Села и деревни
Типы сельских местностей
Земледельческие
жилые местности
вообще по
административному
положению были:
черные тяглые,
дворцовые, поместья
и вотчины. Первые
были государственные
имения, вторые —
собственность
государя и его
фамилии; поместья
были казенные
имения, которые
раздавались служащим
людям, как бы вместо
жалованья за их
службу: владелец не
мог ни продать, ни
заложить, ни
завещать их, и хотя
они очень часто
переходили от отцов
к детям, но не по
праву наследства, а
по новой отдаче от
правительства, так
что каждый раз,
получая во владение
отцовское поместье,
сын должен был
справлять его за
собою, т. е.
приобретать от
правительства на
него право с
обязанностью нести
за то службу.
Вотчины были
собственностию
владельцев. Вотчины
были: владычные, т.
е. принадлежавшие
архиереям или
соборам, или, как
тогда говорилось,
домам святых,
например, дому
Пресвятые
Богородицы, дому
Софийскому,
монастырские и,
наконец, частных
лиц, т. е. бояр,
окольничих, дворян и
детей
боярских.
Сельские жители
Сельские
жители всех
наименованных здесь
поселений вообще
назывались крестьяне,
и для означения, к
какого рода
владениям они
приписывались,
прибавлялось
прилагательное:
монастырские
крестьяне, владычные
крестьяне, дворцовые
крестьяне,
помещиковы и
вотчинниковы
крестьяне. В XVII
веке крестьяне в
вотчинах,
принадлежавших
отдельным владельцам,
вообще назывались
боярскими, и
господские имения
носили общее имя
боярщины. С
прекращением личного
права крестьян на
переход с
владельческих земель,
на которых они были
поселены, по мере
большего
прикрепления к земле,
крестьяне
мало-помалу входили
в один разряд с
холопами или рабами.
Несмотря на
малолюдность края, в
XVII веке село чаще
было раздроблено
между разными
владельцами, чем
составляло
собственность одного:
только владения бояр
и князей
представляли
исключения.
Дворы
По большей части в одном селе было несколько владельческих усадеб. Около них поселены были обыкновенно рядами дворы их подданных и разделялись на дворы людские, крестьянские и бобыльские. В людских жили люди или холопы, обращенные господами на полевые работы; иногда в одном дворе и даже в одной избе помещалось несколько семей этих рабов, не имевших ничего собственного и живших на скаредном содержании от владельца.
В крестьянском дворе обыкновенно жил хозяин не только с семьею, состоящею из детей, братьев и племянников и разделявшеюся на две, на три и четыре семьи с общим достоянием (не в разделе), но часто с несколькими посторонними семьями работников или подсоседников, которые не имели своего угла, жили по найму и в отношении юридическом и административном вместе с хозяйскою семьею составляли одну единицу.
Бобыли и крестьяне
Отличие крестьян от бобылей возникло в давнее время. Когда еще не воспрещено было крестьянам с известными условиями переходить от владельца к владельцу, крестьянин, поселявшийся на земле вотчинника или помещика, брал от него участок, носивший юридическое название жеребья, и должен был отбывать повинности, лежавшие на этом жеребьи. Те, которые не могли брать целых жеребьев, селились на владельческих землях, платя только за свой двор и обрабатывая землю по добровольным особым условиям с владельцем, а потому не подчинялись уже обязанностям, лежавшим на жеребьях. Такие назывались бобылями. После укрепления крестьян бобыльскому сословию предстояло со временем смешаться с крестьянским, но и в XVII веке еще оно не успело совершенно потерять свое отличие.
Бобыльские дворы
всегда писались
отдельно от
крестьянских, ибо
всякий крестьянин,
как и прежде,
отправлял свои
повинности с тяглого
жеребья, хотя
назначение такого
жеребья и зависело
от владельца,
сколько можно судить
по дошедшим до нас
известиям. Бобылями,
т. е. не имеющими
жеребья, стали
называться тогда те,
которые, по бедности,
не могли удержать за
собою жеребьев. Но в
старину, в XVI веке,
не всякий бобыль был
бедняком. Когда
поселяне имели право
переходить с земель
владельческих на
другие, многие могли
не обязываться
жеребьем не потому
только, что по
скудости не в силах
были вынести
лежавших на жеребьях
повинностей, но
также и для того,
что не нуждались в
таком количестве
земли, какое
приходилось на
жеребий, и сверх
земледелия извлекали
из других занятий
средства к
содержанию. После
воспрещения перехода
и укрепления
крестьян, когда
распределение
жеребьев зависело
уже от владельца,
естественно, те,
которых владелец не
считал удобным
посадить на тяглый
жеребий, были только
бедные люди; без
того владелец,
конечно, дал бы им
жеребий и обложил
повинностью. Таким
образом, слово "бобыль"
перешло в значение
бедняка, пролетария
и осталось с ним до
нашего времени.
До прекращения
перехода
земледельцев в
вотчинах и поместьях
было всегда
значительное число
пустых дворов со
строениями, готовыми
принять к себе новых
жильцов. Одни
строились самими
владельцами и
сдавались приходящим
крестьянам; другие —
крестьянами, смотря
по договорам. Но и в
XVII веке, несмотря
на укрепление
крестьян, повсюду в
имениях было не
менее прежнего
пустых дворов,
потому что многие из
земледельцев бегали,
оставляя свои жилища;
другие, вероятно,
сами были увольняемы
владельцами.
Сельская жизнь
по-прежнему носила
на себе явный
недостаток оседлости.
Бедность населения
Вообще
сельское
народонаселение, как
и посадское, было
скудно и бедно.
Частые войны и
моровые поветрия
истребляли его. В
окраинных землях
татары сжигали дотла
поселения,
умерщвляли и
забирали в плен
людей, не успевших
схорониться в
городах. При Михаиле
Федоровиче вся
страна на юге от
Москвы была сожжена
и представляла голую
степь. Правительство
не упадало духом и
деятельно старалось
о заселении ее вновь;
но долго еще
несчастные условия
препятствовали
всяким усилиям.
Земледелец не мог
спокойно располагать
своим временем и
часто среди летних
работ принужден был
покидать на поле
несобранный хлеб и
по зову бирючей
спешить в осаду.
Крестьянам не
дозволялось от
правительства
строить житницы, а
велено было держать
зерновой хлеб в ямах.
Сами избы
обыкновенно
сжигались, как
только неприятель
приближался, и
крестьянин убегал в
город с тем, что
успевал захватить с
собою. Нередко плоды
долголетних трудов
уничтожались в один
день. Таким образом,
плодоноснейшие
полосы государства
оставались
необработанными и
почти незаселенными.
Подобных бедствий не
чужды были и другие
русские области. Так,
в разделе между
Строгоновыми
постановлены были
условия, чтоб
строения,
построенные за
укреплениями в их
сибирских владениях,
были сжигаемы во
время опасности.
Недостаток
прочной оседлости не
допускал жителей
прилагать стараний о
сборе запасов
продовольствия на
случай скудных лет.
От этого в случаях
неурожаев, которые,
благодаря климату и
почве, были нередки,
пустели целые края
от голода, как от
заразы. Следует
прибавить, что
неправосудное
управление,
отягощавшее жителей,
принуждало их к
побегам и приучало
предпочитать
бездомовную,
скитальческую жизнь
оседлой. Все эти
причины
препятствовали
увеличиваться
народонаселению и
мешали его
благосостоянию.
Многие известия
старых времен
указывают на
повсеместные пустые
дворы, которых
обитатели или
вымерли, или побиты,
или разбежались.
Целые села исчезали,
оставляя по себе
название пустых
селищ.
В Малороссии. Современная цифровая реконструкция цвета фотографии Проскурина-Горского. Приблизительно 1905-1915 г. Реставратор: Ирина Меркулова |
О распределении населения
В XVII веке,
неподалеку от Москвы,
следовательно, в
самом населенном
крае, в двух селах и
одной деревне
насчитано только
двести шестнадцать
дворов и в них 299
душ. В 1675 году в
Двинском уезде, во
всех его станах и
волостях, был всего
2531 двор и в них —
5602 человека. Во
всем Чердынском
уезде в конце XVII
века было всего до
трех тысяч дворов.
Как сельское
население колебалось
в каждом месте, то
увеличиваясь, то
умаляясь, можно
видеть из описания
одного стана в
Вятском уезде: в
1629 году там было
44 деревни и 23
починка; в них
дворов было живущих
сто, а людей — 106;
в 1646 году там
оказалось 103
деревни, дворов
живущих — 209 и
людей — 1055 человек
да сверх того пять
деревень и семь
дворов пустых; в
1658 году в том же
стане — 53 деревни,
44 починка, живущих
дворов —133, а людей
— 714 человек. Более
чем в другие края
население в XVII
веке подвигалось,
кажется, на восток,
именно в края,
занимавшие нынешние
губернии Пензенскую
и Тамбовскую и южную
часть Нижегородской,
где в XVI веке почти
не было русских
жителей, а в
половине XVII
является много
городов, слобод и
сел, как видно из
дел о возмущении
Стеньки Разина.
Этому причиною,
кажется, было то,
что воинственность
тамошних туземцев —
мордвы и чувашей —
была уступчива к
силе русских
поселенцев. Вообще
события XVII века
одно за другим
представляли очень
неблагоприятные
условия для
оседлости и
умножения
народонаселения. В
первых годах XVII
века эпоха
самозванцев со всеми
ее последствиями
сильно потрясла,
опустошила и
обезлюдила Русь во
всех ее концах. При
Михаиле Федоровиче
не успела Русь еще
оправиться от
прошедших бедствий,
как ее терзали
беспрерывные набеги
татар на южные
области. Отдохнув
немного в первые
годы царствования
Алексея, русское
население вслед за
тем подверглось
целому ряду бедствий:
изнурительные войны
с поляками, набеги
крымской орды,
моровые поветрия,
внутренние мятежи
истощали его. Один
англичанин,
посещавший Россию в
конце царствования
Алексея Михайловича,
говорил, что на
пространстве пятисот
верст едва можно
было встретить
десять женщин и
одного мужчину. Не
должно обольщаться
обилием сел и
деревень,
встречаемых в
письменных актах:
были села с церквами,
в которых
всего-навсего было
одиннадцать дворов,
а деревни были столь
малолюдны, что в них
значилось двора по
три, по два и даже
по одному. Избегая
непрерывных бедствий,
народ переселялся в
Сибирь; несколько
времени она была
обетованного страною
России; но
правительство,
покровительствуя
заселению этого края,
неоднократно и
останавливало
стремление народа на
девственную,
плодородную, хотя и
студеную ее почву.
Уже в 1658 году
сибирский владыка
просил о прибавке
земли в его домовых
волостях и
представлял, что
народонаселение
увеличилось, а земля
выпахалась. Впрочем,
и в Сибири солнце
светит, гласит
русская пословица: и
там были воеводы,
поборы, разметы,
набеги иноземцев,
моровые поветрия и
неурожаи.
_______________________________________________________________________________
Источник: Н. И. Костомаров «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», - М.: Республика, 1992. - 303 с.
***
В
качестве примера мы
приведем описание с.
Рассуха Мглинского
уезда (ныне
Унечского райоа) по
книге М. Н. Косич
"Литвины
– белорусы
Черниговской
губернии, их быт и
песни".
СПб., 1902.
|