На главную

 

 

Алексеев В. П.

 

ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА Г. МГЛИНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

 

История евреев на территории Брянской области практически не затрагивалась в исторической литературе. С одной стороны это объясняется утратой большей части источников. Однако в фондах Государственного архива Брянской области имеются разрозненные документы, освещающие некоторые стороны жизни евреев в нашем крае в ХIХ-ХХ веках. Одними из этих документов являются ревизские сказки - переписи податного населения российской империи, проводившиеся до 1858 г. Несмотря на неполную сохранность всех переписей, все-таки можно даже на основе сохранившихся получить представление о социально-демографическом положении еврейского населения. Особую ценность сведения ревизских сказок представляют для генеалогических исследований, помогая разработке родословных известных еврейских фамилий до середины XVIII века. За основу исследования о еврейской общине г. Мглина Черниговской губернии, автор берет наиболее полно сохранившуюся ревизскую сказку казаков и мещан г. Мглина 1850 г.

 

Первая еврейская община в г.Мглине существовала в период между 1618-1654 гг., когда город находился под властью Речи Посполитой. Как и повсюду в шляхетской республике евреи брали в аренду панские поместья, занимались ростовщичеством и торговлей. В результате восстания Богдана Хмельницкого мглинские евреи были истреблены или вынуждены были сбежать. Снова они появляются в этих местах после разделов Речи Посполитой. К 1834 г. в Мглине формируется значительная еврейская община. О происхождении еврейского населения Мглина можно в какой-то мере судить по фамилиям, которые формируются в еврейской среде к концу XVIII в. Большая часть фамилий образована по славянским формам: польской -на -ский, часто употреблявшейся в то время и на Украине, белорусской -на   ич, русской на -ов, -ев, -ин, украинским на -ко.

По польскому образцу произошли такие фамилии, как: Погорельский, Запольский, Биховский, Быковицкий, Поляховский, Розанский, Карбовский, Селицкий, Ариновский, Каплинский, Слуцкий, Гамлевский, Кри-сталинский, Орловксий, Залмаковский, Женский, Хаитовский, Бельковский, Разинский. Яцковский, Арманский, Горский, Марковский, Еленский, Петровицкий, Негинский, Галицкий, Мстиславский, Баложный, Ульянский, Мазурский.

К белорусской традиции восходят такие еврейские фамилии, как Агранович, Якубович, Гуревич, Фиськович, Файбисович, Осирович, Евилевич, Стихович, Израилевич, Либавич, Бабавник, Исакович.

Большое количество фамилий образовано по русской форме: на -ин, -ев. -ов: Гдалиев, Цивкин, Каминов, Хаитов, Брюков, Левин, Цетлин, Лямин, Хайкин, Орлов, Беньяминов, Китаев, Невелев, Крутиков, Дворкин, Персов, Воронов, Новиков, Княмкин, Иткин, Пейсахов, Аврутин, Котликов, Каганов, Письменов, Хаськин, Гамарин, Белкин, Миримов, Евелев, Лосев, Цивкин, Блюмкин, Черников, Камаков, Гаршин, Розов, Лурьев, Левитин, Шатров, Кунин.

Часть фамилий напоминает о немецких землях, с которых переселялись когда-то евреи: Альтшулер, Идельсон, Левитан, Штейнгарт, Тальман, Гейтман, Гафт, Авербах, Левант, Рубинштейн, Гинзбург, Брук, Брикер, Фридман, Певзнер, Наркин, Зискин (сокращенное от Наркинд, Зискинд).

Несколько фамилий возникло в форме «чистой основы»: Фраг, Контран, Пиндрик, Кукуй, Шапиро, Гетман.

В документах того времени евреи записывались, как и русские - с именем, отчеством и фамилией. Отчество писалось не на -вич, что было в то время дворянской привилегией, а на -ов, или —ин, например, купец Бо-рох Лейбин Ульянский, или Гирша Мееров Идельсон.

Еврейское население Мглина занималось торговлей и ремеслом. Торговали, в основном, в мелочных лавочках хлебом, пенькою, солью, конопляным маслом, соленою рыбою, мелом, скупавшимся по дешевой цене у окрестных крестьян. Пеньку и масло отправляли к Рижскому порту, стада скота гнали в Москву и Петербург. Из ремесленников больше всего сапожников, портных, овчинников (кушнерей), кузнецов, мясников, медников, ткачей, красильщиков, гончаров. Во главе еврейской общины стояли раввин и старейшины. Они собирали деньги для уплаты налогов, на содержание синагоги и кладбища, содержание раввинов и учителей, на благотворительную помощь беднякам. Община содержала общественную бойню для забоя скота по правилам, необходимым для приготовления кошерной пищи и баню для ритуального очистительного омовения. Около 1855 г. во Мглине было основано две молитвенных школы, где происходили молитвенные собрания, а дети изучали Тору и Талмуд.

 

С юго-восточной стороны от Мглина на месте древнего городища было выделено место для еврейского кладбища.

Вид на кладбищенские холмы...

Фото Виталия Черенцова

 

 

 Каменные круглые надгробия и поныне сохранились на этом месте. Местное православное население даже с середины прошлого века противилось погребению евреев на православном кладбище.

 

Могильные камни на еврейском кладбище...

Фото Виталия Черенцова

 

 

Сведения о еврейском населении г.Мглина можно почерпнуть из ревизской сказки - переписи г.Мглина, составленной 1 октября 1850 г. В городе проживало 9 семей евреев - купцов третьей гильдии, в которых насчитывалось 99 душ м.п. и 96 душ ж.п. Сказка троекратно просчитывалась на мирской сходке с целью проверки упущений и была подписана градским главой Саввой Ковалевым, двумя гласными Куракулькой и Анисимом Белофастовыми и представителями еврейской общины: исполнявшим должность раввина, помощником Янкелем Дивовичем, старостой Израилем Моисеевым Лифшицем, а также Леви Фридманом, Велькой Негинским, Кнльманом Кругликовым и Пинкасом Исаковичем. Основную часть еврейского населения составляли мещане: в 332 дворах проживало 1236 душ м.п. и -1267 душ ж.п.

Помимо основного списка было подано еще несколько дополнительных сказок. По первой из них самой большой, подписанной раввином Самуилом Казаковым, было 20 дворов мещан, в которых проживало 47 душ м.п. и 44 ж.п., в остальных были сведения о пропущенных семьях и душах. Таким образом, к 1851 г. было всего 1302 евреев мужчин и 1315 женщин. В 1859 г. общая численность населения во Мглине составляла 8668 человек. Евреи составляли не менее 27% городского населения и более половины всех мещан.

Первой из еврейских семей в ревизской сказке названа семья братьев Берки, Ильи и Файбиса Гдалиева. К сожалению, первого листа со списком мужчин не сохранилось. Женщин в этой семье было 17.

По многолюдности семьи купцов евреев можно сравнить только с большими семьями русских крестьян. Вероятно, купцы не желали дробить свои капиталы, поэтому взрослые сыновья жили вместе с отцами и даже братья после смерти отца не делились.

Другая такая большая семья была у купца Янксля Аврамова Ароноса, 47 лет. С ним жила его мать вдова Рива Янкелева, 63 лет.  Старшему сыну Янкеля, Шломе было, 30 лет. У Шломы и его жены, Баси Узиеловой, тоже, 30 лет было 3 сына: Узиел, 8 лет, Аврам, 6 лет и Шмуйла 3 лет и дочь Мейла, 1 год.

Второй сын Янкеля, Гирша, 28 лет, был женат на Роде Эльиной, 26 лет. У них были дети, Мейлах, 5 лет и дочь. Бася, 4 лет.

Третий сын Янкеля, Залман, 24 лет, был женат на Риве Янкелевой, 25 лет. У них был сын, Лейба, 3 лет.

Четвертый сын Янкеля, Аврам, 22 лет, был женат на Рахели Велькиной 21 года. Детей у них еще не было.

Пятому сыну, Хацкелю, было 15 лет.

С Янкелем жила семья его брата Ударии Аврамова, 42 лет, женатого на Душе Ариевой, 43 лет. У них был сын, Хаим, 27 лет, женатый на Ханке Гиршиной, 24 лет. У Хаима и Ханки были дети: Гирша, 3 лет, Аврам года. Как у русских крестьян детям часто давали имена их дедов: маленький Гирша назван по имени деда по матери, а Аврам - по имени деда по отцу. Кроме Хаима у Удалии Аврамова было еще три сына: Аврам, 18 лет, Берка, 13 лет, Шлома, 5 лет.

Второй брат Янкеля, Израиль, 38 лет, был женат на Нахаме Аврамовой 40 лет. Их старший сын, Мордух, умер в возрасте 6 лет в 1838г., Мееру и Нахману было по 10 и 4 года, а дочери Эстери - 6 лет.

Третий брат Янкеля, Залман, 36 лет, был женат на Длине Менделеевой, 36 лет. Старший сын Залмана, Аврам, 19 лет, был женат на Риве Ицкиной 20 лет. Три других сына - Мендель, Янкель и Велька были малолетние.

Еще два брата Янкеля, оба по имени Лейба 34 и 31, года отделились от семьи, но их капиталов, чтобы остаться в купеческом сословии было явно недостаточно и их перевели в мещане. В родовом гнезде остался жить Шлома Аврамов Аранов, 23 лет, женатый на Дуте Аврамовой, 22 лет. У них была дочь, Шейла, 2 лет. Таким образом, в этой огромной семье было 27 душ м.п. и 23 ж.п.

Чуть меньше были семьи Бораха Лейбина Ульянского 12 душ м.п. и 14 ж.п. и Ильи Айзикова Гуркова - 22 мужчины и 21 женщина. Обе эти семьи были причислены в купцы третьей гильдии из мещан г. Мглина за период между 1816 и 1834 годами.

Другие купеческие семьи были не такими многочисленными. Лейва, он же и Ицка Камианов сын, Кругликов-Львов, 35 лет жил со своей женой Ханкой Шаровой, 34 лет и с детьми: Израилем, у которого, как и у отца было и второе имя Лейба, 18 лет, Шломой - 15, Янкелем - 7, Еселем, 3 лет и дочерьми: Хайей, 13 лет, Малкой, 9 лет и Славой, 2 лет.

Самой маленькой из купеческих семей была семья Аврама Гиршина Кругликова, 39 лет, женатого на Ципе Гиршиной, 43 лет. У них были дети: Моисей, 17 лет, женатый на Ханке Аврамовой, 16 лет, Бенциян - 16, Мордух - 9 и Ицка - 4, и дочь Витка, 15 лет. По переписи 1859 г. во Мглине было уже  215 купцов евреев.  Промышленных предприятий в городе не было. Большая часть купеческих капиталов возникла благодаря скупке и перепродаже пеньки. Наиболее часто среди мещанских фамилий встречаются: Якубовичи, Кагановы, Персовы, Араповы, Погорельские, Ароновы, Кристалинские, Селицкие, Файбисовичи, Гуревичи.

Большие семьи были и среди мещан. Так Аврам Вальберов Лурьев родился в 1764 г., а умер в Мглине в 1837. После смерти этого патриарха осталась вдова Стер Мокшина, 1786 г. рождения и сыновья Меер, которому в 1850 г. было 46 лет, Орлик 40 лет, Гирша 36 лет.

У Меера было 5 сыновей: Моисей, 22 лет, Берка, Аврам и Гесель. Моисей был женат и у него были малолетние дети: Беньямин, Велька и Аврам. Старшего сына, Орлика и шестнадцатилетнего Моисея в 1849 г. сдали в рекруты, а Лейба и Абель были малолетними. У Гирши Аврамова тоже было два сына. Итого в этой семье было 14 мужчин и 13 женщин.

В семье соседа Аврама Лурьева Бараха Аврамова Орлова, родившегося в 1782 г., по переписи 1850 г., было 15 мужчин и 10 женщин.

У Аврама Файбисова Блюмкина было - 12 мужчин и 9 женщин. После раздела братья заводили собственное хозяйство. Так, Шмерка Мовшин Галицкий умер в 1840 г. в возрасте 59 лет. Младшие сыновья Нисан и Бейвез остались жить вместе на отцовском дворе, а старший - Михель поселился рядом, но завел отдельное хозяйство.

Женщин среди еврейского населения было чуть больше, чем мужчин. Бывало, что в одних семьях преобладали сыновья, а в других дочери.

У Айзика Айзикова Левитана и его жены Сливы Лейбиной, 1810 г. рождения, было два сына: Гесель, 22 лет и Лейба, 14 лет, но 5 дочерей: Неся, Фрейда, Шейпа, Итка и Меримка.

Большую часть мещанских семей составляли малые семьи, но и здесь нередки были случаи, когда то братья жили вместе, то внуки с дедом, то племянники с дядей. Сыновья у мещан после женитьбы чаще всего жили с отцом, но со временем делились.

Аврам Хаимов Гафт, 51 года, жил с сыном Эльей, 24 лет, женатым на Саре Гиршиной, 27 лет. У Эльи были сыновья: Айзик, 5 лет и Хаим, 3 лет и дочь Хайя, 10 лет. Второму сыну Авраму было всего 5 лет. Два брата Израиль и Нахман Гилькины Либавичи жили вместе. В 1850 г. Израиль в возрасте 44 лет умер. Его вдова, Басшева, с сыновьями Янкелем 17, и Гилькой, 13 лет и дочерью Геней 10 лет немного прожили с деверем Нахманом, женатым вторым браком на Мирьяме, Через год-два Басшева с сыновьями отделилась о деверя.

Сын Бороха Файбисова Файбисовича 66 лет, тоже Файбис, умер в 1845 г. в возрасте 43 лет. Его вдова, Фрейда Беркина, 44 лет с сыновьями Израилем, 19 лет и Лейбой, 10 лет. У Бороха был и второй сын, Залман, 31 года, но он выкрестился в православную веру и ушел из еврейской общины. Случаи перехода в православие были нередкие. Так, в 1842 г. выкрестился Есель Залман Биковицкий, всего 11 лет. Его отец, Залман, 29 лет от роду умер в 1829 г. Другой сирота, старший брат Еселя. Израиль, 29 лет жил со своим дядей Геселем Еселевым, 53 лет. У Геселя и его жены, Рахели Нахамовой, было три сына: Залман, Есель и Гирша. Залмана в 1849 г., в возрасте 22 лет, отдали в рекруты. Есель умер в 1850 г., Гирша в 1834 г. Здесь мы видим очевидный пример нищей еврейской семьи, из которой и рекругов беруг, и дети мрут, как мухи. Из-за бедности Израиль Залманов в свои 29 лет даже не может жениться.

Встречались и малодетные еврейские семьи: Лейба Куселев Шульман, 58 лет, жил с женой Реизой, 45 лет. Он женился на ней вторым браком и взял с ней пасынка, Аврама Лейбова, которому было в 1850 г. 9 лет. У Евсея Еселева Шапиро, 50 лет и его жены, Ханны Леизаровой, 45 лет, был воспитанник Давид Мееров, 19 лет от роду.

Некоторые мещане, однако, богатели и переводились в купцы. Калман Лейбов Крутиков, которому в 1850 г. было 68 лет, с сыновьями в 1842 г. по указу Черниговской казенной палаты были перечислены в купцы третьей гильдии г. Мглина.

Злой рок иногда настигал целые семьи. Беньямин Янкелев Левин, 1804 г. рождения, в 1845 г. был отправлен на поселение. Его первый сын, Нисан, умер в 1838 г. в возрасте 6 лет, а оставшегося сиротой второго сына,  Гершеля, в 1849 г. отдали в рекруты.

Брат Беньямина Левина, Моисей, тоже умер в 1836 г. Зато третий из братьев. Нисан Левин, с женой Ривкой Мордуховой и сыновьями Мордухом и Мовшей, жил бедно, но выжил, хотя у него в возрасте 5 лет умер сын Ицка.

 

Русская армия в крепостное время рекрутировалась из славян: русских, украинцев, белорусов. С целью хотя бы частичной ассимиляции евреев император Николай I приказал забирать в армию и евреев. Как и прочие солдаты, они должны были тянуть лямку 25 лет. Каждая община во время рекрутских призывов должна была выставлять определенное количество  молодых людей от 12 до 25 лет. Их определяли в военные школы кантонистов, где не только подвергали невыносимой муштре, но и изучали православный катехизис. В конечном счете, их обращали в православную веру.

Ни в одной самой многочисленной купеческой еврейской семье в рекруты не было взято ни одного человека. Эта повинность ложилась целиком на бедноту. За период с 1834 по 1850 г.г. 53 еврея из мглинской общины было сдано в рекруты. Обычно, в рекруты отдавали неженатых молодых евреев в возрасте 19-22 лет. Но бывало, что и раньше. Так, круглого сироту Еселя Гершина Родкевского отдали в рекруты в возрасте 14 лет в 1834 г. Круглого сироту Давида Ицкова Кердашенка в 18 лет в 1838 г. отдали вместо рекрута, которого должно было выставить семейство Евны Разинского. Евсея сына Арона Лейбова, оставшегося без родственников, которые находились в безвестной отлучке, отдали в рекруты в возрасте 14 лет. Гиршу Велькина Пинхасевича отдали в рекруты в возрасте 12 лет в 1834 г. Отец Вельки остался жить с сыном Бралкой и племянником Мордухом Янкелевым Пинхасевичем, с семью сыновьями и братом Шломой.

Авраама  Шмуйлова Хашковича отдали в рекруты в 1839 г. в возрасте 11 лет. Десятилетнего Айзика Шмуйлова Аграновича отдали в рекруты в 1842 г. В возрасте 11 лет в 1844 г. забрали сироту Агрона Лейбина Кристалинского. Отдали в рекруты в счет семейства Аврама Хайкина тринадцатилетнего сироту Мовшу Бенцианова Пейсаховича. В 1855 г. система кантонистов была отменена Александром II. Бывшие кантонисты были распущены, а так как у них не осталось корней в еврейских общинах, когда-то обрекших сирот и бедняков на рекрутчину, то их раздали отставным солдатам и вместе с ними они расселились по русским деревням.

Евреи не были закрепощены, но тем не менее, их личная свобода была существенно ограничена. Селиться они могли только в городах и местечках черты оседлости и без разрешения властей не имели права менять свое место жительства. Тем не менее, в ревизских сказках очень часто встречаются записи «в безызвестной отлучке». Чаще снимались с постоянного места одиночки. Например, Янкель Хаимов Якубович, 37 лет, от роду покинул Мглин в 1845 г. Его сосед Шмерка Вальберов Певзнер, 50 лет, с сыном, Вальбером, 30 лет, скрылись в 1848 г. Зусман Лейбов Хейфец, 48 лет, с сыновьями: Мовшей, 28 лет, Залманом - 25, Абелем -21, Ароном - 18 и Аврамом - 15 находились «в безвестной отлучке» с 1845 г. Иногда бывало, что уйдет один из членов семьи, а за ним и другие скрываются. Жила во Мглине бедная семья Бер-Зуси Шмуйлова Каганова, 1806 г. рождения. С ним жили братья: Даниель, 1817 г.р., Мордух, 1822 г.р., племянник, Шмуйла Беркин Каганов, двоюродный брат, Арон Лейбов Каганов, 1799 г.р. с сыном, Евсеем и сын мачехи Бер-Зуси Шмуйлова, Зусман Мееров Каганов, 1803 г.р.

В 1835 г. первыми скрылись из Мглина Даниель и Мордух, прихватив с собой двухлетнего Шмуйлу. В 1839 г. забрали в рекруты 14-летнего Евсея Аронова. В 1846 г. ушел сам Бер-Зуси, а в 1849 г. Арон и Зусман Ка-гановы. Для общины все, находившиеся «в безызвестной отлучке» становились мертвыми душами и представляли значительную обузу, так как за каждую душу, внесенную в ревизскую сказку, нужно было платить подушную подать. До 1890-х годов еврейская община Мглина увеличивалась. К 1888 г. из 11426 жителей было 3970 евреев. Однако, в связи с тем, что Полесская железная дорога, построенная в 1887 г., прошла в стороне от города, значение Мглина начинает падать. Часть купцов и мещан, в том числе евреев, переселяется в Почеп и другие города России. Однако, несмотря на это, еврейское население Мглина вплоть до фашистской оккупации было значительным.

Евреи в ревизских сказках выделяются в особую группу из среды подобных же им по социальному положению слоев - купцов и мещан по национальному и религиозному признаку. В то же время происходит и определенная адаптация. Об этом свидетельствует 45% еврейских фамилий, образованных по традиционной русской форме на -ин, -ев, -ов. Появляются случаи перехода евреев в православие, особенно в связи с выполнением евреями воинской повинности.

Ревизские сказки позволяют выявить такую характерную особенность еврейского уклада жизни, как довольно частое существование большой патриархальной семьи, что было не характерно ни для мещан, ни для крестьян Мглинского уезда, но повсеместно было распространено среди великороссийских крестьян.

Таким образом, ревизские сказки являются важным историческим источником по изучению истории евреев в России, дающим материал и для понимания социальной структуры общества, семьи, и для генеалогических исследований.

 

Материал представил Сидоров Анатолий Федорович.

 

 

 

 

На главную