианских епископств. Большую роль в истории Хазарии играли евреи, выходцы из владений Арабского халифата и Византийской империи. Благодаря еврейскому купечеству Хазария значительно расширила свое участие в международной торговле. Переход власти в руки еврейской элиты привел к тому, что иудаизм стал одной из ведущих религий на территории каганата.
В IX в. хазары подчинили себе некоторые восточнославянские земли. Вятичи, северяне, поляне и радимичи, обитавшие в непосредственной близости от границ Хазарии на Средней Волге и Поднеровье, стали платить дань каганату.
В IX в. норманны завоевали Ирландию и Северную Англию, утвердились в устье Луары и Сены и осаждали Париж. Они пытались подчинить империю франков, распавшуюся на два государства. Угроза завоевания носила реальный характер. Лишь ценой крайнего напряжения сил франки одержали верх и истребили норманнские армии в Бретани и на Рейне. Натиск возобновился на рубеже X в., когда Рольв Роллон, имея 15-20 тысяч воинов, захватил северо-западное побережье Франции и основал герцогство Нормандию. В конце века вся Англия была обложена данью в пользу датских конунгов (военных предводителей, королей). В это же время норманны открыли Гренландию и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки. Норманнские княжества появились на морских побережьях Италии и Сицилии.
Христианский мир с трудом остановил вторжение варварских племен из Дании и
Скандинавии. Константинопольский патриарх предупредил православный Восток о
новой опасности в 867 г. На Западе собор духовенства в Меце в 888 г. решил
дополнить христианскую молитву словами: "...и от жестокости норманнов избави
нас, Господи!"
Вторжение в страны Западной Европы осуществляли викинги из Дании и
Норвегии. В нападениях на Восточную и Южную Европу участвовали норманнские
флотилии из Норвегии и Швеции.
Ранние славянские поселения не сулили норманнам богатой добычи. (Это мнение Р.Г.Скрынникова, трудно с ним согласиться, учитывая, что сами викинги называли славянские земли "Гардарикой" (страной городов), а средневековые города были следствием достаточно крупной местной и транзитной торговли). В Хазарию скандинавы попадали через Верхнюю Волгу. Великий путь "из варяг в греки" вел из моря Варяжского "в озеро великое Нево" (Ладожское), по рекам Волхов, Ловать через волоки на Днепр и в Понт Эвксинский (Черное море). По Черному морю викинги устремлялись к Константинополю.
Финские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам скандинавов,
называли норманнов "роутси", отсюда "росы" или "русы" (Это только одна из версий
происхождения названия "Русь" ). Вслед за финнами это название стали
употреблять их соседи - славяне. По сведениям арабских авторов русы торговали
мехами, медом и другими товарами, которые они получали как дань в землях финнов
и славян. Кроме того, норманны промышляли работорговлей. Проходя через земли
славян, викинги захватывали пленных и продавали их в рабство.
Экспансия норманнов на западе и востоке протекала примерно в одинаковых
формах и с одинаковыми последствиями. Первоначально скандинавы грабили
прибрежные поселения, в особенности церкви и монастыри, позднее заводили
"торговые места" - вики и, наконец основывали герцогства и княжества на
завоеванных землях.
Первые попытки основать свои вики и княжества в Восточной Европе норманны предприняли, по-видимому, уже в IX в. Западные хроники сохранили сведения о том, что не позднее 838 г. в Константинополь прибыли послы, назвавшие себя русами (росами). Они были посланы своим государем - "хаканом" в Византию ради дружбы. Выполнив посольскую миссию, русы решили вернуться в свой каганат не прямым северным путем через степи, а кружным, через Германию. К этому шагу их вынудили, по-видимому, не столько передвижения кочевых орд, сколько позиция, занятая Хазарией. Владея низовьями Дона и Днепра, хазары контролировали пути из Северной Европы на Черное море. Установление дипломатических связей и союза между норманнами и Византией не отвечало их интересам. Покинув Константинополь, послы русов прибыли ко двору императора франков в Ингельгейме, и тут выяснилось, что послы по крови и языку являются свеонами (шведами). Хазарский каганат поддерживал сношения со многими государствами и был хорошо известен всей Европе. О "каганате русов" ничего не знали ни в Византии, ни в Германии. Поэтому послов франки задержали у себя, и этому "каганату" не удалось завязать дипломатические сношения с Восточной Римской империей. Но империя вскоре столкнулась с "хаканами русов" лицом к лицу.
В 860 г. флот русов в 200 ладей внезапно появился у стен Константинополя. Император с войском и весь греческий флот находились вдали от столицы, занятые войной с арабами в Малой Азии. Русы в течение недели жгли церкви и монастыри у стен византийской столицы, грабили и убивали жителей. Затем они погрузились на суда и исчезли так же неожиданно, как и появились. Имеются данные о том, что некоторое время спустя русы совершили набег на южное побережье Каспийского моря в районе Абескуна. Вероятно, норманнам не надо было пробиваться силой через владения Хазарского каганата. Мир с Хазарией был необходимым условием для успеха их дальних походов на Черное и Каспийское моря.
Постепенно норманны (викинги, варяги) стали играть на славянской Руси роль
наемных дружин, их предводители вошли в состав местной феодальной верхушки.
Русские летописи сообщают о насилиях варягов в отношении славян и других племен.
Это привело к тому, что словене восстали на варягов, изгнали их "за море" и
стали сами "владеть собой". Новгородская летопись сохранила предание о
старейшине
Гостомысле, правившем с другими старейшинами в Новгороде. В это время
Новгород, подобно Киеву, уже являлся политическим центром складывающейся
славянской государственности. Однако в Новгороде, по-видимому, еще были сильны
традиции родового строя, что привело к острой борьбе между родовыми старейшинами
Новгорода и других городов.
В этой обстановке междоусобной борьбы в Новгороде и появляется Рюрик - легендарный родоначальник правящей династии на Руси.
Легенда о "призвании варягов" легла в основу так называемой "норманнской теории" происхождения Русского государства, выдвинутой в XVIII веке и получившей широкое распространение как в России, так и за рубежом. С точки зрения норманнской теории "варяги", т.е. скандинавы, норманны явились одновременно и завоевателями славян, и создателями Русского государства, дали восточным славянам имя Rus.
Примечание 2
а) В действительности же государственность у славян начала складываться задолго до IX века, к которому относятся походы врягов-норманнов в Восточную Европу. Исследования летописей доказывают, что рассказ о "призвании варягов" представляет собой творчество летописца-новгородца XI века, пытавшегося изобразить историю возникновения княжеской власти на Руси исходя из современных ему порядков в Новгороде, куда новгородцы сами приглашали ("призывали") угодных им князей.б) Среди скандинавского и германского континентального населения никогда не было племени или этнической группы под названием "Русь".
в) Скандинавы не могли оказать никакого конструктивного влияния на жизнь средневековой Руси, потому что отставали от нее в общественном развитии; у них почти не было городов, на 100 лет позже к ним пришло христианство, письменность, чеканка монеты.
г) Варяги-иноплеменники не оставили на Руси никаких следов в языке, обычаях, верованиях, архитектуре, судостроении, быте, ремеслах и т.п.
д) Рюрик не упоминается ни в одном скандинавском или немецком средневековом памятнике литературы.
Наряду с легендой о "призвании варягов" русские летописи сохранили некоторые конкретные данные о Рюрике, позволяющие составить представление о событиях в Новгороде, которые образуют реальную основу этой легенды. В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построеном им городе-замке в Ладоге. Это свидетельство, подтверждаемое скандинавскими источниками, а также археологическими находками предметов скандинавского происхождения в районе Ладоги, подрывает саму основу легенды о "призвании варягов" из-за моря.
По мысли В.О.Ключевского, Рюрик прибыл в Новгород из Ладоги, находящейся от Новгорода всего в двухстах километрах вниз по течению р.Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц. Эти усобицы и помогли ему захватить власть в Новгороде. Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.
Это позволило преемнику Рюрика Олегу организовать поход на юг, завершившийся завоеванием Олегом Киева и перенесением центра объединенного государства в Киев. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства.
Реально родоначальником русской княжеской династии был Игорь (877-946х). И лишь в XII веке летописец Нестор в "Повести временных лет", стремясь идеологически укрепить единство Русской земли, создает свою легендарную родословную, в которой княживший в Новгороде Рюрик становится "отцом" Игоря, княжившего в Киеве.