На главную

 

   

Иконостас Романовской церкви

В 1814-1815 гг. по заказу помещика С.А.Лашкевича Боровиковским был выполнен иконостас Покровской церкви в селе Романовка Мглинского уезда Черниговской губернии. Эта очень важная для творчества Боровиковского работа мало известна, хотя здесь мастер выступил не только как великолепный живописец, но и как новатор. Отойдя от академической по сути трактовки образов из Казанского собора, Боровиковский двигался к собственной, уникальной манере, уже не связанной с достижениями западноевропейской живописи. Начало выработки этой новой манеры было положено в образах, написанных для церкви в доме Голицына, а завершением можно считать иконостас Троицкой церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

От прекрасного классицистического иконостаса 1814—15 гг. с 26 иконами работы В.Л. Боровиковского, выполненными маслом на больших деревянных досках, сохранились:

  • Богоматерь (с левой стороны царских врат иконостаса)—  в Государственной третьяковской галерее (ГТГ);

  • Спаситель (с правой  стороны царских врат иконостаса)—  в Государственной третьяковской галерее;

  • Архангел Михаил (северная дверь иконостаса, левая внутренняя сторона устоя арки ) —  в Государственной третьяковской галерее;

  • Архангел Гавриил (южная дверь иконостаса, правая внутренняя сторона устоя арки) — в Казахской государственной художественной галерее в Алма-Ате;

  • Св. Юлиания и мученик Василий Просвитер (в правой   внешней боковой части  устоя арки) - Брянский областной художественный музей)

Перечень остальных икон иконостаса Романовской церкви, местонахождение которых неизвестно, включает:

  • Софии, Веры, Надежды и Любви  в левом устое лицевой стороны арки;

  • Покрова Богородицы  в правом устое лицевой стороны арки;

  • Царица Александра и Архидиакон Стефан  в левой  внешней  боковой части  устоя арки ;

  • Шесть двухфигурных изображений апостолов в надиконостасной арке;

  • Нерукотворный Спас вставка над северными дверьми иконостасав, левая внутренняя сторона устоя арки;

  • Усекновение главы Иоана Предтечи    вставка над южными дверьми иконостасав, правая  внутренняя сторона устоя арки;

  • Две полуциркульные композиции с изображением библейских пророков    в верхней части иконостаса;

  • Распятие  на венце арки иконостаса;

  • Тайная вечеря   на аттике портала царских врат;

  • Христос во Славе и Всевидящее око   в  центре арки иконостаса;

  • Четыре круглых медальона с изображением евангелистов    в  царских вратах иконостаса;

  • Благовещение     над изображением евангелистов в царских вратах иконостаса.

 

На иконе Богоматерь   Богородицу  окружают херувимы, изображенные в виде детских головок с двумя крыльями. На темном фоне неба они выглядят, как сгустки света. Пропорции фигуры Богоматери вытянуты, одеяние изображено лаконично. Изображение Богоматери венчает нимб в виде светящегося круга, окруженного двенадцатью звездами. Под ногами ее тонкий опрокинутый серп полумесяца, вокруг - темное небо. Изображение Богоматери на полумесяце со звездами вокруг головы восходит к книге «Откровение Святого Иоанна Богослова».

Богоматерь 

Левая сторона царских врат иконостаса

1814-1815, Третьяковская галерея

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе венец из двенадцати звезд». Этот образ «жены, облеченной в солнце» имеет большую изобразительную традицию, к которой относятся как иконы («Острабрамская»), так и произведения живописи западноевропейских мастеров («Борьба Архангела Михаила с сатаной» Дж.Р.Тинторетто, Дрезденская картинная галерея; «Непорочное зачатие» Б.Э.Мурильо, Музей Прадо, Мадрид и другие).

На парной к ней иконе Спасителя изображен Христос в сиянии, исходящем от Бога Отца и Святого Духа. Он стоит на земном шаре, из-за которого встает солнце на фоне Голгофского креста. Образ восходит к Священному Писанию. «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». В молитвах Христос также неоднократно уподобляется солнцу: «солнце правды», «свете истинный».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спаситель

Правая   сторона царских врат иконостаса)

(1814-1815,  Третьяковская галлерея ).

 

К статье Ф.Ф.Горностаева, специально посвященной иконостасу романовской церкви, приложена подробная фотофиксация внутреннего убранства храма, представлявшего удивительно цельный комплекс.

Иконостас был сделан в виде триумфальной арки, увенчанной фигурой Христа во Славе, окруженного сиянием. По арке расположены попарно изображения апостолов.

Ниже находился местный ряд иконостаса. Три сохранившиеся образа относятся к этому ряду. К романовскому иконостасу восходит и этюд двух апостолов из собрания Государственной третьяковской галерии, однако принадлежность его кисти самого Боровиковского в литературе, включая последний каталог собрания живописи XVIII века, подвергается сомнению.

Для образа Архангела Михаила, живописец каждый раз находит новые оттенки выразительности. Стремительный полет предводителя небесного воинства особенно выразителен по сравнению со статичными фигурами Христа и Богоматери. Меч в его правой руке подобен разящей молнии, светоносный щит блещет на левой руке.

 

Архангел Михаил

     Северная дверь иконостаса, левая внутренняя сторона устоя арки

(1814-1815, Третьяковская галлерея )

 

Архангел Гавриил

            Южная дверь иконостаса, правая внутренняя сторона устоя арки

 (Казахская государственная художественная галерея)

 

 

Одним из самых  выразительным среди образов храма было, несомненно, вырезанное по контуру «Распятие», по динамичности, эмоциональности приближающееся к работам художников начала ХХ века - В.М.Васнецова, М.В.Нестерова.

 

 Икона на венце арки иконостаса

 

 

Описание иконостаса Романовской церкви по книге Горностаева Ф. Ф. Дворцы и церкви Юга. Издание Т-ва Образование, Москва, 1914

 

 

 

 

 Икона Христос  во Славе. Всевидящее око.

 В венце арки иконостаса

 

 

 

 

 

 

Шесть изображений Апостолов.

 В надиконостасной арке

 

Слово «апостол» означает «посланный». Во времена пребывания Иисуса Христа на земле, 12 человек были названы Его учениками. Двенадцать учеников следовали за Ним и учились от Него. После Своего воскресения, Он отправил учеников (Матфея 28:18-20; Деяния 1:8), чтоб они были Его свидетелями. Тогда их назвали двенадцатью апостолами. Тем не менее, еще когда Иисус все находился на земле, термины «ученики» и «апостолы» были взаимозаменяемыми.

Первоначальные двенадцать учеников / апостолов перечислены в Матфея 10:2-4:

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии:

  • первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его,

  • Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

  • Филипп и Варфоломей,

  • Фома и Матфей мытарь,

  • Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,

  • Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». (Матф.10:2-4)

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

  •  Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его,

  • Иакова и Иоанна,

  • Филиппа и Варфоломея,

  • Матфея и Фому,

  • Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

  • Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.» (Лук.6:13-16)

    Можно заметить, что в этих списках первое, пятое и девятое места всегда занимают одни и те же – Петр, Филлип и Иаков Алфеев. Таким образом, двенадцать учеников как бы подразделялись на 3 группы, в каждой из которых был лидер – старший из четырех (примерно так всегда и бывает в небольших коллективах). В первую группу входят Петр с братом Андреем и еще два брата – Иоанн и Иаков Зеведеевы. Эти четверо составляют круг наиболее приближенных к Иисусу учеников – только они присутствуют при воскрешении дочери Иаира и Преображении, с ними Иисус беседует о Своем Втором Пришествии и только их просит бодрствовать в Гефсиманском саду.

    Также следует обратить внимание на некоторые различия в списках. Симон Кананит и Симон Зелот – одно и то же лицо. Слова кананит и зелот имеют примерно одно значение – ревнитель. Иуда Иаковлев и Левей Фаддей также, предположительно, один и тот же человек.

Двенадцать учеников / апостолов были обычными людьми, которых Бог использовал необычным образом. Среди этих 12 человек были рыбаки, сборщик налогов и революционер. Евангелия отмечают постоянные падения, борьбу и сомнения этих двенадцати мужчин, следовавших за Иисусом Христом. Но после того, как они стали свидетелями воскресения и вознесения Иисуса на небеса, Святой Дух преобразил их в сильных Божьих людей, которые возмутили мир (Деяния 17:6). Что это было за изменение? Двенадцать апостолов / учеников «были с Иисусом» (Деяния 4:13).



А теперь давайте поговорим о каждом из них подробнее.

Апостол Петр известен в Библии также под именами Симон и Кифа. Еврейское имя апостола – Симеон. Петр был жителем Вифсаиды в Галилее, где вместе с отцом и братом занимался рыбной ловлей (
Ин. 1:44). Петр был женат, что было весьма редким случаем среди апостолов. Петру принадлежать два соборных послания, входящих в НЗ (он является наиболее вероятным их автором).

Андрей, брат Петра был сначала учеником Иоанна Крестителя (возможно, к числу учеников Иоанна принадлежал и Петр). Андрей был первым призван Иисусом. По преданию, апостол Андрей проповедовал в Скифии и, пройдя по Руси, достиг Скандинавии. Небольшой рассказ об этом содержится в «Повести временных лет».

Иоанн и Иаков Зеведеевы, как и Петр с Андреем тоже были родом из Вифсаиды. Иисус называл их «сыновьями грома» -Воанергес. Предположительно, Иоанн были младшим, а Иаков – старшим. Матерью Иоанна и Иакова была Саломея, что видно из сравнения
Мк. 16:1 и Мф. 27: 56. Если согласовать свидетельства синоптических Евангелий с Евангелием от Иоанна (Иоан.19:25), то выходит что Саломея была сестрой Девы Марии, а Иоанн с Иаковом – двоюродными братьями Иисуса. Иаков первым из апостолов принял мученическую смерть, будучи убит мечем по приказу Ирода Агриппы I (Деян. 12:2). О смерти Иоанна достоверных свидетельств нет. Иоанну приписывается авторство четвертого Евангелия, 1-го, 2-го и 3-го соборных посланий и Откровения – последней книги Библии.

Филипп также был уроженцем Вифсаиды и был призван Иисусом срезу же после Андрея и Петра. Известно, что Филипп был женат, как и Петр, и у него были дочери, на рассказы которых опирался известный собиратель историй о апостолах и евангелистах Папий Иерапольский. Часто апостола Филиппа путают с Филиппом-благовестником, крестившим ефиопского евнуха. У последнего, кстати, тоже были дочери (
Деян.21:9)

У Филиппа был друг Нафанаил - «Израильтянин, в котором нет лукавства», о котором также есть смысл упомянуть в разговоре об апостолах.

Фома Близнец - (имя «Фома» созвучно арамейскому слову «близнец»). Вероятно, его исходным именем было Иуда, так как в
Ин. 14:22 он назван «Иуда не Искариот», а в одной из древних сирийских рукописей «Иуда Фома». Второе имя было более уотребляемо, чтобы избежать путаницы с Иудой Предателем.

Матфей был мытарем – сборщиком податей (
Мф. 9:9), которых население Иудеи считала пособником оккупантов-римлян. Отец Матфея Алфей, и Алфей, отец апостола Иакова, вероятно, разные люди. Матфей вероятный автор одного из Евангелий.

Варфоломей. О Варфоломее почти ничего не известно. Но у нас есть веские причины идентифицировать его с Нафанаилом. Предположительно именем апостола было Нафанаил бар Толемай (Нафанаил сын Толемая). Обратите внимание на греческое написание имени «Варфоломей» - . О Нафанаиле ничего не сказано у Синоптиков, в 4-ом Евангелии не говорится о Варфоломее. Из разговора Иисуса с Нафанаилом в
Ин. 1:47-51 можно заключить, что он стал одним из апостолов, тем более в Иоанн упоминает о нем в заключительной части Евангелия (Ин. 21:2), где описывается явление Иисуса рыбачившим апостолам. Вспомнив о дружбе Нафанаила с Филиппом, мы можем более ясно представить себе черты второй четверки апостолов (о чем я говорил выше).

Иаков Алфеев – лидер последней четверки. О нем почти ничего неизвестно, помимо предположения, что он был «Иаковом меньшим», сыном Марии и братом Иосии (
Мк. 15:40) Предположительно, автор соборного послания Иакова.

Иуда сын Иакова также малоизвестен. Некоторые идентифицируют его с Иудой братом Господним, автором послания Иуды, вошедшего в канон НЗ. О братьях Господних следует поговорить подробно. Их имена – Иаков, Иосия (Иосиф), Симон и Иуда (
Мк.6:3, Мф.13:55-56). Здесь можно сделать несколько предположений. Во-первых, они могли быть родными братьями Иисуса, детьми Марии. В Евангелиях есть указания на то, что у Иисуса были не только братья, но и сестры (Матф.13:56, Мар.3:32, Мар.6:3), так что это предположение выглядит вполне убедительно. Но по мнению многих, такая позиция вредит догмату о непорочном зачатии (опирающемуся исключительно на евангельские свидетельства), поэтому более распространено мнение, что братья Иисуса есть дети Иосифа от первого брака или являются его двобродными братьями, сыновьями Марии, жены Алфея, сестры Девы Марии. Последняя версия, представляется мне наиболее интересной. Её выдвинул Иероним Блаженный в трактате «Против Гельвидия о вечной девственности блаженной Марии».

О Иакове брате Господнем известно, что Иисус явился ему по воскрешении одному из первых (
1 Кор. 15:7). Иаков возглавлял Иерусалимскую общину (Галл. 1:19, 2:9, Деян. 12:17) и имел прозвище Иакова Праведного (Справедливого). Согласно свидетельству Иосифа Флавия, он был убит толпой противников христиан за свою веру. («Иудейские древности» 20. 9)

Симон Зелот. Мы знаем, что зелоты представляли собой экстремистскую группировку во времена, предшествовавшие Иудейской войне. Мог ли этот апостол ранее принадлежать к зелотам? О существовании группировки зелотов во времена Иисуса нет свидетельств, и мы можем предположить, что Симон назван зелотом (ревнителем) за свою особую духовную ревность. Однако слово «зелот» никогда не употреблялось самостоятельно и всегда шло с определением ревности – например, ревнитель закона. Нарицательным это слово стало лишь по отношению к партизаним –экстремистам, поэтому можно предположить, что данная группировка во времена Иисуса была уже достаточно развита и Симон к ней принадлежал.
 

Источник: http://www.bee-book.com/subs/goal/114.php

 

Необычны изображения в полукруглых, вписанных в прямоугольник вставках над северными и южными дверьми: «Нерукотворный Спас» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Изображение головы Предтечи восходит к западной традиции: ее окружают горящая лампада и дымящаяся кадильница. В «Нерукотворном Спасе» иллюзорно выписана горящая свеча. По традиции в иконе источник света не изображается, так как священное изображение должно быть само по себе источником нетварного света.

 

Икона Усекновение главы Иоана Предтечи.

Вставка над южными  дверьми иконостаса,

правая  внутренняя сторона устоя арки

 

Икона  Нерукотворный Спас.

Вставка над северными дверьми иконостаса,

левая внутренняя сторона устоя арки

 

 

Икона Нерукотворный Спас  Боровиковского. 1823 г.

 Из церкви Михайловского дворца в Санкт-Петербурге.  Находится в Русском музее.

Очевидно, что это список с аналогичной иконы церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Прим. Е. Ломако).

 

 

 

Икона Тайная вечеря Леонардо да Винчи.

Список Боровиковского с этой иконы  размещен   на аттике портала царских врат.

 

 

 

 

 

Благовещение. Круглый медальон над изображением Евангелистов в Царских вратах иконостаса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангел Гавриил и Дева Мария (из Благовещения)

Иконы Боровиковского из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804-1809 г.)

 

Еще два сюнета содержат не менее оригинальные композиции, написанные с большой экспрессией. Это пророки: Моисей, Аарон, Давид, Исайя и другие, стоящие плечом к плечу, каждый со своими атрибутами.

 

Иконы Библейских Пророков. В верхней части иконостаса.

Библейские пророки были людьми, обладавшими экстрасенсорными способностями. Кто-то родился с ними, а кто-то развил их в себе. Они были ясновидцами, общались с миром духов, видели ауру человека, и предстают перед нами как целители и предсказатели. Мы соотносим библейских пророков с миром, который нельзя назвать физическим. Они делали предсказания, давали советы, суть которых — послания духовного мира (в данном случае божественные послания), и поэтому мы называем их сверхъестественными. Невозможно рассказать обо всех пророках: их сотни, и среди них есть и выдающиеся, и малозаметные. Вы не найдете здесь таких великих имен, как Моисей, Иисус или Мухаммед, так как многие библейские пророки, являются выдающимися фигурами в других религиях, в том числе и в исламе. А теперь поведаем о некоторых наиболее ярких библейских пророках.

Амос.
Полагают, что Амос, известный как «пророк кары Божьей», был отцом пророка Исайи. Он родился на юге Иудейского царства в Фекои и жил в VIII веке до Р.Х. Амос очень сдержанно, в отличие от всех других библейских пророков, относился к своему дару. В «Книге пророка Амоса» он пишет о своем призвании или, скорее, об осознании выбранного пути: «Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «Иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю». Не имея каких-либо других притязаний на свой статус, он направляется в Израиль, чтобы передать людям Божье послание, сказать им, что они живут не так, как того хочет от них Господь. Если они почитают Бога, то им следует делать это осознанно и чистосердечно, избегая лжи и лицемерия. Амос обличал богатых, выпячивающих свое богатство, в то время как бедные, составляющие большинство, обираются ими. Позднее Иисус Христос скажет: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие». Миссия Амоса состояла в том, чтобы предостеречь народ Израиля, сказать, что люди гневят Бога, и он за грехи готов покарать их. Наказание придет, и тогда Ассирия покорит земли Израиля. Вторжение нельзя будет предотвратить, так как Бог уже все решил. Амос говорил также о милосердии и всепрощении Господа, который поможет людям заново отстроить города и обустроить жизнь после этого нападения, которое, как показывает история, действительно произошло. 

Иоанн Богослов.
О святом Иоанне Богослове, написавшем «Апокалипсис» примерно в 70-м году после Р.Х., известно немного. Его видение небес и преисподней, как и откровенные проповеди о конце света, стали для многих источником постоянных кошмаров. Однажды Иоанн был погружен в размышления о Боге, как вдруг услышал позади себя громкий трубный голос, который провозвестил: «То, что видишь, напиши в книгу и пошли семи церквам». Когда он обернулся, чтобы разглядеть того, кто говорит с ним, то увидел «семь золотых светильников» и посередине «Сына Человеческого, облеченного в поддир и по персям опоясанного золотым поясом ... и очи его, как пламень огненный». Пока продолжалось небесное видение, ангел раскрыл ему тайну семи печатей. На небесах он увидел конец мира, Второе Пришествие Христа и Судный день. Он видел великую битву между Христом и Диаволом, видел, как Христос победил его. И после этого все праведники отправились в рай, а грешники и Диавол остались навечно в аду. Со времени Иоанна и до наших дней многие прорицатели, в том числе и Нострадамус, Уильям Брэнхам, Эдгар Кейс и другие, пытались предсказать точную дату Судного дня. Но ни одному пока это не удалось сделать.

Иоанн Креститель.
Об Иоанне Крестителе, последнем пророке Ветхого Завета, вспоминают чаще, чем об остальных. Именно Иоанн не только предсказал приход Сына Человеческого, но и увидел еще при своей жизни, что его пророчество сбылось, поскольку и он, и другие люди верили, что Сын Божий — это ни кто иной, как Иисус. Немногое известно о жизни Иоанна до той поры, когда на него, тридцатидвухлетнего, была возложена знаменательная миссия. Мы лишь знаем, что посланный Господом ангел поведал Захарии и Елисавете о предстоящем рождении у них сына. Будущий отец за то, что не поверил ангелу, был лишен речи до того часа, когда Иоанн появился на свет. Прежде чем начать свою миссию, Иоанн на сорок дней и сорок ночей удалился в пустыню и питался там только акридами и медом. Когда он вернулся к людям, то очень походил на Илию: он весь зарос и носил одежду из верблюжьей кожи. Готовя путь Господу, люди шли креститься к нему. Однажды пришел Иисус, чтобы креститься у Иоанна, и Иоанн, зная, кто он, хотел удержать его от крещения, говоря, что ему самому надобно креститься у Иисуса. Но Иисус убедил Иоанна в том, что им «надлежит исполнить всякую правду». Когда после крещения прошло несколько месяцев, Иоанн прилюдно сказал царю Ироду, что тот не должен обладать женой своего брата Иродиадой, за что и был заточен в темницу. На дне рождения Ирода собралось много гостей, и дочь Иродиады Саломея, племянница царя, танцевала перед ним и вельможами. Ее танец так понравился Ироду, что он пообещал юной четырнадцатилетней нимфе дать все, что она пожелает, и даже полцарства. Иродиада велела дочери просить голову Иоанна на серебряном подносе. Желание Саломеи было исполнено. Прошло еще несколько месяцев, и каждый, кто имел отношение к убийству Иоанна, был наказан. Саломея провалилась в замерзший пруд по самую шею, и когда она «вытанцовывала» под водой, пытаясь спастись, ее голова отделилась от шеи. Царство же Ирода было завоевано, и он вместе с Иродиадой был казнен. 

Источник: http://matbet.ru/article.php?art=166

 

 

 

Евангелисты Матвей  и Марк  —   в царских вратах иконостаса.

 

 

 

Евангелисты Матвей  и Марк.

Иконы Боровиковского из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804-1809 г.)

 

 

 

Евангелисты Лука и Иоанн  —   в царских вратах иконостаса.

 

 

Евангелисты Лука и Иоанн.

Иконы Боровиковского из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804-1809 г.)

 

 

 

 Икона в левом лицевом устое арки

 Икона в правом  лицевом устое арки

 

 

 

     Икона в левой внешней  боковой части  устоя арки

Св. Юлиания и мученик Василий Просвитер

 Икона в правой  внешней   боковой части  устоя арки

(Брянский областной художественный музей)

 

 

 

 

 

Космогоническая картина мира предстает в образах из романовского иконостаса, где неизменно присутствуют солнце, луна, земная твердь, небесные звезды. На главной храмовой иконе Покрова Боровиковский собственноручно написал: «В сем храме иконы написаны императорской академии художеств советником Владимиром Лукичем Боровиковским в Санкт-Петербурге в 1815 году».

Одну из икон иконостаса Царица Александра и архидьякон Стефан (Очевидно - это ошибка, так как в  Брянском областном художественном музее находится икона Св. Юлиания и мученик Василий Просвитер. Прим. Е. Ломако )   жители Романовки Кузьмицкие в 1969 году передали Брянскому музею. Нельзя, однако, полагать, что все остальные иконы из церкви Покрова погибли без следа. Некоторые из них могут  храниться в частных домах.

Здание церкви в селе Романовка сохранилось, но находится на грани разрушения. Активисты «Общества изучения русской усадьбы», опубликовавшие современные фотографии церкви, выражают надежду, что здание, близкое по стилю постройкам Дж.Кваренги и Н.А.Львова, будет сохранено.

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998 - 640 с..

  

 

 

 

 

 

 

На главную