В
издательстве Брянского Государственного педуниверситета им. Петровского
в 1999 году вышла книга С.П. Кизимовой и Е. М. Зубовой "По следам святых
обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края".
Православные монастыри со времен введения христианства
являлись центрами духовно-нравственного воспитания людей. Эти обители
имели огромное политическое, военное и экономическое значение на рубежах
державы. В монастырях собирались уникальные библиотеки, иноки вели
летописи княжеств.
Но судьба
монастырей во все времена была драматичной и печальной. Немало их было
уничтожено в годы польской интервенции, в так называемое Смутное время
(1604 - 1618т), в годы Северной войны (1700 - 1721 гг). Положение
уцелевших обителей ухудшилось после появления в 1762 году указа Петра
III
о конфискации церковных и монастырских земель. Ощутимый
удар был нанесен и указом Екатерины II в 1764 году об упразднении
некоторых обителей.
Много было черных страниц в летописи монастырей, но все
они бледнеют при описаниях полного разграбления и уничтожения их в
первые годы Советской власти. Большевики отдали русские святыни "грядущему
хаму". Тысячи храмов, созданных людьми, движимыми высоким нравственным
чувством, взлетели в воздух, похоронив под своими обломками духовность
Отечества.
Разрушение монастырей и пустыней сопровождалось
уничтожением их архивов. Поэтому авторам книги пришлось составлять
историю по скудным данным, почерпнутым из чудом сохранившихся документов
Российских государственных исторического архива и архива экономики,
государственного научно-исследовательского музея им. А.В. Щусева, архива
Московского института "Спецпроектреставрация", госархива Брянской
области. Книга проиллюстрирована редкими фотографиями.
Материалы книги производят неизгладимое впечатление. И,
пока читаешь, чувство щемящей тоски наполняет душу, невольно в памяти
всплывают строки: "От жизни той, что бушевала здесь..." Да, практически
ничего не осталось. Потомкам варваров, цареубийц и хамов так хотелось,
чтобы вместо крестов развевались красные флаги. На одной из фотографий в
областном краеведческом музее даже запечатлен момент взрыва Успенского
собора Свенского монастыря в 1930 году. Жуткое зрелище - летящие в небо
купола...
Разрушали легко, а создать взамен ничего не создали. 23
февраля 1922 года вышел декрет "Об изъятии церковных ценностей для
борьбы с голодом". А постановлением Большого президиума Брянского
губисполкома от 17 июня 1924 года все церкви и монастыри губернии
объявлялись закрытыми. В Москву было отправлено 18 пудов серебра, 809
драгоценных камней, из них 448 бриллиантов. Часть уникальных
исторических ценностей была переплавлена, другая часть, более
значительная, - продана за границу. Редкие по красоте иконостасы
валялись в амбарах, где складировали сено и сельхозинвентарь. Не атеисты
это делали - воинствующие безбожники. Бесследно такие деяния ни для
города, ни для потомков не проходят. Кто знает, не окажутся ли горьким
пророчеством слова монаха Поликарпа, с именем которого связывают
возникновение Брянска, сказанные о городе: "Город будет не сыт и не
голоден, а с тоски и печали весь разойдется"?. А, может, и всей Брянщине
он это напророчил? Разве оправимся мы когда-нибудь от чернобыльской беды?.
Есть в книге история Разрытовского Святотроицкого
Покровского монастыря. В октябре нынешнего года он мог бы отметить
столетний юбилей. О том, каким он был, мы теперь можем только мысленно
себе представлять. Представим и остановимся на минуту у стен
Михайловского храма. Заглянем вглубь истории. И будем судить о величии и
красоте обители по уровню духовной жизни обитательниц монастыря, - а они
ничем не запятнали себя.
Л. ГАМКОВА.