Легенда о знаменитом полковнике
Дунине-Борковском
Рассказывают, что вскоре после смерти Василия
Касперовича в Чернигове начали твориться страшные
вещи. В полночь из ворот Елецкого монастыря стала
вылетать призрачная карета, запряженная вороными,
которая несла ожившего покойника-упыря Борковского в
его имение на Черной круче над Десной. Там мертвец
обходил свою усадьбу, наводя ужас на слуг и
домочадцев. Перед первыми петухами он останавливался
возле старого колодца, указывал на него перстом, а
потом исчезал после петушиного крика. Когда колодец
раскопали, то нашли лаз в маленькую пещеру, а в ней
- обтянутую черной кожей книгу с зловещими
сатанинскими знаками...
Историкам не очень много известно о фигуре Василия
Касперовича Дунина-Борковского. Его биография
пестреет белыми пятнами. Не известно точно, где он
родился в 1640 году. Данных о детских и юношеских
годах тоже не сохранилось. Известно лишь, что его
отец, Каспер-Анджей Дунин (Борковский), шляхтич
"герба Лебедя" (родовой герб Дуниных-Борковских -
белый лебедь в красном поле щита) был "коронным"
полковником и за службу у польского короля получил
село Борковку Березнянской сотни Черниговского
полка. Есть версия, согласно которой семью Каспера
вырезали во время шляхетских междоусобиц
приблизительно в 1646-1648 гг. Спасся лишь маленький
Василий. Почти два десятка лет о нем нет никаких
точных данных. Возможно, он провел эти годы в
европейских университетах, а возможно - в казацких
походах. Но в таком случае - под чужой фамилией.
Так, как известно, что он как Дунин-Борковский
записывается в Войско Запорожское после
Андрусовского договора в 1667 году. Чтобы не
утратить родовые земли он принимает православие. А в
1668 году Василий Дунин-Борковский становится во
главе Выбельськой сотни Черниговского полка. В
памяти современников он остался как очень
просвещенный человек, хотя и неизвестно, где
приобретал знания, и какого они были характера.
Возможно, благодаря им Борковский сделал
головокружительную карьеру и стал владеть огромноым
состоянием. В 32 года он назначается Черниговским
полковником. Гетманы Самойлович и Мазепа в знак
своей благосклонности передали во владение
новоиспеченного полковника немало сел на Левобережье
Украины. Это поставило Василия Касперовича в ряд
самых богатых людей Гетманщины того времени.
Чтобы крепко держать такое богатство в руках,
нужны были соответствующие талант и воля. Существует
легенда, согласно которой Василию Касперовичу, к
тому времени уже Генеральному обозному Войска
Запорожского (министру финансов), была предложена
гетманская булава. За это московский вельможа
Василий Голицын, фаворит царевны Софьи, хотел
получит взятку - десять тысяч золотых. Но из-за
своей скупости Борковский отказался. Это только
легенда. Тем не менее известно, что наш герой
принимал участие в заговоре казацкой старшины против
гетмана Ивана Самойловича. В результате чего тот был
сослан в Сибирь. А булава, как известно, досталась
Ивану Мазепе.
Кажуть люди, що полковник По ночах блукат,
Бо душа його стражденна
Упокою всё шукат...
Рассказывают, что у семьи умершего и черниговчан
иссякли силы терпеть ночные "выезды" покойника,
обратились они к архиепископу Иоана Максимовичу,
чтобы он Словом Божьим остановил злого духа. И вот
весенним вечером, когда не темнело вплоть до
полуночи и "сияния были в небесах" снова появилась в
воротах Елецкой обители призрачная карета и
помчалась к Чёрной круче. Но возле Красного моста
через Стрежень вышла ей на встречу процессия
священников и мирян во главе с архиепикопом.
Встретились на мосту. Владыка поднял крест, и
призрак Генерального обозного провалился в реку, а
карета поплыла серым туманом над ней и вскоре
растворилась в воздухе под молитвенное пение. На
следующий день пришли люди к Елецкому монастырю,
вытащили из склепа гроб Борковского и открыли его.
Обозный лежал в нём, как живой, дородный, румяный, а
в зубах у него дымилась трубка. Самые отчаянные
казаки пробили грудь упыря колом. Гроб же с телом
перенесли в родовое имение Борковских на берегу
Десны и там похоронили. Той же ночью над городом
прошумела страшная гроза, а река вышла из берегов,
затопив место погребения. Так рассказывает легенда.
Впервые она была зафиксирована в середине XIX
века. Благодаря работам известных украинских
этнографов Владимира Максимовича и Петра Ефименка,
она стала известна широкой публике. К сожалению в
Украине не нашлось писателя, который смог бы подать
её так, как Брем Стокер легенду о валахском князе
Владе III Дракуле.
В соответствии с работами этнографов, в
средневековье упырём считали колдуна, чернокнижника,
который заключил соглашение с нечистым ради благ
мирских. Кстати, Николай Гоголь в повести "Страшная
месть" вывел сугубо фольклорный образ
упыря-вероотступника, который принял католичество и
владел скрытыми под землёй огромными сокровищами.
Как здесь не вспомнить экс-католика, богатея
Борковского. Откуда же могла появиться легенда об
вельможе-упыре? Если с Владом Дракулой, прототип
которого ещё при жизни своими кровавыми гекатомбами
заслужил славу жестокого убийцы, всё абсолютно ясно,
то в случае с Василием Касперовичем ситуация
сложнее. Наиболее вероятная версия появления легенды
не может основываться только на жестокости и
жадности героя. Ведь данных о массовых убийствах,
совершенных по его приказу, не сохранилось. Здесь
могла сыграть роль зависть земляков, а также все те
черты характера, которые помогали получить достаток
и высокое положение в обществе в то жестокое время.
Интересную версию выдвинул сотрудник Черниговского
национального историко-архитектурного заповедника
"Чернигов древний" Игорь Игнатенко.
- Много лет учёные-историки считали, что
Борковский был похоронен в одном из склепов внутри
Успенского собора. До 1917 года никто из посторонних
в склеп попасть не мог. Позже он стал доступен для
учёных и авантюристов. Но в возможном погребении
Борковского на момент его исследования в 70-тые годы
никаких человеческих остатков не нашли. И даже в
памяти местного населения не сохранилось сведений о
том, что там лежало тело обозного. Как показали
современные исследования, это подземное помещение
было сооружено почти через 100 лет после смерти
Василия Касперовича. Вероятно, что его похоронили не
внутри, а снаружи храма, рядом со склепом его
современников из рода Полуботков. Именно в этом
месте, при входе в собор, находится до сих пор не
исследованное засыпанное подземелье. Можно
предположить, что где-то в XVIII ли XIX столетии,
через много лет после смерти нашего героя, кто-то,
попав в эти склепы, увидел полуистлевший труп и
чему-то связал его с именем Борковского. Бедняга мог
принять покойника за упыря. И пошла гулять по городу
легенда... Кстати, о подобном случае мне рассказывал
свидетель уничтожения комсомольцами-атеистами
родового склепа Лизогубов в Седневе под Черниговом в
20-тые годы. Те, попав в склеп очень испугались не
задетых тлением мертвецов.
|