К середине XIV века
юго-западные земли
Руси, в том числе и Чернигово-Северскую землю (куда входила
территория нынешней Гомельской области, Мглинского
и Стародубского районов Брянской области),
подчинил себе великий князь литовский Ольгерд. Эти земли надолго
(до начала 16 века) становятся частью Великого княжества
Литовского – соседа и мощного соперника Московской Руси.
Великое княжество Литовское (далее также –
Литва) значительно расширило свои владения в княжение Гедимина
(1316-1341), Ольгерда (1345-77) и Кейстута (1345-82). Эти князья
присоединили к Литве все белорусские, часть украинских и русских
земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские,
переяславские, подольские, чернигово-северские земли) - кроме
Галичины, попавшей в зависимость от Польши. В состав Литвы вошли
такие города как Киев, Чернигов, Гомель, Брянск, Курск, Полтава,
Черкассы, Винница.
Сын Кейстута Витовт, ставший великим
князем в 1392 году, присоединил к Литве Смоленск и Вязьму
(1404). Литовские владения при Витовте достигли верховьев Оки и
Можайска. Кроме того, Витовт отнял у татар Южную Подолию и
расширил свои владения до Чёрного моря.
Великое княжество Литовское
Русь, раздробленная на отдельные
конфликтующие между собой княжества, не могла противостоять
столь мощной экспансии. Сказывались последствия
монголо-татарского нашествия. Много сил отнимала борьба с
агрессией немецких, шведских и датских захватчиков.
В присоединённых землях литовские великие
князья сохранили местным магнатам значительную автономию и
права. Различия в уровне общественно-экономического развития и
этническая неоднородность отдельных частей Великого княжества
Литовского обусловили отсутствие централизации в государственном
управлении. Во главе государства стоял великий князь, при нём -
совет из представителей знати и высшего духовенства.
В целях объединения сил для борьбы с
наступлением немецких рыцарских орденов и усиления своей власти
великий князь Ягайло (1377 - 1392) женился на польской королеве
Ядвиге и стал одновременно королем Польским (под именем
Владислава II) и великим князем Литовским. Как властитель Польши
и Литвы, Ягайло приказал всем своим подданным-нехристианам
принять католичество. Так состоялась Кревская уния (1385 г.), а
государственной религией Литвы стало католичество.
Однако уния плохо воспринималась не
только огромным большинством православного русского населения
Литвы, но и представителями языческой литовской знати, желавшей
сохранить свою независимость от поляков. Против политики Ягайло
выступила часть литовских и русских князей во главе с Витовтом,
ставшим в 1392 после междоусобной борьбы фактически великим
князем в Литве. Однако в борьбе против Тевтонского ордена Витовт
выступал на стороне Ягайло. В 1410 году объединённые
литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов в
наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской
битве (к юго-западу от устья Вислы) и приостановили их агрессию.
Союз Польши и Литвы продолжал крепнуть. По Городельской унии
1413 все бояре и служивое сословие Литовского государства
получали равные права с польскими магнатами и шляхтой, но лишь
при условии принятия католичества. Браки с православными
запрещались. Православная элита была существенно ущемлена в
правах. Окончательное объединение Великого княжества Литовского
и Польши в единое католическое государство – Речь Посполитую -
произошло в 1569 году в результате Люблинской унии.
Интересно, что до середины XV века во
главе единой Православной церкви Московской Руси и Литвы стоял
Митрополит всея Руси, назначаемый греческим Патриархом. С 1328
года резиденция Митрополита всея Руси находилась в Москве.
Литовские князья делали настойчивые попытки разделить митрополию
и вытребовать у греков для Литвы своего особого Митрополита.
Однако до середины XV века эти попытки не могли увенчаться
полным успехом, потому что назначение митрополитов на Русь
зависело от власти Константинопольского патриарха и императора,
и единожды нарушенное единство русской митрополии, при их
желании, снова могло быть ими восстановлено.
В 1439 году на Ферраро-Флорентийском
соборе греческие иерархи заключили с католической церковью унию.
Активным сторонником униатства оказался и Митрополит всея Руси
Исидор, который принимал участие в работе собора. Москва
решительно встала на защиту Православия и отвергла изменника
Митрополита: по прибытии в Москву Исидор был наречен «лжепастырем»,
низложен и заточен в темницу.
Желая сохранить чистоту Православия и
верность святоотеческим традициям Великий князь Московский
Василий Васильевич (внук Дмитрия Донского) и иерархи Русской
Православной Церкви пошли на решительный шаг: в 1448 году
впервые в истории Русской Церкви Митрополит всея Руси был избран
не константинопольской патриархией, а собором русских епископов.
Им стал рязанский епископ Иона. С Митрополита Иона начался на
Руси ряд Митрополитов, избираемых и поставляемых в Москве,
преимущественно по воле одного московского князя, при этом
Митрополит не только оставался жить в Москве, но и был
московским подданным. Литовско-польские государи уже никак не
могли мириться с таким положением дел и разделение русской
митрополии стало неизбежным.
Первым Митрополитом Православной церкви
Литвы, независимой от Москвы, стал ставленник великого князя
Литовского Казимира IV и помощник опального Исидора - Григорий.
Он и последующие православные Митрополиты Литвы (а затем Речи
Посполитой) были последовательными сторонниками Флорентийской
унии с католической церковью. Резиденция западно-русских
митрополитов находилась в Киеве.