На главную

 

Церковь Екатерины
 

      В  храме Екатерины сделано все, чтобы придать силу и грандиозность. Он имеет пять куполов, обширный восьмиколонный своеобразно решенный портик, усиленный двумя открытыми колоннадами с боков. Внутри храм производит поражающий и неожиданный эффект. Из колоссальных восьми окон трибуны купола врывается в сравнительно слабо освещенный нижними окнами храм ослепительный свет, прозрачно до мелочей освещая изысканно благородную архитектуру. Свет льется повсюду и достигает алтарной глубины, где мощно выдвигается величественная сень киврий над престолом в виде храма славы.

Церковь Екатерины построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличался монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относился к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями.

В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре по 83;укруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой. Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма, также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами.

Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны.

 

 

             Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады.

Крупный нерасчлененный аттик (повторен и над нижним четвериком колокольни в качестве основания звона) усиливает монументальность всего здания. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики. Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами.

Мощные пилоны с приставленными к их граням трехчетвертными колоннами ионического ордера несут при помощи арок и парусов барабан с деревянным оштукатуренным куполом не обычной конструкции, начинающимся прямо от основания арочных окон барабана. Угловые квадратные в план ячейки имели крестовые своды, за исключением юго-западной, круглой, которой находилась лестница на хорь: Последние занимали весь поперечны: западный неф, опираясь на две колонны в соответствующем рукаве креста. Алтарную часть также перекрывал коробовый свод с конхой над апсидой, не большие проемы в полуциркульны: арочных нишах по сторонам вели в низ кие жертвенник и дьяконник с плоски ми балочными перекрытиями; аналогичные перекрытия у галерей с колоннами, в которых устроены входы в нижние ярусы колоколен, где размещались лестницы наверх, к звону.

В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами.. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов.

Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохр. частично). Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. 

Главный вход в храм был устроен через портик, дополнительные входные проемы находи лись в центре боковых фасадов. Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма. Главную роль играла лепнина которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. Все стены над нижними проемами обходил промежуточный карниз; в завершении их, над капителями колонн великолепного рисунка, располагался антаблемент с широким гладким фризом и нарядным карнизом, украшенным акантом, сухариками и овами. Арки проемов и ниш обрамляли архивольты с поясами изящного декора; подпружные арки и основание барабана выделялись более мощными карнизами с валиком из листьев. В окнах кое-где остались прежние решетки из вертикальных пик.

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1997

 

 

            Архитектор и историк архитектуры Горностаев в книге "Дворцы и церкви юга", изданной в 1914 году, писал:           

 

 Церковь Екатерины в настоящее время

Фото Владимира Вебера

 Центральный  зал  церкви

Фото Владимира Вебера

Только в 2007  году, после трех лет полного отсутствия финансирования, министерство культуры выделило миллион рублей для продолжения реставрации церкви. Кроме того, предусмотрено частичное финансирование из областного бюджета в рамках целевой программы «Охрана и сохранение памятников историко-культурного наследия Брянской области», пояснили в управлении