На главную

О церквях Брянской области

По информации из Путеводителя по ГОСУДАРСТВЕННОМУ  АРХИВУ  БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (ГАБО)

   О времени появления первого христианского храма в Брянском крае сведений история не сохранила. Он мог появиться в XII в. с утверждением христианской веры на наших землях. Христианство распространялось в Брянском крае из двух центров – Чернигова, где епископская кафедра была создана в 992 г., и Смоленска (1013 г.)[108]. Христианизация осуществлялась за счет притока уже православного населения из районов Смоленска, Чернигова, Сновска, где ощущалось относительное перенаселение.

В XIV в. митрополит Алексий учредил в Брянске епископскую кафедру. Кафедра брянских архипастырей находилась при церкви св. Спаса, видимо, одной из древнейших. Эта церковь была и усыпальницей епископов, почему и сохранилось за ней название «что на владычных гробех», или Спасо-Гробовская[109].

Из летописей известен еще один храм в г. Брянске – св. Николая, в котором молился митрополит Петр в 1310 г., когда жил здесь, желая примирить брянских князей Святослава и Василия, и из которой в 1340 г.: «злые крамольники брянцы» вытащили князя Глеба и убили его в присутствии митрополита Феогноста[110]. Остатки еще одного древнего храма были обнаружены во время раскопок в Трубчевске под зданием существующей Троицкой церкви. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» имеются сведения о наличии храма XII в. в Стародубе[111].

Церкви, как правило, располагались в наиболее крупном населенном пункте, каким являлись в России село, уездный или заштатный город. Каждая церковь имела церковный приход – близлежащие к селу деревни или улицы  в городе. Церковные приходы объединялись в духовные благочинные округа, а те в свою очередь – в епархии. Епархии с начала XIX в. чаще всего совпадали с губерниями. Епархию возглавлял архиерей, благочиние – благочинный. Епархией руководила духовная консистория, которая подчинялась святейшему Синоду – высшему законосовещательному административному учреждению по делам русской православной церкви[112].

На Брянщине проживали также старообрядцы. Старообрядчество - последование  церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т.е. всего того, что относится до церковного чина, благоукрашения, церковных обычаев[113].

Были и сторонники единоверческой церкви. Единоверие -  вид воссоединения русских старообрядцев-раскольников с православной церковью, при этом за старообрядцами сохранялось право совершать богослужения и таинства по старопечатным книгам и по своим обрядам, при условии подчинения в иерархическом отношении православной церкви[114].

Единоверческая церковь насаждалась правительством в первой половине XIX в., но большинство местных старообрядцев не приняло единоверия, и сохранило свою религиозную самостоятельность. Это положение было закреплено созданием в 1853 г. в г. Новозыбкове самостоятельной старообрядческой епархии[115].

Кроме исполнения религиозных функций, церковь была учреждением, где происходила запись актов гражданского состояния – регистрация рождения, брака и смерти граждан.

Самый ранний сохранившийся документ датируется 1743 г. –исповедная книга Преображенской церкви с. Федоровка Брянского уезда. Документы церквей были объединены в коллекции по географическому принципу. Церкви Брянского, Карачесвского, Севского и Трубчевского уездов принадлежали Орловской епархии, церкви Мглинского, Новозыбковского, Стародубского и Суражского уездов – Черниговской епархии. Сохранились также часть документов церквей Жиздринского уезда Калужской губернии.

На основании декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. церкви были лишены юридического лица[116]. С этого времени запись актов гражданского состояния была передана местным органам власти.

Большинство церквей были закрыты в 20-30-е гг. XX в. Здания использовались под народные дома, склады, магазины, архивы или были разобраны. Часть из них открывались в период оккупации Брянщины, и после освобождения советскими войсками по просьбе верующих церкви более не закрывались. Например, Воскресенская церковь г. Брянска[117]. Лишь не многие церкви в годы советской власти не закрывались. Например, Троицкая церковь с.Бежичи Брянского уезда[118]. В настоящее время сохранившиеся здания церквей восстанавливаются и реставрируются, на местах разобранных церквей возводятся новые.

 

Церкви Мглинского уезда

ф. 296, 135 ед.хр. 1753-1758, 1762-1777, 1779-1918 гг.

 

м-ко Баклань – Николаевская церковь

с. Балыки – Покровская церковь

с. Барики – Рождество-Богородицкая церковь

с. Бельково – Иоанновская церковь

с. Васьковичи – Николаевская церковь

с. Вельжичи – Иоанно-Богословская церковь

с. Витовка – Покровская церковь

с. Врянцы – Николаевская церковь

с. Горяны – Михайло-Архангельская церковь

с. Губостово – Покровская церковь

с. Гудово – Рождество-Богородицкая церковь

с.Деремна – Николаевская церковь

с. Дивовка – Введенская церковь

с. Дымово – Христорождественская церковь

с. Ивайтенки – Преображенская церковь

с. Кашово – Крестовоздвиженская церковь

с. Костянская (Чернецкая) слобода (с. Коста) – Троицкая церковь упраздненного Костянского монастыря

с. Котляково – Ильинская церковь

с. Красный Рог -  Успенская церковь

с. Кульнево – Сергиевская церковь

с. Лизогубовка – Покровская церковь

с. Нивное – Рождество-Богородицкая церковь

с. Павловка – Крестовоздвиженская церковь

с. Подбелово – Успенская церковь

м-ко Почеп – Воскресенская церковь

 Ильинская церковь

 Николаевская церковь

 Преображенская церковь

 Рождество-Богородицкая церковь

 Сретенская церковь

 Флора-Лаврская церковь

с. Пьяный Рог – Крестовоздвиженская церковь

с. Разрытое – Троицкая церковь

с. Рассуха – Всесвятская церковь

с. Рогово – Благовещенская церковь

с. Рубча – Покровская церковь

с. Савлуково – Преображенская церковь

с. Синьково – Николаевская церковь

с. Старое Задубенье – Димитриевская церковь

с. Староселье – Георгиевская церковь

с. Стригово – Успенская церковь

с. Тубольцы – Троицкая церковь

с.Чепово – Иоанно-Богословская церковь

 

 

Администраторы сайта будут признательны за любую информацию о церквях  Мглинских сел, которые в настоящее время разрушены и священниках, которые несли в них службу.