На главную

 

Малороссия в составе Великого княжества Литовского (XIV – XV века)
 

 

К середине XIV века  юго-западные земли Руси, в том числе и Чернигово-Северскую землю (куда входила территория нынешней Гомельской области, Мглинского и Стародубского районов Брянской области), подчинил себе великий князь литовский Ольгерд. Эти земли надолго (до начала 16 века) становятся частью Великого княжества Литовского – соседа и мощного соперника Московской Руси.

Великое княжество Литовское (далее также – Литва) значительно расширило свои владения в княжение Гедимина (1316-1341), Ольгерда (1345-77) и Кейстута (1345-82). Эти князья присоединили к Литве все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли) - кроме Галичины, попавшей в зависимость от Польши. В состав Литвы вошли такие города как Киев, Чернигов, Гомель, Брянск, Курск, Полтава, Черкассы, Винница.

Сын Кейстута Витовт, ставший великим князем в 1392 году, присоединил к Литве Смоленск и Вязьму (1404). Литовские владения при Витовте достигли верховьев Оки и Можайска. Кроме того, Витовт отнял у татар Южную Подолию и расширил свои владения до Чёрного моря.

 

 

 

Великое княжество Литовское

Русь, раздробленная на отдельные конфликтующие между собой княжества, не могла противостоять столь мощной экспансии. Сказывались последствия монголо-татарского нашествия. Много сил отнимала борьба с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков.

В присоединённых землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и права. Различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей Великого княжества Литовского обусловили отсутствие централизации в государственном управлении. Во главе государства стоял великий князь, при нём - совет из представителей знати и высшего духовенства.

В целях объединения сил для борьбы с наступлением немецких рыцарских орденов и усиления своей власти великий князь Ягайло (1377 - 1392) женился на польской королеве Ядвиге и стал одновременно королем Польским (под именем Владислава II) и великим князем Литовским. Как властитель Польши и Литвы, Ягайло приказал всем своим подданным-нехристианам принять католичество. Так состоялась Кревская уния (1385 г.), а государственной религией Литвы стало католичество.

Однако уния плохо воспринималась не только огромным большинством православного русского населения Литвы, но и представителями языческой литовской знати, желавшей сохранить свою независимость от поляков. Против политики Ягайло выступила часть литовских и русских князей во главе с Витовтом, ставшим в 1392 после междоусобной борьбы фактически великим князем в Литве. Однако в борьбе против Тевтонского ордена Витовт выступал на стороне Ягайло. В 1410 году объединённые литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов в наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве (к юго-западу от устья Вислы) и приостановили их агрессию. Союз Польши и Литвы продолжал крепнуть. По Городельской унии 1413 все бояре и служивое сословие Литовского государства получали равные права с польскими магнатами и шляхтой, но лишь при условии принятия католичества. Браки с православными запрещались. Православная элита была существенно ущемлена в правах. Окончательное объединение Великого княжества Литовского и Польши в единое католическое государство – Речь Посполитую - произошло в 1569 году в результате Люблинской унии.

Интересно, что до середины XV века во главе единой Православной церкви Московской Руси и Литвы стоял Митрополит всея Руси, назначаемый греческим Патриархом. С 1328 года резиденция Митрополита всея Руси находилась в Москве. Литовские князья делали настойчивые попытки разделить митрополию и вытребовать у греков для Литвы своего особого Митрополита. Однако до середины XV века эти попытки не могли увенчаться полным успехом, потому что назначение митрополитов на Русь зависело от власти Константинопольского патриарха и императора, и единожды нарушенное единство русской митрополии, при их желании, снова могло быть ими восстановлено.

В 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе греческие иерархи заключили с католической церковью унию. Активным сторонником униатства оказался и Митрополит всея Руси Исидор, который принимал участие в работе собора. Москва решительно встала на защиту Православия и отвергла изменника Митрополита: по прибытии в Москву Исидор был наречен «лжепастырем», низложен и заточен в темницу.
 

Желая сохранить чистоту Православия и верность святоотеческим традициям Великий князь Московский Василий Васильевич (внук Дмитрия Донского) и иерархи Русской Православной Церкви пошли на решительный шаг: в 1448 году впервые в истории Русской Церкви Митрополит всея Руси был избран не константинопольской патриархией, а собором русских епископов. Им стал рязанский епископ Иона. С Митрополита Иона начался на Руси ряд Митрополитов, избираемых и поставляемых в Москве, преимущественно по воле одного московского князя, при этом Митрополит не только оставался жить в Москве, но и был московским подданным. Литовско-польские государи уже никак не могли мириться с таким положением дел и разделение русской митрополии стало неизбежным.

Первым Митрополитом Православной церкви Литвы, независимой от Москвы, стал ставленник великого князя Литовского Казимира IV и помощник опального Исидора - Григорий. Он и последующие православные Митрополиты Литвы (а затем Речи Посполитой) были последовательными сторонниками Флорентийской унии с католической церковью. Резиденция западно-русских митрополитов находилась в Киеве.

Использованы материалы сайта http://kurbatski.narod.ru/suraj.htm

 

На главную