На главную

 

Собор Воскресения Христова
 

 

 

Расположен в центре города, является доминантой всей его панорамы. Возведен в 1765—71 гг. вместо прежней, деревянной церкви (построена ок. 1715 г.)- Нынешний храм вместе с трапезной и колокольней возведен по проекту известного петербургского зодчего Ж.-Б. Валлен-Деламота архитектором А.Г. Яновским на средства последнего малороссийского гетмана, графа и сенатора К.Г. Разумовского. Первоначально здание входило в ансамбль обширной дворцовой усадьбы, возведенной здесь гетманом в 1770-80-х гг. Дворец и парк погибли во время Великой Отечественной войны. Собор реставрирован в 1980-х гг. (архит. А.Г. Азаров).

Замечательный памятник русского зодчества 18 в., один из первых образцов архитектуры раннего классицизма не уступающий по художественному качеству произведениям этого стиля в Петербурге и Москве. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание обладает своеобразной композицией, еще сохранившей сложную барочную пластику архитектурных форм. Крупный основной объем в плане имеет вид латинского креста с закругленными восточным, южным и северным рукавами, которые завершены аттиковыми ярусами с круглыми люкарнами, врезанными по сторонам света в пологую гуськовую кровлю.

Над средокрестием незначительно возвышается четверик с вогнутыми западающими углами, окруженный по краю крыши металлической балюстрадой (видимо, прежде служила оградой видовой площадки). Основной объем увенчан малоприметным яйцевидным куполом с близко поставленными восемью круглыми люкарнами.

 На куполе установлен двусветный цилиндрический барабан с полусферическим покрытием и крестом на фигурном постаменте. Примыкающая к трапезной стройная четырехъярусная колокольня с арочными проемами в каждом ярусе доминирует в композиции здания. Ее три четверика (нижний в два этажа, одинаковый по высоте с трапезной, а верхний двусветный) последовательно сокращаются в размерах и завершаются цилиндрическим ярусом с купольной кровлей и шпилем на квадратном в плане основании.

Расположенное к западу от колокольни большое крыльцо типично для украинской архитектуры: двухъярусный восьмерик (внизу глухой, вверху сквозной) с лестницей внутри и купольным покрытием, прежде соединенный переходом с дворцом. Классицистический декор фасадов строг. Крупные пилястры ионического ордера расположены под массивными раскреповками на углах основного объема и между окон рукавов, стены завершены антаблементом с раскреповками и сухариками в карнизе.

Легкие изящные обрамления арочных окон храма (в нижнем этаже - с пилястрами по краям и замками у архивольтов над импостами; в верхнем - прямоугольные рамочные с небольшими "ушами") разделены между этажами прямоугольными филенчатыми выступами. Филенками украшены также аттики и оригинальный двусветный барабан, имеющий внизу прямоугольные, а вверху круглые окна.

 Грациозную нарядность убранству колокольни придают пилястры по краям двух нижних ярусов, филенчатые нишки на срезанных углах третьего и перспективные архивольты над арками четвертого яруса. В интерьере здания рукава креста перекрыты в обоих этажах коробовыми сводами с рядом ложных подпружных арок с гранеными конхами над апсидами.

Барочному ощущению пространства в высоком и светлом основном помещении собора (верхний этаж) способствуют ионические пилястры, оформляющие выступы стен и простенки, а также антаблемент с раскреповками. Яйцевидный купол на подпружных ребристых арках с парусами красиво прорезан крупными люкарнами и завершен световым барабаном.

Средняя часть нижнего этажа, занятого теплым храмом Захария и Елизаветы, а также четверики колокольни имеют сомкнутые своды: верхний ярус колокольни и центральная часть крыльца перекрыты куполами.

Двухъярусный иконостас сер. 18 в. в основном помещении выполнен предположительно по рисунку архитектора В.В. Растрелли, а иконы написаны Г. Стеценко, придворным художником К.Г. Разумовского. Является уникальным на Брянщине памятником монументального искусства в стиле барокко. Некоторые детали иконостаса ныне утрачены. В его великолепном декоративном убранстве главное место отведено эффектной позолоченной резьбе, которая создает торжественный, парадный характер произведения.

Объемно-пространственная композиция иконостаса, в которой отчетливо прослеживается ордерный принцип, состоит из выступающей вперед центральной части в три оси и боковых частей в две оси. Прямоугольные филенки в основании обоих ярусов и цокольной части заполнены резьбой.

Ярусы отделены друг от друга раскрепованными антаблементами с сильно вынесенными карнизами, иконы - витыми колоннами композитного ордера. Спаренные колонны по сторонам царских врат, тройные на углах выступа и в нижнем ярусе, создают напряженный ритм членений в центре и спокойный в верхней и боковых частях.

Иконостас завершается аттиком, в центре которого помещена икона "Коронование Богоматери" (?), фланкированная парными пилястрами с капителями в виде серафимов, а над ней — скульптурная композиция "Распятие" с предстоящими.

Виртуозная ажурная резьба покрывает всю поверхность иконостаса, не разрушая структурной ясности конструкции. Пышные сочные виноградные лозы, цветы и листья обвивают колонны, заполняют фризы и в виде картушей служат обрамлением для икон. Средоточием богатого разнообразного декора является центральная часть иконостаса, которая выделяется роскошной резьбой царских врат, разорванными лучковым фронтоном (в нижнем ярусе) и карнизом с волютами (в верхнем). Декоративная выразительность иконостаса подчеркивается скульптурными изображениями сидящих ангелов (средняя ось).

Из прежнего внутреннего убранства сохранились также подсвечники и паникадила. Пол нижней церкви выложен чугунными плитами.

Источник: http://history.region32.ru/?id=10&ido=334&act=view&p=0&obl=1&re=21&obj=&sub=&tobj=

***

Вот как описывал этот собор  Горностаев Ф. Ф. в 1914 году в своей  книге Дворцы и церкви Юга.

 

 

 

 

 

На главную