На главную

Усадьба Дуниных-Борковских

 

  Первоначальный облик усадьбы кон. 17 -18 в. неизвестен. В нынешнем виде комплекс сложился в течение 1-й пол. - сер. 19 в.

В 1853 г. по проекту известного петербургского архитектора Д.Е. Ефимова для Дунина-Борковского выстроен великолепный каменный дом. Обширный парк, возможно, сохранил в основе планировки систему регулярного парка-сада первоначальной усадьбы. В настоящее время усадьба состоит из барского дома, церкви и парка. Утрачены отдельно стоявшая колокольня и все службы, не сохранилось также внутреннее убранство дома и храма, частично потерявшего один из портиков.

Ансамбль искажают поздние постройки, особенно здание школы, сооруженное в 1970-72 гг. между усадебным домом и парком. От большого пруда с восточной стороны усадебного комплекса, который был образован речкой, перегороженной земляной плотиной, ныне остался лишь болотистый луг. Один из интереснейших усадебных ансамблей Брянской обл. периода позднего классицизма - начала стилизаторства.

В его построении и облике сочетаются принципы регулярной и свободной планировки. Главной композиционной осью усадьбы является центральная липовая аллея, вдоль которой расположены основные постройки. Она начинается от пристани на берегу прежде существовавшего большого пруда и проходит с востока на запад более 0,5 км. В начале аллеи расположен дом, главным фасадом ориентированный на водное зеркало пруда.

Оригинальный образец усадебного строительства середины 19 в., выполненный  в духе подражания загородным виллам итальянского Возрождения. Большое  одноэтажное здание (двухэтажное в северной части) с подвалом, надстройками  и бельведером сооружено из кирпича и оштукатурено. Композиция его  подчеркнуто асимметрична и слагается из ряда объемов, основная  прямоугольная в плане часть с четко выявленным цоколем имеет на главном,  обращенном к пересохшему пруду восточном фасаде два ризалита со  скругленными углами и глубокую лоджию между ними с четырьмя тосканскими  колоннами.

Над ризалитами (в левом расположен главный вход) поставлены  невысокие надстройки второго этажа: правая смыкается с надстройкой всей  северной части здания; к левой примыкает двухъярусная башня   бельведер,  венчающая юго - восточный угол дома и доминирующая в силуэте здания. 

Живописность композиции усиливают пятигранный выступ бокового южного  фасада и срезанный юго   западный угол, возле которого прежде к дому  примыкала оранжерея с зимним садом. Декор фасадов несколько суховат и электичен. Отделенный валиком цоколь,  плоские лопатки на углах объемов и простые карнизы с сухариками в  завершении стен близки к позднему классицизму. Более нарядны завершенные  пологими щипцами ризалиты с пилястрами по краям и нишам в центре.  Своеобразны окна с пологими лучковыми перемычками и тройные ренессансные  арки в надстройках ризалитов.

Карниз бельведера с машикулями явно навеян  архитектурой крепостных башен. В интерьере анфиладная система планировки объединена с коридорной. В  центре, за лоджией, расположен большой прямоугольный зал. По его сторонам  в ризалитах находится два вытянутых вглубь помещения: справа столовая и  слева парадный вестибюль, к которому с юга примыкает просторная  пятигранная гостиная. Помещение со срезанным углом, открывавшееся в зимний  сад, служило будуаром. Северную двухэтажную часть дома с отдельным входом  занимали небольшие жилые комнаты, связанные между собой коридором. В  подвале этой части здания располагались кухня, кладовая и прочие  хозяйственные помещения. Перекрытия всех помещений плоские, деревянные.

На полого спускавшемся к воде склоне перед домом был устроен парадный партер, не препятствующий обзору здания из-за пруда. С противоположной стороны дома располагались появившиеся, видимо, в кон. 19 - нач. 20 в. игровые площадки (теннисная, крокетная и др.) и регулярно спланированный цветник. Западнее, отделенный перпендикулярной липовой аллеей, начинается зеленый массив пейзажного парка с двумя небольшими прудами, за которыми в окружении деревьев стоит церковь.

Парк

 

 

План усадьбы в Новой Романовке. Обмер 1970 г.

и частичная реконструкция В.Городкова

 

1 - дом усадьбы (ныне школа)1853 г.

2 - церковь покрова 1811 г.

3 - хозяйственный двор (не сохран.)

4 - место “Альтанки” и кленовая аллея

5 - “сиреневая беседка” (не сохран.)

6 - цветник перед домом

7 - верхний пруд

8 - нижний пруд

9 - фруктовый сад в куртине

10 - современные постройки

11 - березовая аллея

12 - основные старые аллеи

13 - именные аллеи

14 - крокетная площадка

15 - теннисные площадки

16 - место озера (не сохран.)

17 - точка “вида усадьбы” Л.Лагорно

Интересный памятник садово-паркового искусства периода классицизма,  созданный в соответствии с принципами регулярной и пейзажной планировки.  Основой планировочной структуры служит геометрическая сетка прямых аллей,  плотно обсаженных липами и членящих парк на ряд крупных участков.  Территория с юга ограничена дорогой, а с востока берегом пруда.

Широкая  главная аллея пронизывает парк в продольном направлении; две другие,  перпендикулярны ей, делят его на три зоны. Прибрежный луг, партер,  площадки и цветники вокруг дома с редкими группами кустов и отдельными  деревьями образовывали, первую открытую зону парка, которая как бы  обрамляла дом. Далее располагалась основная, ландшафтная часть,  имитирующая естественную рощу с двумя прудами, между которыми по насыпи  проходила главная аллея.

Самая удаленная часть парка с несколькими  небольшими лужайками была засажена преимущественно фруктовыми деревьями. Основу озеленения парка составляют местные породы деревьев и кустарников.  Аллеи обсажены главным образом липами, которые широко использованы и в  ландшафтной части. Часто встречаются дуб, клен остролистый, береза;  представлены также ясень, вяз, осина и другие деревья,  некогда  формировавшие ландшафтные группы.

Целые заросли образуют лещина,  боярышник, бересклет, калина и другие породы кустарника. Плодовые посадки  состоят в основном из яблонь (Антоновка) груш.

Легенда о знаменитом полковнике Дунине-Борковском


   В старом Чернигове любили легенды о призраках. Чего только не рассказывали: и о поющем надгробье женской могилы на кладбище Елецкого монастыря, и о мертвой девушке, которая привела врача к больной матери. И о дочери казацкого полковника Кочубея - Мотре, которая бродит в ночь на Ивана Купала возле дома полковой канцелярии на Валу, охраняя сокровища своего жениха - гетмана Мазепы.   Но ни одна из этих легенд, по своей загадочности и мрачности, не сравнится с историей о черниговском полковнике-упыре Василие Касперовиче Дунине-Борковском. Одного из самых одиозных представителей украинского казачества второй половины XVII века, возможного потомка датского королевского рода Дуненов и графов Священной Римской империи, одного из богатейших магнатов Гетманской Украины, Генерального обозного Войска Запорожского, человека круга гетманов Мазепы и Самойловича...

   

Неизвестный украинский художник

Портрет ВАСИЛИЯ ДУНИНА-БОРКОВСКОГО.

 XVII в. Дерево, масло, темпера, позолота

Рассказывают, что вскоре после смерти Василия Касперовича в Чернигове начали твориться страшные вещи. В полночь из ворот Елецкого монастыря стала вылетать призрачная карета, запряженная вороными, которая несла ожившего покойника-упыря Борковского в его имение на Черной круче над Десной. Там мертвец обходил свою усадьбу, наводя ужас на слуг и домочадцев. Перед первыми петухами он останавливался возле старого колодца, указывал на него перстом, а потом исчезал после петушиного крика. Когда колодец раскопали, то нашли лаз в маленькую пещеру, а в ней - обтянутую черной кожей книгу с зловещими сатанинскими знаками...

 Историкам не очень много известно о фигуре Василия Касперовича Дунина-Борковского. Его биография пестреет белыми пятнами. Не известно точно, где он родился в 1640 году. Данных о детских и юношеских годах тоже не сохранилось. Известно лишь, что его отец, Каспер-Анджей Дунин (Борковский), шляхтич "герба Лебедя" (родовой герб Дуниных-Борковских - белый лебедь в красном поле щита) был "коронным" полковником и за службу у польского короля получил село Борковку Березнянской сотни Черниговского полка. Есть версия, согласно которой семью Каспера вырезали во время шляхетских междоусобиц приблизительно в 1646-1648 гг. Спасся лишь маленький Василий. Почти два десятка лет о нем нет никаких точных данных. Возможно, он провел эти годы в европейских университетах, а возможно - в казацких походах. Но в таком случае - под чужой фамилией. Так, как известно, что он как Дунин-Борковский записывается в Войско Запорожское после Андрусовского договора в 1667 году. Чтобы не утратить родовые земли он принимает православие. А в 1668 году Василий Дунин-Борковский становится во главе Выбельськой сотни Черниговского полка. В памяти современников он остался как очень просвещенный человек, хотя и неизвестно, где приобретал знания, и какого они были характера. Возможно, благодаря им Борковский сделал головокружительную карьеру и стал владеть огромноым состоянием. В 32 года он назначается Черниговским полковником. Гетманы Самойлович и Мазепа в знак своей благосклонности передали во владение новоиспеченного полковника немало сел на Левобережье Украины. Это поставило Василия Касперовича в ряд самых богатых людей Гетманщины того времени.

   Чтобы крепко держать такое богатство в руках, нужны были соответствующие талант и воля. Существует легенда, согласно которой Василию Касперовичу, к тому времени уже Генеральному обозному Войска Запорожского (министру финансов), была предложена гетманская булава. За это московский вельможа Василий Голицын, фаворит царевны Софьи, хотел получит взятку - десять тысяч золотых. Но из-за своей скупости Борковский отказался. Это только легенда. Тем не менее известно, что наш герой принимал участие в заговоре казацкой старшины против гетмана Ивана Самойловича. В результате чего тот был сослан в Сибирь. А булава, как известно, досталась Ивану Мазепе.

   
   В то же время Дунин-Борковский прославился как щедрый благодетель. На его средства только в Чернигове были построены церкви Вознесения, Петра и Павла, трапезная и кельи Елецкого монастыря, отреставрированы Спасо-Преображенский и Успенский соборы, Пятницкий монастырь. Он жертвует деньги на драгоценную церковную утварь и иконостасы. Каменное и кирпичное строительство стоило тогда огромных денег, но Василий Касперович мог проводить его, так как был собственником первого со времен Киевской Руси кирпичного завода в Чернигове. Такая щедрость поражала современников. И у завистников возможно уже тогда возникали сомнения: не хочет ли он таким образом заслужить прощение за свои страшные грехи перед Господом.
   
   7 марта 1702 года Генеральный обозный Борковский умер. Его похоронили со всеми надлежащими генеральной старшине почестями в Успенском соборе Елецкого монастыря. В стене собора установили портрет покойного и большую бронзовую плиту, где была выбита эпитафия, автором которой являлся известный поэт и философ того времени архиепископ Иоан Максимович.
   
   За годы многое из того, чем прославился Василий Дунин-Борковский, пришло в забвение. Образ бывшего Черниговского полковника изменился, и появилась легенда об упыре.

   
   Народный стих о Черниговском полковнике В. Дунине-Борковском.

  

  Кажуть люди,   що полковник

  По ночах блукат,   

  Бо душа його стражденна

  Упокою всё шукат...

 

   Рассказывают, что у семьи умершего и черниговчан иссякли силы терпеть ночные "выезды" покойника, обратились они к архиепископу Иоана Максимовичу, чтобы он Словом Божьим остановил злого духа. И вот весенним вечером, когда не темнело вплоть до полуночи и "сияния были в небесах" снова появилась в воротах Елецкой обители призрачная карета и помчалась к Чёрной круче. Но возле Красного моста через Стрежень вышла ей на встречу процессия священников и мирян во главе с архиепикопом. Встретились на мосту. Владыка поднял крест, и призрак Генерального обозного провалился в реку, а карета поплыла серым туманом над ней и вскоре растворилась в воздухе под молитвенное пение. На следующий день пришли люди к Елецкому монастырю, вытащили из склепа гроб Борковского и открыли его. Обозный лежал в нём, как живой, дородный, румяный, а в зубах у него дымилась трубка. Самые отчаянные казаки пробили грудь упыря колом. Гроб же с телом перенесли в родовое имение Борковских на берегу Десны и там похоронили. Той же ночью над городом прошумела страшная гроза, а река вышла из берегов, затопив место погребения. Так рассказывает легенда.

   Впервые она была зафиксирована в середине XIX века. Благодаря работам известных украинских этнографов Владимира Максимовича и Петра Ефименка, она стала известна широкой публике. К сожалению в Украине не нашлось писателя, который смог бы подать её так, как Брем Стокер легенду о валахском князе Владе III Дракуле.

   В соответствии с работами этнографов, в средневековье упырём считали колдуна, чернокнижника, который заключил соглашение с нечистым ради благ мирских. Кстати, Николай Гоголь в повести "Страшная месть" вывел сугубо фольклорный образ упыря-вероотступника, который принял католичество и владел скрытыми под землёй огромными сокровищами. Как здесь не вспомнить экс-католика, богатея Борковского. Откуда же могла появиться легенда об вельможе-упыре? Если с Владом Дракулой, прототип которого ещё при жизни своими кровавыми гекатомбами заслужил славу жестокого убийцы, всё абсолютно ясно, то в случае с Василием Касперовичем ситуация сложнее. Наиболее вероятная версия появления легенды не может основываться только на жестокости и жадности героя. Ведь данных о массовых убийствах, совершенных по его приказу, не сохранилось. Здесь могла сыграть роль зависть земляков, а также все те черты характера, которые помогали получить достаток и высокое положение в обществе в то жестокое время. Интересную версию выдвинул сотрудник Черниговского национального историко-архитектурного заповедника "Чернигов древний" Игорь Игнатенко.

   - Много лет учёные-историки считали, что Борковский был похоронен в одном из склепов внутри Успенского собора. До 1917 года никто из посторонних в склеп попасть не мог. Позже он стал доступен для учёных и авантюристов. Но в возможном погребении Борковского на момент его исследования в 70-тые годы никаких человеческих остатков не нашли. И даже в памяти местного населения не сохранилось сведений о том, что там лежало тело обозного. Как показали современные исследования, это подземное помещение было сооружено почти через 100 лет после смерти Василия Касперовича. Вероятно, что его похоронили не внутри, а снаружи храма, рядом со склепом его современников из рода Полуботков. Именно в этом месте, при входе в собор, находится до сих пор не исследованное засыпанное подземелье. Можно предположить, что где-то в XVIII ли XIX столетии, через много лет после смерти нашего героя, кто-то, попав в эти склепы, увидел полуистлевший труп и чему-то связал его с именем Борковского. Бедняга мог принять покойника за упыря. И пошла гулять по городу легенда... Кстати, о подобном случае мне рассказывал свидетель уничтожения комсомольцами-атеистами родового склепа Лизогубов в Седневе под Черниговом в 20-тые годы. Те, попав в склеп очень испугались не задетых тлением мертвецов.
   Так говорят учёные-скептики. И всё же наводит на размышление следующее: большинство из того, что было построено на средства Борковского, просуществовало недолго. Так, горели Воскресенская церковь и отреставрированный Спаский собор. Не обошла беда и церковь Петра и Павла. В годы революции исчез подаренный Елецкому монастырю драгоценный иконостас. Даже плита с эпитафией - и та пропала. Совпадение?

   
   Сегодня о Дунине-Борковском помнят лишь местные историки и краеведы. Тем не менее, группа энтузиастов предлагает переименовать одну из улиц Чернигова, которая носит старое коммунистическое название, в честь бывшего Черниговского полковника Дунина-Борковского.