|
Иконостас Романовской церкви
В 1814-1815 гг. по заказу помещика С.А.Лашкевича художником был выполнен иконостас Покровской церкви в селе Романовка Мглинского уезда Черниговской губернии. Эта очень важная для творчества Боровиковского работа мало известна, хотя здесь мастер выступил не только как великолепный живописец, но и как новатор. Отойдя от академической по сути трактовки образов из Казанского собора, Боровиковский двигался к собственной, уникальной манере, уже не связанной с достижениями западноевропейской живописи. Начало выработки этой новой манеры было положено в образах, написанных для церкви в доме Голицына, а завершением можно считать иконостас Троицкой церкви Смоленского кладбища в Петербурге. От прекрасного классицистического иконостаса 1814—15 гг. с 26 иконами работы В.Л. Боровиковского, выполненными маслом на больших деревянных досках, сохранились пять:
На иконе Богоматерь Богородицу окружают херувимы, изображенные в виде детских головок с двумя крыльями. На темном фоне неба они выглядят, как сгустки света. Пропорции фигуры Богоматери вытянуты, одеяние изображено лаконично. Изображение Богоматери венчает нимб в виде светящегося круга, окруженного двенадцатью звездами. Под ногами ее тонкий опрокинутый серп полумесяца, вокруг - темное небо. Изображение Богоматери на полумесяце со звездами вокруг головы восходит к книге «Откровение Святого Иоанна Богослова». «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе венец из двенадцати звезд». Этот образ «жены, облеченной в солнце» имеет большую изобразительную традицию, к которой относятся как иконы («Острабрамская»), так и произведения живописи западноевропейских мастеров («Борьба Архангела Михаила с сатаной» Дж.Р.Тинторетто, Дрезденская картинная галерея; «Непорочное зачатие» Б.Э.Мурильо, Музей Прадо, Мадрид и другие). На парной к ней иконе Спасителя изображен Христос в сиянии, исходящем от Бога Отца и Святого Духа. Он стоит на земном шаре, из-за которого встает солнце на фоне Голгофского креста. Образ восходит к Священному Писанию. «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». В молитвах Христос также неоднократно уподобляется солнцу: «солнце правды», «свете истинный».
|
|
Царица Александра и архидьякон Стефан (Брянский областной художественный музей) |
Архангел Михаил (1814-1815, Третьяковская галлерея ) |
Архангел Гавриил (Казахская государственная художественная галерея) |
Одну
из
К статье Ф.Ф.Горностаева, специально посвященной иконостасу романовской церкви, приложена подробная фотофиксация внутреннего убранства храма, представлявшего удивительно цельный комплекс.
Иконостас был сделан в виде триумфальной арки, увенчанной фигурой Христа во Славе, окруженного сиянием. По арке расположены попарно изображения апостолов.
Ниже находился местный ряд иконостаса. Три сохранившиеся образа относятся к этому ряду. К романовскому иконостасу восходит и этюд двух апостолов из собрания Государственной третьяковской галерии, однако принадлежность его кисти самого Боровиковского в литературе, включая последний каталог собрания живописи XVIII века, подвергается сомнению.
Для образа Архангела Михаила, живописец каждый раз находит новые оттенки выразительности. Стремительный полет предводителя небесного воинства особенно выразителен по сравнению со статичными фигурами Христа и Богоматери. Меч в его правой руке подобен разящей молнии, светоносный щит блещет на левой руке.
Перечень остальных икон иконостаса Романовской церкви, местонахождение которых неизвестно, включает:
Покрова Богородицы — в правом устое арки;
Св. Юлиания и мученик Василий Просвитер — в боковой части устоя арки ;
Шесть двухфигурных изображений апостолов — в надиконостасной арке;
Нерукотворный Спас — в верхней части бокового устоя арки;
Усекновение главы Иоана Предтечи — в верхней части бокового устоя арки;
Две полуциркульные композиции с изображением библейских пророков — в верхней части иконостаса;
Распятие— на венце арки иконостаса;
Тайная вечеря — на аттике портала царских врат;
Всевидящее око — в центре арки иконостаса;
Четыре круглых медальона с изображением евангелистов — в царских вратах иконостаса;
Благовещение — над изображением евангелистов в царских вратах иконостаса.
Еще два люнета содержат не менее оригинальные композиции, написанные с большой экспрессией. Это пророки: Моисей, Аарон, Давид, Исайя и другие, стоящие плечом к плечу, каждый со своими атрибутами. Но самым выразительным среди образов храма было, несомненно, вырезанное по контуру «Распятие», по динамичности, эмоциональности приближающееся к работам художников начала ХХ века - В.М.Васнецова, М.В.Нестерова.
Покров Богородицы Икона в правом устое арки
|
Св. Юлиания и мученик Василий Просвитер Икона в боковой части устоя арки (Брянский областной художественный музей) |
Распятие Икона на венце арки иконостаса
|
Необычны изображения в полукруглых, вписанных в прямоугольник вставках над северными и южными дверьми: «Нерукотворный Спас» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Изображение головы Предтечи восходит к западной традиции: ее окружают горящая лампада и дымящаяся кадильница. В «Нерукотворном Спасе» иллюзорно выписана горящая свеча. По традиции в иконе источник света не изображается, так как священное изображение должно быть само по себе источником нетварного света.
Описание иконостаса Романовской церкви по книге Горностаев Ф. Ф. Дворцы и церкви Юга. Издание Т-ва Образование, Москва, 1914
|
Космогоническая картина мира предстает в образах из романовского иконостаса, где неизменно присутствуют солнце, луна, земная твердь, небесные звезды. На главной храмовой иконе Покрова Боровиковский собственноручно написал: «В сем храме иконы написаны императорской академии художеств советником Владимиром Лукичем Боровиковским в Санкт-Петербурге в 1815 году».
Одну из икон иконостаса Царица Александра и архидьякон Стефан жители Романовки Кузьмицкие в 1969 году передали Брянскому музею. Нельзя, однако, полагать, что все остальные иконы из церкви Покрова погибли без следа. Некоторые из них могут храниться в частных домах.
Здание церкви в селе Романовка сохранилось, но находится на грани разрушения. Активисты «Общества изучения русской усадьбы», опубликовавшие современные фотографии церкви, выражают надежду, что здание, близкое по стилю постройкам Дж.Кваренги и Н.А.Львова, будет сохранено.