На главную

 

 

Великое Княжество Литовское -  вторая Русь

 

 

Историки создали весьма устойчивые и живучие системы исторических штампов. Штамп первый: единое и процветающее Киевское государство. Штамп второй: распад Киевского государства на удельные княжества привел к упадку военной и экономической мощи Руси, которая не смогла из-за этого противостоять татаро-монгольскому нашествию. Далее вся отечественная история сводилась к истории Великого княжества Владимирского, а затем — к истории Московского государства. А о западных и южных русских княжествах говорилось мало и невнятно, мол, воспользовавшись татарским разорением, их захватили польско-литовские феодалы.

Русская история со времен Татищева и Карамзина создавалась по схеме: один народ — одна конфессия — одна династия. В соответствии с этой формулой все русские князья Рюриковичи с начала XIV века объявлялись жадными, ограниченными и реакционными правителями. Хорошими были лишь Иван Калита и его потомки, занимавшие московский престол. Они были «прогрессивными» и поэтому оказывались всегда правыми, даже в конфликтах с родными братьями.

Фактически история России Карамзина и Соловьева — это история Владимиро-Суздальской Руси, переходящая в историю Московского государства. Новгородская республика, Великое княжество Тверское и Великое княжество Рязанское интересовали наших историков лишь в связи с историей Москвы. Аспекты русской истории, не способствующие прославлению рода Калиты, как, например, Смоленское княжество или ушкуйники, историками упоминались вскользь.

В Российской империи формально было запрещено печатать книги на украинском и белорусском языках, хотя фактически запрет сей часто нарушался. Получило широкую известность изречение Николая II: «Нет малороссийского языка, есть только говор темных малороссийских мужиков».

В советское время (с 30-х по 80-е годы XX века) история СССР продолжала оставаться историей Владимирского и Московского княжеств, но со вставкой глав, посвященных культурам Белоруссии и Украины. За элементы этих культур брались книги, иконы, памятники архитектуры и т. д. Великого княжества Литовского (ВКЛ). А наши историки культурные ценности делили на украинские и белорусские исключительно по географическому принципу. То есть Иван Федоров, печатая книги в Белоруссии, развивал белорусскую культуру, а переехав во Львов — украинскую. Понятно, что при советской власти никто не смел спросить у ученых, чем отличаются украинские культурные ценности XIV–XVII веков от белорусских.

 

На самом деле Киевская Русь никогда не была унитарным государством, а лишь государственным образованием, которым управляли князья Рюриковичи. Раздел Киевского государства на удельные княжества не привел к ослаблению Руси в целом.

К 1238 г. на Руси имелся великий князь, которому формально подчинялись все князья Рюриковичи. В таком же состоянии феодальной раздробленности в то время находились и большинство других государств Европы от Польши до Франции. Риторический вопрос, имел ли французский король Людовик IX большую власть над страной, чем великий князь Юрий Всеволодович на Руси?

Татарское нашествие разорвало связи между Владимиро-Суздальскими землями и Юго-Западной Русью. Образовавшийся вакуум силы заняли Великое княжество Литовское и Королевство Галицкое. Присоединение Киевской земли и Черниговского княжества к Великому княжеству Литовскому прошло сравнительно мирно. Еще раз повторю: «Победила не Литва, а ее название».

Литва дала название новому большому русскому государству, точно так же, как викинги-норманны дали название большой французской провинции. Советские историки не смогли выговорить очевидной вещи: дикая этническая Литва не имела ни культуры, ни религии, которые могли быть восприняты Западной и Южной Русью. В результате не русские земли облитовились (как видим, это слово даже не выговаривается), а этническая Литва в значительной степени обрусела и приняла православие.

 

На памятнике «1000-летие России» в Новгороде  среди   выдающихся русских людей

 изображены и литовские великие  князья Гедимин, Ольгерд и  Ягайло

 

 

К XII веку все земли, входящие в состав Киевского государства, от Перемышля до Курска и от Канева до Белого моря называли однозначно Русью или Русской землей. После фактического распада Киевского государства на отдельные княжества способом обозначения принадлежности населения той или иной «земли» становилось название, производное от названия города, являвшегося административным центром данной «земли» (так называемые урбанизованные политонимы), — «ростовцы», «новгородцы», «галичане» и т. д. В таких названиях, разумеется, отражалось сознание не этнического, а территориально-политического единства. В пользу именно такого их понимания говорит и то обстоятельство, что население более мелких единиц, входивших в состав «земли» — отдельных уделов или административных округов, обозначалось подобным же образом.

Количество «земель» было сравнительно небольшим — Черниговская, Переяславская, Киевская и Рязанская на юго-востоке; Галицкая и Волынская на юго-западе; Полоцкая, Смоленская, Новгородская на северо-западе; Ростово-Суздальская на северо-востоке. Тем не менее, все эти земли считались русскими.

Особый интерес представляет «Список русских городов дальних и ближних», составленный около 1396 г. в канцелярии митрополита всея Руси Киприана. Особенность этого памятника состоит в том, что в нем русские города поделены на ряд территориальных комплексов, наделенных особыми названиями.

 

Русские города в «Списке…» были разделены по географическому принципу, а не по принадлежности к Великому княжеству Литовскому, Польше и Великому княжеству Владимирскому.

Анализ «Списка русских городов» показывает, что еще и в конце XIV века Великое княжество Литовское не воспринималось в кругах близких к митрополии как нечто единое: наряду с «Литовской землей», здесь выделялись земли «Киевская» и «Волынская». Подобные представления были не чужды и составителям летописных сводов, создававшихся на Севере Руси в первой половине XV века, а, вероятно, и их источникам. Так, в Псковской первой летописи читаем, что Ольгерд в 1341 г. привел с собой во Псков «моужии своих литовков и мужии видьблян», под 1343 годом здесь же упоминается «гость псковский в Полтеске или в Литве». Таким образом, даже в рамках «литовских градов» «Списка» северорусские современники отличали собственно «Литву» и русские земли, в состав «Литвы» не входившие.

С этими свидетельствами следует сопоставить запись в Новгородской первой летописи под 1335 годом: «Бысть пожар в Руси: погоре город Москва, Вологда, Витебьско». Здесь Витебск — один из городов «Литовской земли» — рассматривается как часть «Руси», подобно Москве или Вологде. Сходные высказывания можно встретить и позже. Так, автор «Повести о Едигее» отметил, что во время описываемых им событий Витовт владел «всею землею Киевскою и Литовъскою». Во Псковской второй летописи под 1422 г. указывалось, что псковские послы, не застав Витовта в «Литовской земли», поехали «за Киев в Луческ великый».

 

Древние русы, как известно, жили в Западной Балтии — оттуда, по приглашению, князья пришли править Новгородом, а затем создали Киевскую Русь. На берегах Балтики русы сдерживали натиск германцев, защищая многочисленные западнославянские племена. После ухода русов на Восток все эти племена были уничтожены рыцарями Тевтонского и Ливонского орденов. Полностью был стерт с лица земли народ пруссов — смешанное русско-литовское племя. На опустевших землях образовалась Пруссия — немецкие колонисты осваивались на обильно политых славянской кровью землях под защитой военно-монашеских орденов. Так возник Кенигсберг — «город Канта», ныне — Калининград, столица русской Балтии — Калининградской области.

Литовцы никогда не уходили со своих земель — веками они сами сдерживали напор нашего общего врага, рыцарей Ливонского ордена. Подчас им приходилось воевать на два, а то и на три фронта — против Ордена, Москвы и Орды. Помощи им ждать было не от кого, разве что от поляков.

С древности русские участвовали в формировании единой литовской нации. В 1198 году начинаются литовские вторжения непосредственно в новгородско-псковские (1183-1234), волынские (1196, 1210), смоленские (1204, 1225, 1239, 1248) и черниговские (1220) земли, с которыми Литва не имела общих границ. Новгородская первая летопись под 1203 годом упоминает о сражении черниговских Ольговичей с Литвой. В 1207 году Владимир Рюрикович смоленский ходил на Литву, а в 1216 году Мстислав Давыдович смоленский разбил литовцев, грабивших окрестности Полоцка.

Можно  выделить  следующие периоды истории ВКЛ в отношении собирания русских земель: начало, становление, расцвет и упадок.

Данные периоды включают в себя правления нескольких князей. Т.е. основной принцип периодизации истории ВКЛ  – объединение периодов правления Великих князей в четыре основных отрезка истории. 

 

Начало ВКЛ (1230-1316)

(Миндовг 1230-1263, Войшалк, Трайдзень 1263-1293, Витень1293-1316)

 С первых слов следует отметить, что начало ВКЛ было положено в очень интересное время, время больших изменений внешнеполитической обстановки, которые, по всей видимости, наибольшим образом повлияли на то, каким стало ВКЛ впоследствии.

Во-первых, этот период соответствует завоеванию большинства русских земель, наследовавших традиции Киевской Руси, татаро-монголами. Поход Батыя, формирование Золотой Орды (Джучиева улуса), признание восточно-русскими княжествами зависимости от Орды, что выражалось не только выплатой дани, но и вмешательством татарских правителей в распределение власти в вассальных княжествах. Данный факт можно рассматривать в целом как благоприятный для становления ВКЛ, поскольку угроза со стороны восточных границ была  нейтрализована почти на столетие.

Во-вторых, усиление Ливонского и Тевтонского Орденов, вызванное переносом их активности с ближневосточного направления после потери Палестины, на северное, направленное на христианизацию и подчинение Балтских народов, в то время языческих.

Так постепенно складывается основная картина внешней политики ВКЛ, где основным игроком вплоть до 1410 года является Орден. Другой важный игрок  - Орда, которая влияла на развитие ВКЛ по большей части косвенно – через вассальные русские княжества.

Третий игрок – важный исключительно для этого периода – Галицко-волынское княжество. В начальный период оно оказывало наибольшее воздействие на расстановку сил внутри ВКЛ.

Четвертый игрок – Польша, в этот период не оказывает сильного влияния на ВКЛ как ввиду отсутствия общих границ, так и ввиду внутренней раздробленности.

Первый известный правитель этого народа, Миндовг (убит в 1263 году), основал столицу в русском городе Новогрудок. В пору своего расцвета государство именовалось Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гравюра с изображением Миндовга из

«Описания Европейской Сарматии» Александра Гваньини.

 

Гравюра с изображением Гедимина из

«Описания Европейской Сарматии» Александра Гваньини.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерно отсутствие долговременных союзов и устойчивого баланса сил, вчерашний враг становиться сегодняшним союзником и завтрашним объектом нападения.

Внутренняя политика ВКЛ была обусловлена следующими тенденциями:

  •              формирование ядра ВКЛ вокруг Новогородка в составе Новогородской, Пинской, Литовской, Нальщанской, Девятловской и Полоцко-Витебской земель,

  •              стремление к централизации власти, постепенное присоединение удельных княжеств к ядру ВКЛ, которое осуществлялось как мирными так военными методами.

  •              Использование православной религии, как объединяющего начала, притом, что принятие и православной и католической веры рассматривалось как средство достижения политических целей.

Говорить о формировании партий власти пока рано, однако обозначаются первые тенденции: православно-русская и языческо-литовская, которые под воздействием внешних угроз объединяются с общей целью усиления ВКЛ.

 

 Становление (1316-1377)

(Гедемин 1316-1341, Ольгерд и Кейстут1341-1377)

После Миндовга правил Витень, затем его брат — Гедимин, или, по-литовски, Гедиминас (1275—1341, правил с 1316). Четверть века его правления были заняты тяжелейшей борьбой с Ливонским орденом. Свои владения Гедимин расширял на востоке за счет захвата белорусских земель, Витебска и Минска.

Он взял в жены дочь витебского князя, Ольгу, в браке у них родился сын и будущий наследник Ольгерд (его немецкое имя означает «Радость Ольги», литовский вариант имени — Ольгердас).

Литовские пейзажи трудно отличить от белорусских или смоленских - таже хмуровитая бескрайность.

С. Воробьев. Вид в Литве. Пейзаж с крестом.

 

С соседним Смоленским княжеством Гедимина связывали узы вассальной зависимости, больше похожие на дружбу. Когда в Смоленское княжество вторгся золотоордынский хан Узбек (умер в 1342 году), литовцы поспешили на помощь, разбили монголов, и с тех пор Смоленск дани Орде не платил. Следующим городом, которому помог Гедимин, стал Псков — «пригород» Новгорода. Новгородская земля вынуждена была поделить с Литвой Ладогу и Корелу. Это означало, что дань с этих русских земель шла не новгородским боярам, а сыну Гедимина, Наримунту.

Этот, более русский, чем литовский, князь стал основателем многих знатных родов — князей Трубецких, Хованских, Голицыных, Вишневецких и Куракиных.

 

 

 

В 1333 году великий князь Гедимин выдал свою дочь Августу за Симеона Гордого — сына Ивана Даниловича Калиты (великого князя московского, правил с 1341 по 1353 год). Так породнились два правящих дома, русский и литовский.

 

Великий князь Симеон Гордый.

Фреска Архангельского собора Московского кремля.

Свадьба московского князя Симеона Гордого и литовской княжны Августы Анастасии.

Миниатюра летописного свода XVI века.

 

Гедимин был действительно мудрым правителем. При нем отношения между Литвой и Русью строились на взаимном уважении. К сожалению, этот великий человек пал в очередном сражении с крестоносцами — он был убит из огнестрельного оружия, которое только начинали применять в бою.

Странным образом Гедимину наследовал не старший, а младший сын — Явнут. Впрочем, его правление было весьма кратковременным — к власти пришли старшие, которые поделили страну между собой. На западе правил Кейстут, на востоке — Ольгерд. Свергнутый Явнут бежал в Москву, где принял православие.

 

Ольгерд и Витовт на памятнике «1000-летие России» в Новгороде

Ольгерд был наполовину русским по крови и в жены взял русскую княжну Марию, дочь Ярослава, правителя Витебской земли. Начало его правления было неудачным для Литвы. Страна потерпела поражение от крестоносцев и, ослабев, утратила власть над Смоленском и другими русскими землями. Положение резко изменилось, когда умер великий князь Симеон Гордый. Теперь перевес сил был на стороне Литвы, и Ольгерд начал захватывать один за другим русские города: Ржев, Мстиславль, Любеч, Чернигов, Новгород-Северский, Брянск и Киев. Так вся бывшая Киевская Русь, за исключением Галиции и Северо-Востока, стала Литвой.

В Киеве на престоле восседал один сын Ольгерда — Владимир, а в Брянске — второй его сын, Дмитрий. У них не только имена были русские, они и сами на три четверти были русскими. Вообще, Киев во все времена был желанной и доступной добычей для многих завоевателей. Вначале власть в нем захватили беглые варяги Аскольд и Дир, потом — русский князь Олег с малолетним Игорем... и так без конца.

Вспомним также и о том, что единое государство Киевская Русь — плод воображения историков. На самом деле это был непрочный союз удельных княжеств, «полугосударств», где верховная власть оказывалась то в одних руках, то в других. Сейчас она оказалась не в самых худших руках: русско-литовское войско в 1363 году (за 17 лет до битвы на Куликовом поле!) разгромило ордынские отряды у реки Синие Воды. Только вот вопрос, зачем Литва захватывала земли Киевской Руси? Не по злобности характера и не только ради наживы, была и другая, куда более важная, цель — выжить, находясь между трех огней — Орденом, Москвой и Ордой. Каждая из этих могучих сил, не задумываясь, стерла бы маленькую Литву с лица земли. С Литвой большой справиться было бы куда труднее. Ну а дальше аппетиты начали расти: отчего бы не захватить и Москву? Тем более что тверской князь Михаил Александрович очень просил это сделать и обещал всевозможную помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский князь Дмитрий Донской не только разгромил ордынцев, но и дал отпор литовцам во главе с Ольгердасом. С Кириллов. Дмитрий Донской

Существенные коррективы в далеко идущие планы Ольгерда внес московский князь Дмитрий Иванович (еще не получивший почетного прозвища Донской): он встретил Ольгерда на Оке и принудил его заключить мир. 

 

Странно выглядела кончина великого князя Литовского. Его вторая жена, тверская княжна Ульяна, к умирающему мужу позвала печерского архимандрита Давида, и тот крестил Ольгерда в православие с именем Александр. Затем Ольгерд был пострижен в монахи с именем Алексий.

Тверские летописи сообщают, что он был погребен в православном соборе в литовской столице Вильно (ныне — Вильнюс). Литовские хроники же свидетельствуют об ином: тело Ольгерда, по древнему национальному обычаю, было сожжено на костре. Тут же в жертву богу Перкунасу было принесено 18 боевых коней.

Что ж, во всяком случае, на костре сжигали тело, а крещеная душа Ольгерда пребывала уже на небесах.

Он действительно прожил удивительную жизнь, превзойдя делами и заслуженной славой своего отца Гедимина. При нем Литва стала огромной державой, включавшей земли Киевского, Черниговского, Брянского, Новгород-Северского, Переяславского и Волынского княжеств. В состав Черниговского, а затем Брянского  княжеств входили и мглинские земли.

Мглин впервые упомянут в летописных источниках в середине XIV века в связи с захватом его литовским князем Ольгердом.

"Мглин принадлежал к северскому княжеству: и в среднее время называли его частью Северщины. После татарского погрома кн. Лигвен Симеон Ольгердович владел городами Мстиславлем и Мглином и раздавал боярам мглинские имения, а в 1472 году Мглин был староством, как и Стародуб, только не судовым",— сообщается в книге Филарета "Историко-статистическое описание Черниговской епархии", изданной в 1873 году.

 

 Именно поэтому Великое княжество Литовское называлось также Русским и Жемайтским. И многие историки не зря называли Литву «Второй Русью», ведь она стала восприемницей Киевской Руси. Она и была такой изначально. Дмитрий Иванович Иловайский писал: «Название пруссов, по всей вероятности, связано с именем Русь, или Рось, которое носили несколько рек Восточной Европы. К числу этих рек принадлежит и Неман, в нижнем своем течении также называвшийся Русью. Между тем как собственно Литовская и Латышская ветви были сопредельны славяно-русскому миру».

 

Для белорусов — Неман, для литовцев — Нямунас, оба народа считают эту реку родной.

О. Жуковский. «Неман» !

 

 

Период Становления ВКЛ был отмечен несколькими важными в первую очередь для внутренней политики событиями, первое из которых – перенос столицы ВКЛ в Вильно. Существует несколько версий основания города Вильно: Гедемином, кривичскими поселенцами и др. Однако независимо от того, кто на самом деле основал Вильно становиться новым центром силы Восточной Европы.

Следующее важное для внутренней политики событие – установление правящей династии Великих Князей. Наследники рода Гедеминовичей, который по разным версиям имел римские, полоцкие или балтские корни, правили не только ВКЛ, но и множеством княжеств в его составе и за его пределами.

Поскольку земли ВКЛ не знали татаро-монгольского нашествия, ее экономические и культурные центры не были разрушены, процессы экономического, политического и культурно-этнического сближения и объединения шли гораздо быстрее, чем на соседних (Велико) русских землях. К рассматриваемому периоду относиться вхождение в ВКЛ Минского и Пинского княжеств, сближение со Смоленским, присоединение Северской, Брянской, Волынской и Киевской земель.

В области религиозной продолжает сохраняться ситуация параллельного существования православия и язычества. Делаются первые попытки разыграть карту крещения язычников в католическую веру для устранения опасности со стороны Ордена, однако в этот период они не достигают успеха, вследствие противодействия знатных жемойцких (языческих) родов. В тоже время была сделана неудачная попытка создания отдельной православной митрополии на территории ВКЛ, что позволило бы де-юре закрепить статус отдельного русского (православного) государства – преемника Киевской Руси – ВКЛ. 

Постепенно изменяется и внешнеполитическая ситуация.

Если Орден продолжает оставаться опасным и сильным игроком на региональной карте ВКЛ, то его южные соседи (Галицко-волынские княжества и Киевская земля) приходят в упадок и аннексируются Польшей и ВКЛ. Появляются общие границы с Польшей, которая является естественным союзником ВКЛ в борьбе против Ордена (Прусского) и соперником в собирании украинских земель (Галицко-волынское княжество). Союзнические отношения подкреплялись династическими браками гедеминовичей с польскими князьями.

Впервые проявляет себя впоследствии один из самых сильных врагов – Московское княжество. Под водительством Ивана Калиты – ровесника Гедемина, московское княжество впервые заявляет о себе как о новом центре притяжения русских земель и весьма тонко манипулирует интересами ВКЛ в отношении Псковских и Новгородских земель.

Политическая игра с восточными соседями представляла достаточную сложность ввиду того, что на политику Московского и соперничавшего с ним Тверского княжества влияла позиция их сюзерена – Орды, которая иногда вмешивалась, используя даже военную силу.  Орде в тот момент не было выгодно усиление ВКЛ – как возможного соперника во влиянии на русские земли.

Таким образом, ВКЛ в этот период своего развития оказывается в треугольнике взаимоотношений Польша – Орден – Московия (Орда), потенциальными соперниками:

  • Польша – в борьбе за южные земли (Подолия, Волынь)

  • Орден – за северные (Жемойць, Троки)

  • Московия – за восточные (Псковские, Смоленские, Брянские, Владимирские)

С соперниками иногда удается заключать временные союзы: ВКЛ – Польша против Ордена. 

 

Расцвет (1377-1430)

(Ягайло 1377-1392, Витовт1392-1430)

Со времени унии Ягайло (1385 г.) началась полонизация части литовских князей и этнического литовского боярства. Православная церковь, часть князей Гедеминовичей, князья Рюриковичи и русское боярство противодействовали этому процессу. Опираясь на них, великие князья литовские Витовт, а затем Свидригайло пытались создать полностью независимое от Польши русско-литовское государство (королевство) с независимой как от Рима, так и от Москвы церковью. Официальным языком нового государства, естественно, должен был стать язык Великого княжества Литовского, то есть русский.

Однако обе попытки по ряду объективных и субъективных причин закончились неудачно. И в ходе последующих уний Великое княжество Литовское продолжало медленно полонизироваться. Краковские короли лоскутного польско-литовского государства, чтобы удержать престол, отчаянно маневрировали между требованиями князей, шляхты и церковных иерархов, как католиков, так  и  православных и протестантов. Чтобы удержать их в повиновении, короли направо и налево раздавали привилеи, благодаря чему церковные и светские феодалы стали полунезависимыми князьками в своих владениях.

 

Период расцвета ВКЛ приходящийся на 1377-1430 годы, когда государство достигло наибольшего территориального господства и военной мощи также стало и временем, которое предопределило его последующий упадок. Важнейшими внутриполитическими событиями стали:

  •   Союз с Польшей 1385 года (Кревская уния), сопровождавшийся династическим браком Ягайло и Ядвиги. Данный союз ознаменовался крещением языческой Литвы в католическую веру, что привело к созданию и усилению про-западной (католической) партии, ослаблению православной и политической смерти языческой партии.

  •   Внутригосударственное противостояние двух ветвей рода Гедеминовичей: Витовта (сына Кейстута) и Ягайло (сына Альгерда), закончившиеся разделением сфер влияния и вокняжением Витовта в Литве.

  •   Подчинение Смоленских земель и выход Витовта к Черному морю также можно считать важным внутриполитическим событием, т.к. было создано сильное централизованное государство «от моря (Балтийского) до моря (Черного)».

 

Теперь к внешней политике.

С региональной карты сильных игроков исчез Орден (разгромленный в 1410 году в Грюнвальдской битве) он так и не смог восстановиться. Хотя причиной его упадка во многом стало не военное поражение, а политическое – крещение Литвы в католическую веру из Польши, что ставило под сомнение декларируемые миссионерские цели Ордена прекращало поступление помощи из Европы.

Второй из сильных игроков - Орда,  хотя и находился в состоянии междоусобиц и внутреннего разлада, сыграл важную роль: Куликовская битва, сильно ослабившая Московская княжество, стала одним из испытаний и для тогдашнего правителя Литвы Ягайло, который побоялся выступить на стороне татар и окончательно добить Московию. Союз Витовта (следующего великого князя) с претендентом на ханский престол Тохтамышем – который привел к поражению Литовско-татарских войск на реке Ворксле и существенно ослабил мощь ВКЛ на восточном фронте.

Взаимоотношения с Польшей определялись попытками последней использовать не военные методы экспансии – религиозный, через окатоличивание населения ВКЛ и  политический – через предоставление сторонникам про-польской партии больших прав и привилегий по сравнению с православными. В рассматриваемый период можно отметить две волны этой экспансии – 1386 – Кревская уния (во время правления Ягайло) и 1413 – Городельская уния (правление Витовта).

Главным территориальным приращением ВКЛ в этот период стала Смоленская земля и часть Дикого Поля, – дававшая выход к Черному морю.

 

Упадок (1430-1492)

(Свидригайла и Жыгимонт 1430-1440, Казимир 1440-1492)

Период упадка ВКЛ был обозначен с 1430 – год смерти Витовта, год начала междоусобных разборок между наследниками Великого князя по 1492 – год смерти Казимира Ягайловича, год начала войн с Москвой приведших к постепенной утрате ранее завоеванных территорий и, в конце концов, к распаду ВКЛ и вхождению его в состав Польши.

Таким образом, характерными чертами внутренней политики ВКЛ в этот период были:

  • Борьба католической (возглавляемой Жыгимонтом) и православной (Свидригайло) партий. Католическая партия  была поддержана Польшей, что и привело к ее победе и закреплению униатских договоренностей.

  • Приход к власти Казимира, который с 1447 года являлся одновременно и королем Польши и великим князем ВКЛ, стал следующим шагом на пути присоединения ВКЛ к Польше, и хотя православное население было уравнено в правах с католическим (Привилегии Казимира), католическая партия по-прежнему оставалась наиболее мощной силой.

В 1468 году вышел Статут Казимира, который стал одним из первых сборников писаного права в Европе и закрепил основные правовые нормы внутригосударственной жизни.

Наибольший интерес представляют события, происходящие на восток от ВКЛ в Москве. В 1460-х годах были упущены возможности вхождения Новгородской земли в ВКЛ, во многом из-за нерешительности Казимира Ягайловича.

В середине 1480-х начинает возрастать угроза с Востока. Опустошительные набеги на восточно-литовские земли, провозглашение концепции Москва – Третий Рим, требования вернуть все русские земли Москве, как наследнице Киева – все это привело к тому, что вечный мир подписанный между ВКЛ и Москвой в 1449 был нарушен в 1492 году первой Московско-Литовской войной, в результате которой ВКЛ потеряла огромные Северо-восточные территории. В то же время Княжество московское захватывает и окончательно подчиняет Новгородские земли и стародавнего конкурента Тверское княжество, порывает даже формальную зависимость от распадающейся Орды (стояние на Угре). Таким образом, Московско-Крымский союз оказывается сильнее Литовско – Новгородско-Ордынского. Москва проходит стадию формирования своей государственности и переходит к активным действиям по присоединению окружающих территорий на Востоке – Казань и другие осколки Золотой Орды и на Западе – земли входящие в ВКЛ.

 

Люблинская уния 1569 г. и создание Речи Посполитой кладет конец существованию полунезависимого русско-литовского государства. Отделение Киевской земли от Литвы приводит к разнице в укладе жизни и степени полонизации Малой и Белой Руси. А это, в свою очередь, ведет к появлению украинской и белорусской народностей.

Появление шведа Сигизмунда III Вазы на польском престоле открывает новый этап в истории Польши и Литовской Руси. Уже в начале своего царствования Сигизмунд ухитрился поссорить поляков с двумя самыми сильными своими соседями — Шведским королевством и Московским царством. Брестская уния сделала католическое и православное духовенство из конкурентов смертельными врагами. Естественной реакцией на вторжение в Киевскую землю польских феодалов и католического духовенства стали казацкие войны.

Таким образом, именно политика Сигизмунда Вазы определила направление дальнейшей истории Речи Посполитой, которое привело ее к бесславному концу. Разумеется, все это было сделано не без помощи гонористых панов, которые ради своих амбиций пять последующих веков заливали кровью Польшу и соседние страны и сделали свою страну постоянной головной болью всей Европы.

 

 

****

Сейчас националисты Украины и Белоруссии отчаянно спорят, на каком языке говорило население Великого княжества Литовского в XIV–XVI веках — на украинском или на белорусском? Обе стороны согласны, что их язык был государственным на территории Великого княжества Литовского. Одни утверждают, что Литовский статут 1529 года был написан на чисто украинском языке, а другие — что на белорусском. Увы, статут написан на русском языке, очень близком к литературным памятникам XI–XIII веков.

«Самостийники» не понимают анекдотичности своих утверждений. Что же получается? Объезжает, к примеру, великий князь литовский свои владения, и в Минске ему приходиться разговаривать по-белорусски, в Вязьме — по-русски, а в Киеве — по-украински?

На русском языке была написана и знаменитая «Хроника Быховца», а когда в XVII веке кириллица была запрещена на территории Речи Посполитой, хронику переписали тоже по-русски, но латинскими буквами.

В Кракове в Ягеллонской часовне к 1917 г. еще можно было прочесть надпись кириллицей на русском языке, датированную по одной версии 1459 годом, а по другой — 1470 годом. Все документы 1595–1596 гг., связанные с Брестской унией, также написаны на русском языке.

И еще один маленький вопрос — на каком языке печатались первые книги в Москве и в Великом княжестве Литовском? На беду всем самостийникам, знаменитый Иван Федоров печатал книги в Москве, Заблудове, Львове и в Остроге (на Волыни). Я не буду говорить об экстремистах, болтающих о каких-то особых народах — украх и литвинах, но даже благонамеренные советские историки говорили, что к середине XVII века уже сформировались белорусская и украинская народности. К примеру, в «Истории Украинской ССР» говорится, что в XII–XIII веках прошел первый этап формирования украинской народности, а с XIV века по середину XVI века — второй этап.

И вот в начале «третьего этапа» Иван Федоров приезжает в Западную Белоруссию и на Западную Украину и начинает печатать русским шрифтом те же книги, что и печатал в Москве. Тот же русский шрифт, тот же русский язык — не знал бедный Федоров, что в Заблудове и Львове уже кончался третий этап белоруссизации и украинизации.

Между прочим, русский шрифт, которым Иван Федоров начал печатать книги в Москве, не был его изобретением. В 1491 г. немецкий студент Рудольф Борсдорф изготовил по заказу краковского печатника Швайпольта Филя «русский шрифт». В том же 1491 г. и вышли две первые печатные книги на русском языке — «Осмогласник» и «Часослов». Они распространялись как в Великом княжестве Литовском, так и в Великом княжестве Московском.

В 1574 г. в Львове Иван Федоров печатает «Азбуку». Чью азбуку? Понятно, что русскую! Заметим, что якобы украинское слово «друкария» тогда равно использовалось в Москве, Минске и Львове. А чуждым русскому языку словом «типография» мы обязаны Петру I и любимым им немцам.

В 1561 г. монах Исайя из города Каменец Польский отправился в Москву за оригиналами книг на русском языке, чтобы печатать их «слово в слово»: «…в нашем государстве христианском руском Великом княжестве Литовском выдати тиснением печатным нашему народу христианскому, да и русскому московскому».

Монах Исайя, князья, шляхтичи и попы XVI века твердят нам одно и тоже: в Великом княжестве Литовском и в Великом княжестве Московском был один народ — русский.

 

Первопечатник Иван Федоров, князь Андрей Курбский и сотни других людей, приехав из Москвы в Великое княжество Литовское, оказывались в кругу православных людей, говоривших на одном языке, короче — в кругу своих. Это были Николай Радзивилл, Григорий Ходкевич, Константин Острожский и другие. Эти фамилии эрудированный читатель привык встречать среди польских магнатов, но с XVI по XVIII век это были русские люди, а не ляхи. Точно так же, как дети и внуки эмигрантов первой волны (1917–1922 гг.) — уже не русские, а французы, немцы и американцы русского происхождения.

Другой вопрос, что во Львове и на Волыни в русский язык в конце XVI века начинают проникать полонизмы, и князь Андрей Курбский решительно выступил против использования «польской барбарии».

Еще в конце XIV — начале XV веков в русском языке Великого княжества Литовского появляются термины «паны», «рада» и т. д. Причем, панами называли и литовцев-католиков, и православных князей и дворян.

Точно также язык москвичей обогащался десятками татарских слов. В XV веке речь москвичей гораздо больше отличалась от языка новгородцев, чем, скажем, от языка жителей Смоленска — подданных Великого княжества Литовского.

 

 

 

Использованные источники:

Широкорад А. Б.  Русь и Литва. - М.:  Вече, 2008. - 400 с. (Тайны земли русской)

В. И. Калашников. Русь Легендарная. Книга 2. Тайны Киевской Руси. Том 1. - М.: Белый город, 2006. - 207 с.

Николай Лукша.  Другая Русь: почему Великое Княжество Литовское  не достигло успеха в собирании русских земель

 

 

 

 

 

На главную