На главную

Усадьба в Ляличах
 

Ляличи известны с 1654 г., когда принадлежали одному из польских магнатов, а затем перешли к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому. Граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812) служил в Малороссийской коллегии, затем в канцелярии генерал-губернатора Малороссии П.А. Румянцева. Участник русско-турецкой войны (1768-74). Отличился в битвах при Ларге и Кагуле, участвовал в подготовке Кючук-Кайнарджийского мирного договора. В 1775 г. стал кабинет-секретарем Екатерины II, позднее флигель-адъютантом. С 1781 г. управляющий Дворянским заемным банком в Петербурге, с 1786 г. директор Государственного заемного банка. В царствование Александра I назначен сенатором, членом Непременного совета, затем председателем Комиссии для составления законов. Первый министр народного просвещения (1802-10).

В 1780-90-х гг. Завадовский осуществил в Ляличах по проекту крупнейшего столичного зодчего Дж. Кваренги строительство огромного усадебного комплекса, названного в честь благодетельницы Екатеринодаром. Комплекс состоял из большого дома дворцового типа с галереями и флигелями, различных хозяйственных и служебных построек, церкви Екатерины и обширнейшего пейзажного парка с летним дворцом, храмом-ротондой, всевозможными "затеями" и статуями.

 

 

Усадьба является выдающимся памятником русского зодчества и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги. Изумительный по красоте комплекс с целым рядом великолепных зданий, объединенных парком, занимал огромный участок (1349 х 1180 м), обнесенный высокой кирпичной оградой. В основе его планировочной структуры лежала характерная для крупных русских усадеб 2-й пол. 18 в. система. Главным ядром композиции был трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями. Галереи-крылья замыкали большой парадный двор перед домом, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей (позднее южный превращен в конюшню), а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре.

 

Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе.

Здания ансамбля, выдержанные в стиле зрелого классицизма, изумительно вписывались в холмистый пейзаж. На первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные и служебные помещения, на втором - столовая, гостиные и парадные залы, на третьем - жили Завадовские. Трапезы проходили под игру музыкантов и пение хора. Графу все в усадьбе напоминало век Екатерины: картины, художественная лепка, бронзовая статуя П.А.Румянцева и мраморная - самой Екатерины II.

Рассказывали, что всякий пришелец невольно шарахался, принимая статую за живую императрицу. По тогдашнему обычаю ни одного здание в глубинке не могло быть выше императорских строений в Петербурге. Павлу I донесли, что ляличский дом Завадовского выше царского дворца в Гатчине. Возмущенный император отрядил в Ляличи специальную комиссию. Но прослышавший об этом граф велел за одну ночь засыпать песком цокольный этаж. В итоге дворец оказался чуть ниже гатчинского.
 

Большой трехэтажный, прямоугольный в плане дом был расположен в глубине парадного двора, охваченного по сторонам закругленными одноэтажными крыльями. За домом находился пейзажный парк с павильонами, оранжереями и прудом. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании, четыре стороны которого снабжены полукруглыми окнами в центральную залу. С фасадов во всю высоту здания в средней его части шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Пятиарочная нижняя часть соответствует первому этажу дома, а колоннада — остальным двум. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями. Фасады всех частей дома отличались строгостью пропорций и сдержанностью декора, образуя в целом фронтальную, подчеркнуто симметричную композицию с четко выраженной горизонтальной направленностью.

 

План дворцовой усадьбы Ляличи. Обмер В.Городкова 1969-1971 гг.

 

1 - сохранившиеся постройки

2 - несохранившееся постройки

3 - современная застройка

4 - дворец Л.В.Завадовского 1795г.

5 - храм Екатерины 1797г.

6 - служебный корпус (ныне школа)

7 - корпус на месте оранжерей 1915г.

8 - каменная ограда парка

9 - парк

10 - фруктовый сад

11 - земляная плотина

12 - летний дворец

13 - “храм Благодарности”

14 - место пруда с водопадами

15 - видовая площадка

16 - темная аллея

17 - оранжерея

18 - служебные корпуса

19 - современный пруд

20 - точка “вида Ляличей” А.Кунавина

 

 

К этому парадному въезду в усадьбу с запада подводила дорога, далее идущая через ворота и двор прямо ко дворцу; она была центральной композиционной осью всего комплекса.

В качестве второй оси, перпендикулярной первой, выступала широкая липовая аллея, которая проходила вдоль каменной ограды с воротами. Она отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи.

 

У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Екатерины, к которой с востока подходит пересекающая земляную плотину подъездная дорога.

За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка.

 

За дворцом и по обеим сторонам его, по склонам, спускающимся с западной и восточной сторон к ручью Излучье, располагается громадный парк. Первоначально его территория достигала 150 гектаров.

Планировочное строение парка представляет собой сочетание регулярной части с ландшафтной, при территориальном господстве последней. Регулярную зону составлял и парадный двор, цветочный партер, простиравшийся от паркового фасада дворца почти до озера и, частично, фруктовый сад, несколько входящий с юга на территорию парка.

Вся остальная территория своим устройством уподоблялась живой природе. Территория парка была заключена в каменные стены многоверстной ограды. Вход и въезд в парк были через парадный двор дворца.

Среднюю часть парка занимали искусственные пруды, образованные в долине Излучья. Они разделяли территорию парка на две части - восточную и западную. Вокруг прудов строилась вся композиция паркового пространства.

Уместно отметить и такую черту, свидетельствующую о стремлении устроителей усадьбы как можно ближе соединить природу и жилище: это живописные изображения видов парка и большой аллеи внутри здания, на стенах главной лестницы. Изображенные в летнее время, они помогали зимним гостям дворца представить и оценить красоту парка в иные времена года. Таким образом, парк "присутствовал" в доме. Так достигалось единство природы и сооружений, парка и архитектуры.

С двух сторон открытая середина западной части парка обрамлялась дубравами и купами иных деревьев. С юга к ней примыкал большой фруктовый сад, а ниже его гляделась в воды березовая роща. Восточная часть парка, находящаяся за прудами на противоположном дворцу склоне, утопала в сохранившихся вековых рощах.

В изумруде рощ красовались два каменных цветка - "Летний дворец" и "Храм Благодарности" - они одухотворяли искусством архитектуры эту природную часть парка.

 

 

 

 

 

 

Кроме дворца и этих двух построек на территории парка, оживляя и украшая его на видовых местах, размещалось около полусотни скульптур. Мостики, беседки, пристани и прочие столь любимые в то время "затеи" наполняли парк. Здесь было все, что почитала необходимым иметь в парке эпоха крепостников. Даже зверинец, обитатели которого населяли парк.

В пойме Излучья, в пределах парка, были два больших и один малый пруды. К территории парка непосредственно примыкал четвертый пруд и - несколько выше по течению - пятый. Все водоемы имели свободные "натуральные" очертания 

Озеленение парка основывалось на искусном использовании деревьев и кустарников местных пород: березы, дуба, клена, сосны, липы, ольхи черной. Встречаются ясень, ильм, белая акация, черемуха, тополь, сосна кедровая сибирская, луносемянник даурский, виноград амурский и дикий американский и другие виды. Довольно разнообразен ассортимент кустарников: бересклет, калина, терновник, шиповник (выродившиеся культурные розы), свидина, сирень. Иногда удивляют встречи с растениями, не свойственными местной флоре, сохранившимися от былых времен: барбарис, рябинник, жимолость, спирея дубровколистная и спирея прекрасная. В юго-восточной части парка раньше существовала целая аллея из туи. На парадном дворе дворца и в других местах росли отдельные экземпляры тополя пирамидального. По краям главной аллеи сохранились несколько почти трехсотлетних лип.

 

 

Архитектурный ансамбль выдержан в стиле зрелого классицизма. Усадьба была обнесена каменной стеной в 7 верст. Во дворце насчитывалось более трехсот комнат.

            Усадьба неоднократно переходила от одних владельцев к другим, утрачивая первоначальный вид. Сын графа П.В. Завадовского в 1812 г. продал ее семейству Энгельгардт, от которого она попала в 1847 г. в руки барона Черкасова, потом к некоему Атрыганьеву, затем к купцу Самыкову, а в нач. 20 в. к гомельским купцам Голодцам, при которых окончательно запустела, утратив многие садово-парковые постройки и убранство интерьеров дворца.

После Октябрьской революции, когда здесь разместилась еврейская коммуна, позже преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла, процесс разрушения интенсивно продолжался; дворец в конце концов наполовину разобрали, кирпич пустили на строительство картонной фабрики в городе Сураже.

К настоящему времени из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей, (переделанный в конюшню) и церковь Екатерины без перекрытий и внутреннего убранства. Огромный парк во многих местах вырублен и сильно запущен. В 1980-х гг. Институтом "Спецпроектреставрация" разработан проект восстановления усадьбы, предусматривающий восстановление дома-дворца, церкви и некоторых построек (архитектор Л.С. Семенова).

Фото Дворца в   2006 г.


 

В ремонтопригодном, скажем так, состоянии сохранилась лишь церковь Екатерины - самый большой и, наверное, самый красивый храм Брянской области.

В начале 90-х годов институт "Спецпроектреставрация" разработал план восстановления усадьбы. Благо, чертежи строения сохранились. Тогда работы оценивались в 20 миллионов долларов.

Лет десять назад в церкви Екатерины началась реставрация. Но сейчас уже и ее следы не скрывают разруху. Покосились кресты, почернели леса, штукатурку не успели выровнять, будто мастеров кто-то окликнул в разгар рабочего дня и увел невесть куда. На крохи, брошенные Министерством культуры в прошлом году, смогли расчистить подвалы. Они выглядели такими, будто сюда попало несколько бомб. Снова бьются стекла, шальные люди пытаются проникнуть внутрь церкви. Но даже если бы кто-то дал сейчас денег на реставрацию, ее вряд ли удалось бы провести быстро. Брянская реставрационная мастерская, которая восстанавливала храмы, давно прекратила свое существование.

 Усадьба в Ляличах изначально и была частной собственностью графа, но какой безумец сегодня возьмется восстанавливать дворец в 300 комнат? Может быть, на сохранившуюся церковь Екатерины когда-нибудь обратит внимание епархия, но и ей будет нелегко восстановить творение Кваренги. Ляличи пока остаются большим селом, в нем около 800 жителей. Деревенские собеседники говорили, что мечтают о том времени, когда руины вновь обретут очертания дворца, когда над храмом зазвонят колокола. Да, у государства много просителей, но именно Ляличи изображены на обложке трехтомника (своеобразной "Красной книги" архитектуры), который не так давно выпустило Министерство культуры. Не могут там не понимать, что Екатеринодар графа Завадовского остается и поныне шедевром, окончательная утрата которого будет равнозначна преступлению перед потомками. Почему же к нему относятся как к заурядной деревенской бане?

Архив кн. Воронцова/Под. Ред. П.И. Бартенева. - М., 1877. - Кн. 12. - С. 21, 37, 59, 84, 95, 97, 154, 236, 238, 244, 250, 253, 301. 
Всеобщая история архитектуры. - М., 1968. - Т. 6. - С. 441-442. 
Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга/Т-во "Образование". - М., 1914. - C. 59-80. - ( Культур. сокровища России, Вып. 8 ). 
Городков В. По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - С. 46-59. 
Грабарь И.Э. История русского искусства. - М.: [Б.г.и.]. - Т. 3. - С. 410-414. 
Де-ля-Фриз. Поход великой армии в Россию в 1812 г.: Записки доктора фр. Императ. Гвардии//Русская старина. - 1892. - Февр. - С. 354-355. 
История русской архитектуры. - М., 1954. - С. 413-414. 
Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. - Л., 1977. - С. 80. 
Курбатов В.Я. Сады и парки. - Пг., 1916. - С. 629-638. 
Листовский И.С. Биография П.В. Завадовского//Русский архив. - 1873. - Т. 3. - С. 81-174. 
Макаренко Н. Ляличи//Старые годы. - 1910. - Июль-сент. - С. 131-151. 
Пилявский В.И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник - Л., 1981. - С. 153-154. 
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 529-537. 
Телепоровский В.Н. Кваренги. - Л.- М., 1954. - С. 25-27. 
Шаликов М.П. Путешествие в Малороссию. - М., 1803. - С. 201-204, 207-210. 
Зодчий храма - Кваренги//Брян. газ. - 1997. - Март (№13). - С. 13. 
Мамичева В. На графских развалинах тренируем интеллект//БК Факт (Брян.). - 2001. - 5-11 сент. (№36). - С. 8. 
Помаривнев Г. За графа-земляка замолвим слово//Брян. неделя. - 2002. - 14 февр. (№7). - С. 4. 
Сорокина Л. Ляличи в руинах - как раны души…//Брян. известия. - 1993. - 24 сент. 
Федоров В. Купол на горизонте//Восход (Сураж,). - 1993. - 30 июня.