Они служили Украине. Из истории казацких родов еврейского происхождения
Предисловие переводчика
История, потому и наука, что изучает жизнь, которая, как известно, богаче всяких схем. Евреи принимали активное участие в жизни Восточной Европы. Первый русский национальный святой новгородский епископ Никита Богосвят и первый русский национальный богослов Лука Жидята очевидно были евреями. Евреи были среди опричников Ивана Грозного, в Смутное время, среди малороссийских учителей и иностранных специалистов времен царя Алексея Михайловича. Евреи среди иностранцев, призванных Петром "открыть окно в Европу", как канцлер Шапиров. Знаменитые шляхетские польские роды ведут свое происхождение от евреев. Первым польским королем по преданию был еврей. Легенда рассказывает, что паны впервые решив избрать короля, по своему обыкновению не могли договориться. В конце концов, чтобы все не передрались, было принято отчаянное решение, что королем будет тот, кто первым войдет в город после открытия ворот. Первым был еврей. Легенда сохранила его имя - Абрам Праховник. Делать было нечего, и шляхта короновала еврея. Абрам, пробыв на посту всего лишь один день, вышел за ворота, привел Пяста и своим королевским словом выдвинул его на польский престол. Предлагаемая читателям работа киевского историка показывает, что, и Украина не являлась исключением, и люди еврейского происхождения были представлены среди ее национальной элиты.
Евреи занимали особое положение в Восточной Европе. В мире людей, прочно разделенных сословными, перегородками, евреи были, наверное, единственным сословием свободных людей. Крестившиеся евреи в Германии и Австрийской Империи получали дворянство не как награду, а лишь потому, чтобы сохранить их социальных статус. Ведь всех остальных связывали крепостные или цеховые законы. Вопреки разного рода теориям национальной исключительности, евреи активно жили жизнью окружающих народов, активно влияли и подвергались влияниям окружающего мира. И взаимное влияние это было богаче, шире, разнообразней, чем кажется сторонником убогих идеек о "крови и почве" или "крови" без почвы.
Недавно в одном фешенебельном гольф-клубе в пригороде Нью-Йорка я был на свадьбе. Под традиционным еврейским свадебным шатром хупой, рядом с красивым молодым доктором, наследником известной своей благотворительностью еврейской семьи стояла тоненькая девушка, наследница русских исторических фамилий Кочубеев, Маркевичей, Сперанских. Так получалось, чтобы достичь чего-то в широком мире, от еврейского народа всегда уходили его сыновья и дочери. Достижения выходцев из местечек России, Украины, Польши, Беларуси, Румынии стали возможны именно потому, что они вышли из местечка, из общины. Многих оплакивали, как покойников.
Похоже, сегодня ситуация меняется и к евреям приходят потомки тех, кто когда то ушел. Впервые за две тысячи лет истории еврейство стало привлекательным для других. Уроки истории помогают нам проявить терпимость и великодушие и не оттолкнуть тех, кто готов разделить с нами нашу национальную судьбу.
Дан Михаэль
Казацкая старшина как элитный слой украинского общества начала формироваться еще задолго до Освободительной войны украинского народа. Но именно это событие помогло ей выдвинуться на высочайшие ступеньки иерархической лестницы воскрешенного украинского государства. На протяжении продолжительного времени казацкая старшина была стражем украинской государственности и культурных традиций своего народа . Это убедительно доказывает изучение истории старинных казацких родов. Василий Капнист, Леся Украинка, Николай Лысенко, Михайло Драгоманов, Александр Конинский, Елизавета Скоропадская - все они потомки казацкой старшины. Поэтому взгляды некоторых историков на казацкую старшину как предателя интересов украинского народа, мягко говоря, не совсем объективны.
Казацкая старшина была очень разнообразной по своему экономическому состоянию, политическому весу, социальным и этническим происхождением. Здесь были представители старинных благородных православных родов древнерусского происхождения (Нечаи, Бобыли, Виговськие, Бакуринские и др. ); польская католическая шляхта, которая имела имения на украинских землях и "покозачилася", опасаясь гонений во время Освободительной войны (Дунины-Борковськи, Леонтович и др.); иностранцы - греки, сербы, волохи, среди которых было немало представителей старинных аристократических родов, которые, не имея возможности бороться за дело православной церкви в себя на родине, где безраздельно владычествовали турки, принимали участие в украинском освободительном движении (Апостолы, Капнисти, Милорадовичи, Томари). Кочубеи были крымскими татарами, Фридриковичи - австрийцами, Орлики и Пасеки происходили из Чехии, шотландцем был сподвижник Богдана Хмельницкого Максим Кривонос.
Среди казацкой старшины нередки и люди еврейского происхождения. Это - Боруховичи, Магеровськие-Перехресты, Герцики, Крижановськие, Марковичи, Перехрести-Осипови и некоторые другие. Продолжительное время путь к казацкой службе евреям был закрыт. В значительной меpе это объясняется высоким социальным статусом, которые имели евреи в Речи Посполитой. Они составляли преобладающую часть польских банкиров, ростовщиков, торговцев и управляющих имениями. Тому гнев восставших масс украинского народа во время Освободительной войны был направлен не только на поляков-аристократов, а и на евреев.
Позднее, во времена гетмана Ивана Мазепы, когда общественные антагонизмы поутихли, в казацкий реестр попали некоторые еврейские семьи. Чаще всего это было благодарностью гетманской администрации, которая постоянно маленькая потребность в средстве, своим богатым кредиторам. Влившись в казацкую старшину, еврейские семьи быстро породнились с известнейшими старшинскими родами, и стали неотъемлемой частью украинской элиты, сыграли значительную роль в украинской истории и культуре.
Так, из рода Боруховичей (Бороховичів) (1) происходил известный украинский государственный и военный деятель - Михайло Андреевич Борухович (? - 1704). Он был гадяцким полковником (1687- 1704) и приказным гетманом времен Северной войны (1701), принимал участие в походе под Азов (1696) и в Польском походе 1704 г., во время которого и погиб. Михайло Андреевич был известный своей заботой о православных храмах - пожертвовал 100 золотых (очень большая к тому времени сумма) на Лубенский Мгарський монастырь. 1686 г. построил Успенскую Лютенскую церковь, где и был похоронен.
Несколько известнейших государственных деятелей, борцов за независимость Украины происходили из рода Герциков (2). Близкий к гетману Ивану Мазепе человеком был Павел Семенович Герцик (? - 1700), полтавский полковник (1675-1677, 1683-1687, 1691-1695). Он, так же, как и гетман Мазепа, уделял большое внимание строительству храмов. 1700 г. на его средства поставлен Воздвиженский храм в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
Все три сына Павла Семеновича Герцика - Григорий (?- пюля 1735), Иван и Афанасий были сторонниками гетмана Мазепы и вместе с ним оказались в эмиграции. Наиболее известен старший брат - полтавский приказной полковник Григорий Павлович Грецик (1705). После полтавского поражения 1709 г. он эмигрировал в Бендеры. Был одним из тех, кто остался верным гетману до конца и проводил его тело в последний путь . После смерти Мазепы Григорий Герцик служил генеральным есаулом (1711- 1719) при Орлике. В 1719 г., выполняя поручение Орлика, переехал из Стокгольма в Варшаву, где был похищен людьми русского посла, вывезен в Pocсию и заключен в Петропавловской крепости. В 1727 г. Григория освободили и оставили на поселении в Москве.
Женами приверженцев Мазепы были и дочери полтавского полковника: Мария - воинского товарища Владимира Григорьевича Максимовича (? - до 1756); Анна - генерального писаря, Филиппа Орлика (1672 - 1742); Кристина - полковника Григория Ильича Новицкого, высланного в Сибирь (1709), где он проповедовал христианство среди остяков и вогулов и оставил работу, посвященную этим народам.
Основателем рода Крижановських (3) был выкрещенный еврей Антон Степанович (? - июль 1772), сделавший головокружительную карьеру в гетманской администрации. Сначала он добился передачи ему ряда откупов и аренд. Пополняя гетманскую казну, Крижановський не забывал и о себе, очень быстро стал одним из богатейших людей Гетманщины. За услуги гетманской администрации Антон Степанович получил неплохое вознаграждение - правительство сотника Глинського Лубенського полка (1742), а затем и полковника гадяцкого (1762-1772). К этому же роду, вероятно, принадлежал и известный епископ Смагард Крижановский. Род Перекрестов-Осиповых был известный на Слобожанщине. Из него вышло несколько казацких полковников. Имения Перекрестов были образцом культурного хозяйства и жемчужиной усадебной архитектуры.
Виднейшим среди казацких родов еврейского происхождения был род Марковичей (4). Вопрос его происхождение вызвало в свое время горячие споры, однако так и остался до конца не выясненным. Поскольку фамилия патримониальная, то есть сначала было отчеством, то оно широко распространено у некоторых народов (поляков, украинцев, чехов, белорусов, сербов, восточных евреев). О. Лазаревский придерживался мысли про еврейское происхождение Марковичей, П. Дорошенко доказывало иx местное украинское происхождение, сторонником сербской версии был историк М. Маркович**, не желавший верить, что происходит из евреев. Тома архивных материалов, обработанные автором, не дают прямого ответа на вопрос, который так беспокоил исследователей. Но косвенные сведения, содержащиеся в архивных документах, подводят к мнению именно про еврейское происхождение рода .
Основателем рода Марковичей был Марк Аврамович (? - 1712), арендатор прилуцский и пирятинский, имя которого и стало родовой фамилией для его потомков. Марк был титором Пречистенской Прилуцкой церкви и много жертвовал на благотворительные дела, за что нему и было предоставлено чести упокоится в Густинском монастыре.
От брака с дочерью богатого мещанина, прилуцкого войта Григория Корниенка Ограновича, у Марка Аврамовича было многочисленное потомство, из которого наиболее известны дочь Анастасия и сын Андрей.
Анастасия Марковна (? - 1729) была в первом браке за генеральным бунчужным Константином Ивановичем Голубем, а во втором - за гетманом Иваном Ильичом Скоропадским (? - 1722). Она известная своим решительным характером, и, имея огромное влияние на своего мужа-гетмана, нередко вмешивалась в государственные дела. Поэтому и бытовала среди казаков прибаутка: "Иван носит плахту, а Настя - булаву". Память о себе она увековечила еще и учреждением Гамалеевського монастыря.
Ее брат - Андрей (1674 - 1747), старший сын Марка Аврамовича, - известный государственный деятель. Благодаря своему сродству с гетманом, он занимал видные посты в гетманской администрации: сотник глуховский (1709 - 1714), полковник лубенский (1714-1727), генеральный казначей (1729 - 1740). Сначала он был сторонником гетмана Мазепы, но потом перешел на сторону русского царя и принимал участие в взятии Батурина. В 1709 г. ездил в Царьград с миссией от Петра І и гетмана И. Скоропадского. Андрей владел в Гетманщине богатыми имениями и отличился жестокими поборами, за что попал под следствие. Тем не менее благодаря поддержке своей сестры - жены гетмана Скоропадского, имевшей связи с русским правительством, был оправдан. 1740 г. вышел на пенсию в ранге генерального обозного.
От сынов Андрея - Якова (1696 - 1770), приказного полковника лубенского, и Семена (? - 1738), сотника роменского, ведут начало черниговская и роменская ветви рода .
Яков Андреевич, как и его предки, сделал блестящую карьеру: бунчуковый товарищ (1721), приказной полковник лубенский (1721, 1723-1735), неоднократно выдвигался на главные посты в украинской администрации, и не был избран из-за нелюбви казаков к нему и к его отцу. Но в украинскую историю он вошел не как военный, а благодаря своим литературным трудам. Образование получил в Киево-Могилянской Академии, был любимым учеником Феофана Прокоповича. Перу Якова Марковича належат переводы с латинского языка, прозаические произведения и стихи по мотивам псалмов и "слов" Иоанна Златоуста и других отцов церкви. Яков оставил также "Генеалогические заметки" и "Деяния" (охватывает период с 1717-го по 1764 г. ), что содержат сведения про политическую, социально-экономическую и культурно-бытовую историю Украины времен Гетманщины. Попытки издать дневники Марковича делались трижды: О. Марковичем, О. Лазаревским и В. Модзалевским (5). Однако значительная часть так и осталась неопубликованной (как, кстати, и подавляющее большинство произведений Якова Андреевича). Некоторые рукописи этого талантливого писателя и переводчика утрачены.
Первым браком Яков Андреевич был женат на Елене Павловне Полуботок (? - 1745), внучатой племяннице гетмана Ивана Самойловича и дочери известного борца за автономию Украины черниговского полковника и приказного гетмана Павла Леонтиевича Полуботка.
К черниговской ветви рода Маркович принадлежат и историки Яков и Александр Михайлович, внуки Якова Андреевича. Старший из них - Яков (1776 - 1804), историк, этнограф и фольклорист, был очень талантливым человеком. 1798 г. он издал в Петербурге первую часть фундаментального труда "Записки в Малороссии, ее жителях и произведениях", где содержатся сведения о быте, фольклоре, хозяйстве, государственно-политическое устройство Гетманщины, природу и историю Украины. Работа осталась незавершенной, поскольку автор по неизвестным причинам наложил на себя руки. Книга оказала чрезвычайное влияние на национально сознательных украинцев.
Его младший брат Александр (1790 - 1865) посвятил себя общественной деятельности: был генеральным судьей в Чернигове (1827 - 1831) и черниговским губернским предводителем дворянства (1832 - 1838), членом Черниговского губернского комитета по увольнению крестьян, автором проекта отмены крепостного права, а также целого ряда исторических и этнографических работ . Среди них ценнейшие: "Историческая и статистическая записка в дворянском сословии и дворянских имуществах Черниговской губернии" (1841), посвященная истории формирования из казацкой старшины "малороссийского дворянства", исторические описания г. Глухова, Гамалеевського монастыря и очерк "Малороссийская свадьба" (1827). Он опубликовал ряд родовых архивных документов (1824) и издал на русском языке сокращенный вариант дневников своего деда Я. А. Марковича (1859).
К роменской ветви рода Марковичей принадлежал Афанасий Васильевич Маркович (1822 - 1867), известный общественный деятель, музыкант, этнограф и фольклорист. Как член Кирилло-Мефодиевского общества был сослан к г. Орел, где вступил в брак с Марией Александровной Вилинской, широко известной в украинской литературе как Марко Вовчок. Возвратившись в Украину, Афанасий собирал народные песни, поговорки, присловья и пословицы и публиковал их в этнографических сборниках и периодической печати. Свыше 30000 пословиц и поговорок, собранных Марковичем, было использовано М. Номисом в издании "Украинские пословицы, поговорки и тому подобное" (1864). Афанасий Маркович - автор музыки к "Наталке-Полтавке" Ивана Котляревского (1857) и оперы "Чары" по пьесе К. Тополя (1866), поставленных силами любительских кружков, которыми он руководил в Чернигове и Новгороде-Северском .
Его сын от брака с Mapией Вилинской - Богдан (1853- 1915) - доцент Петербургского университета, кандидат физико-математических наук, известный деятель русского революционного движения, публицист и автор воспоминаний о матери - "Марко Вовчок на Кавказе" (1914).
Сын последнего - Михаил Богданович - известный ученый-химик, основатель Всесоюзного научно-исследовательского института нефтехимии. С ним случилась судьба многих культурных людей того времени - был репрессирован в 1938 г. (6). К этой же роменской ветви принадлежал племянник Афанасия - Дмитрий Васильевич Маркович (1849 - 1920), известный в литературе под псевдонимом Оленин. Он активно участвовал в земской, кооперативной и политической жизни Волыни. В 1912 г. возглавил редакцию винницкого еженедельника "Подольска Воля". Во времена Центральной Рады был генеральным прокурором, во время гетманщины - членом Сената . Автор нескольких комедий и рассказов ("Не поняли", "Омелько каторжный", "Шмат", сборник "По степям и хуторам"), изображающих социально-экономические условия жизни дореволюционной Украины.
Третья ветвь рода Маркович - прилуцкая - идет от брата Андрея Марковича - Федора (? - 1737/38), сотника прилуцкого и бунчукового товарища. К ней принадлежит известный историк, фольклорист и литературовед Алексей Иванович Маркович (1847 - 1903). Действительный член Научного общества им. Шевченко, профессор Новороссийского университета, он был автором ряда работ по истории Московского государства XVІ-XVІІ ст. Его перу принадлежат литературоведческие и фольклорные труды.
Один из внуков Федора Марковича - Иван Андреевич Маркевич*** (1747 - 1814), старший советник гражданского суда Новгород-Северського наместничества. Он был чрезвычайно интересным человеком. На досуге занимался разведением тюльпанов и собиранием библиотеки. Имея передовые взгляды и изысканный литературный вкус, Иван Андреевич восхищался Вольтером и Руссо. Его корреспондентами были гетман Кирилл Розумовсксий, Мадам где Сталь, друг Вольтера Лаборд, гостивший в имениях Марковича. Именно Ивану Андреевичу наложит честь открытия фарфоровой глины в России. Состоящий в браке с правнучкой знаменитого генерального судьи времен Мазепы Василия Леонтьевича Кочубея и гетмана Данилы Павловича Апостола Елизаветой Васильевной Кочубей (? - 1800) (7), двоюродной сестрой известного русского государственного деятеля, приятеля императора Александра І, всесильного председателя Совета министров Российской империи, светлейшего князя Bиктopa Павловича Кочубея.
Из потомков этой семьи наиболее интересны дочь Пульхерья и сын Андрей. Пульхерья Ивановна (бл. 1775 - ?) стала женой Михаила Яковлевича Скоропадского (1764 - 1810). Их внучка - графиня Елизавета Ивановна Скоропадская-Милорадович (1832 - 1890) - известная украинская патриотка и меценатка, член "Українськоі общины", один из основателей Народной библиoтeки, президент Благотворительного общества в Полтаве, один из основателей Научного общества им. Шевченко в Львове. Правнуком Пульхерии Ивановны Маркович был гетман Павел Петрович Скоропадский (1873 - 1945).
Андрей Иванович Маркевич, брат Пульхерии Ивановны Маркович-Скоропадской, получил блестящее образование и по рекомендации своего двоюродного дяди - князя Виктора Павловича Кочубея - вступил на дипломатическую службу. Однако быстро вышел в отставку из соображений материального характера и посвятил себя общественной деятельности, выполняя обязанности прилуцского предводителя дворянства.
От брака с племянницей генерал-фельдмаршала графа Ивана Васильевича Гудовича - графиней Анастасией Васильевной Гудович (1782 - 1819 ) имел сына Николая Андреевича Маркевича (1804-1860), выдающегося украинского историка, архивиста, этнографа, фольклориста, поэта, композитора, музыковеда. Основным трудом жизни Николая Андреевича была пятитомная "История Малороссии" (1842 - 1843), одна из первых попыток складывания синтетической работы по истории Гетманщины. Он - автор исторических произведений "Мазепа" (1841), "Гетманство Барабаша" (1841) и др. К сожалению, он не закончил своей работы - "Большой исторический, мифологический, статистический и проч. словарь Российской империи". Перу Маркевича належит также немало интересных этнографическо-фольклорных работ: "О табаке вообще и в Малороссии в особенности" (1853), "О климате Полтавской губернии" (1850), "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян" и др. Николай Андреевич - автор одного из первых вокальных произведений на віpші Т. Шевченко "Сирота", сборника обработок украинских народных песен "Народные украинские напевы" (1857). Полностью работы Маркевича не изданы до сих пор .
Микола Андрійович Маркевич
Сын Николая Маркевича от брака с Ульяной Александровной Ракович (1809 - 1893), сестра которой, кстати, была женой известного русского литератора Павла Анненкова, Андрей Николаевич (1830 - 1907) - сенатор, выдающийся юрист, председатель Петербургской судебной палаты, действительный статский советник, статс-секретарь императора, кавалер ряда императорских орденов, прославился как филантроп и музыкант. Его стараниями основан музыкальное общество в Петербурге, основной целью которого было распространения музыкального образования в России. По его инициативе создано 20 отделений общества, в частности в Харькове, Киеве, Одессе, и музыкальные школы при них. Вместе с А. Рубинштейном был основателем Петербургской консерватории. Благодаря стараниям Маркевича 1866 г. был утвержден "Устав музыкальных училищ", а консерватории признаны первостепенными учебными заведениями. Андрей Николаевич был блестящим виолончелистом, первым в России собственником виолончели Страдивариуса, участником благотворительных концертов с участием Рубинштейна, Римского-Корсакова, Лядова, Глазунова, Балакирева, Мусоргского. Андрей всячески содействовал возвращению рукописей Шевченко из архива ІІІ отделения в музей Украинской старины в Чернигове и полном издании произведений поэта ("Кобзарь" под ред. В. Доманицкого, 1907). Он - автор сборника украинских народных песен, переложенных на ноты ("Народные украинские напевы, положенные на фортепиано", 1860). Маркевич был председателем Шевченковского общества помощи обездоленным уроженцам Южной России, учившимся в Петербурге, а также товарищем главы Императорского филантропического общества.
Андрій Миколайович Маркевич
Правнуками Андрею Николаевичу приходятся выдающиеся французские музыканты Игорь и Дмитрий Борисович Маркевичи. Игорь(1912 - 1983) известный как дирижер, пианист и композитор. Он руководил оркестром Ш. Ламурьо в Париже, Монреальским симфоническим оркестром в Канаде. Автор балетов "Ребус" (1931), "Полет Ікара" (1933) (последний написан для другого выдающегося украинца - Сергея Лифаря), вокально-симфонических произведений, оркестровой музыкант, теоретических работ . Игopь Борисович оставил мемуары "Сделано в Италии" (о своем участии в Движении Сопротивления в Италии, за что был награжден золотой медалью "Партизан Северной Италии") и "Современное и минувшее", в которых рассказал и своей жизни, полной удивительных встреч и событий.
Дмитрий Борисович (нар. 1923) - музыкант, педагог и музыковед - был любимым учеником всемирно известного виолончелиста Г. Пятигорского. Дмитрий Маркевич - член преподавательского корпуса консерватории им. Рахманинова в Париже, Нью-йоркского музыкального колледжа, Университета Штата Луизиана, основатель и директор Высшего музыкального института в Монтре, член Европейской консерватории в Париже, автор многих музыкальных публикаций и работ, член Французского и Американского музыковедческих обществ и Русского музыкального общества.
Когда народ переживает трудные времена, он всегда обращается к своему прошлому. История учит нас, что государство может быть сильным лишь тогда, когда имеется сплоченное общество. Поэтому наша Родина займет надлежащее ей место среди цивилизованных европейских стран только тогда, когда вcе люди, живущие в Украине, независимо от их этнического происхождения и вероисповедания, ощутят себя украинцами.
Примечания:
Перевод с идиш - автора исследования.
** Подробней см. Маркович А. Марковичи. - Киев, 1890. - С.41-55. *** Первым, изменившим написание фамилии на Маркович был Иван Андреевич, дед историка
Библиография
Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник. - К" (1908. - T.1. С. 84-86.
2. Там же. - С. 271-274.
3. Лазаревский А. М. Люди старой Малороссии. 8. Крыжановские. // Киевская старина, 1885. - № 5 - Май. - С. 7-13.
4. Модзалевский В. Л. Вказ. праця. - Т. III. - С.388-432; Маркевич А. Марковичи. - К., 1890; Милорадович Г. А. Родословная книга Черниговского дворянства. - СПб., 1901. - Т. I I. - Ч. VI. - C.113-123; Лазаревский А. Вказ. праця. - 1884. - №1. - С.51-82; Томазов В., Марковичі. //Старожитності.- К., 1994. -№ 1-2 (60-61); До родоводу М. А. Маркевича. (Бабуся Єлизавета Василівна Кочубей та iї родичі). // Спеціальні історичні дисципліни: питания теорії та методики. - К., 1997.- С. 227-243.
5. Маркович О. М. Дневные записки малороссийского подскарбия генерального Якова Марковича.- М., 1859; Лазаревский А. М. - Дневник Якова Марковича (1717 - 1767). - Чч. 1-3. - К., 1893-1897; Модзалевский В. Л. - Дневник Якова Марковича. (1735 - 1740). - Т. IV. // Жерела до iстopії України-Руси.- Львів, 1913.
6. Личный архив автора
7. Дату смерти подано впервые. Інститут рукопису Наукової бібліотеки ім. B.І.Вернадского НАН України. - Ф. 23. - Спр. 334. - Арк. 30.
По материалам сайта http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer1/Tomazov1.htm |