Если бы не было Той,
Которую Бог избрал, чтобы через Нее стать Человеком, не
совершилось бы и наше спасение. Есть такие слова в одной из
стихир Рождества Христова о том, что весь тварный мир
приносит дары Христу Родившемуся: небо - звезду, земля –
вертеп, мы же Матерь Деву. Божия Матерь – дар Богу от рода
человеческого, с той оговоркой, что все, что мы можем Богу
принести, мы должны сначала принять от Него и сохранить. Она
родилась лишь потому, что нашлись на этой земле люди,
которые любили Бога всем сердцем, всею душой, всеми силами и
всем помышлением. Как солнце начинает светить еще прежде
своего восхода, так и Христос просвещал души ищущих Бога еще
до Своего Воплощения. Мир, лежавший в языческой тьме,
оказался готов в Него уверовать. Тем более в народе
Израильском зрели плоды, угодные Богу, которые должны были
созреть, чтобы дать Ему место в нас действовать.
|
Святые и
праведные Иоаким и Анна были благочестивы и праведны, и
эта великая милость от Бога - то, что они стали
родителями Божией Матери - потому и была им дана, что
они превзошли всех своею праведностью. Но прежде они
перенесли скорбь - до старости они не имели детей, до
того возраста, когда при естественном порядке вещей это
становится невозможно. В Израиле бездетность считалась
особым наказанием Божиим. Святые праведные Иоаким и Анна
страдали от этого еще больше, думая, что по их
греховности Бог не дает им иметь детей. Другие люди над
ними смеялись. Однажды в великий праздник праведный
Иоаким принес в иерусалимский храм большие жертвы, и
первосвященник отказался принять их. "Наверное, - сказал
он, - у тебя есть какие-то тайные грехи, что Бог лишил
тебя своего благословения". Другие стали уничижать его,
говоря, что и правда он недостоинприносить Богу жертвы.
Тогда Иоаким в великой скорби вместо того, чтобы
вернуться домой, ушел в пустыню, где паслись его стада.
Там он сорок дней держал строгий пост и молился о том,
чтобы Господь простил все его грехи и дал ему стать
отцом хотя бы в преклонных летах, как в древности было с
праведным Авраамом. О том же молилась и праведная Анна.
Она узнала, что первосвященник не принял их дары, что
муж ее ушел в пустыню, и от этого горько плакала. Что бы
она ни видела – птенцов ли в гнезде или землю, на
которой все приносит плоды, ее скорбь только росла. Она
тоже со слезами просила, чтобы родить хотя бы в
старости. После этой молитвы явился ей ангел и сказал,
что ее прошение будет исполнено, но она родит не
простого ребенка, а Ту, Которую ублажат все роды и через
Которую все получат спасение. О том же было сказано и
Иоакиму, причем ангел сказал ему, что он в подтверждение
этих слов найдет свою жену молящуюся в Иерусалимском
храме. Они встретились, все рассказали друг другу,
вернулись домой, и Господь исполнил Свое обещание. Если
бы святые и праведные Иоаким и Анна не превзошли всех
своим благочестием, то не они были бы избраны, чтобы
стать родителями Божией Матери. Если бы они в своем
благочестии считали себя лучше других и не смирились,
оно было бы неугодно Богу. Если бы они не перенесли свою
скорбь, то едва ли пришли бы в такое смирение. Если бы
все свое упование они не возложили на Бога, то и не дали
бы Ему места совершить это великое дело. Так все, что
угодно Богу, всегда бывает выстрадано, и полученное от
Него в дар нужно умножить и возвратить Ему. Будем
молиться Божией Матери и святым праведным Иоакиму и
Анне, чтобы и нам принять разум от Бога и служить Ему с
той же энергией и находчивостью, с какой мы раньше
служили своим собственным пожеланиям.
|