На главную

 
 

 

№ 8

 2010

 

Августовские Спасы

В августе существуют три праздника в честь Спасителя, три Спаса:

  • первый Спас -1/14 августа, по народному выражению - "на воде";

  • второй -6/19 августа, "на горе";

  • третий -16/29 августа, "на полотне".

Праздник первого Спаса установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 г. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божией исходил свет и осенял войска. Спасом "на воде" называют этот праздник потому, что в этот день принято совершать Крестные ходы на различные водоемы для их освящения. После Крестного хода люди купались сами, а затем купали домашний скот.

Первый Спас до сих пор в некоторых местах Руси зовут также "Медовым Спасом". Мед нового сбора приносится в храм для освящения, благословляется его употребление в пищу. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед.

Второй Спас в день Преображения Господня - Спас "на горе".

Евангелие повествует о том, что, когда Иисус Христос говорил ученикам своим об ожидающих Его в скором времени страданиях, крестной смерти и воскресении, смущались апостолы и сильно огорчались. Они ожидали от Христа земного величия и не могли уразуметь, что царство Иисуса не в этом мире. Для того чтобы поддержать веру учеников в Себя, Господь Иисус Христос показал им славу Свою. Незадолго до Своих страданий Иисус Христос взял трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна - и с ними взошел на высокую гору помолиться.

 


 

Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему во славе небесной два пророка - Моисей и Илия - и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Вдруг светлое облако осенило их, и они услыша­ли из облака глас Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!" Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь".

Ученики встали и увидели Иисуса Христа в прежнем виде. Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.. Раньше до второго Спаса не полагалось есть фрукты. 6/19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом".                

Церковь,    благословляя приносимые плоды, тем самым внушает, что в ней, как в обществе священном, все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как Его творение.

Третий Спас, то есть третий праздник Спасителя, - 16/29 августа - Спас "на полотне", назначенный в память перенесения Нерукотворного Образа Господня в Константинополь.

Во время земной жизни Иисуса Христа на юго-востоке от Палестины находилось небольшое государство Озроэна, столицей которого был город Едесса. Правителем Озроэны был Авгарь V Черный, прозванный так, потому что страдал от «черной» проказы - самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни. Узнав от своих подданных, о необыкновенном Челове­ке и Его поразительных чудесах, царь Едессы послал своего придворного живописца Ананию в Палестину с письмом, где просил Спасителя о помощи. В этом обращении Авгарь предлагал Христу приехать к нему в страну и поселиться при дворе. Анания, по прибытии на место, сделав несколько безуспешных попыток вручить письмо окруженно­му массой народа Господу, и также безрезультатно пытаясь сделать рисунок Его лика, наконец, был сам приглашен к Спасителю через апостола Фому. Господь отказал царю Едессы в личном посеще­нии, но, чувствуя отчаянный призыв этого человека о спасении, обещал оказать помощь: очистить от позорной и жестокой болезни. Омыв Своё лицо, Он попросил чистый плат и отерся им. Непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски, и на ткани возникло изображение Божественного Пика Спасителя.

Получив свидетельство милости Божией к раскаявшемуся и возопившему о спасении грешни­ку, правитель Едессы исцелился, стал ревностным последователем Христа и привел к христианству своих подданных.

Сначала Нерукотворный образ хранился в городе Едессе, а впоследствии был перенесен в Констан­тинополь. Перенесение это и было совершено 16/29 августа.

По материалам газеты «Ангел – хранитель»

 

 

 

10 августа -
ПРАЗДНИК МГЛИНСКОЙ ЗАСТУПНИЦЫ
 

10 августа, когда Православная церковь чтит образ смоленской Божией Матери, наш приход отметил память Мглинской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия.
В этот день служба в храме была особенно яркой и торжественной. Ведь разделить радость праздника и вознести свои молитвы к Пречистой пожелали многие: клирики и миряне нашего и соседних районов. Именно этот праздник ежегодно собирает в нашем храме так много народа: не только прихожане, но и те, кто лишь ищет дорогу к Богу. Возглавил Божественную Литургию благочинный Мглинского округа протоиерей Василий Климчук.

 

 

Ему сослужили протоиерей храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г.Суража протоирей Владимир Фараон, протоиерей Унечского благочиния протоиерей Александр Гулидов, священники Роман Сидоренко и Пётр Климчук.

 

 

 

 

Божественная Литургия

 

Священнослужители поздравили настоятеля и прихожан храма с праздником и пожелали духовных сил и заступничества Пресвятой Богородицы.

После чтения Евангелия  благочинный Мглинского округа протоиерей Василий Климчук в своём слове, обращённом к пастве, поздравил всех с праздником:

«С благодарностью и трепетом приступим к образу Ея, как Живоносному источнику, текущему в жизнь вечную, радуясь Её божественной славе.

Она будет нашей заступницей и ходатаицей к Своему Божественному Сыну и нашей последней надеждой на Страшном Суде. Уповая на Её милосердие, будем просить Её быть поручницей о прощении наших грехов, ведь много может молитва Матерня на умоление Владыки. По Её святым молитвам мы можем получить милость Спасителя и войти в Царство Небесное.

Она Заступница наша, всегда с нами, только бы мы были с Нею, то есть несомненно веровали в Её близость к нам, наполняли Её сердце радостью, что не напрасна крестная смерть Её Сына, давшего нам прощение грехов и ведущего нас ко спасению через покаяние и исполнение заповедей Божиих.

Будем молить, братие и сестры, нашу Заступницу, чтобы Она всегда была к нам милостива и благосердна, сохранила нас от всех бед и скорбей, от всяких нужд и печалей, а во время исхода нашей души от тела - от бесовских напастей, Своим ходатайством и заступлением избавила нас от вечной муки и соделала нас наследниками неизреченной славы Своего Сына и Бога, Господа Нашего Иисуса Христа».

 

Причастие Святых Таин

Священник Роман Сидоренко причастил прихожан и паломников Святых Таин. Отрадно, что среди причастившихся в этот день было много детей.

 

По окончании Богослужения духовенством и мирянами был совершён крестный ход по малому кольцу города – свидетельство единства жизни и веры православных христиан. У святого источника иконы Божией Матери был отслужен водосвятный молебен. На всём пути шествия с чудотворным образом пелись тропарь, кондак, икос и величание Матери Божией.
Богородица собрала в этот день всех любящих и почитающих Её под Свой Покров. И мы просим у Неё помощи и заступления. Господь ради Неё скорее услышит и нас, грешных. А духовная радость праздника будет пребывать в сердцах почитающих Матерь Божию ещё долгое время
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестный ход с Чудотворным образом

Казачьему роду нет переводу

 

С 30 июля по 1 августа в селе Ляличи Суражского района прошёл первый областной фестиваль казачьей песни. В программу вышеуказанного фестиваля входили: проведение спортивных мероприятий»Казачьи сборы», расширенный круг (заседание атаманов), концертно – конкурсная программа .

Заезд казаков на стоянку начался в 18 часов 30 июля. Был разбит палаточный лагерь, организована полевая кухня, дежурства по лагерю и место для проведения спортивных мероприятий.

Вечером был отслужен молебен «Перед началом всякого доброго дела», за коим молились все без исключения казаки.

С 10 часов 31 июля на стоянке начались «Спортивные сборы», которые проходили до 17 часов вечера. Казаки показали высокие результаты по всем имевшим место спортивным дисциплинам. Вечером этого же дня состоялся круг (заседание) куренных атаманов под председательством главного атамана Зимы В.А.

1 августа в культурном центре села Ляличи прошла концертно-конкурсная программа первого областного фестиваля казачьей песни.

 

 

 В программе приняли участие самодеятельные и профессиональные коллективы и солисты из Унечи, Стародуба, Погара, Мглина, Брянска и Брянского района, Суражский казачий хор.

Подбор исполняемого,  как песенного, так и фольклорно-прикладного репертуара требовал от участников приложения немалых трудов по изучению исторических материалов, связанных с казачеством. А так как история казачества неразрывно связана с историей православной церкви, участники фестиваля напрямую, со сцены, в своём творчестве заявили об истовой вере русского казака.

Будучи членом профессионального жюри, мне бы хотелось отметить идеологическую и православно – патриотическую направленность прошедшего мероприятия.

Фестиваль показал, что идея казачества жива и актуальна. Данное явление в культурной жизни области явилось прекрасной возможностью для общения людей, объединённых одной Родиной, верой и историей.

Ответственный по связям с казачеством

священник Роман Сидоренко

 

 

Святые люди

 

Преподобный Серафим Саровский Чудотворец

 

 На иконах мы видим святых людей или угодников Божиих. Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своею праведною жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле.
Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребренники, блаженные и праведные.

Пророками мы называем тех святых Божиих, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Иисуса Христа на землю.

Апостолы - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам.



Мученики - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений они скончались мирно, то их мы называем исповедниками.
Первые пострадавшие за Христову веру были архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому они называются первомучениками.

Умершие за святую веру после особенно тяжелых (ве­ликих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками, как, например, св. ве­ликомученик Георгий, святые великомученицы Вар­вара и Екатерина и другие. 

Святители - епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как, например, святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит Московский и др.

Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви.

Преподобные - праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками. 

Бессребренники служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как, например, Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеймон и другие.

Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя подобно нам в миру, будучи семейными людьми, как, например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

 Первые праведники на земле - родоначальники (патриархи) человеческого рода - называются праотцами. Как, например, Адам, Ной, Авраам и др.

Из книги В.Гофмана «Первые шаги в православии»

 

 

Если гнев вселится в душу твою, то им уже уничтожен день твоей жизни. По крайней мере, не позволяй гневу переходить на другой день, чтобы не погубил он целой жизни твоей.    

Преподобный Ефрем Сирин

 

 

 

                         

«Благовест православия» - издание  Мглинского благочиния,  243220,  Брянская область,  г. Мглинул. Буденногод. 1.         

                                  тел.     2-22-03         е-mail: mglin_blagovest@mail.ru           Тираж – 150 экз.               Редактор Г.М.Штырхунова

 

 

 

На главную