О времени появления первого христианского храма в Брянском крае
сведений история не сохранила. Он мог появиться в XII
в. с утверждением христианской веры на наших землях. Христианство
распространялось в Брянском крае из двух центров – Чернигова, где епископская
кафедра была создана в 992 г., и Смоленска (1013 г.).
Христианизация осуществлялась за счет притока уже православного населения из
районов Смоленска, Чернигова, Сновска, где ощущалось относительное перенаселение.
В
XIV в. митрополит Алексий учредил в
Брянске епископскую кафедру. Кафедра брянских архипастырей находилась при церкви
св. Спаса, видимо, одной из древнейших. Эта церковь была и усыпальницей
епископов, почему и сохранилось за ней название «что на владычных гробех», или
Спасо-Гробовская.
Из летописей
известен еще один храм в г. Брянске – св. Николая, в котором молился митрополит
Петр в 1310 г., когда жил здесь, желая примирить брянских князей Святослава и
Василия, и из которой в 1340 г.: «злые крамольники брянцы» вытащили князя Глеба
и убили его в присутствии митрополита Феогноста.
Остатки еще одного древнего храма были обнаружены во время раскопок в
Трубчевске под зданием существующей Троицкой церкви. В «Историко-статистическом
описании Черниговской епархии» имеются сведения о наличии храма
XII в. в Стародубе.
Церкви, как
правило, располагались в наиболее крупном населенном пункте, каким являлись в
России село, уездный или заштатный город. Каждая церковь имела церковный приход
– близлежащие к селу деревни или улицы в городе. Церковные приходы объединялись
в духовные благочинные округа, а те в свою очередь – в епархии. Епархии с начала
XIX в. чаще всего совпадали с
губерниями. Епархию возглавлял архиерей, благочиние – благочинный. Епархией
руководила духовная консистория, которая подчинялась святейшему Синоду – высшему
законосовещательному административному учреждению по делам русской православной
церкви.
На Брянщине
проживали также старообрядцы. Старообрядчество - последование церковной старине
в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т.е.
всего того, что относится до церковного чина, благоукрашения, церковных обычаев.
Были и
сторонники единоверческой церкви. Единоверие - вид воссоединения русских
старообрядцев-раскольников с православной церковью, при этом за старообрядцами
сохранялось право совершать богослужения и таинства по старопечатным книгам и по
своим обрядам, при условии подчинения в иерархическом отношении православной
церкви.
Единоверческая
церковь насаждалась правительством в первой половине
XIX в., но большинство местных старообрядцев не приняло
единоверия, и сохранило свою религиозную самостоятельность. Это положение было
закреплено созданием в 1853 г. в г. Новозыбкове самостоятельной старообрядческой
епархии.
Кроме
исполнения религиозных функций, церковь была учреждением, где происходила запись
актов гражданского состояния – регистрация рождения, брака и смерти граждан.
Самый ранний
сохранившийся документ датируется 1743 г. –исповедная книга Преображенской
церкви с. Федоровка Брянского уезда. Документы церквей были объединены в
коллекции по географическому принципу. Церкви Брянского, Карачесвского, Севского
и Трубчевского уездов принадлежали Орловской епархии, церкви Мглинского,
Новозыбковского, Стародубского и Суражского уездов – Черниговской епархии.
Сохранились также часть документов церквей Жиздринского уезда Калужской губернии.
На основании
декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января
1918 г. церкви были лишены юридического лица.
С этого времени запись актов гражданского состояния была передана местным
органам власти.
Большинство
церквей были закрыты в 20-30-е гг. XX
в. Здания использовались под народные дома, склады, магазины, архивы или были
разобраны. Часть из них открывались в период оккупации Брянщины, и после
освобождения советскими войсками по просьбе верующих церкви более не закрывались.
Например, Воскресенская церковь г. Брянска.
Лишь не многие церкви в годы советской власти не закрывались. Например, Троицкая
церковь с.Бежичи Брянского уезда.
В настоящее время сохранившиеся здания церквей восстанавливаются и
реставрируются, на местах разобранных церквей возводятся новые.
Церкви Мглинского уезда
ф. 296, 135 ед.хр. 1753-1758, 1762-1777,
1779-1918 гг.
|
м-ко Баклань –
Николаевская церковь
с. Балыки – Покровская
церковь
с. Барики –
Рождество-Богородицкая церковь
с. Бельково –
Иоанновская церковь
с. Васьковичи –
Николаевская церковь
с. Вельжичи –
Иоанно-Богословская церковь
с. Витовка – Покровская
церковь
с. Врянцы – Николаевская
церковь
с. Горяны –
Михайло-Архангельская церковь
с. Губостово –
Покровская церковь
с. Гудово –
Рождество-Богородицкая церковь
с.Деремна – Николаевская
церковь
с. Дивовка – Введенская
церковь
с. Дымово –
Христорождественская церковь
с. Ивайтенки –
Преображенская церковь
с. Кашово –
Крестовоздвиженская церковь
с. Костянская (Чернецкая)
слобода (с. Коста) – Троицкая церковь упраздненного Костянского монастыря
с. Котляково – Ильинская
церковь
с. Красный Рог -
Успенская церковь
с. Кульнево –
Сергиевская церковь
с. Лизогубовка –
Покровская церковь
с. Нивное –
Рождество-Богородицкая церковь
с. Павловка –
Крестовоздвиженская церковь
с. Подбелово – Успенская
церковь
м-ко Почеп –
Воскресенская церковь
Ильинская церковь
Николаевская церковь
Преображенская церковь
Рождество-Богородицкая церковь
Сретенская церковь
Флора-Лаврская церковь
с. Пьяный Рог –
Крестовоздвиженская церковь
с. Разрытое – Троицкая
церковь
с. Рассуха – Всесвятская
церковь
с. Рогово –
Благовещенская церковь
с. Рубча – Покровская
церковь
с. Савлуково –
Преображенская церковь
с. Синьково –
Николаевская церковь
с. Старое Задубенье –
Димитриевская церковь
с. Староселье –
Георгиевская церковь
с. Стригово – Успенская
церковь
с. Тубольцы – Троицкая
церковь
с.Чепово –
Иоанно-Богословская церковь
|
Администраторы сайта будут признательны
за любую информацию о церквях
Мглинских сел, которые в настоящее время
разрушены и священниках, которые несли в
них службу.
|