На главную

 

                                                                                                           

 

Реестровое казачество

 

Реестровое казачество — часть украинских казаков, принятых на постоянную воинскую службу в Речи Посполитой. Казаков записывали в специальные списки-реестры, которые были основой для определения их обязанностей и привилегий. После заключения Переяславского договора реестровцы перешли в подчинение российского царя. В Русском царстве для днепровских казаков также велся реестр в Малороссийском приказе. Запорожское войско низовое (Сечь) ни в польский ни в русский реестр не входили.

Образование реестрового казачества

Реестровый казак конной сотни

 

Проект создания реестрового казачества был выдвинут в 1524 году, при правлении великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I, который впервые поручил организовать казаков на государственную службу. Но из-за недостатка финансовых средств проект не состоялся. Реализован он был лишь королём Сигизмундом II Августом, подписавшим 2-го июня 1572 г. соответствующий универсал.

Ян Матейко. Сигизмунд I

 

Лукас Карнах младший. Сигизмунд II

 

 

По приказу короля коронный гетман Ю. Язловецкий нанял для службы первых 300 казаков. Они давали присягу на верность королю и должны были, находясь в полной боевой готовности, отражать вторжения татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в подавлении выступлений крестьян, восстававших против панов, и в походах на Москву и Крым.

В сентябре 1578 года король Стефан Баторий издал указ под названием «Соглашение с низовцами». Количество реестровцев увеличилось до 500 человек, а в 1583 — до 600. Казаки получили во владение городком Трахтемиров в Киевском воеводстве. Король передал казакам клейноды (хоругвь, бунчук, булаву и печать).

 

Стефан Баторий

    

Трахтемиров – наверное одно из самых знаменитых и, вместе с тем, самых малоизученных мест, связанных с историей украинского казачество. Сейчас это практически вымершее село, от которого, возможно уже очень скоро, ничего не останется. Тем не менее, так было не всегда. Первые точные упоминания о Трахтемирове относятся к началу XVI века, когда местечко упоминается  как «данина государская» черкасскому и каневскому старосте Остафию Дашкевичу (примерно 1510-1536 гг.). По переписи 1552 года население Трахтемирова состояло из 9 семей (чуть больше, чем сейчас). Однако в 1578 году в истории местечка произошло событие, изменившее всю его последующую историю. В этом году польский король Стефан Баторий передает  Трахтемиров, вместе с монастырем и всеми угодьями, запорожским казакам. Передача Трахтемирова запорожцам была частью  мероприятий по организации так называемого «реестрового казачества», т.е. «официального» казачества, состоящего на службе польского короля. Со стороны короля это был вынужденный шаг, призванный каким-то образом взять под контроль казаческую стихию, которая серьезно портила отношения Речи Посполитой с Крымским Ханством и Турцией.

В этом же году Стефан Баторий назначил реестровым казакам  гетьмана,  а также передал им символ власти – королевскую корогву (знамя). Первоначальная численность реестровцев не превышала двух тысяч человек, однако именно они составили ядро новой украинской  шляхты – шляхты казацкой, сыгравшей решающую роль в украинской истории XVII-XVIII веков.

Трахтемиров передавался реестровцам как своеобразная «база», на территории которой должны были размещаться администрация, склады амуниции и «дом престарелых» для отслуживших службу Запорожцев. Следует обратить внимание на тот факт, что Стефан Баторий передал Трахтемиров уже с имеющимся на его территории монастырем. Какова была история этого монастыря до того – не совсем понятно. Письменные источники указывают, что строительство монастыря начал Остафий Дашкевич. Однако, в Люстрации Киевского замка 1552 года упоминается монастырь «Зарубский светое Пречистое» вместе с церковью «Зарубской Терехтемировской». Монастырь на то время был уже практически пустой. Таким образом, название монастыря  явно указывает на какую-то преемственность по отношению к древнерусскому Зарубскому монастырю, остатки которого находятся примерно в двух километрах от Трахтемирова ниже по Днепру (урочище Монастырек). Именно как «монастырь» упоминает Трахтемиров в 1650 году и французский путешественник Гийом Левассекр Де Боплан.

            Примечательно и то, что на сегодняшний день не удалось отыскать фундаменты позднесредневекового (казацкого) Трахтемировского монастыря. Тем не менее, в Трахтемирове сохранилось шикарное кладбище, которое традиция упорно считает «казацким». Необычность кладбища объясняется обилием надгробий в виде каменных крестов. Однако, необходимо признать, что большая часть каменных крестов относится к XIX веку, а потому не являются собственно казацкими. Нам удалось обнаружить лишь несколько крестов (где-то штук пять-шесть), которые очевидно старше XIX  века и лишь два креста, которые, с определенными оговорками, можно отнести к XVII веку.

Тем не менее, кладбище все-таки можно определить как казацкое, поскольку на многих крестах (в том числе и явно более поздних) встречается военная казацкая символика – сабли и копья. Скорее всего, начало кладбища действительно было положено в конце  XVI века, когда здесь начали оседать престарелые казаки. Рассвет Трахтемирова относится к началу XVII века, когда он был резиденцией гетьмана Сагайдачного. В 1637 году, после трагической битвы казаков и поляков под Кумейками, местечко было разрушено и передано Короне. Во время войны Хмельницкого, в 1652 году, Корона вернула  Трахтемиров казакам. В 1658 году в Трахтемирове казаки выбирают гетьманом Юрия Хмельницкого.  В 1686 году, после Андрусовского мира и раздела Украины между Польшей и Россией, Трахтемиров пришел в запустение, а с 1715 года он становится обычным польским местечком, сначала принадлежащим Короне, потом панам Трипольским, затем – Понятовским. Интересен тот факт, что в составе Переяславского козацкого полка, в 1781 году, упоминается Трахтемировская сотня («Описания Киевского наместничества»). Сотня находилась на левом, российском берегу Днепра, в то время, как Трахтемиров – на правом, польском. Скорее всего, после раздела Речи Посполитой и воссоединения правобережной и левобережной Украины в составе Российской империи (1792), часть казаков этой сотни (в то время уже распущенной в связи с ликвидацией автономии Гетьманщины) осели в родном Трахтемирове. Косвенно об этом может свидетельствовать и увеличение численности населения местечка – с 300 душ в 1792 году – до 600 душ в середине XIX века. Совершенно ясно одно: традиции казацких захоронений в Трахтемирове не прерывались где-то до конца XIX века, несмотря на уничтожение казачества в польской (правобережной) Украине в конце XVII – начале XVIII веков и на ликвидацию казачества как такового в российской (левобережной) Украине в конце XVIII века. Казацкий дух покинул эти места вместе с последними потомками (сыновьями и внуками) казаков Трахтемировской сотни.

           

Поражает также разнообразие форм крестов, встречающихся на кладбище. Наиболее часто встречаются высеченные в каменных плитах различной формы (квадрат, прямоугольник, овал, форма «дикого камня») «мальтийские» кресты – символика, активно использовавшаяся на казацких знаменах  и различных воинских атрибутах  XVII-XVIII веков.

 Попадаются и «кельтские» кресты (отдельно стоящие). Что касается классических православных – то это, как правило, высеченные в квадратной или прямоугольной плите кресты, с основанием в виде полумесяца либо с треугольным основанием, напоминающим направленную вниз стрелку. Большинство крестов этого кладбища – произведения искусства. Когда бродишь среди них – время останавливается. 

Источники:

http://www.raskopki1.kod.kiev.ua/traxtemirov/index.htm

http://vkieve.narod.ru/journeys/trachtemirov/index.htm

      

Реестровые казаки, в отличие от остальных, считавшихся в Речи Посполитой холопами, получили привилегии, приравниваясь к безгербовой шляхте (без политических прав), и оплату за свою службу. Реестровые казаки именовали своего главу гетманом, на что до потери Малороссии не соглашалась польская корона, упорно именуя его официально "Старшим войска Запорожского"

После заключения Переяславского договора, гетман реестровых казаков стал именоваться «Гетман его царского пресветлого величества Войска Запорожского», а также "боярин и гетман". Русским царем были также подтверждены все привилегии, дарованные реестровому казачеству польским королем и даны новые, утверждена его численность в количестве 60 тыс. казаков.

Привилегии реестровых казаков

 

Пешие реестровые казаки в праздничной и обычной одежде

 

Согласно универсалу Сигизмунда II, реестровые казаки освобождались от уплаты налогов, получили независимость от местной администрации и имели самоуправление со своим «казацким старшиной», первым назначенным старшиной был шляхтич Ян Бадовский. Им было определено право на землевладение, первым землевладением был городок Трахтемиров с монастырем и землями до Чигирина, который был своеобразной столицей реестровиков, здесь размещались зимние квартиры, арсенал, госпиталь и приют для бессемейных инвалидов.

Реестровым казакам также были предоставлены клейноды. Оплата за службу производилась деньгами и одеждой. Официально они стали называться Запорожским войском, в противовес Запорожской Сечи (Запорожским низовым войском), для Польши юридически не существовавшей, т.к. Сечь располагалась до 1735 года на территории Крымского ханства автономной республикой. Таким образом к концу XVI века образовалось два казаческих центра: один в Запорожской Сечи, считавшейся очагом свободного казацкого движения, второй в Трахтемирове, базе реестровых казаков, ушедших на службу к польскому королю.

В 1654 году, при подписании Переяславского договора, русский царь, кроме утверждения численности реестрового казачества в количестве 60 тыс., обязался выплачивать жалованье казацкому старшине и не вмешиваться во внутренние дела казачества, сохранял местную казацкую администрацию и обязался начать войну против Польши. В тоже время реестровое казачество обязано было налоги направлять в царскую казну и воевать вместе с царем против его врагов. Царь ограничил самостоятельные дипломатические контакты гетмана реестрового казачества с Крымским ханством, Турцией и Польшей, оставив их свободными с другими государствами.

Численность реестрового казачества

  • 1572 г. По универсалу Сигизмунда II Августа — 300 человек
  • При Стефане Баторий реестр увеличился до 600 казаков.
  • В 15911596 гг. Решением польского сейма реестровое казчество было ликвидировано, но уже в 1599 г. был составлен новый реестр.
  • В 1617 г. Польский сейм утвердил реестровое войско в количестве 1000 человек.
  • 1619 г. — 3 тысячи.
  • 1625 г. — 6 тысяч.
  • Гетман Дорошенко сформировал 6 реестровых полков.
  • 1630 г. — 8 тыс. человек.
  • В 1637 г. после восстания Павла Павлюка реестр был уменьшен опять до 6 тысяч.
  • 1649 г. По Зборовскому договору — 40 тысяч.
  • 1651 г. По Белоцерковскому договору — 20 тысяч. (?)
  • 1654 г. Русским царём Алексеем Михайловичем утверждён 60-тысячный реестр.
  • 1687 г. При гетмане Мазепе — 30 тысяч.
  • В 1782 г. после ликвидации на Украине полково-сотенного строя реестровое казачество было отменено окончательно.

 Ликвидация реестрового казачества

В 1667 году после передачи Россией Правобережной Украины под власть польского короля, реестровое казачество в Польше было отменено.

В Российской империи количество реестрового казачества постепенно уменьшалось — если при Богдане Хмельницком его численность составляла 60 тыс. казаков, то уже при гетмане Апостоле в 1727 году царское правительство сократило численность реестрового казачества до 10 тыс. казаков. Все прочие были занесены в «подпомощники», т.к. не имели средств себя достойно вооружить. Окончательно реестровое казачество было отменено Екатериной II. В 1783 году вместо казацких было создано 10 кавалерийских иррегулярных, а впоследствии и регулярных полков.

С ликвидацией малороссийского реестрового казачьего войска при Екатерине II, казацкий старшина получил все права российского шляхетства (которые веками безуспешно требовал от польской короны), рядовые казаки-черкасы были записаны в сословие "малороссийских казаков", "войсковых обывателей" и "однодворцев". Их по данным малороссийского ген.-губернатора кн. Н. Г. Репнина, к началу XIX века насчитывали приблизительно полмиллиона душ обоего пола. Показаченые малороссийские крестьяне были большей частью записаны в государственные крестьяне, а меньшей частью отданы обратно своим помещикам.

Источники

Винар Л. Початки українського реєстрового козацтва. Український Історик, ч. 2—3. 1964.

Голобуцкий В. Запорожское казачество. К, 1957;

Крип’якевич І. Козаччина і Баторіеві вільности. Жєрела … т. VIII. Л. 1908;

Яковлів А. З історії реєстрації українських козаків. Україна, т. І. 1907;

Очерк из истории малороссийских казаков в к.XVII и н.XIX вв., журнал КИЕВСКАЯ СТАРИНА, 1898

 

 

 

 Источник: Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

На главную