Храм во имя
Святой Великомученицы Варвары построен в
1874 году вместо прежнего, деревянного.
Он входил в комплекс Успенского собора
г. Мглина.
Своеобразный
бесстолпный трехчастный пятиглавый храм
в русском стиле. Сооружен из кирпича и
побелен по кладке. В композиции
доминирует основной объем - слегка
вытянутый по оси восток-запад четверик,
увенчанный пятью небольшими широко
расставленными главами на постаментах
(средняя световая, расположенные над
углами глухие). К нему примыкают
пониженные: пятигранная растянутая по
ширине апсида и маленькая прямоугольная
паперть с фронтоном. Кирпичное убранство
фасадов, подражающее формам русской
архитектуры 17 в., отличается некоторой
тяжеловесностью.
Стены имеют
высокий, отделенный профилированным
поясом цоколь с крупными ширинками. На
его выступы, как на пьедесталы,
опираются украшающие фасады полуколонки
с капителями (на углах тройные,
собранные в пучки), которые членят
боковые стороны четверика на три прясла,
обработанные неглубокими
нишами-филенками с аркатурой в
завершении. Аналогичные полуколонки
поставлены на углах апсиды. Венчает
стены антаблемент с городчатым фризом и
простым карнизом, перебитый на западном
и восточном фасадах арочными киотами.
Основное помещение храма, перекрытое
коробовым сводом, соединено широким
проемом с алтарной апсидой, имеющей
лотковый свод.
Роспись в
алтарной нише
"Моление о чаше". |
Иконостас |
В кон. 19 - нач.
20 в. в алтарной нише написана масляными
красками в духе позднего академизма
композиция "Моление о чаше".
Тем же временем
датируется трехъярусный иконостас -
типичный памятник русского стиля. Его
декоративное убранство состоит из
килевидных и трехлопастных обрамлений
икон верхнего яруса, разнообразной формы
колонок, отделяющих иконы друг от друга,
и фризов с накладной резьбой
геометрического рисунка.
Предназначен
для зимних Богослужений, в нем было три
металлических печи, обложенных кирпичом.
Две печи находились в храме, одна в
Алтаре.
Храм был закрыт в 1960 году, а с 1995
года началась его реставрация.
Источник:
Свод памятников архитектуры и
монументального исскуства России.
Брянская область. М. Наука 1997
|