На главную

 

 

По следам святых обителей
 

 

В издательстве Брянского Государственного педуниверситета им. Петровского в 1999 году вышла книга С.П. Кизимовой и Е. М. Зубовой "По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края".

Православные монастыри со времен введения христианства являлись центрами духовно-нравственного воспитания людей. Эти обители имели огромное политическое, военное и экономическое значение на рубежах державы. В монастырях собирались уникальные библиотеки, иноки вели летописи княжеств.

Но судьба монастырей во все времена была драматичной и печальной. Немало их было уничтожено в годы польской интервенции, в так называемое Смутное время (1604 - 1618т), в годы Северной войны (1700 - 1721 гг). Положение уцелевших обителей ухудшилось после появления в 1762 году указа Петра III о конфискации церковных и монастырских земель. Ощутимый удар был нанесен и указом Екатерины II в 1764 году об упразднении некоторых обителей.

Много было черных страниц в летописи монастырей, но все они бледнеют при описаниях полного разграбления и уничтожения их в первые годы Советской власти. Большевики отдали русские святыни "грядущему хаму". Тысячи храмов, созданных людьми, движимыми высоким нравственным чувством, взлетели в воздух, похоронив под своими обломками духовность Отечества.

Разрушение монастырей и пустыней сопровождалось уничтожением их архивов. Поэтому авторам книги пришлось составлять историю по скудным данным, почерпнутым из чудом сохранившихся документов Российских государственных исторического архива и архива экономики, государственного научно-исследовательского музея им. А.В. Щусева, архива Московского института "Спецпроектреставрация", госархива Брянской области. Книга проиллюстрирована редкими фотографиями.

Материалы книги производят неизгладимое впечатление. И, пока читаешь, чувство щемящей тоски наполняет душу, невольно в памяти всплывают строки: "От жизни той, что бушевала здесь..." Да, практически ничего не осталось. Потомкам варваров, цареубийц и хамов так хотелось, чтобы вместо крестов развевались красные флаги. На одной из фотографий в областном краеведческом музее даже запечатлен момент взрыва Успенского собора Свенского монастыря в 1930 году. Жуткое зрелище - летящие в небо купола...

Разрушали легко, а создать взамен ничего не создали. 23 февраля 1922 года вышел декрет "Об изъятии церковных ценностей для борьбы с голодом". А постановлением Большого президиума Брянского губисполкома от 17 июня 1924 года все церкви и монастыри губернии объявлялись закрытыми. В Москву было отправлено 18 пудов серебра, 809 драгоценных камней, из них 448 бриллиантов. Часть уникальных исторических ценностей была переплавлена, другая часть, более значительная, - продана за границу. Редкие по красоте иконостасы валялись в амбарах, где складировали сено и сельхозинвентарь. Не атеисты это делали - воинствующие безбожники. Бесследно такие деяния ни для города, ни для потомков не проходят. Кто знает, не окажутся ли горьким пророчеством слова монаха Поликарпа, с именем которого связывают возникновение Брянска, сказанные о городе: "Город будет не сыт и не голоден, а с тоски и печали весь разойдется"?. А, может, и всей Брянщине он это напророчил? Разве оправимся мы когда-нибудь от чернобыльской беды?.

Есть в книге история Разрытовского Святотроицкого Покровского монастыря. В октябре нынешнего года он мог бы отметить столетний юбилей. О том, каким он был, мы теперь можем только мысленно себе представлять. Представим и остановимся на минуту у стен Михайловского храма. Заглянем вглубь истории. И будем судить о величии и красоте обители по уровню духовной жизни обитательниц монастыря, - а они ничем не запятнали себя.

 

Л. ГАМКОВА.

Мглинские вести, 23 июня 2000 года

 


 

 

 

 

 

На главную