Николаевская железная дорога
- — Папаша! Кто
строил эту дорогу?
- — Граф Пётр
Андреевич Клейнмихель, душечка!
- (Н. А. Некрасов
«Железная дорога»).
Первый
российский паровоз изготовленный
специально для НЖД в 1845 году
|
Никола́евская
желе́зная доро́га — построена в середине
XIX века для обеспечения железнодорожного
сообщения между
Санкт-Петербургом и
Москвой. Движение открыто в
1851 году. Строительством дороги руководил
назначенный в
1842 году Главноуправляющим путями сообщений и
публичными зданиями граф
Пётр Андреевич Клейнмихель.
В 1837 году была
введена в действие
Царскосельская железная дорога — однопутная
железная дорога общего пользования
Санкт-Петербург-Павловск-Царское
Село, концессия на строительство которой была
предоставлена
шевалье де Герстнеру
императором Николаем I. После этого стала
достижимой задача связать рельсами столицы —
Санкт-Петербург и
Москву. Император и правительственные чиновники
понимали, что природные условия и протяженность
территории страны создадут для строительства
железных дорог трудности, которые скорее будут иметь
много общего с проблемами, возникшими при
строительстве железных дорог в
США, нежели в
Западной Европе.
Николаевская
дорога явилась первой двухпутной казённой железной
дорогой в
России и положила начало созданию в России
железнодорожной сети общегосударственного значения.
Она была сооружена в
1842—1851
годах между Петербургом и Москвой, её
протяжённость составила 604 версты (645 км).
Предварительную
рекогносцировку трассы дороги выполнил
шевалье де Герстнер, он же рекомендовал привлечь
американских специалистов для строительства
магистрали. Этот вопрос был решён положительно.
Изыскания велись
с двух сторон: от
Санкт-Петербурга — под руководством П. П. Мельникова,
который возглавил впоследствии Северную дирекцию
строительства, и от
Москвы под руководством Н. О. Крафта,
возглавившего Южную дирекцию.
Для строительства
был учреждён специальный Комитет, в состав которого
вошли официальные представители власти, такие как
П. А. Клейнмихель,
А.X. Бенкендорф,
А. А. Бобринский; С другой стороны, в состав
Комитета вошли технические руководители и создатели
проекта строительства:
П. П. Мельников,
Н. О. Крафт,
К. В. Чевкин.
Хронология создания
- Указ
Сенату о решении строить дорогу подписан
Николаем I
1 февраля
1842 года.
- В
мае
1842 года П. П. Мельниковым была
представлена «Записка к планам сравнительных
изысканий Санкт-Петербургско-Московской железной
дороги», в которой содержалось экономическое
обоснование прокладки трассы по кратчайшему
прямому направлению. К участию в техническом
руководстве строительством были привлечены
американские специалисты
Дж. В. Уистлер и
Т. Браун, также в процессе строительства
была создана отечественная инженерно-техническая
школа. Её представителями стали:
Н. И. Литин,
Д. И. Журавский,
В. А. Панаев,
П. П. Зуев,
Н. И. Антонов,
С. Ф. Крутаков,
В. И. Граве,
И. Ф. Кёниг,
А. И. Штукенберг,
В. С. Семичев,
Н. И. Миклуха и др.
- В
1843 году был закончен проект дороги.[1]
- Строительство дороги началось в
1844 году.[1]
- Первая очередь, открытая в
1846 году обеспечила рабочее движение между
Санкт-Петербургом и
Александровским заводом.
- Вторая очередь, построенная в мае
1847 года обеспечила пассажирское и грузовое
сообщение до
Колпино.
- 25 сентября 1850 года открыто
пассажирское движение.
- Официальное открытие дороги состоялось
1 ноября
1851 года.
Легенды, связанная с дорогой
- В день открытия железной дороги произошёл
конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая
выслужиться перед начальством, приказал
выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав
на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса
начали буксовать и поезд остановился. Пришлось «виновникам»
бежать впереди паровоза и посыпать рельсы песком.[2]
- Широкую известность получила легенда о
том, что император лично давал указание, как и
где проложить дорогу: император приложил к карте
линейку и провёл линию. Возле Бологого карандаш,
который держала одна рука императора, наткнулся
на палец другой руки и прочертил изгиб.
Императорские решение надлежало выполнить[источник не указан 170 дней].
Московский вокзал Николаевской
железной дороги в 1900 году
|
В действительности, если не
брать во внимание некоторые кривые большого радиуса,
имеющиеся на дороге и поныне, а также кривые
меньшего радиуса в горловинах станций,
реконструируемые сейчас под скоростное движение,
изначально дорога была построена совершенно прямой.
В месте упомянутого изгиба — в районе станции
Мстинский мост — линия также была абсолютно прямой,
что при имеющемся в этом месте перепаде профиля,
затрудняло движение составов, движимых маломощными
паровозами. Для прохода подъёма приходилось вцеплять
дополнительный локомотив. Ради преодоления неудобств
путём уменьшения перепада профиля и был создан «изгиб» —
Веребьинский обход
со ст. Оксочи. Через много десятилетий после того,
как необходимость в таком «серпантине» отпала,
Веребьинский обход был демонтирован, станция
Оксочи — закрыта, а
линия вновь стала прямой.
Материал
из Википедии — свободной
энциклопедии
|