На главную

 

Контуры будущего 
 

 

Итак, побывав в прошлом и настоящем Ляличского ансамбля, нам осталось сделать попытку заглянуть в его будущее. Контуры будущего намечены в генеральном плане развития села Ляличи. Такой план разработан в 1963 году Московским проектным институтом «Сельхоз-стройпроект» и является обязательным документом для застройки села. 

Территория бывшей усадьбы, по этому плану, включается в систему застройки и связывается улицей с проектируемым новым общественным центром села. 

Эта улица уже застраивается капитальными двухквартирными жилыми домами совхоза «Мичуринский». Она проложена по бывшей короткой аллее, следовавшей от ворот парадного двора по направлению поперечной оси дворца. Широкая и ровная, с восстановлением аллейных посадок деревьев, она, безусловно, будет одной из лучших улиц села.

 Генеральный план предполагает сохранение и восстановление памятника архитектуры — дворца и парка. Дворцу отведена важная градостроительная роль в застройке центра села — архитектурно замкнуть восточную перспективу улицы и «возглавить» парковую зону.

На противоположном конце этой недлинной парковой (назовем ее пока так) улицы запроектирована центральная площадь села. Она должна быть застроена современными общественными зданиями.

 Таким образом, объединяется новое со старым, используется архитектурное значение памятника, устанавливается «связь времен». Дворец, а вместе с ним и парк органично вливаются в новое село.

 Генеральным планом предусмотрен вывод мастерской и скотного двора из курдонера и дворца в места, специально отведенные для производственной зоны совхоза.

Санитарно-гигиенические нормы застройки населенных мест не допускают размещения скотного двора и мастерской на школьном участке. Поскольку в левом крыле дворца действует школа, дирекции совхоза надо поспешить с выводом названных объектов со школьного участка, очисткой его и элементарным благоустройством.

В связи с включением дворца в застройку центра села естественно встает вопрос о восстановлении памятника архитектуры. И не только боковых корпусов, но и центрального трехэтажного, а также корпуса южной стороны курдонера и, возможно, постройки аналогичного корпуса по северной стороне, на месте бывшей оранжереи.

Необходимо подумать о новом назначении, которое следует определить восстанавливаемому памятнику.

 Вряд ли есть целесообразность полного восстановления его внутренней и дорогостоящей отделки интерьеров. Они утрачены полностью и воссоздавать их вновь нет смысла. 

Но восстановить внешний архитектурный облик надо обязательно. Он накрепко связан со всем ансамблем и парком. Сделать это надо при новом содержании его использования. 

Объемы восстанавливаемых зданий позволяют разместить здесь, например, учебное заведение на 400 учащихся. Садоводческий техникум или школу младших мастеров-садоводов. Восстановленный ансамбль памятников будет представлять учебный городок, расположенный в окружении парка. Он будет состоять из двух корпусов общежитий, расположенных по боковым сторонам парадного двора за восстановленной оградой с воротами. Их объемы должны быть одинаковые, а внешняя архитектура соответствовать архитектуре друг друга и дворца. Архитектурная соподчиненность этих зданий должна сохраняться в интересах ансамбля. 

Перед главным входом в здание уместно установить памятный знак с мемориальной надписью в честь архитектора Кваренги и датами постройки и восстановления ансамбля. 

В первом этаже центральной части здания могут расположиться вестибюль, гардероб и проход к буфету, имеющему самостоятельный служебных вход с парковой стороны. Слева — главная лестница и проход в коридор левого крыла здания. От лестницы вход в библиотеку с двумя читальными залами. Справа от вестибюля можно разместить вторую лестницу, санузлы, комнаты администрации, коридор с входом в правое крыло здания. В первом же этаже центральной части разместятся два учебных кабинета и лаборатория. В левом крыле — три учебных кабинета, санузел, зал механизации, препараторская и кабинет. В подвале — котельная и мастерские. В правом крыле — три учебных кабинета, препараторская, санузел и кинозал. В подвале служебно-хозяйственные помещения.

 Во втором этаже можно разместить двухсветный актовый зал на 240 мест со сценой, круглый парадный зал, фойе с выходом на балкон портика главного фасада, музыкальную и радио- комнаты, кулуары-выставки, четыре учебных кабинета, класс, санузлы.

 В третьем этаже шесть учебных кабинетов-классов, помещения общественных организаций, заведующего учебной частью, заочного отделения, кинопроекционный комплекс, балкон актового зала на 60 мест, комната учебных пособий, кулуар и санузлы. 

Конечно, необходимость «вписываться» с планировкой современного учебного здания в коробку с определенными проемами дворца создает некоторые натяжки и небольшие отклонения от норм проектирования. Но ничего не поделаешь. При назначении нового функционального использования для памятника архитектуры это неизбежно.

 В целом можно получить хорошие результаты размещения техникума или школы садоводов.

При наличии такого хозяина, как садоводческое учебное заведение, можно будет рассчитывать и на восстановление на новой основе исторического парка в Ляличах. На его богатом зеленом наследии может быть создан образцовый опытно-показательный парк, пропагандирующий современные методы паркостроения и исторические достижения местных садоводов и озеленителей. 

Осматривая парк, невольно проникаешься уважением к удивительному мастерству садоводов и паркостроителей — отдаленных крепостных предков современных ляличских садоводов. Не оживут ли здесь корни традиции?

 Современный рост наших городов и поселков, необыкновенно широкий размах переустройства сельских населенных мест с высоким уровнем благоустройства требуют многочисленных кадров специалистов-озеленителей для нашей области и не только для нее. Необходимы питомники декоративно-посадочного материала и места, где можно увидеть полезные примеры исторического паркостроения. 

Центром по подготовке таких специалистов, местом практики на прекрасной парковой территории мог бы служить восстановленный ляличский парк. Он может быть расширен почти до первоначальных размеров за счет восточного, не используемого в настоящее время склона, за счет реконструкции старого фруктового сада, ныне изреженного и требующего пополнения. При парке могут быть созданы соответствующие питомники, «зеленые классы» и экспозиционные «зеленые залы». 

Из обширной территории парка следует выделить часть для организации культурно-массовой и спортивной зоны парка культуры и отдыха села. По-видимому, это удобнее всего сделать на части старого фруктового сада, расположенной ближе к застройке села и к его общественному центру. Здесь можно разместить на ровном месте спортивные площадки, зрелищные устройства, аттракционы и все необходимое для современного отдыха населения, культурно-массовой работы и занятий спортом. 

Такое расположение — не в историческом парке, а рядом с ним — позволит сохранить музеефицированный садово-парковый комплекс в лучшем виде. 

Не исключена возможность устройства базы отдыха на территории парка (например, на месте бывшего летнего дворца) или за пределами парка, ближе к Ипути. Такая база привлечет туристов, рыбаков, экскурсантов, просто желающих отдохнуть вблизи прекрасных памятников, в окружении красивой природы. 

И еще одно. Чудесный памятник архитектуры — бывшая церковь Екатерины — тоже не должен сгинуть. Попутно с восстановлением первой очереди дворца по церкви необходимо произвести консервационные работы — заделать проемы, починить крышу и предохранить от дальнейших разгромов и разрушений. Думается, что и этому памятнику можно будет найти современное использование — хотя бы в качестве выставочного зала передовых методов садоводства и озеленения при предлагаемом техникуме или школе садоводов. 

Хочется верить, что Ляличский ансамбль возродится скоро в новом величии, в неувядаемой красоте и художественной силе своего искусства. 

Его действительно «золотой век» впереди!

 

 

 

Городков В. Н. Очерки архитектуры Брянского края. - Брянск: ЗАО "Издательство Читай-город", 2006, - 240 с.
 

 

 


 

 

На главную