Нижний ярус храма и четвериков
колоколен объединен высоким
двухступенчатым цоколем, горизонтальной
рустовкой стен и одинаковыми
прямоугольными крупными проемами или
нишами с замковыми камнями. Лишь арочные
ниши акцентируют низкие части алтаря и
стенки по краям колоннад. Верхний ярус
храма и четвериков колоколен гладкий,
прорезан большими полукруглыми окнами и
филенчатыми нишами над нижними проемами.
Его антаблемент охватывает также портик
и боковые колоннады.
Крупный нерасчлененный аттик
(повторен и над нижним четвериком колокольни в
качестве основания звона) усиливает
монументальность всего здания. Барабан храма
украшен арочными (внизу) и прямоугольными
(вверху) нишками в простенках между арочными
окнами. Над широкими проемами звона колоколен -
маленькие фронтончики. Интерьер храма, несмотря
на значительные искажения и утраты, производит
впечатление строгой торжественности. В нем
доминирует хорошо освещенное подкупольное
пространство, широкими боковыми арками
объединенное с рукавами креста, которые
перекрыты коробовыми сводами.
Мощные пилоны с
приставленными к их граням трехчетвертными
колоннами ионического ордера несут при помощи
арок и парусов барабан с деревянным
оштукатуренным куполом не обычной конструкции,
начинающимся прямо от основания арочных окон
барабана. Угловые квадратные в план ячейки имели
крестовые своды, за исключением юго-западной,
круглой, которой находилась лестница на хорь:
Последние занимали весь поперечны: западный неф,
опираясь на две колонны в соответствующем рукаве
креста. Алтарную часть также перекрывал
коробовый свод с конхой над апсидой, не большие
проемы в полуциркульны: арочных нишах по
сторонам вели в низ кие жертвенник и дьяконник с
плоски ми балочными перекрытиями; аналогичные
перекрытия у галерей с колоннами, в которых
устроены входы в нижние ярусы колоколен, где
размещались лестницы наверх, к звону.
В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.
Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами.. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов.
Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохр. частично). Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов.
Главный
вход в храм был устроен через портик,
дополнительные входные проемы находи лись в
центре боковых фасадов. Строгость и изящество
отличали внутреннюю отделку храма. Главную роль
играла лепнина которая подчеркивала основные
архитектурные членения стен и сводов. Все стены
над нижними проемами обходил промежуточный
карниз; в завершении их, над капителями колонн
великолепного рисунка, располагался антаблемент
с широким гладким фризом и нарядным карнизом,
украшенным акантом, сухариками и овами. Арки
проемов и ниш обрамляли архивольты с поясами
изящного декора; подпружные арки и основание
барабана выделялись более мощными карнизами с
валиком из листьев. В окнах кое-где остались
прежние решетки из вертикальных пик.
Источник:
Свод памятников архитектуры и
монументального исскуства России.
Брянская область. М. Наука 1997