В.М.Чернов: "Екатерина
Брешковская
родилась
26-го января
1844 года в
Черниговской
губернии, в
семье
помещика
Константина
Вериго. Отец
ее был
дворянин-вольнодумец
старого
типа: мать
же,
урожденная
Горемыкина,
отличалась
чрезвычайной
религиозностью.
Излюбленным
языком
лучших
дворянских
семей того
времени был
французский,
на нем
говорили
между собой,
а на русском
— с
прислугой.
Когда
Катерина
Вериго,
ставшая
Екатериной
Константиновной
Брешко-Брешковской,
на склоне
лет попала в
Париж, она
пленяла
тогдашних
лидеров
французского
социализма
своим
прекрасным
французским
языком, но
языком
старомодным,
языком их
дедов и
прадедов. Не
в одной
французской
среде
«бабушка»
выглядела
гостем
прошлого
столетия.
В старости
«бабушка» не
раз
добродушно
рассказывала,
каким
божеским
наказанием
была она для
своей старой
няни, то,
обрабатывая
ее во
вспышках
детского
гнева руками
и ногами, то
душа ее в
своих
объятиях в
порывах
раскаяния. И
более
полвека
спустя
нетрудно
было узнать
в
перевалившей
на седьмой
десяток лет
«бабушке» ту
же самую
бурную Катю
— только на
этот раз она
так же
своевольно,
чуть не
руками и
ногами
обрабатывала
захотевший,
видите ли,
стать ей
политической
нянькой-указчицей
Центральный
Комитет
Партии
Социалистов-Революционеров.
Катя-подросток
жадно
слушала из
материнских
уст
Евангелие и
«Жития
святых».
Особенно
глубоко
врезалось в
ее память
жизнь
великомученицы
Варвары,
пошедшей за
веру на
казнь. А в
1910 году
корреспондент
английской
газеты,
увидев К.
Брешковскую
на процессе,
написал:
«Эта
престарелая,
седая
женщина,
одетая в
черное
поношенное
платье, —
бабушка, как
любовно
зовет ее
партия
освобождения,
— шла с
достоинством
и сияющим
лицом, как
мученица,
вдохновляемая
величием
дела,
которому она
предана и
которое
превращает
страдание в
высшую
радость».
Отдавши в
юности
щедрую дань
антирелигиозным
дерзновениям
молодой
мысли, она
опять
вернется к
религиозным
истокам,
будет
организовывать
в
Подкарпатьи
школы и
пансионы, в
которых
можно
увидеть
ревностных
церковниц, и
не будет
забывать на
прощанье
перекрестить
тех, кого
любит.
Катерине
Брешковской
выпала на
долю бурная
молодость.
Охваченная
общим
поветрием,
она
бросается в
Петербург на
курсы. Отец
дрожит за
будущее
своей
безудержной
Кати и
пробует
приковать ее
к дому:
чтобы она
могла
осуществить
мечты о
служении
народу, он
создает для
нее сельскую
школу. Тут
же,
наготове,
найдется и
подходящий
жених: семья
будет для
нее тихой
пристанью.
Всё
сначала
идет, как
по-писанному.
Культурная
работа в
полном
разгаре:
вырастает
школа, за
ней
библиотека,
а там —
сберегательная
касса. В них
работает
рядом с
Катериной
молодой
студент из
соседей-помещиков,
она 24 лет
от роду
выходит за
него замуж и
становится
Брешковской.
Н.А.Ярошенко. "Курсистка". 1883 г.
Г.И.Успенский: " ... Вот это-то изящнейшее, не выдуманное. . . слияние девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской и не мужской, а «человеческой» мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку, и плед, и книжку и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий".
В.Н.Фигнер, письмо к сестрам, Шлиссельбургская крепость, 30 января 1901 г.: "Я помнила, как в одной статье Глеб Иван[ович] Успенский восторгался картиной того же автора «Курсистка», и здесь судьба неожиданно послала ее мне в одной старой иллюстрации. Теперь она у меня, и мне все чудилось, что она напоминает кого-то знакомого..., но теперь я убедилась, что для меня в ней просто воплощается вся наша женская учащаяся молодежь со всем, что в ней есть свежего, чистого и искреннего. " |
Но на
черниговских
либералов
обрушивается
гнев
подозрительной
администрации.
Старика
Вериго
увольняют со
службы за
неблагонадежность,
чету
Брешковских
отдают под
надзор
полиции. Все
их
учреждения
разгромлены,
закрыты. Муж
покоряется
судьбе, в их
браке
женственно-мягкой
натурой
является он,
а
мужественное
начало
воплощено в
ней.
Катерина
Брешковская
отвечает на
разгром
культурной
работы
уходом в
революционную
работу. Мужу
она
предъявляет
ультиматум:
или идти
вместе по
предстоящему
ей
тернистому
пути, или
разойтись.
Идти ей
приходится
одной. Муж
остается
где-то
позади. Но у
Катерины,
кроме мужа,
есть еще и
ребенок.
После многих
бессонных
ночей
принесена и
эта, еще
более тяжкая
жертва.
Младенца
берет на
свое
попечение
жена брата
Катерины, и
он
вырастает,
считая свою
тетку
матерью, а
настоящую
мать —
теткой...
«Хождение
в народ»,
арест, суд и
пять лет
каторжных
работ; выход
на
поселение,
побег, новый
арест, новый
суд и опять
четыре года
каторжных
работ. Таков
был крестный
путь
Катерины
Брешковской.
Отбыв второй
каторжный
срок,
Брешковская
вышла на
поселение в
Селенгине,
где
посещение ее
Кеннаном
вызвало в
последнем
духовный
переворот.
Он приехал в
Россию для
обследования
политической
ссылки,
склонный
оправдывать
царскую
администрацию,
вынужденную
применять
репрессии
против
террористов.
После
встречи с
Брешковской,
а затем и со
многими
другими
ссыльными он
написал
книгу,
которая
всему миру
показала
ужасы
политической
ссылки в
России и
благородные
образы
борцов за
свободу.
Благодаря
этой книге
широко
прогремело и
имя Катерины
Брешковской.
Е. К. Брешко-Брешковская (1844-1934)
Урожденная Вериго, Екатерина Константиновна родилась в семье здешнего помещика Вериго. Замуж выходила в Костеничи за дворянина Брешковского и свою фамилию Вериго заменила на Брешко-Брешковскую. Из родных мест она скоро выехала и с тех пор очень редко бывала здесь.
Лишь за долгие годы отсутствия неожиданно приезжала в Луговец, чтобы укрыться от преследования жандармов или на кратковременный отдых. Отдыхала в имении родственников, жила замкнуто, с местными жителями почти не встречалась, работы среди крестьян не проводила. Скрывалась иногда в Займище, что в 2-х км от Луговца у помещика Саханского П. II. Поэтому крестьяне Луговца и окрестных селений пользовались лишь теми случайными сведениями о ней, которые выходили из семьи Вериго или Саханских, куда она иногда присылала письма. Эти сведения в народе облекались в таинственные и туманные устные рассказы о ней, как о выдающейся революционерке и распространялись по всему Мглинскому уезду, несмотря на то, что имя ее здесь считалось крамольным.
Говорили, что Брешко-Брешковская непримиримый враг самодержавия, что она состоит в тайной боевой организации и участвовала в покушениях на жизнь царя, что она революционерка-мученица, пробывшая на каторге, в тюрьмах и ссылке более 30 лет, что царские репрессии не сломили ее стойкости, что она отдала свою жизнь борьбе за демократическую республику, за народную волю, за наделение крестьян землей помещиков. Поэтому в Мглинском уезде гордились ею еще до революции, а после свержения самодержавия на митингах в городе, на собраниях в деревнях ее имя славили и называли «бабушкой русской революции».
Подлинные сведения о политической деятельности Брешко-Брешковской стали известны на ее родине после Октябрьской революции. С этого времени здесь узнали, что она вступила на путь борьбы с самодержавием еще в 70-х годах прошлого столетия, в среде народников. За активную деятельность в рядах народничества Екатерина Брешко-Брешковская под вергалась тяжелым правительственным репрессиям. Жандармы обычно называли ее «стриженая», что означало одновременно и принадлежность женщины к политике. Царское правительство продержало ее на каторге, в тюрьмах и ссылке в обшей сложности около 32 лет. Тем не менее, политические взгляды Брешко-Брешковской долгое время не отличались достаточной ясностью. Так, например, ее отношение к главному вопросу того времени —аграрному — долгое время оставались неопределенным, туманным. И только после февральской революции, когда сами крестьяне явочным порядком приступили к захвату помещичьей земли, она высказалась за передачу помещичьих земель крестьянам.
«Сила крестьянского движения перед Октябрьской революцией была так велика, — писал В. И. Ленин (Сочинения. 1949 г., том 26, стр 156), – что даже Брешко-Брешковская заговорила о передаче крестьянам земли». Брешко-Брешковская одна из видных организаторов партии эсеров, входила в состав руководства этой партии и принадлежала к се правому крылу. Поддерживала все мероприятия Временного правительства, во главе которого стоял Керенский. И когда на III съезде эсеровской партии (конец мая -начало июня 1917 г) Керенского не ввели в состав ЦК, она тоже отказалась войти в состав ЦК этой партии в знак протеста. После Октябрьской революции Брешковская заняла враждебную позицию по отношению к большевикам и Советской власти. В начале 1918 года она прибыла в Самару, вступила в контакт с мятежными чехословаками и вскоре эмигрировала в США. Американские газеты восторженно приветствовали ее словами: «Добро пожаловать, бабушка». За границей она развернула еще большую активность в собирании контрреволюционных сил для борьбы с советской властью в России. Касаясь се политической деятельности, В. И. Ленин писал, что «Брешко-Брешковская и Керенский не лучше кадетов». (В. И. Ленин. Соч. 1949 г., т. 26. стр. 191).
Текст приведен по
изданию: З. Е.
Протченко. Земля Мглинская -
родной край.
1993 г.
Брянск, Из-во
Кладезь, -226 с.
|
Только в
1896 году
попадает
она, кончив
все сроки
каторги и
ссылки, в
Россию. Там
всё новое.
Новое время
— новые люди
— новые
речи.
Молодежь
почти сплошь
говорит на
новом языке
— на языке
поспешно и
не очень
ладно
переведенного
на русский
немецкого
марксизма.
Бабушка
среди них —
как выходец
из другого,
потонувшего
мира. Но ей
ведомо
что-то
большее, чем
тезисы
очередной
доктрины,
претендующей
на
безошибочность
своих
диагнозов и
прогнозов.
И, не
смущаясь
первыми
встречами с
молодежью,
не дающими
взаимного
понимания,
она спешит
наверстать
годы
подневольного
бездействия.
«Шесть лет
вагоны были
мне
квартирой, —
рассказывает
потом она. —
Я собирала
людей всюду,
где могла: в
крестьянских
избах, в
мансардах
студенток, в
либеральных
гостиных, в
речных
барках, в
лесах, на
деревенских
мельницах»...
Заграницу
шли вести:
бабушка
витает по
всей России,
как святой
дух
революции,
зовет
молодежь к
служению
народу,
крестьян и
рабочих — к
борьбе за
свои
трудовые
интересы,
ветеранов
прошлых
движений — к
возврату на
тернистый
путь
революции.
«Стыдись,
старик, —
говорит она
одному из
успокоившихся,
— ведь эдак
ты умрешь со
срамом, — не
как борец, а
на мягкой
постели
подохнешь,
как
изнеженный
трус, подлой
собачьей
смертью».
Брешковская
впоследствии
рассказывала
нам, как,
поездив по
Западному
краю, она
наткнулась
на мирного
кульурного
деятеля —
умного и
осторожного
провизора и
бактериолога
Гершуни.
«Светлая
голова!» —
отметила она
для себя.
Скоро
узнала, что
«светлую
голову», как
полагается,
арестовали и
увезли в
Москву. Ею
заинтересовался
Зубатов,
любивший
лично
«поработать»
над
выходцами из
«подпольной
России» выше
обычного
уровня.
|