Украинский Дракула, он же граф Дунин-Борковский.
(или попытка развенчания жутко-красивой легенды
с ист. комментарими и ген. пояснениями
Богдана Кіевлянина, kievstud@mail.ru
– КiевлянинЪ © )
Автор статьи - Лина (desteni@iname.ru)
найдено 16.09.03 на:
vamplilit.narod.ru/ukraindracula.htm
Действие происходит в
городе Чернигове. В полночь из ворот
Успенского собора Елецкого монастыря
выезжает запряженная шестеркой вороных
лошадей карета и едет в родовой дворец
Дуниных-Борковских на Черной горе.
Граф обходит поместье, дает указания слугам
(мертвым, естественно), останавливается
около старого колодца в саду и исчезает
(между прочим, эта деталь - исчезновение
около колодца указывается во всех вариантах
легенды. Рассказывают, что когда колодец
раскопали (где-то в начале нашего века), то
нашли подземный ход. Ход этот вывел в
маленькую комнату, в которой стоял гроб
(пустой), а на столе лежали остатки книги,
обтянутой черной кожей).
Это один из вариантов
легенды про Василия Касперовича
Дунина-Борковского (1640-1702),
потомка датских королей, а еще графов
Священной Римской империи, одного из
богатейших магнатов Гетманской Украины конца
17 века, черниговского полковника,
Генерального обозного Войска Запорожского,
любимца гетманов Самойловича и Мазепы. (ВСЕ
титулы верны!)
Биография графа вся в
"белых пятнах". Неизвестно даже, где он
родился и когда. (Еще как известно - 1640
год, имение его отца Каспера Борковка).
Каких-либо данных про детские и юношеские
годы тоже не сохранилось. Известно только,
что его отец, Каспер-Анджей
Дунин-Борковский, шляхтич "герба Лебедя"
(родовой герб - белый лебедь в красном поле
щита) (на рисунке справа) был
полковником и за службу у польского короля
Владислава получил (в 1638 году) в
награду украинское село Борковку (село
тогда числилось в Черниговском воеводстве,
затем с 1648 – в Черниговского полка
Березнинской сотне, а потом – Сосницкого
уезда Малороссийской Черниговской губ. В
1801 г – по ревизии – 308 «мужеска полу»
плательшиков налогов).
Существует версия, что
семью Каспера (кого именно? У него было
ТРОЕ ДЕТЕЙ – старший Иван, в 1702 году еще
был жив, Василий, 1640–1702, и Юрий,
войсковой товарищ на 1669*),
уничтожили за нападение на поместье другого
шляхтича - Коссаковского, и спастись удалось
только Василию (однозначный вымысел).
На протяжении 20 лет про Василия не было
слышно ни слуху, ни духу. Никто не знает,
где он провел эти годы. По одной версии - в
европейских университетах, по другой - в
военных походах (интересующийся историей
читатель сам знает сколько войн в Европе и в
Украине шло в это время). Но в этом
случае - под чужой фамилией. Потому что как
Дунин-Борковский он записывается в Войско
Запорожское (Низовое на Сечи (которое
меняло свои политические симпатии от
про-московских анти-турецких до
анти-московских про-турецких и наоборот? Или
в реестровое гетманское, и в какое именно?)
только в 1667 г, (сразу же после
Андрусовского перемирия России с Польшей,
фактич. раздел Украины на Левобережную и
Правобережную, каждая со своим гетманом. И
почему «только»? Как будто 27 лет не самый
расцвет для военной карьеры? Тем более мы
знаем что уже через год он стал сотником**).
В памяти современников он остался как
человек очень образованный (знал 12 языков),
хотя опять же непонятно, где он эти знания
получал. Говорили, что он занимался «характерничеством»
(это один из вариантов украинской магии). (БЕЗ
комментариев!:). Днем он вообще редко на
люди показывался, а все совещания проводил
или вечером или по ночам. Как и большинство
украинских магнатов того времени, граф щедро
жертвовал на церкви. Только в Чернигове на
его деньги построены церкви Вознесения и
Петра и Павла, келии Елецкого монастыря,
отреставрированы Успенский и
Спасо-Преображенский соборы. Жертвовал он и
на церковную утварь и иконостасы. Жертвовал
даже по меркам того времени щедро. Но в
церкви граф ходил как-то не шибко, и сплетни
про то, что граф вообще-то не совсем
человек, пошли уже тогда (про каждого
успешного и неординарного человека есть
такие сплетни, что ж криминального в таланте
и успешности?). Кроме того, он не был
женат, и детей у него не было (***).
Для Украины того времени это было абсолютно
НЕнормальное явление (если только человек не
шел в монахи, или не был болен). (Согласен,
ненормальным явлением было безбрачие, но
позволю себе просто процитировать
В.В.Кривошеию, с.241-242: Василий Касперович
был дважды женат, о первой жене ничего не
известно, а вот вторая жена – вполне
зафиксированный в истории персонаж: Мария
Степановна Шуба (?-1704-1719-?), дочь
сотника выбельского (1659-1661) а затем
священника (!!!) черниговского (с 1668).
Обстоятельства его
смерти тоже туманные (по крайней мере
дата известна 7 марта 1702 – ничего
туманного). Известно только, что
священника не звали, графа не исповедовали и
не причащали. (Думаете дочь священника,
вдова, позволила бы не исповедовать и не
отпеть мужа???) Но похоронили его в
притворе Успенского собора (еще бы -
такие деньги в него вбухать!), поставили
бронзовую плиту с эпитафией (попрошу
отметить - не крест, что тоже не характерно
для того времени). (Отмечаю в свою
очередь следующее – если человека хоронят
внутри церкви – он УЖЕ под сенью КРЕСТА на
ее куполе! Попросту не нужен второй крест
если могила в церкви! Это аксиома! Даже
Ярослав Мудрый в Софиевском соборе Киева
лежит в гробу без креста! Может он тоже
вампир?)
А вот через полгода в околицах Чернигова
началась серия странных смертей. Я работала
в Черниговском историческом архиве, смотрела
документы того времени, и материалы
следствия в том числе (будет время и
оказия заехать в Чернигов – потружусь
перепроверить эти следственные данные.
Кстати, почему автор не удосужилась найти
материалы с биографическими данными Василия
Касперовича, которые нашли другие
исследоватили, откуда их почерпнул в.п.с.?).
Проводили его препохабно, надо сказать.
Вердикт тоже на грани фантастики и сказок
Гофмана - "шел, упал, и помер". В таком вот
духе. За год пропало без вести 30 человек и
умерло "смертию немочной" где-то человек 20.
"Смерть немочная" - это малокровие, анемия.
Следователи или просто не хотели доводить
дело до конца, или им было начихать, но в
украинском богатом селе 17 (рубеж18)
века 20 человек умерших от малокровия - это
нонсенс! (Может автор позабыла что
«действие происходит» не в селе, а в
полковом, (бывшем велико-княжеском и будущем
губернском!) городе Чернигове?! См. начало
легенды! В Чернигов (как и в Киев) со всей
России сотнями сьезжались всякие паломники,
нищие, беглые и прочий ослабленный долгими
пешеходными прогулками малокровный люд. И 20
умерших (бомжей или нищих) в большом городе
– никакой не нонсенс****).
А 30 пропавших куда делись? По мнению
следствия "убежали воевать с турками, или в
поисках приключений на свою голову". (есть
мнение – война была не с турками, а с
шведами - Северная война (1701-1721), а еще
полнокровных и крепких козаков-малороссов в
те времена направляли тысячами на
строительство Санкт-Петербурга (крепости и
каналов), вот и прятались и разбегались те,
у кого не было всяких отсрочек или льгот от
призыва).
Когда бедные черниговцы поняли, что от
властей толку чуть, а жизнь дороже,
обратились за помощью к церковникам.
Собралась толпа, пошли в церковь, вскрыли
гроб. По легенде граф там лежал ну как
живой, никакого тления и видно не было.
Нашелся какой-то умный и задействовал
осиновый кол. Гроб с телом перенесли из
церкви в родовое поместье графа (так
понимаем в селе Борковка) и похоронили на
берегу Десны. Кстати, в ту же ночь Десна
вышла из берегов, и было приличное
наводнение - факт, исторически
подтвержденный. (Еще бы уточнить не было
ли дело по весне, когда Десна разливается и
выходит из берегов регулярно, каждый год,
прям хоть часы сверяй).
Необходимое пояснение: на Украине в 17-18
веках вампиром (упырем) считали
колдуна-чернокнижника, т.е. человека,
который подписал договор с нечистым ради
мирских благ. Одним из условий этого
договора было питание человеческой кровью.
Интересно, что такой образ вампира
существовал только в Центральной и Восточной
Украине. (существовал в украинском
фольклоре еще и образ колдуна-кузнеца
(коваля), в первую очередь колдуном считали
кузнеца, а уже потом книжников и зодчих)
На Западной Украине и на Волыни вампиры уже
были совершенно другими. (напомню, статья
написана для «вампирского», а не
генеологического сайта :) и тем не менее)
Это одна из самых поэтичных легенд о
восточно-славянских вампирах 18 века.
* * *
* - данные из уже ставшей
классической в украинской ист. науке книги
В.В.Кривошеии, «Генеалогія Украинського
Козацтва», Киев 2002, с.241-242
** - читаем у В.В.Кривошеи в
«ГУК» : Василий Касперович - ... хозяин сел
Борковка, Бакланова Муравейка. После
Андрусовского перемирия принимает
православие и вступает в козацкую службу.
Впервые как участника полит. событий
встречаем его в сентябре 1668, когда гетман
П.Дорошенко (Правобережный гетман перешедший
на Левобережье) этому 28-летнему сотнику
выбельскому подтвердил универсалом право
владения «вотчиной» (напомним, что отцу его,
шляхтичу польскому, ее даровал ярый враг
козачества король польский Владислав, значит
за год своей новой службы у украинцев
Василий Касперович делом доказал свою
лояльность делу православия. Ведь всем
известно что одной из главных причн войны
козаков с поляками была борьба за свою,
запрещаемую поляками, исконную веру
православную.) Довольно быстро стал сотником
полковым Черниговским (1669-1672),
полковником Черниговским (1672-1687),
обозным генеральным (1687-1702). (приведено
по статье Лазаревского в «Киевской Старине»,
1894 год, т.44,кн.3).
*** - у того же Кривошеи
В.В. я обнаружил Дунин-Борковского Михаила
ВАСИЛЬЕВИЧА. Читаем в родословии Апостолов,
с.306-307: У гетмана Данилы Павловича
Апостола (1653-1734, гетман с 1727 по 1734)
была дочь Параська Даниловна (? – 1731),
которая была замужем за Михайлом
Васильевичем Дунин-Борковским (? – 1727).
(Разница дат смерти его и графа Василия
Касперовича – 25 лет, самая идеальная
разница одного колена:), да и брак дочери
гетмана и сына графа и генеарльного обозного
(это второй после гетмана чин в козацкой
иерархии) абсолютно равный и естественный.
**** - В описи Черниговской
Губернии 1810 года (Изд. АН Украины, Киев
1997г) в разделе население Чернигова, с. 259
читаем: «...сверхъ того приездомъ работами
по службе и другими случаями привлекаемихъ
стекается в годъ по примерному исчислению до
15 000 душъ». При том что основное население
Чернигова составляло 6 800 душ (не считая
младенцев). На фоне 15 тысяч «стекающихся»
душ - 20 малокровных и 30 пропавших– вполне
еще приемлимый показатель, даже по нынешним
временам! Смею вас уверить что и в 1702 году
наблюдалась такая же демографическая
ситуация в Чернигове, с четкой тенденцией
притока приезжего некоренного «лимитного»
элемента (на заработки ли, паломничество ли,
или просто – на юг, «где тепло и яблоки».
***** - приведу еще пару
источников по Дунин-Борковским, которые было
бы полезно принять к сведению автору статьи
«Украинский Дракула» и всем интересующимся
историей, краеведением и генеалогией:
- Dunin-Borkowski J.H.
“Almanach B?ekitny. Genealogia ?yj?cych
rod?w polskich”. Lw?w, 1908.
- «Родословная дворян и
графов Дунин-Борковских», Чернигов, 1890 – «Черниг.
губ. ведомости» 1890, №№43-46).
- Студеньова Л. «Чернігівські
князі, полковники, губернатори”. Чернігів,
1998.
|
|