На главную

 

                                                                                                           

Усадебная церковь Рождества Богородицы

 

Церковь Рождества Богородицы села Нивное

 Усадебную церковь  Рождества Богородицы спроектировал, а затем и построил в с. Нивном  Лишин   Николай Андреевич на денежные средства   Лишина Андрея Фёдоровича.  Николаю Андреевичу помогал его  брат Михаил и известный инженер М.М. Дитерихс.  Строительство храма началось в 1895 году.

С 1899 года священником в церкви был Россинский Николай Стефанович.   

                    

  

        ОСВЯЩЕНИЕ  ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА

           ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, В СЕЛЕ НИВНОМ МГЛИНСКОГО УЕЗДА

       ЧЕРНИГОВСКОЙ ГУБЕРНИИ.

         8 сентября 1870 года происходило торжественное освящение ново-устроенной церкви в селе Нивном . На этом торжестве, по счастливой случайности, пришлось присутствовать и нам. Подобное торжество, конечно, должно возбуждать в душе каждого доброго христианина самые радостные и утешительные чувства. Такие чувства в особенности возбудило в нас настоящее освящение как по своей торжественной обстановке, так и в виду тех обстоятельств, по которым построена эта церковь.

       Настоящая церковь построенна вместо и на месте старой церкви находившейся в весьма ветхом состоянии и немного пострадавшей от пожара. На второй неделе Великого поста в субботу, в 1869 году, местный священник Михаил Иванович Гораин, после вечерни, утруждённый мсповедью своих прихожан, отправился домой отдохнуть после трудов и приготовиться к богослужению на следующий день. В церкви оставался ещё на несколько времени низший причт, занявшийся разбором свечных огарков. Часа через два огненное зарево освятило село, но счастию церковь обгорела частью. Растерявшийся священник, живущий не вдали от церкви, с опасностью для своей жизни, принялся тушить огонь. Вовремя подоспели сельчане и пожар потушили. Бог знает, вследствии чего произошло это несчастье, вследствии ли забытой, по нерадению, свечки, от воспламенившихся ли не хорошо потушенных огарков... Можно сказать только, что подобные случаи нередки. Мы знаем, что около этого же времени в двух других соседних селах чуть-чуть не случилось тоже самое, и только благодаря случайности церкви были спасены от подобного стихийного уничтожения, а люди спасены были от этого несчатия. Как бы там ни было, но храм пострадал и народ остался без церкви, без этого места общей молитвы. На другой день рядом с храмом толпилась толпа плачущих людей во главе с неутешным батюшкой, отцом Михаилом. Село без храма почти как то даже немыслимо, - оно является осиротелым. Можно после этого представить себе положение бедных людей! Желательно выстроить новую церковь, но... нет средств. К величайшему счастью владельцами этого села состоит истинно русские люди — генерал Андрей Фёдорович Лишин и жена его Констанция Ивановна (урождённая княжна Голицына) и ближайший их родственник генерал Константин Константинов. Сочувствуя несчастному народу, лишившимуся дома Божия, они, будучи людьми весьма религиозными и в подлинном смысле слова гуманными, строят на свой счёт новую церковь, и церковь в полтора года окончена. Известно с какими трудностями обыкновенно совершаются подобные богоугодные дела, - в особенности в наших Мглинском и Суражском уездах, благодаря бедности жителей. А тут в полтора года новая церковь! Именно: «счастливы те люди, как справедливо выразился Епископ Новгород-Северский, Викарий Черниговский Серапион (Маевский) в своей речи, которую мы приведём ниже, по поводу торжества, среди которых являются подобные благотворители». Эти люди отдали себя исключительно на пользу народа.

     Так как устроение ими церкви составляет одно из многих добрых дел, направленных ко благу народа, то мы прежде речи о самом храме и об освящении его позволяем себе сказать несколько слов вообще об их деятельности на пользу народа. В деятельности этих людей мы увидели для себя нечто новое, живительное, мы здесь увидели истинную любовь как к народу так и к своему родовому имению. В самом деле, генералы А.Ф. Лишин и Константин  Константинов занимают большие должности в Петербурге и в Николаеве. Но несмотря на такое высокое положение и почести, они не оставляя своей гражданской и военной службы, посвящаю себя исключительно на служение народу.  Но принести пользу народу нужно тоже умеючи вследствии исторически установившегося недоверия между «барином» и «мужиком». Прежде всего, конечно, необходимо возбудить к себе доверие народа; а для этого нужно войти с ним в непосредственные сношения; нужно упразднить ту посредственность, которая царила и ещё теперь, большей частью, царит в сношениях с народом. Благодаря этому «барин» в глазах народа представляется окружённым каким-то недоступным ореолом величия, с которым простому мужику и не добиться говорить. Правда этому способствовали истрические обстоятельства — крепостничество, когда барин действительно был каким-то Зевсом-громовержцем. Вследствии чего народ имел дело только с доверенными помещика. Сколько, к сожалению, и теперь есть таких помещиков, которые всё доверяют своим управителям, а сами никогда и не заглянут в свои имения, а в следствии этого развивается кулачество — это бич нашего народа. Поэтому, для того, чтобы принести какую-нибудь пользу народу, нужно сначала подготовить почву, которая годна была бы для восприятия добрых семян и произрастания. Это и достигается непосредственным сношением с народом, очевидным принесением ему пользы. Правда, сначала он недоверчиво отнесётся к вам, но потом, видя чистоту намерения и сердечное расположение к нему, верьте, прилепится к вам всем сердцем , всей душою своей. Самую очевидную пользу народу  можно принести оказанием ему медицинской помощи, в которой он так нуждается. Генерал А.Ф. Лишин держит в селе аптеку, где оказывают очевидную помощь страждующим. Это самый первый и самый удобный случай знакомства с народом и приобретения себе его доверия. Вместе с медицинской помощью важно и знакомство с положением  мужика, его состоянием. А если приобретено доверие, если «барин» сделается авторитетом, тогда почва подготовлена, тогда именно с народом можно сделать что угодно, - или совратить его, или направить на истинный путь. В этом селе, нам достоверно известно, благодаря таким непосредственным отношениям барина с мужиками, народ настолько привязан к нему, что слово его свято. Благодаря его влиянию, пьянство — этот бич нашего народа, постепенно искореняется; в скором времени здесь, по инициативе  четы Лишиных, будет заведена новая школа, где будет обращено большое внимание на церковное пение, как средство привлечение людей в церковь.

    Сказавши несколько слов о полезной деятельности помещиков села Нивного, мы поведём теперь речь о самом храме, построенном ими, - в чём в особенности выразилась их религиозно-просветительная деятельность и истинная любовь к народу.

    Церковь, как мы сказали, построенно вместо и на месте ветхой церкви, устроенной в конце прошлого века отцом А.Ф. Лишина., Феодором Лишиным.  Она высится на окраине села и имеет прекраснейший, изящнейший и благолепный вид. Церковь деревянная на каменном фундаменте и построена в чисто русском стиле, она имеет форму креста. Внешнему прекрасному виду храма вполне соответствует и внутренний вид его.  Храм с внутренней стороны поражает своей строгостью, простотою, изяществом и отсутствием чего бы то ни было лишнего. Здесь особенно замечательны иконостас и живопись на иконах. Иконостас в один ярус и чисто резной дубовый. Ничего подобного не приходилось нам видеть не только в сельских, но и градских церквах. Между тем это составляет такую прелесть, своею простотою и строгостью так гармонирует с настроением молящегося, что лучше и придумать нельзя. Что касается икон, то кроме старых, все они заказаны в Петербурге у лучших художников. Наверху иконостаса изображена прекрасная икона «тайной вечери». Лик Спасителя на этой иконе невольно приковывает к себе внимание, а страшный образ Иуды невольно отталкивает, так психологически верно изображено его душевное предательское состояние. По бокам Царских врат изображены прекрасные лики И. Христа и Божией Матери. Но в особенности замечательны иконы: храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы, икона Святого Князя Александра Невского, окружённого изображениями пророка Осии, Марии Магдалины и Святителя Чудотворца Николая Мирликийского, изображение Св. Андрея Критского (именная икона генерала  А.Ф.Лишина) и икона Божией Матери Тихвинской (именная икона генерала К.Константинова).

    Все эти иконы под стеклом; подобного нововведения, насколько нам известно, не встречается в приходских церквах; но оно необходимо при таких дорогих иконах. К сожалению, на ряду с этими прекрасными иконами есть несколько икон, которые положительно оскорбляют религиозное чувство. Это старые иконы доморощенных художников, покупаемые сельчанами на рынках. Но их нельзя взять, так как они составляют пожертвования бедных крестьян; следовательно снять их — значит оскорбить жертвователей, пожертвовавших от чистоты сердца.

    Вся церковная утварь тоже приобретена на средства строителей храма и вполне соответствует благолепию храма: большой серебрянный позолоченный крест в дубовом футляре, дорогое Евангелие, серебрянная позолоченная чаша, дискос, дарохранительница, лампады … Таким образом усердием Боголюбивых строителей к торжеству освящения храм предстал во всём великолепии и величии.

    Освящение храма происходило в воскресенье, 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в честь которой был посвящен старый храм.

    Святой Андрей Критский в своём слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорил: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище к творцу. День Рождества Пресвятой Богородицы есть праздник всемирной радости, потому, что Богородицею весь род человеческий обновляется и печаль праматери Евы переменилась в радость».

    Накануне в 6 часов вечера началось всенощное бдение, продолжавшееся около 3-х часов. В это время множество народа, собравшееся в церквь, не смотря на ненастную погоду, предстояло с полным благоговением, помазуясь освященным елеем после чтения евангелия. На другой день утром народ и из соседних сел толпился вокруг церкви, жаль только, что пасмурная погода не слишком гармонировала с светлым настроением собравшихся людей. В 8 часов начался церковный благовест, сзывающий всех в новоустроенный храм. В это время в присутствии всех молящихся совершенно было одним из старейших священников, Гавриилом Чернявским, обычное освящение воды. Затем началось по чиноположению освящение престола и храма. В торжестве освящения принимало участие, по желанию помещика и по приглашению Епископа Новгород-Северского Серапиона присутствовали следующие священники Мглинского уезда: благочинный Михаил Лявдинский, свящ. Андрей Смельницкий, свящ. Ефрем Гораин, свящ. Евфим Гораин, свящ. Иоанн Кибальч, свящ. Гордий Гораин, свящ. Гавриил Чернявский и местный священник отец Михаил Гораин.

    Величественно, умилительно и торжественно его преосвященство Епископ Серапион совершал этот обряд! Помещики озаботились, чтобы все было великолепно, чтобы никакой шум, происходящий обыкновенно при большом стечении народа, не оскорблял этого торжества. Господин помещик с супругой почти все время ходили между народом, выдвигая вперед маленьких детей обоего пола и расставляя людей на две половины, так как в нашем краю не искоренился ещё, к сожалению татарский обычай, по которому женщины, вследствии превратного на них взгляда, должны стоять позади мужчин и в храме, будучи недостойными предстоять близко к престолу Божию. Благодаря такой распорядительности, торжество освящения храма ничем не омрачалось. На лицах людей отражалась радость и благодарение Богу, сподобившему их опять молиться в храме и возноситься в общей молитве к Нему. Надобно именно побывать в глуши, в сельском уединении , чтобы понять всю радость и торжество, которые ощущаются нашими добрыми непосредственными крестьянами при виде благоустроенного дома Божия. Сам по себе прекрасный обряд освящения был в настоящее время еще прекраснее, благодаря отличному хору певчих. Певчие в числе восьми человек были выписаны из Мглина и, надо отдать справедливость, прекрасно пели. Сильное впечатление производили на слушателей прекрасно петые по чиноположению псалмы: вознесу тя Боже мой, коль возлюбленна селения Твоя Господи Силе (при возлиянии теплой воды на престол), из 50-го псалма окропиши мя иссопом и очищуся (при окроплении трапезы смесью розовой воды с вином в воспоминание Голгофы, омытой кровью и водою, истекшею из ребер Спасителя) и другие петые чиноположению. В особенности была торжественная минута, когда, по обхождении кругом храма, все остановились у западных дверей, а внутри заключенного храма остановились певчие. Это самый торжественный момент в обряде освящения. Первостоятель от лица Христа Бога взывает к заключенным вратам: «возьмите врата князи ваши, и возьмитеся врата вечная и внидет царь Славы». Извнутри хор в прекрасной мелодии три раза вопрошает: «Кто есть Царь Славы? Первостоятель отвечает: «Господь Сил, то есть сей Царь Славы» и потом все входят в церковь, как место особенного присутствия Божия с этих пор. Освящение кончилось молитвою к Богу с коленопреклонением, чтобы Он воззрел милостиво на рабов своих, обновил их Духом Святым, даровал Царю победу, строителям храма спасение и оставление грехов. Затем благочинный отец Михаил Лявдинский признес краткую энергическую речь, приветствуя здесь стоящих строителей  и людей с новоустроенным храмом Божием. После этого было произнесено многолетие Государю и всему Царствующему дому, Святейшему Правительствующиму Синоду, строителям храма и всем православным христианам. Во все это время происходило как на пасху целование помещика с людьми и людей друг с другом. Именно, се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе, подумал я, глядя на это объединение людей, на эту любовь, уничтожающую всякое неравенство в положении и состоянии... Затем была совершена первая литургия в новоустроенном храме. Во время причастия Епископом Серапионом, Викарием Черниговским  было прознесено следующее слово, произведшее сильное впечатление на всех:

«Сегодня совершилось освящение новоустроенного храма, как места особенного присутствия Божия. Приветствую и поздравляю Вас, братие и сестры, с таким великим торжеством! С этого дня вы имеете воэможность входить в тесное единениес Богом, причащаясь в храме Его Пречитаго тела и крови Христовой, и возносясь в общей молитве к Богу и всем святым. Чуден и величествен храм сей! Радуйтесь и веселитесь! Высокую добродетель состовляет устроение храмов, олтарей и жертвенников, и вообще забота о благоукрашении храмов.

    Как всем нам известно, храм этот главным образом построен известными Боголюбивыми людьми и благотворителями - местными помещиками. Благодаря искреннему благочестию и благотворительности их, этот храм создался вдруг.  А известно, с каким трудом, как медленно подвигается дело постройки храмов Божих, с одной стороны вследствии недостатка материального, с другой же — вследствии нравственной испорченности многих людей костных на доброе дело.

    Счастливы те люди, среди которых являются подобные благотворители! Счастливы вы, имея во главе таких благотворителей и жертвователей, как предстоящие здесь вам местные помещики! Сколько нужно силы и энергии, сколько нужно твердости и терпения, какая нужна любовь, чтобы побудить эту темную массу на какое-нибудь доброе дело, действуя то примером, то словом увещаниея и угроз, то делами любви и милосердия. Несомненно — за это будет высокая награда. За храмоздателей и благоукрашающих храмы молится св. Церковь. «Освяти, взывает она к Отцу светов, любящих благолепие дома Твоего. Ты тех воспрославь Божественною Твоею силою» А молитвы церкви проникают небеса, доходят до престола Божия и никогда не остаются тщетными у Бога.  Молятся за создателей храмов и олтарей те святые, в честь которых устрояются и благоукрашаются храмы. «За то, что ты украсил церковь Мою», и я тебя украшу в царствии Сына Моего, говорила Богоматерь одному монаху, употребившему своё богатство и имение на устройство и благоукрошение храмов. Видите, братие, какую великую добродетель соделывают создатели св. храмов и олтарей и какую вместе с тем пользу доставляют своей душе на пути к вечному спасению.

    И всем нам, братие и сестры, для вашего спасения надобно строить храмы, создавать жертвенники, ставить олтари, потому что одни храмоздатели наследуют царствие небесное. Но настоящия мои слова могут привести многих в смущение, так как не все же люди богаты и не все могут строить подобные храмы. Но помимо вещественных храмов есть храмы невещественные, духовные; это — наше сердце и душа. «Вы храм Божий есте и дух Божий живет в вас», говорит апостол Павел. Бог обитает не в храме только вещественном, а может обитать и паче всего любит обитать в нашей душе, нужно только устроить в ней олтарь, поставить престол и соорудить жертвенник, - и Господь вселится в нашу душу. Создание этих храмов доступно и возможно всем — богатым и бедным. Такие то храмы каждый из нас обязан строить и может строить, если пожелает. Каким же образом  мы можем устроять храм в нашей душе для Бога? Какой требуется для сего материал? Само сабой разумеется, что для построения храмов духовных требуется и соответственный материал — именно, добрые дела. Из многоразличных добрых дел для нашей цели укажу некоторыя: смирение, воздержание, чистота сердца и милосердие. Для построения духовного храма требуется, чтобы мы вместо суетной гордости возлюбили смирение и вместо неумеренности в пище и питии воздержание, - чтобы из сердца своего изгоняли все нечистыя и скверныя мысли, и тем  более не приводили оных в исполнение, - словом, чтобы постоянно заботились о чистоте сердца своего. Если мы будем так поступать, то созиждем в нашей душе нерукотворный храм живому Богу. Отец небесный с Единородным Сыном Своим и св. Духом вселятся в нашу душу и будут обитать в ней.

     Кто любит Меня, говорит И. Христос, тот соблюдает слово Мое и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (св. Иоанн). Вы храм Божий есте дух Божий живет в вас, учит св. ап. Павел. Истину эту засвидетельсьвовали безчисленные сонмы святых, которые не все, конечно, строили рукотворные храмы, а между тем были Богоносными мужами и живыми храмами Божиимы. Один св. муж изгнал из человека беса «Куда же мне идти?» спросил бес — Иди в меня, отвечает святый. «Как могу я войти в дом Божий?» - сказал бес. Видите, и бес засвидетельствовал, что истинный христианин есть живой храм Божий.

     Слава Богу, воздвигшему среди вас таких благочестивых и Боголюбивых людей, как ваши благодетели помещики. Они вместе с устроением вещественного храма устроили себе храм и в душе. Пресвятая Богородица, Рождеству которой посвящен новоустроенный храм, будет присною хадатайницею и заступницею вашей перед Богом. Храните только, братие и сестры сердце свое чистым, ибо оно есть жилище Богоподобной души нашей и престол Божий. Оденьте этот престол милосердием, потому что милосердие есть приятнийшея Богу добродетель, и потому оно будет самым лучшим и самым достойным одеянием престола Божия в храме нашей души. Украшайте этот храм, этот дом молитвы, заботьтесь о благоустроении его, помня, что потеря его большое несчасие для вас — за нерадение к дому Господню. Аминь».

     По окончании литургии были отслужены молебен и панихида, после чего последовало благославление трапезы прихожан, собравшихся с яствами за Церковной оградой.

     По приглашению помещика генерала А.Ф. Лишина и его супруги, после окончания служения в Церкви, все участвующие в богослужении Священники, певчие и несколько частных лиц прибыли в к ним в дом. Гостям был предложен хозяином скромный завтрак, во время которого местный священник Михаил Гораин сказал речь, в которой он в коротких словах обрисовал деятельность генерала Лишина по отношениию к Церкви и народу, выражающуюся в заботах о благолепии храма, и возвышении религиозного нравственного состояния простого народа. Певчими было пропето «многое лета» генералу Лишину, Его Преосвященству Епископу Новгород-Северскому Серапиону и всем собравшимся гостям. В з часа по полудни скромное торжество освящения нивняской Церкви окончилось.

    С чувством радости и благодарения Богу, что Он воздвигает таких добрых людей, оставили мы ликующий ещё народ. 

                                                                        Преподаватель Черниговской Духовной семинарии 

                                                                                                                                   Иван Корольков.

 

 

 

ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ     ЗА 1911 г

    состоит в Мглинском уезде Черниговской Епархии в селе Нивном.

         

              Церковь построена в 1898 году тшанием генерал-лейтенанта Андрея Фёдоровича Лишина и сыновей его: Тайного Советника Михаила Андреевича Лишина и Действительного Статского Советника Николая Андреевича Лишина, и пособием от прихожан.

            Здание каменное, покрыто листовым железом; колокольня каменная, покрыта листовым железом и находится в одной связи с церковью. Вокруг церкви каменная ограда покрытая листовым железом.

        Для придания тел умерших земле имеются требуемые законом (Пр. Уст. ХIII свода законов статья 925) особо отведённом в селении два кладбища, окопанные рвами и обнесённых изгородью. При церкви имеется сторож для караула.

       Престолов в церкви два: главный — во имя Рождества Богородицы и во имя Св. Николая, оба тёплые.

Священник церкви с. Нивное с 1868 по 1899 год отец Гораин Михаил Федорович с семейством 1874-1878.

Из собрания Вебера В. Ф.

 

 

       Утварью церковь снабжена достаточно.

       По штату при ней положены: в 1885 г. священник — один с псаломщиком одним.

       Жалования положено: от Казны четыреста рублей (400р.)

       Кружечных доходов за 1911 год получено двести рублей (200р.)

      Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: с 1900 года по двум Государственным 4%  непрерывно-доходным билетам за  номерами 146366 (1900 г. на сумму 200 р.); 146367 (1900г. На сумму 100 р.) покупаются проценты по 12 рублей выгоды.

        Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятипы 600  квадратных саженей, пахатной 30 десятин, сенокосной 3 десятины. Сенокосом причт не пользуется, так как последний редко когда не затопляется водой от речки Ипути. Качество церковной земли: суглинистая и песчаная, почему никогда и не пашется. Далёкое расположение земли от села не даёт возможности удобрить её. Средний доход ей приносимый: никакой и никогда.

        Дом для священника с домашними службами и с усадебной землёй: мерою в 555 квадратных сажений куплен прихожанами за 1350 рублей в 1899 году. С 1907 года составляет собственность церкви по Высочайшему соизволению и купчей крепости. Другие здания принадлежавшие церкви: каменная сторожка крытая железом 6 х 6 и деревянный амбар, крытый клепкой размером 10 х 8.

            Состояние домов: дом купленный прихожанами для священника очень ветхий. Для псаломщика совсем нет дома, а свой представляет полуразвалины.

          Расположение церкви от Консистории в 250 верстах, местный благочинный находится в селе Нивном, от уездного города Мглина в 25 верстах; почтовый адрес церкви: город Мглин село Нивное.

          Ближайшие к ней церкви: Успенская в селе Крёмове 4  версты, Петра Павловская в селе Дегтярёвке в 9 верстах — этого уезда. Приписанная к этой церкви - есть церковь Святого Митрофания в Крутояре в 6 верстах, о ней представляется ниже. Часовен нет.

      Домов кладбищных и молитвенных домов, к этой церкви приписанных нет.

      Опись церковного имущества заведена с 1903 года, хранится в целости, проверена в 1909 году. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Консистории даны 1909 г. декабря 8 дня по 1912 год, ведутся исправно, хранятся в целости.

      Копии с метрических записей хранятся в целости с 1811 года.

      В обыскной книге, выданной в 1903 году декабря 11 дня, за шнуром и печатью, за номером 24161 писанных листов — 14, не писанных — 186. Исповедные росписи находятся в целости с 1811 года.

      Книги до церковного круга принадлежавшим имеются в достаточном количестве. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенные 200 томов.

      Церковные деньги в целости за ключём в кладовой и печатью церковной.

       Имеются в приходе школы: земская помещается в доме  устроенном Действительным Статским Советником Николаем Андреевичем Лишиным в 1904 году. Заботами местного священника на средства Лишина и Губернского Земства, здание школы капитально отремонтировано и устроены квартиры для учителей. В отчётном году в ней обучается мальчиков — 250 и девочек 80.

Нивнянское  земское училище 1905 года.

Из собрания Вебера В. Ф.

Сидят во втором ряду слева направо:
1.Учительница - Пелагея Шулькина (окончила Александровское Мглинское училище) служит с 1894 года
2.Учительница- Анна Григорьевна Тарасевич (окончила Черниг. Епарх. училище) служит с 20.11.1897 г.
3.Священник Нивнянско-Крутоярский с 1899г. Россинский Николай Стефанович
4.Начальник училища с 10.10.1894г. Булашевич Фёдор Васильевич
5.Супруга Булашевича - Анна Захаровна
6. Учитель Андриевский Г.

 

       Церковно-приходская школа помещается в деревне Крутояре, приписанное содержание отпускается от казны 120 рублей, а от церкви 6 рублей, от прихожан 15 рублей. В этом году в ней обучается 28 мальчиков и 16 девочек. С 1900 помещается в своём здании устроенным обществом при пособии от Епархиального Учреж. Совета в размере 100 рублей. К настоящему году здание школы вновь отремонтировано и расширино на средства Св. Синода в размере 200 рублей.

           При церкви состоит старостой церковным Иван Силыч Евдокименко, который должность свою проходит с 1907 года апреля 23 дня. На второе трёхлетие его избрали в 1911 году.

          Преосвящённый в последний раз посетил приход в 1870 году, для освящения ранее  построенной церкви  тщанием  и иждивением генерал-майора Андрея Фёдоровича Лишина, жены его Констанции Ивановны Лишиной и ближайшего родственника их  генерал-лейтенанта Константина Константинова.

       Церковно приходское попечительство открыто в 1885 году, состав обнавлён в 1910 мая 28 дня. В 1911 году собрано попечительством на благоукрепление Святого Храма 26 руб. 18 коп.

        Члены причта состоят вкладчиками таковой кассы духовенства Черниговской Епархии: причём священник по 1 разряду с 1895 года, а псаломщик по 3 разряду с 1890 года и вкладчиками погребальную кассу: священник вносит два рубля, а псаломщик один

 

ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ СВЯТОГО МИТРОФАНИЯ СОСТОЯЩЕЙ МГЛИНСКОГО УЕЗДА В ДЕР. КРУТОЯРЕ при кладбище      за 1911 год. 

               Церковь построена в 1840 году тщанием помещицы Марии Златковской и дочери её Любови Дмитриевны Лишиной, вдове отставного майора Петра Фёдоровича Лишина.

        Здание деревянное, на каменном фундаменте, покрыта железом крепко. Престол в ней один — во имя Св. Христова — Митрофания. Утварью снабжена достаточно. 

 

Церковь действовала до закрытия в 1925 году. Чтобы закрыть её, предстояло собрать 2/3 подписей взрослого населения. В сельсовет вызвали председателя церковной десятки, священника Моисея Жигальского и заявили, что в списке о закрытии церкви его подпись должна быть первой. После получасового раздумья Жигальский поставил свою подпись. Священник пытался проводить службу, но ему запрещали. Исключения делали при крестинах, которые проводились в кринице рядом  с церковью.

Церковь Рождества Богородицы. Фото Владимира Вебера

 

       Закрытие храма произошло осенью, в 1929 году и сопровождалось изъятием церковных принадлежностей, местные жители все небольшие иконы разобрали по домам, часть сохранилась и при условии возрождения Храма их обещали вернуть. Под руководством председателя сельской администрации Молчановой (жители дали ей прозвище «маска») на разбор церкви привлекали молодёжь села. Например, за сброс колоколов, разбор маковок и колокольни, платили по 10 рублей, а за разбитие памятников на церковном погосте и плит накрывающих склепы в церкви подросткам платили по 20 копеек. Затем, разбив, подводами их увозили на строительства фундамента завода в Крутояр. После того как склепы в церкви вскрыли, ночью некоторые местные мародеры вскрыли оцинкованную обшивку гробов и похитили ордена генералов и некоторые ценности. Это коснулось в первую очередь генерал-лейтенанта Константинова К.И. – ордена и подаренный Императором перстень, и его сестры Лишиной К.И – колье. Впоследствии председатель колхоза пригрозила жителям, и ценности подбросили в здание правления колхоза. Кто-то был за это осуждён, но ценности пропали.

    Осенним вечером 1929 года, останки генералов и других покойных членов семьи Лишиных, в количестве 5 гробов выносили из церкви с северного входа и ссыпали в небольшую яму возле каменной ограды церкви (при выходе налево, примерно около находящегося там, в настоящее время пня). Помогали председателю Молчановой четверо добровольцев: некто Комлёв и Чупатый (кличка). 

 

Сохранилась опись имущества церкви:

 

Село Нивное   Клинцовского уезда  24 мая  1922г.

Церковь Рождества Богородицы. Каменная признана памятником культуры.

О П И С Ь

Имущества Рождества Богородичной церкви села Нивного, Клинцовского уезда, Гомельской губернии.

 

Часть  I.     Опись церкви.

     Церковь в селе Нивном Клинцовского у. каменная, крытая белым оцинкованным железом, одноглавая. Престолов в ней три, окон двадцать. Дверей трое. В одной связи с церковью каменная колокольня в три яруса в нижнем ярусе два окна, в среднем четыре без рам. В верхнем шесть тоже без рам. Двери в колокольне  и в самой церкви дубовые, полированные с резными украшениями из натурального черного дуба. Все имеют внутренние замки. Церковный погост обнесен каменною оградой.

ПРЕДАЛТАРНЫЕ ИКОНОСТАСЫ.

Первый иконостас двухъярусный, деревянный с позолоченной резьбой и иконами на нем:

 с левой стороны - Чудо Архистратига Михаила. На северных дверях изображение Архистратига Михаила.

Икона Божией Матери.   

Царские врата.

Икона спасителя.

Южные врата с изображением Гавриила.

Икона Рождества Богородицы.

Второй ярус, слева Круговидное изображение Моисея.

Символ Ветхого Завета.

Икона Преображения.

Икона Воскресения.

Икона Вознесения.

Символ Нового Завета.

Круговидное изображение Илии Пророка.

В средине изображение Тайной Вечери.

На левом клиросе икона с изображением Констанции, на правом икона такой же формы с изображением Святого Андрея Критского. С правой стороны около правого клироса распятие в рост Спасителя на деревянном кресте, в средине храма изображение Воскресение в рост Спасителя, по обеим сторонам ангелы – тоже деревянные.

Второй  предалтарный иконостас.

НИКОЛАЕВСКИЙ, трехъярусный, деревянный с позолоченной резьбой с 28 изображениями на нем. С левой стороны икона с изображением ПАНТЕЛЕЙМОНА в деревянных рамках с позолотой. С правой стороны киот, украшенный деревянным крестом. В киоте изображение святого Феодосия.

Третий предалтарный иконостас:

 АНДРЕЕВСКИЙ, четырехъярусный с позолотой и резьбой. 24 изображения на нем. Над головами Божией Матери и Спасителя серебряные венчики без пробы.

ИКОНОСТАС и ИКОНЫ в прочих местах храма.

Возле левого клироса малый иконостас мерою 4 аршина вышины и два аршина ширины, с окрашенными белой краскою колоннами.

В нем икона Божией Матери Тихвинской в большой белой ризе с серебряным вызолоченным венчиком. Над изображением Божией Матери коронка, осыпанная простыми камнями. Наверху резное золоченое сияние с изображением Всевидящего Ока.

В правом пределе киот мерою 4 аршина вышиной и 1 1\4 аршина ширины с резными позолоченными украшениями по белому полю, в нем икона Казанской Божией Матери, написана на холсте в деревянной золоченой раме.

На верху киота в резьбе Изображение Бога Отца.

Рядом находится киот 5 аршин 4 вершка вышины, 1 1\2 аршина ширины с вырезанными золочеными колоннами, тумба и верх покрыта серебром по серебру деревянная вызолоченная резьба. В киоте икона с изображением Святого Князя Александра Невского, окруженного изображениями пророка Осии, Марии  Магдалины и Николая Мирликийского.

КИОТ 5 1\4 аршина высоты и 2 аршина ширины с резными украшениями по белому полю, в нем икона Святого Александра Невского.

У северной стены храма икона Божией Матери, окруженная ангелами в резной позолоченной раме. С правой стороны находится изображение мученицы Евдокии в резной позолоченной раме, с левой Великомученицы Варвары в такой же раме.

У Южной стены икона врезной позолоченной раме с изображением спасителя окруженного ангелами. На верху  иконы прикреплена не большая икона с ликом пр. Захария и Архистратига Гавриила.

По правую сторону изображение спасителя в позолоченной резной раме, икона пророка Иоанна Предтече, а по левую изображение Апостола Луки в такой же раме. На правом клиросе икона Спасителя в рост в позолоченной раме, написанной на холсте.

Икона, изображающая бичевание спасителя в деревянной позолоченной раме, написанной на холсте.

На левом клиросе находится икона Божией Матери в рост в деревянной золоченой раме , на холсте.

Икона с изображением спасителя несущего крест в деревянной золоченой раме написана на холсте.

На столбах, служащих опорой для купола наверху находится изображение Евангелистов более человеческого роста в круглых лепных бронзованных рамах. Над правом клиросом изображение Евагелиста Матфея, на холсте.

Над левым клиросом изображение Евангелиста Иоанна, на холсте. К западу против изображения Евангелиста Матфея  находится изображение Евангелиста Марка на холсте. К западу против изображения Евангелиста Иоанна – изображение Евангелиста Луки на холсте.

В северном пределе икона изображающая снятие Тела Спасителя со Креста в деревянной простой раме написана на холсте тушью.

Икона Рождества Богородицы, написана на цинке.

Икона Святого Николая на цинке.

Икона Покрова Богородицы на цинке.

Икона Введение на цинке.

Икона Петра и Павла на дереве.

Икона Сретенье на цинке.

Икона Благовещения на цинке.

Икона Крещения Господня, на цинке.

Икона Обрезания на деревянной доске.

Икона Воскресения, на цинке.

Икона Входа Господня в Иерусалим, на дереве.

Икона Преображения, на цинке.

Икона Успения, на деревянной доске.

Икона Рождества Христова, на доске.

Икона Великомученика Георгия, на дереве.

Икона Великомученицы Варвары.

Икона Усекновение головы Иоанна, на дереве.

Икона Воздвижения, на цинке.

Икона Сошествие Святого духа на апостолов, на дереве.

Икона Святого Николая, на дереве.

Икона СвятойТроицы, на цинке.

Икона Кирилла и Мефодия, на цинке.

Икона Вознесения, на цинке.

Икона Казанской Божией матери, на цинке.

Икона Рождества Христова, на дереве.

Плащаница на малиновом бархате с изображением, лежащего в гробе Спасителя. Вокруг тела Господня золочеными буквами написан тропарь «Благообразный Иосиф».

Плащаница вышита золотыми цветами по углам 4 Евангелистов. Плащаница на пунцовом бархате. Гробница деревянная со стеклянной крышкой.

ЛАМПАДЫ, ПОДСВЕЧНИКИ, АНАЛОИ.

Среди Храма паникадило в 32 свечи металлическое.

Паникадило медное о 16 подсвечниках. Паникадило медное о 16 подсвечниках.

Паникадило медное побеленное о 16 подсвечниках.

Лампада жестяная побеленная, перед иконой Спасителя в Николаевском пределе о 7 свечах.

Лампада жестяная побеленная перед иконой Божией Матери в Николаевском иконостасе  о 3 больших и 12 малых свечах.

Лампада желтой меди перед иконой Святого Николая о 3 больших и 12 малых свечах.

Над иконой Спасителя в Николаевском пределе «Моление о чаше» лампада спускная серебряная весом 1\2 фунта.

Пред иконою Рождества Богородицы лампада никелевая о 4 свечах с медными цепочками.

Подсвечник большой высоты 1 1\2 аршина жестяной беленый о 4 свечах больших и 20 малых. Стоит перед иконой Божией Матери.

Подсвечник большой высотой 1 1\2 аршина жестяной, побеленный о 4 больших и 20 малых свечах. Стоит перед иконою Спасителя.

Подсвечник большой высоты 1 1\2 аршина жестяной побеленный о 4 больших и 12 малых свечах.

Подсвечник большой высоты 1 1\2 аршина жестяной побеленный о 15 малых ставниках.

Подсвечник большой, жестяной побеленный о 4 больших и 12 малых ставниках.

Подсвечник  жестяной побеленный о 3 больших и 12 малых ставниках стоит перед иконой Тихвинской Божией Матери.

Подсвечник  жестяной побеленный 1 1\2 аршина о 3 больших и 9 малых ставниках.

Подсвечник малый выносной, жестяной побеленный о 4 ставниках.

Подсвечник  жестяной побеленный в 1 1\2 аршина высоты о 3 больших и 15 малых ставниках.

Подсвечник медный побеленный напрестольный на 7 ставников.

Аналогий граненый. На гранях расположены изображения Святого Николая, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Григория Богослова и Амвросия \Медиопанского\.

Аналогий граненный на  гранях изображены пророки Моисей, Ионна и Енох.

Аналогий деревянный на четырех ножках окрашен голубою краскою.

ХОРУГВИИ.

Четыре металлические и две на холсте.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Опись ризницы.

Евангелие в пол-листа на александрийской бумаге с золотым обрезом. Напечатано в Москве в 1858г. Оправлен малиновым бархатом. На лицевой его стороне вся доска серебряная с позолотою 84 пробы с 5 финифтевыми штуками.

 На них, на средней, круглой написано: «Воскресение Христово», а по граням написаны четыре Евангелиста с символическими знаками; вверху, над Воскресением, Дух Святой в виде голубя в сиянии. Между Евангелистом  Лукою и Марком выбиты чаша и дискос. На задней крышке пять блях серебряных с позолотой, на средней бляхе выбит восьмиконечный крест, а по углам четыре выпуклых подставки. В низу прибитая серебряная дощечка с надписью:

 «Возвеличьте Господа со мною и вознесем имя его в купе «Андрей, Констанция, Константин, Александр, Иоанн, Андрей, Михаил, Николай, Григорий, Анна с чады». … Христе, … заповедей твоих, утверди наши помышления. 1864 апреля 19 дня Т.С.Петербурга».

Евангелие в пол- листа, на простой бумаге, напечатано в Москве, в 1830 году, оправлено малиновым бархатом. На лицевой его стороне 5 серебряных 84 пр. вызолоченных блях. На средней выбито изображение Спасителя по углам 4 Евангелиста. Между Евангелистами прибиты четыре серебряных вызолоченных 84 пр. звезды. На оборотной стороне выбиты изображения Божией матери на серебряной доске. По углам небольшие выпуклости вместо подставок серебряные 84 пр.

Евангелие в осьмую долю листа, напечатано в Москве 1822 году, оправлено в малиновый бархат. На лицевой стороне по углам выбито 4 Евангелиста, а посередине Воскресение Спасителя в сиянии серебряное с позолотою. На оборотной стороне по углам серебряное с позолотою украшение, а посередине Крест в сиянии.

Евангелие большое в лист, на простой бумаге, печатано в Москве 1771 года, оправлено малиновым полубархатом. По углам с лицевой стороны на жести выбито 4 Евангелиста, в середине  Спаситель, сидящий во славе, на оборотной стороне по углам жестяные побеленные украшения. В середине Крест.

КРЕСТЫ НАПРЕСТОЛЬНЫЕ.

Крест кипарисовый с прибитой на конце медной дощечки: освещен Патриархом Иерусалимским Никодимом на Святом Гробе Господня 5 февраля 1890 года. На нем сургучная печать Патриарха находится в футляре».

ПОТИРЫ.

Потир серебряный без пробы, позолоченный с 3 изображениями ангелов и выбитым крестом на нем: « потир церкви Нивнянской 1774 мая 25 дня». Весу в нем 3\4 фунта.

ЛЖИЦЫ.

Лжицы серебряный без пробы на конце рукоятки крест веса в нем 2 золотника.

ДИСКОСЫ И ЗВЕЗДИЦЫ.

Дискос серебряный с позолотою без пробы на нем вырезан крест с надписью «ИСХ.».

Звездица серебряная.

КОПИЯ.

Копие стальное с деревянной рукояткой по среди лезвия прорезан крест.

Копие такое же.

ТАРЕЛОЧКИ.

Тарелочка серебряная вызолоченная 84 пр. в середине находится изображение креста.

Тарелочка такая же с изображением в середине Божией Матери.

СОСУДЫ ДЛЯ ТЕПЛОТЫ.

Ковшик беспробного серебра в виде рюмки веса 5 золотников.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦЫ.

Дарохранительница, употребляемая для причащения больных, серебряная с позолотою. На дверце ее изображено на наружной стороне Распятие Спасителя находящееся в середине ее ковчежец для вложения Святых даров, чаша и лжица серебряная с позолотою.

КАДИЛА.

Кадило серебряное 84 пр. без позолоты с таковыми же цепочками. Весу в нем 3\4 фунта.

СОСУДЫ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ХЛЕБОВ.

Сосуд для освещения хлебов медный побеленный.

                                                                

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

 

ОБЛАЧЕНИЕ ПРЕСТОЛОВ, СВЯЩЕНИЧЕСКИЕ И ДИАКОНСКИ.

 

Облачение престола желтой парчи, затканной малиновыми цветами. Подкладка белый холст.

Облачение престола желтой парчи затканной белыми и желтыми цветами. Подкладка белый холст.

СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ.

Риза парчевая, желтого цвета, с синими и белыми цветами с крестом и звездою парчевыми, обложена вокруг золотистою парчею, подкладка шелковая зеленого цвета. При ней такая же епитрахиль.

Риза из бархата, золотистыми крестами в терновой ветке, с вышитыми золотом оплечием, при ней такая же епитрахиль.

Риза шелковая, голубого цвета с белыми серебристыми цветами, обложена мишурою серебристого цвета, при ней такая же епитрахиль.

Риза шелковая зеленого цвета с крестами шитыми золотою мишурою, вокруг цветов обложена мишурою золотистого цвета с серебряными цветами подшита коленкором при ней такая же епитрахиль.

Риза шелковая красного цвета с золотистыми цветами и крестами, обложена мишурою золотистого цвета. Подкладка на ней желтый коленкор. При ней такая же епитрахиль.

Риза из черного полубархата, обшита вокруг серебряными галунами с подкладкою белого коленкора. При ней такая же епитрахиль.

Риза желтой парчи с бархатными красными цветами с таковым же к ней епитрахилем, обложена вокруг мишурою золотистого цвета. Подкладка на ней желтый коленкор. При ней такая же епитрахиль. Риза шелковая коричневого цвета с шитыми крестами и цветами того же цвета, оплечья парчевое желтого цвета при ней такая же епитрахиль. Подкладка на ризе и епитрахиль – желтый коленкор.

ПОДРИЗНИКИ.

Подризник, серебристый, обложен мишурою золотистого цвета, подкладка белая тафтяная.

Подризник белый полушелковый обложен мишурою золотистого цвета с белою коленкоровую подкладкою.

Подризник полушелковый пунцового цвета обложен мишурою золотистого цвета с подкладкою из коленкора.

КОЛОКОЛЬНЯ.

Колокол большой вес 61 пуд 12 фунтов. Кругом колокола вверху идет надпись: « Благовествуй земле радость велию». По нижнему краю вырезано: « Храм и колокол сооружены Андреем Федоровичем Лишиным в 1896 – 1898 году».

Колокол весом 20 пудов 31 фунт с буквами « А.Л.»

Колокол весом 14 пудов 26 фунтов с буквами « А.Л.»

Колокол весом 1 пуд 20 фунтов.

Колокол весом 1 пуд.

Колокол весом 28 фунтов. 

Колокол весом 20 фунтов.

 

Председатель церковного совета           И. Евдокименко.

При описи присутствовали: предсельсовета    ---  подпись.     Правильность описи и собственноручную подпись предсельсовета Нивнянский Волисполком удостоверяет 14 мая 1922 года.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ПРИХОДСКОГО СОВЕТА РОЖДЕСТВА - БОГОРОДИЧНОЙ ЦЕРКВИ села НИВНОГО, КЛИНЦОВСКОГО УЕЗДА:

 

ЕВДОКИМЕНКО АЛЕКСАНДР АКИМОВИЧ  - крестьянин,  середняк.

 

ЖИГАЛЬСКИЙ МОИСЕЙ МИТРОФАНОВИЧ – Волостной старшина

ЛАВРОВ Федор Афанасьевич

Горелько Федор Савельевич

Нечаев Степан Леонтьевич

Прилепа Михей Григорьевич

Воронин Максим Иванович

Воронин Петр Ильич

Евдокименко Петр Иванович

Знаменок Леон Александрович

Воронин Илларион Михайлович

Козин Даниил Аврамович

Евдокименко Иван Силыч

Евдокименко Афанасий Данилович

Максименко Борис Яковлевич

Председатель церковного совета   подпись  / А. Евдокименко/.

Члены:      -   подпись      / И. Евдокименко /.

                                                                                       / Б. Максименко /.

 

 

        с. Нивное.                                                                                                                                                                22 мая 1923г.

 

Д О Г О В О Р.

     Мы, нижеподписавшиеся, председатель Евдокименко Иван Силыч и члены Совета Евдокименковы Афанасий и Александр, Максименко Борис,  Рождества – Богородицкой церкви расположенной в селе Нивном, Клинцовского уезда, заключили настоящий договор с Клинцовским Отделом Управления в лице ихнего полномочного представителя Нивнянского ВИКа в том, что 22 числа мая месяца 1923 года приняли от Нивнянского ВИКа бессрочное и беплатное пользование церковь по особой нами заверенной своими подписями описи на нижеследующих условиях.

 

( полный текст « Условий», см. БЕЛОГОЩЬ, Унечской волости.)

                           

 

 

 

 З А Х О Р О Н Е Н И Я   В    Ц Е Р К В И.

Склеп слева от алтаря (расчищенный): до 1929 года находились три гроба:

Константинов Константин Иванович, генерал-лейтенант, умер 12 января 1871г. Имелся герб.

Лишина Констанция Ивановна, жена генерал-лейтенанта, род. 13 августа 1815г. – умерла 8 мая 1872г. Имелась надпись:

 « Вся жизнь наша будет постоянным воспоминанием о тебе, добрый друг и нежная мать. Благословляем твое пребывание среди нас, дорогая сердцу, родная».

Лишин Андрей Фёдорович, генерал-лейтенант, род. 26 мая 1801г. – умер 6 сентября 1898г. Имелась надпись:

« Добродетельная жизнь твоя, дорогой родитель, исполнена была забот и любви к семье. Анна, Константин, Александр, Михаил и Николай». Имелся герб.

Склеп справа от алтаря, до 1929 года находились два гроба:                                                                    

Лишин Михаил Николаевич, отрок, род. 3 февраля 1878г. умер 15 сентября 1886г.

Лишин Николай Андреевич, строитель храма, действительный тайный советник, инженер, род. 22 июля 1843г. умер «от раны, полученной при возмущении в Одессе» 26 октября 1905г.

Склеп с останками, где находился в церкви неизвестно: 

Лишин Феодор Андреевич, умер 15 января 1826г., на 69г. и жена его Параскева Владимировна, умерла 23 мая 1840г., на 77г. « Блажени чистiи сердцем, яко тiи Бога узрят. Помни о смерти».

                                                                                                                            

На церковном погосте находились захоронения с памятниками:

Лишин Владимир Фёдорович, род. 15 июня 1795г. умер 10 марта 1850г. «В Тебе Едином всё упование, истина и живот. Чувства мои к тебе, брат и друг мой, неизменны».

Гораин Михаил Феодорович, священник, служил в церкви села Нивнаго с 1861 по 1899 годы. Похоронен возле западной стены церкви в 1899 году. Памятник в виде раскрытого Евангелия.

 

На главную