На сегодняшний день
господствующими в общественном
мнении и в научной литературе
являются две полярные теории
происхождения казачества. Первая
из них, по меткому выражению
Игоря Яковенко 1 ,
может быть названа "казенной" и
возводит казачество к вольнице
беглецов из русских земель в
Дикое Поле. Бежавшие от
феодальной эксплуатации в Степь
"искатели воли" (в основном,
крестьяне и холопы) и создали по
мнению авторов этой теории к
середине XVI в. особую
организацию - "казачество",
постоянно подпитываемую новыми
потоками переселенцев из
Центральной и Западной России.
Данная точка зрения
окончательно сформировалась в
советское время, доминирует в
представлениях большинства
неказачьего населения и
закрепилась в общественном
сознании десятилетиями школьного
преподавания. В данном случае
казачество рассматривается как
безусловно русская (или
украинская) по происхождению
группа населения, в ходе особых
условий существования
(пограничье, постоянные войны и
набеги) выработавшая
специфические черты: особую
военную организацию, уклад,
общинный быт и др.
Вторая теория, приверженцами
которой являются, в первую
очередь, некоторые представители
"казачьей науки" 2 ,
вольноказачье движение и др.,
считает казаков особым этносом
(национальностью), возникшим еще
в античную эпоху (в начале нашей
эры) от смешения туранских,
скифских, меото-славянских,
аланских и прочих племен с
торжеством среди них славянской
речи. 3 Подобная
трактовка казачьей этнической
истории позволяет обосновать
обособленность казаков от
остального русского населения,
объясняет их национальную
самоидентификацию и
культурно-бытовое своеобразие.
Возрождение казачества,
вспышка интереса к
нетрадиционным подходам в
изучении этнической истории
придали упомянутой теории
идеологическую функцию, сделав
ее знаменем наиболее радикальных
ревнителей национальной
исключительности казаков.
Кроме этих двух, существует
довольно большое количество
условно говоря "промежуточных"
теорий:
-
А.А. Гордеев, автор
"Истории казаков" 4
возводит происхождение
казачества к взимаемой
Золотой Ордой с покоренной
Руси "дани кровью" -
"тамги". Забираемые в Орду
русские юноши использовались
для охраны степных границ и
несения ямской службы,
воспринимая уже готовые
формы военной и общественной
организации степняков
(монголов и половцев).
-
По мнению крупнейшего
российского историка Р.
Скрынникова, казачество
возникло из слияния
немногочисленных русских
переселенцев с населением
татарских станиц в степях.
-
Л.Н. Гумилев неоднократно
подчеркивал происхождение
терских казаков от
хазар-христиан, а в целом
возводит казачество к
крестившимся половцам.
-
Уже упоминавшийся нами И.
Яковенко убежден в том, что
казачество возникло в
результате
половецко-русского смешения
при явном доминировании
половецкого субстрата. По
его мнению,
антропологические (форма
черепа, телесная
конституция) и
этнографические (особенности
бытовой культуры и песни)
данные выдают в казаках
природных степняков. 5
-
И.Я. Куценко считает, что
казачество это своеобразная
и "самобытная народная
демократия...,
превратившаяся в служилое
сословие". 6
-
В.П. Трут считает
принадлежность казачества к
самостоятельной этнической
группе и его характеристику
как этноса (народа) вполне
оправданной и не вызывающей
сомнений. 7
-
Б.Е. Фролов, опираясь на
большое количество
документированных фактов,
подчеркивает полиэтничность
происхождения казачества.
8
-
Л.М. Галутво
считает казачество единым
населением с определенным
хозяйственно-бытовым
укладом, традициями и
культурой. 9
-
О.В. Матвеев вполне
резонно замечает, что "при
решении проблемы необходимо
учитывать прежде всего
специфику каждого отдельно
взятого казачьего
образования" 10 .
-
А.И. Козлов видит (не без
оснований) экстремизм в
попытках возродить
казачество как этнос, находя
все новые аргументы в
обоснование "сословной"
теории. 11
-
П.Н. Лукичев и А.П.
Скорик объявляют очевидным
тезис об этнической
самостоятельности
казачества. 12
-
Р.Г. Тикиджьян
указывает, что "в конце XIV
- первой половине XVI веков
на территории Дикого Поля
шло формирование казачества
как особой социальной и
этнографической группы (субэтноса)
на полиэтнической основе".
13
Кроме этих наиболее известных
современных теорий существует и
целый ряд не потерявших
актуальности исторически более
давних гипотез. Первыми, кто
пытался выяснить вопрос
казачьего этногенеза были в XVII
в. поляки Пясецкий и Коховский,
считавшие, что казаками (или
козаками) назывались те люди,
которые на своих лошадях были
быстры и легки как козы.
В XVIII в. таким же чисто
внешним филологическим путем,
основываясь на созвучии в
названиях, начинают видеть в
казаках остатки или потомков
различных народов. Грабянка, а
за ним А. Ригельман производили
казаков от хозар. 14
Ян Потоцкий видел в казаках
потомков тех косогов, которых
великий князь Мстислав
Владимирович поселил в XI в. в
Черниговщине.
По мнению В.Н.Татищева, в
Египте был город Черказ (от него
и казаки впоследствии у русских
людей назывались черкасами),
15 жители которого
переселились на Кавказ и стали
называться косогами. Из Кавказа
выводил казаков и Петр
Симоновский, сближая римское
название Гиркании (историческая
область на Кавказе) с латинским
словом HIRKUS - козел.
Кроме филологических были и
другие попытки объяснить
происхождение казаков. Польский
историк Кромер и русский князь
М.М.Щербатов 16
видели в казаках остатки
половцев. Вольтер в "Истории
Карла XII" - остатки татар. Н.М.
Карамзин, С. Соловьев,
В.Б.Броневский 17 -
потомков тюркского народа,
жившего на юге России и
известного под именем Черных
Клобуков.
Польский хроникер Мартин
Бельский, дядя которого был
первым старшиной в казацком
войске в начале XVIв., говорит,
что казачество выделилось из
народа, благодаря умственному
складу и характеру некоторых лиц
и условий жизни. В целом взгляд
Бельского на казачество как на
класс рыцарей разделял и
французский инженер Боплан
18 , около 20 лет
пробывший на Украине и
украинский летописец Самоил
Величко.
Н.И.Костомаров 19
считал казаков за мещан, которые
ходили на юг сначала на
промыслы, а затем условиями
жизни они принуждены были
вооружаться и вести военный
образ жизни. Карпов и Тумасов
связывают казачество с
княжескими дружинами, профессор
П.В. Голубовский - с бродниками
20 , которые еще в
домонгольские времена (XI - XII
вв.) занимали степные места.
Особой точки зрения на
происхождение казачества
придерживались профессор В.Б.
Антонович и самый крупный и
авторитетный историк кубанского
казачества Ф.А.Щербина 21
. Они связывали
происхождение казачества с
древнерусскими вечевыми
общинами.
"Несомненно, что казачество
появилось на смену вечевого
уклада народной жизни, хотя,
разумеется, и под влиянием
экономических причин. Жажда
свободы и стремление к
народоправству были прямым
наследием вечевых порядков..."
22
А.С.Пушкин 23 и
М.К.Любавский 24
считали казачество частью
русского народа, развившей свою
самобытность: "Казаки - не
остатки каких-то
древнеславянских вольных общин
на пограничье русской оседлости,
а вооруженные артели
промышленников, вытянутых из
пределов этой оседлости пустотою
степей" 25 .
А.П.Певнев 26 видит в
казаках потомков рязанских и
мещерских стражников, защищавших
русские поселения от татарских
набегов в эпоху господства
Золотой Орды.
Е.П. Савельев смотрит на
казаков как на исконных
обитателей берегов Азовского и
Черного морей, Дона и Нижнего
Днепра 27 . По его
мнению "остатки ордынских
казаков, не присоединившиеся к
киргизам - своим соплеменникам,
образовавшим новое ханство,
могли быть первым ядром, около
которого копились русские
беглецы. Скоро это ядро могло
исчезнуть от безженства... и
русское поколение ... остаться
хозяином союза" 28 .
С.Д. Охлябинин возводит
первоказаков к авангардным
отрядам монголо-татарских войск
- бессемейным удальцам. Эти
разведчики, стражи находятся
затем на регулярной службе у
татарских баскаков, взимавших
дань с русских земель, а спустя
столетие, вместе с хозяевами,
переходят на службу русским
князьям, становясь особым родом
войск 29 .
И, наконец, по мнению
И.М.Каманина 30
казачество -
"исконное
землевладельческое и
земледельческое туземное
южно-русское население,
сознающее свою национальную
особенность и преданное своей
вере, которое, признав сначала
добровольно власть татар, а
потом перейдя под владычество
Литвы, при вторжении в его жизнь
чуждых шляхетско-католических
начал стало стремиться к
обособлению, к выработке
собственных форм; но вследствие
отсутствия сильной власти
центральной, соединенного
польско-турецкого давления
извне, постоянных смут внутри,
оно вынуждено было развиваться
лишь в многосторонней,
обессиливавшей его борьбе,
которая и составляет
отличительную черту казацкой
истории". 31
Мнение автора состоит в том,
что самобытность, особость
казаков позволяет, в любом
случае, говорить о них как о
чем-то этнически специфическом:
будь это - самостоятельный
этнос, этнографическая группа
русских или особая этносословная
группа населения. Ведь
замечательно, что при всех своих
различиях, практически каждая из
названных теорий и гипотез
подчеркивает своеобразие
казачества, его глубокое отличие
от остального русского
населения.
Примечания:
1. Яковенко И. Подвижен,
отчаян и храбр // Родина. -
1995. N 10.
2. См.: Казачий
словарь-справочник / Сост. Г.В.
Губарев. Ред. изд. А.И. Скрылов.
- Сан-Ансельмо, Калифорния, США,
1968. и Савельев Е.П. Казаки.
История. - Владикавказ, 1991 и
др.
3. Казачий
словарь-справочник. Т. 2. С. 25.
4. Гордеев А.А. История
казаков. - М.: "Страстной
бульвар", 1992.
5. Яковенко И. Подвижен,
отчаян и храбр...- С. 70.
6. Куценко И.Я. Кубанское
казачество. - Краснодар, 199З.
С.24.
7. Трут В.П. К вопросу об
этносоциальном облике казачества
в начале века и проблемах его
возрождения на современном этапе
// Проблемы истории казачества:
Сб. научных трудов. - Волгоград,
1995.
8. Фролов Б.Е. У источников
Черноморского войска
(численность, национальный и
социальный состав) // Проблемы
истории казачества: Сб. научных
трудов. - Волгоград, 1995.
9. Галутво Л.М. Ф.А. Щербина
о судьбах казачества // Проблемы
истории казачества: Сб. научных
трудов. - Волгоград, 1995.
10. Матвеев О.В. Кубанское
казачество в сословной структуре
Российской империи и тенденции
его развития в 60-80 гг. XIX в.
// Проблемы истории казачества:
Сб. научных трудов. - Волгоград,
1995.
11. Козлов А.И. Казаки -
нация, сословие?.. //
Возрождение казачества: история
и современность. Сб. научных
статей к V Всероссийской
(Международной) научной
конференции. - Новочеркасск,
1995.
12. Лукичев П.Н., Скорик А.П.
Казачество:
историко-психологический портрет
// Возрождение казачества:
история и современность. Сб.
научных статей к V Всероссийской
(Международной) научной
конференции. - Новочеркасск,
1995.
13. Тикиджьян Р.Г. Казачество
и неказачье население Дона:
становление, этносоциальный
состав и проблемы
взаимоотношений // Возрождение
казачества: история и
современность. Сб. научных
статей к V Всероссийской
(Международной) научной
конференции. - Новочеркасск,
1995.
14. Ригельман А.И. История
или повествования о донских
казаках. - М., 1846.
15. Татищев В.Н. История
российская. - М., 1968.
16. Щербатов М.М. Сочинения.
В 2-х т. - М., 1896, 1898.
17. Броневский В.Б. История
Донского войска. Описания
Донской Земли и Поездки на
Кавказ. - СПб, 1833 - 1834.
18. Боплан. Описание Украины.
- М., 1832.
19. Костомаров Н.И. Русская
история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей. - М.:
Мысль, 1993.
20. Голубовский П.В.
Печенеги, торки и половцы до
нашествия татар. - М., 1884.
21. Щербина Ф.А. История
Кубанского Казачьего Войска. В
2-х т. - Екатеринодар, б/и, 1910
- 1913.
22. Щербина Ф.А. Указ. соч.-
Т. 1. С. 420 - 421.
23. Пушкин А.С. История
Пугачева. - М., 1987.
24. Любавский М.К. Начальная
история малорусского казачества
// Журнал Министерства народного
просвещения. - 1895. N 7.
25. Любавский М.К. Указ.
соч.- С. 12.
26. Певнев А.П. Кубанские
казаки. Пособие для учеников
станичных школ. - Екатеринодар,
1911.
27. Савельев Е.П. Казаки.
История. - Владикавказ, 1991.
28. Савельев Е.П.. Указ. соч.
- С. 8.
29. Охлябинин С.Д. Честь
мундира.- М.: Республика, 1994.
30. Каманин И.М. К вопросу о
казачестве до Богдана
Хмельницкого. - Киев, 1894.
31. Каманин. Указ. соч. -
С.29