| 
							Легенда о знаменитом полковнике 
							Дунине-Борковском 
							
							 
 
 
							
							Рассказывают, что вскоре после смерти Василия 
							Касперовича в Чернигове начали твориться страшные 
							вещи. В полночь из ворот Елецкого монастыря стала 
							вылетать призрачная карета, запряженная вороными, 
							которая несла ожившего покойника-упыря Борковского в 
							его имение на Черной круче над Десной. Там мертвец 
							обходил свою усадьбу, наводя ужас на слуг и 
							домочадцев. Перед первыми петухами он останавливался 
							возле старого колодца, указывал на него перстом, а 
							потом исчезал после петушиного крика. Когда колодец 
							раскопали, то нашли лаз в маленькую пещеру, а в ней 
							- обтянутую черной кожей книгу с зловещими 
							сатанинскими знаками...  
							
							 Историкам не очень много известно о фигуре Василия 
							Касперовича Дунина-Борковского. Его биография 
							пестреет белыми пятнами. Не известно точно, где он 
							родился в 1640 году. Данных о детских и юношеских 
							годах тоже не сохранилось. Известно лишь, что его 
							отец, Каспер-Анджей Дунин (Борковский), шляхтич 
							"герба Лебедя" (родовой герб Дуниных-Борковских - 
							белый лебедь в красном поле щита) был "коронным" 
							полковником и за службу у польского короля получил 
							село Борковку Березнянской сотни Черниговского 
							полка. Есть версия, согласно которой семью Каспера 
							вырезали во время шляхетских междоусобиц 
							приблизительно в 1646-1648 гг. Спасся лишь маленький 
							Василий. Почти два десятка лет о нем нет никаких 
							точных данных. Возможно, он провел эти годы в 
							европейских университетах, а возможно - в казацких 
							походах. Но в таком случае - под чужой фамилией. 
							Так, как известно, что он как Дунин-Борковский 
							записывается в Войско Запорожское после 
							Андрусовского договора в 1667 году. Чтобы не 
							утратить родовые земли он принимает православие. А в 
							1668 году Василий Дунин-Борковский становится во 
							главе Выбельськой сотни Черниговского полка. В 
							памяти современников он остался как очень 
							просвещенный человек, хотя и неизвестно, где 
							приобретал знания, и какого они были характера. 
							Возможно, благодаря им Борковский сделал 
							головокружительную карьеру и стал владеть огромноым 
							состоянием. В 32 года он назначается Черниговским 
							полковником. Гетманы Самойлович и Мазепа в знак 
							своей благосклонности передали во владение 
							новоиспеченного полковника немало сел на Левобережье 
							Украины. Это поставило Василия Касперовича в ряд 
							самых богатых людей Гетманщины того времени. 
							
							   Чтобы крепко держать такое богатство в руках, 
							нужны были соответствующие талант и воля. Существует 
							легенда, согласно которой Василию Касперовичу, к 
							тому времени уже Генеральному обозному Войска 
							Запорожского (министру финансов), была предложена 
							гетманская булава. За это московский вельможа 
							Василий Голицын, фаворит царевны Софьи, хотел 
							получит взятку - десять тысяч золотых. Но из-за 
							своей скупости Борковский отказался. Это только 
							легенда. Тем не менее известно, что наш герой 
							принимал участие в заговоре казацкой старшины против 
							гетмана Ивана Самойловича. В результате чего тот был 
							сослан в Сибирь. А булава, как известно, досталась 
							Ивану Мазепе. 
							
							    
							
							   
							
							  Кажуть люди,   що полковник По ночах блукат, 
							
							  
							Бо душа його стражденна 
							
							  Упокою всё шукат... 
							 
							
							   Рассказывают, что у семьи умершего и черниговчан 
							иссякли силы терпеть ночные "выезды" покойника, 
							обратились они к архиепископу Иоана Максимовичу, 
							чтобы он Словом Божьим остановил злого духа. И вот 
							весенним вечером, когда не темнело вплоть до 
							полуночи и "сияния были в небесах" снова появилась в 
							воротах Елецкой обители призрачная карета и 
							помчалась к Чёрной круче. Но возле Красного моста 
							через Стрежень вышла ей на встречу процессия 
							священников и мирян во главе с архиепикопом. 
							Встретились на мосту. Владыка поднял крест, и 
							призрак Генерального обозного провалился в реку, а 
							карета поплыла серым туманом над ней и вскоре 
							растворилась в воздухе под молитвенное пение. На 
							следующий день пришли люди к Елецкому монастырю, 
							вытащили из склепа гроб Борковского и открыли его. 
							Обозный лежал в нём, как живой, дородный, румяный, а 
							в зубах у него дымилась трубка. Самые отчаянные 
							казаки пробили грудь упыря колом. Гроб же с телом 
							перенесли в родовое имение Борковских на берегу 
							Десны и там похоронили. Той же ночью над городом 
							прошумела страшная гроза, а река вышла из берегов, 
							затопив место погребения. Так рассказывает легенда. 
							
							   Впервые она была зафиксирована в середине XIX 
							века. Благодаря работам известных украинских 
							этнографов Владимира Максимовича и Петра Ефименка, 
							она стала известна широкой публике. К сожалению в 
							Украине не нашлось писателя, который смог бы подать 
							её так, как Брем Стокер легенду о валахском князе 
							Владе III Дракуле. 
							
							   В соответствии с работами этнографов, в 
							средневековье упырём считали колдуна, чернокнижника, 
							который заключил соглашение с нечистым ради благ 
							мирских. Кстати, Николай Гоголь в повести "Страшная 
							месть" вывел сугубо фольклорный образ 
							упыря-вероотступника, который принял католичество и 
							владел скрытыми под землёй огромными сокровищами. 
							Как здесь не вспомнить экс-католика, богатея 
							Борковского. Откуда же могла появиться легенда об 
							вельможе-упыре? Если с Владом Дракулой, прототип 
							которого ещё при жизни своими кровавыми гекатомбами 
							заслужил славу жестокого убийцы, всё абсолютно ясно, 
							то в случае с Василием Касперовичем ситуация 
							сложнее. Наиболее вероятная версия появления легенды 
							не может основываться только на жестокости и 
							жадности героя. Ведь данных о массовых убийствах, 
							совершенных по его приказу, не сохранилось. Здесь 
							могла сыграть роль зависть земляков, а также все те 
							черты характера, которые помогали получить достаток 
							и высокое положение в обществе в то жестокое время. 
							Интересную версию выдвинул сотрудник Черниговского 
							национального историко-архитектурного заповедника 
							"Чернигов древний" Игорь Игнатенко. 
							
							   - Много лет учёные-историки считали, что 
							Борковский был похоронен в одном из склепов внутри 
							Успенского собора. До 1917 года никто из посторонних 
							в склеп попасть не мог. Позже он стал доступен для 
							учёных и авантюристов. Но в возможном погребении 
							Борковского на момент его исследования в 70-тые годы 
							никаких человеческих остатков не нашли. И даже в 
							памяти местного населения не сохранилось сведений о 
							том, что там лежало тело обозного. Как показали 
							современные исследования, это подземное помещение 
							было сооружено почти через 100 лет после смерти 
							Василия Касперовича. Вероятно, что его похоронили не 
							внутри, а снаружи храма, рядом со склепом его 
							современников из рода Полуботков. Именно в этом 
							месте, при входе в собор, находится до сих пор не 
							исследованное засыпанное подземелье. Можно 
							предположить, что где-то в XVIII ли XIX столетии, 
							через много лет после смерти нашего героя, кто-то, 
							попав в эти склепы, увидел полуистлевший труп и 
							чему-то связал его с именем Борковского. Бедняга мог 
							принять покойника за упыря. И пошла гулять по городу 
							легенда... Кстати, о подобном случае мне рассказывал 
							свидетель уничтожения комсомольцами-атеистами 
							родового склепа Лизогубов в Седневе под Черниговом в 
							20-тые годы. Те, попав в склеп очень испугались не 
							задетых тлением мертвецов.  
							
							    | 


