На главную

 

Цепь утрат
 

 

Высший расцвета Ляличской усадьбы совпал с рубежом двух столетий — концом XVIII и началом XIX. Архитектурно-художественное и планировочное решения комплекса усадьбы имели весьма важное историко-культурное значение. 

После смерти в 1812 году создателя усадьбы П.В. Завадовского начался длительный период постепенного низведения ее, распродажи целиком и по частям, хищений, разрушений и почти полного уничтожения. 

Первым на этот путь встал сын-наследник В. Завадовский, продавший усадьбу генерал-аншефу В.В. Энгельгардту, владевшему ею до 1835 года. После этого усадьбу унаследовал его сын А. А. Энгельгардт, который продал имение в 1847 году барону Черкасову. 

Но прежде чем продать усадьбу целиком, Энгельгардты распродали и вывезли в другие свои поместья много ценного из коллекций и оборудования Ляличей.

 Бронзовая статуя кагульского героя Румянцева была продана черниговскому губернатору, который подарил ее городу Глухову. В этом городе была некогда сосредоточена административная деятельность русского полководца, и там скульптуру использовали в качестве памятника ему. Проект памятника был составлен видным архитектором Н.А. Львовым. Памятник стоял в городе до 1942 года, когда фашисты распилили его на части и пытались увезти в Германию. Но на станции Слоут партизаны отбили эшелон с награбленным имуществом. Местным жителям удалось спрятать и сохранить голову статуи, а в 1943 году передать в глуховский музей. С 1953 года она находится в Сумском краеведческом музее.

 Мраморная статуя Екатерины II, украшавшая парадную гостиную Ляличского дворца, находится в музее скульптуры Академии художеств в Ленинграде. От Черкасова Ляличи попадают к гвардии ротмистру Н.А.Атрыганьеву, а тот в 1875 году продает их петербургскому миллионеру-антиквару Линевичу. Последний по-торгашески быстро расправился с ценностями усадьбы — вывез почти все, что только имело какую-либо художественную или антикварную ценность: гобелены, мебель, картины, статуи, книги и прочее. После нашествия антиквара в доме остались лишь мозаичные полы, лепные потолки, шкафы красного дерева да кое-какая малоценная громоздкая мебель.

Линевич распродавал вывезенные из Ляличей художественные произведения в различные руки: парижскому банкиру Ротшильду было продано бюро Марии-Антуанетты с бронзовыми украшениями Гутьера и с медальонами севрского фарфора, выполненными Буше. Теперь это бюро находится в собрании Луврского музея во Франции. Кровать Марии-Антуанетты была

продана Кенсингтонскому музею в Англию; гобелены — в парижский дворец Трокадеро; часть ляличских сокровищ попала в дворцы Павловска и Царского Села, остальная разошлась по музеям Европы и Америки.

            Безвестный поэт-путешественник, в начале 1860-х годов посетивший Ляличи, описал усадьбу и состояние, в каком он ее застал, включив и местные легенды:

Вот здесь великая царица

Приют любимцу создала,

Сюда искусство созвала

И все, чем блещет лишь столица,

В немую глушь перенесла.

План начертал Кваренги смелый,

Возник дворец, воздвигнут храм,

 Красивых зданий город целый

Везде виднеет здесь и там.

 

Великолепные чертоги!

Ротонда, зал роскошных ряд...

Со стен на путника глядят,

С ковров красавицы и боги.

И, полный вод, лугов и теней,

Обширный парк облег кругом,

Киоски и беседки в нем,

И бегают стада оленей,

В зверинце темном и густом.

Под куполом, на возвышенье,

Руки художника творенье,

Стоял Румянцева колосс.

 

Но все ток времени унес:

Еврей Румянцева увез,

 Широкий двор травой порос,

 И воцарилось запустенье

В дворце и парке. Только там

Порою бродит по ночам

Жена под черным покрывалом,

 В одежде черной...кто она?

Идет по опустевшим залам...

 Ее походка чуть слышна,

Да платья шум, да в мгле зеркал

Порою лик ее мелькал.

Еще видение другое:

По парку ездит в час ночной

Карета. Стук ее глухой

Далеко слышен. Что такое —

Карета та? Кто в ней сидит?

Молва в народе говорит,

Что будто в ней сама царица

С своим любимцем парке мчится...

 («Русский архив» ,1883 г., кн.2)

 После Линевича владельцы усадьбы мельчают — купец Самыков распродает остатки ее имущества. Как пишет журнал «Русский архив» (1887 г.), ляличская библиотека, состоявшая из 3750 томов, была куплена в 1878 году у него стародубским книготорговцем Нероновым. А затем и вся усадьба продана гомельским купцам Голодцам. Эти дельцы распродали и растащили остатки того, что не успели истребить их предшественники. В это время не брезговали ничем. Некий ловкий «поклонник красоты» перетащил к себе в деревню Чешуйки два скульптурных панно, выломанных из стен дворца, и прилепил их к своей хате, «украсив» ее доступным ему способом.

 Такое положение усадьбы встревожило архитектурно-художественные и историко-культурные круги русской интеллигенции. По поручению «Общества защиты старины» в 1911-1913 годах архитектор-художник А.Я.Белобородое произвел обмеры и фотографирование Ляличского дворца и храма Екатерины. Часть из этих материалов ныне хранится в музее архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Чертежи Белобородова в 1913 году были изданы в книге Ф.Ф. Горностаева «Строительство графов Разумовских в Черниговщине» с подробным описанием зданий.

 В 1914 году Гомельская епархия приобрела усадьбу с целью ее восстановления и использования для размещения учительской школы, сельскохозяйственного высшего училища и церковно-приходской школы. Для реставрации дворца был приглашен художник Н.А. Протопопов. На месте разобранных еще в XIX веке оранжерей было решено возвести два одноэтажных каменных корпуса с двумя портиками по фасаду каждого из них. Южный корпус — учебный; северный — административно-хозяйственный, столовая и общежитие учащихся. Удалось возвести один южный корпус. В то время в зданиях усадьбы был развернут военный лазарет русской армии.

 После революции в усадьбе размещалась еврейская «коммуна», преобразованная позже в артель неопределенного профиля и ремесла. Свою «деятельность» артельщики начали с заготовки древесины в... парке, вырубив туевую аллею.

 Пожары от безответственности и общее бесхозяйственное использование в соединении с развившимся «кладоискательством» (бытовала легенда о «несметных сокровищах», где-то скрытых в стенах дворца), заставлявшим долбить стены, привели почти к полному уничтожению дворца и всех других построек. В поисках мнимых сокровищ уничтожали реальные ценности...

 

Городков В. Н. Очерки архитектуры Брянского края. - Брянск: ЗАО "Издательство Читай-город", 2006, - 240 с.
 

К настоящему времени из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей, (переделанный в конюшню) и церковь Екатерины без перекрытий и внутреннего убранства. Огромный парк во многих местах вырублен и сильно запущен. В 1980-х гг. Институтом "Спецпроектреставрация" разработан проект восстановления усадьбы, предусматривающий восстановление дома-дворца, церкви и некоторых построек (архитектор Л.С. Семенова).

Фото Дворца в   2006 г.


 

В ремонтопригодном, скажем так, состоянии сохранилась лишь церковь Екатерины - самый большой и, наверное, самый красивый храм Брянской области.

В начале 90-х годов институт "Спецпроектреставрация" разработал план восстановления усадьбы. Благо, чертежи строения сохранились. Тогда работы оценивались в 20 миллионов долларов.

Лет десять назад в церкви Екатерины началась реставрация. Но сейчас уже и ее следы не скрывают разруху. Покосились кресты, почернели леса, штукатурку не успели выровнять, будто мастеров кто-то окликнул в разгар рабочего дня и увел невесть куда. На крохи, брошенные Министерством культуры в прошлом году, смогли расчистить подвалы. Они выглядели такими, будто сюда попало несколько бомб. Снова бьются стекла, шальные люди пытаются проникнуть внутрь церкви. Но даже если бы кто-то дал сейчас денег на реставрацию, ее вряд ли удалось бы провести быстро. Брянская реставрационная мастерская, которая восстанавливала храмы, давно прекратила свое существование.

 Усадьба в Ляличах изначально и была частной собственностью графа, но какой безумец сегодня возьмется восстанавливать дворец в 300 комнат? Может быть, на сохранившуюся церковь Екатерины когда-нибудь обратит внимание епархия, но и ей будет нелегко восстановить творение Кваренги. Ляличи пока остаются большим селом, в нем около 800 жителей. Деревенские собеседники говорили, что мечтают о том времени, когда руины вновь обретут очертания дворца, когда над храмом зазвонят колокола. Да, у государства много просителей, но именно Ляличи изображены на обложке трехтомника (своеобразной "Красной книги" архитектуры), который не так давно выпустило Министерство культуры. Не могут там не понимать, что Екатеринодар графа Завадовского остается и поныне шедевром, окончательная утрата которого будет равнозначна преступлению перед потомками. Почему же к нему относятся как к заурядной деревенской бане?

 

 

 


 

 

На главную